Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2006


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Марина Балякина

Это твоя Земля

Сценарий экологического вечера для старшеклассников

Марина Анатольевна
Балякина

зав. библиотекой школы № 1

г. Зеленодольск,
Республика Татарстан

Звучит колокольный звон

1-й чтец.

Дин-дон, дин-дон –
слышит лес, слышит дол
то ли вздох, то ли стон.
О чем он? О ком он? –
этот старый колокол.
Не от восторга звуком полнится,
а ударил, как опомнился.
Язык в беспамятстве забился,
точно раненая птица.
Испугался за землю?
За простор?
И широко крыла простер:
повис тревогой
над полевой дорогой,
над поздними цветами
задышал устами,
над крышей
тронул вяз рыжий,
птиц вспугнул
тяжкий гул…

Зиннур Мансуров

1-й ведущий. Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух – это наш отец, Вода – мать, Земля – дом, Роса – национальное богатство.

Звучит музыка Вивальди – «Времена года», «Лето» (престо).

2-й ведущий. Окружающий мир входит в каждого из нас через все окна и двери наших чувств, постоянно питая нас, и такое питание становится все более затруднительным из-за утраты красоты этого мира. Изуродованные плотинами реки, загрязненные их воды, в том числе озерные; разграбленные и разрушенные, как при страшной бомбардировке, леса; сработанное наполовину плодородие черноземов, которые, как язвой, изрыты оврагами; отравленные ядохимикатами поля и луга; удушливый воздух в городах и промышленных центрах; пораженные радиоактивностью огромные пространства исторических областей государства; больные люди и дети; стоящие в руинах прославленные святыни народа – более 1200 монастырей и 70 тысяч церквей; не вставшие на ноги после погрома более 110 тысяч усадеб XVIII–XIX веков; заброшенные сотни тысяч сел и деревень да сотни древних городков и посадов – картина духовно-нравственного опустошения нашей Родины. Оно есть плод поголовного безумия людей, тотального погрома хозяйства и природы, погружение всего сущего во всеохватное безобразие.

Снова звучит Вивальди – «Времена года», «Весна» (ларго).

2-й чтец.

Боль

Да, мы не чуем земли под собой, воспаряя,
боли ее в костях не мозжат.
Мать вековечная, с неисчерпаемыми морями,
реже нам снится в безоблачных миражах.
В спальных мешках пух гагачий не тает,
на сковородках жар-птицы трещат.
«Красную книгу» мальчик читает –
белотелой березы листы шелестят…
Скоро росы и дождя на губах опасаться.
Корни повыдрав, дубрава взойдет на костер.
Грач по весне, обживая на древе пространство,
в гнездо понесет металлический сор…

Зиннур Мансуров

Музыка смолкает.

1-й ведущий. Важнейшая примета экологического кризиса – распад и деградация национального пейзажа. Это – как знак беды, указание на то, что кризису экологическому неизбежно предшествовал кризис исторического сознания, утрата корней и веры в традицию.

2-й ведущий. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев рассматривает проблему экологии с точки зрения нравственности, под знаком философии и этики. По сути дела, это стремление востребовать для решения проблемы всего Человека. Основное нравственное требование заключается в том, чтобы тот величественный строй природы, который мы видим каждый день, которому мы обязаны каждой минутой жизни, в котором мы купаемся, как в животворной купели, был для нас безусловной целью.

Рассмотрим отдельные мысли и положения воззрений академика на эту проблему.

2-й чтец. «Человек остается один в лесу, в поле. Он может натворить бед, и единственное, что его сдерживает (если сдерживает!), – его нравственное сознание, чувство ответственности, совесть.

Но и человечество в целом, в нынешнем его сознании, также существует “наедине с природой”. Не означает ли это, что только от нравственности человечества зависит отношение человечества к окружающему его миру, к природе. Но ведь совесть одного человека – нечто реальное при всей ее неопределенности, но совесть всего человечества как единого целого – это уже абстракция.

Наибольшей сложностью, ответственностью и драматизмом отличается отношение человека к природе, в силу “немоты” последней. Необходима ясная и всеми признаваемая философия экологии, исходя из которой будет строиться и этика экологии…

При миллионах разновидностей живых существ – зверей, птиц, насекомых, растений – человек единственное существо, обладающее речью и разумом. Это призывает человека
к тому, что он должен говорить и отвечать за все живое в мире, за все существа, за растительный мир».

2-й ведущий. Эти размышления Дмитрия Сергеевича побудили нас обратиться к творчеству великого английского поэта, художника и философа XVIII–XIX веков Вильяма Блейка. Послушайте его стихотворение «Мотылек» из поэтического цикла «Песни Опыта», написанного
в далеком 1794 году. Это поразительно, но уже тогда, за двести с лишним лет, задолго до сегодняшних экологических катастроф, лучшие люди писали об ответственности человека перед всем сущим, перед всем живым.

Звучит Вивальди – «Времена года», «Весна» (аллегро).

1-й чтец.

Мотылек

Бездумно танец
мотылька
оборвала
моя рука.

А чем и я
не мотылек?
Ведь нам один
отпущен срок.

Порхаю
и пою, пока
слепая
не сомнет рука.

Считают: мысль
есть жизнь и свет,
а нет ее –
и жизни нет.

А я порхаю
над цветком –
таким же точно
мотыльком.

Вильям Блейк

2-й ведущий. Ко времени выхода в свет «Песен Опыта» Блейк коренным образом меняет свое мировоззрение на материалистическое и переносит свое внимание на земную реальность. Мир задуман как совершенный, но дух человеческий пребывает в тенетах лжи и притворства – такова новая философия Блейка. И задача Поэта – это задача барда, ясновидца, пророка – показать людям путь к освобождению духа.

«Песни Опыта» привязаны исключительно к земной жизни, они усматривают в смерти бесповоротный конец, который равно трагичен и для человека, и для мотылька, и в этом все твари Божии равны. Бог даровал жизнь и мотыльку, и человеку, он же судил обоим умереть, и в этом жребий их одинаков; между ними есть лишь одно различие – человеку дана Мысль, то есть Разум. Однако, по Блейку, разум не возвышает человека над мотыльком, поскольку Разум лишь подавляет иные, куда более важные свойства, присущие всякому живому созданию; а посему человек и мотылек одинаково важны для Творца, ибо, как говорит Поэт: «Все живое – священно».

1-й ведущий. Даниил Гранин высказал такую мысль: человек захватил доминирующее положение в природе по праву силы, и отражение этого права, к сожалению, живет и
в нашей экологии, хотя недостаточно осознается.

Например, строится отравляющий округу завод. Поселок рабочих завода относится на достаточное от него расстояние. Но ведь между заводом и поселком живут звери, рыбы, насекомые… По какому праву мы приговариваем их к смерти? Не означает ли это, что в решении экологических проблем человек пока еще заботится только о себе? В большом масштабе именно о себе и для себя, разнообразие природы для себя: как скупец, охраняющий свои сокровища.

Разве не прав после всего этого великий Блейк, считавший, что Разум не возвышает человека над мотыльком?..

2-й чтец. Вернемся к размышлениям Дмитрия Сергеевича Лихачева. Академик пишет: «Человек не только нравственно отвечает за все сущее на Земле, но и морально обязан за них говорить, защищать их права и интересы.Человек – носитель самосознания Вселенной».

Звучит Вивальди – «Времена года», «Лето» (аллегро нон молто).

1-й чтец.

Рог

Все – в дело. Польза правит бал!
Медведь бежит и бабочка трепещет.
Любая плоть нам по зубам:
в музей, в котел!
Эй, властелин, полегче!
«На земле ежегодно истребляется около трех тысяч носорогов…»
За что ты их, невинных, покарал, взял шкуру, мясо, рог могучий?
На мушку пойманный марал завис над кручей,
чтоб в Красной книге отпечатать след…
Грехи, грешки…
Толстенный том безумья лежит, как украшенье, на столе.
А на рогах оленьих  шубка кунья
висит. Акулий зуб блестит на четках.
Кость моржа сияет.
Берем и жаждем.
О Аллах, прости!..

Зиннур Мансуров

3-й ведущий. В статье «Экология культуры» Дмитрий Сергеевич Лихачев пишет о том, что загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству.

Но «дом», в котором живет человечество, продолжает ученый, состоит не только из природного комплекса, в который входит и человек как часть природы, но и из комплекса культуры. Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека. Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетиями культуры. И для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины и социальности.

Погибнуть человечество и природа могут не только биологически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно – вследствие гибели культуры. Такое сочетание бездуховного человечества и бескультурной природы вполне возможно
с помощью бездуховной «техники переустройства». Более того, мы уже идем по такому пути, не замечая этого. И нет пропасти между законами биологической экологии и законами экологии культурной, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой.

Не об этом ли стихотворение Зиннура Мансурова «Прерванный диалог»?

1-й и 2-й чтецы (по ролям).

Детишек меньше стало по деревне.
Пустуют парты.
– Где взять, когда и речки обмелели?
– Коль так пойдет, закрыть придется школу…
– Откуда наберешь, когда и аисты исчезли?
– Как несерьезно смотришь ты на вещи!
– Несерьезно?

3-й ведущий. Объединение двух понятий, продолжает Дмитрий Сергеевич, тем более необходимо и разумно, что очень часто природа и культура страдают от общих причин. Например, кислотные дожди в Ленинграде1 разрушают одновременно в Летнем саду и мраморные статуи XVII–XVIII веков, и окружающие деревья. В результате одно следствие: может погибнуть и фактически уже медленно погибает в Ленинграде Летний сад.

И отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания человеком себя как части природы и части культуры.

4-й ведущий. Бесперспективность и трагизм наших экологических программ в том, что проблема экологии сведена к абстрактному принципу охраны природы, а точнее, ресурсов: охране недр, охране почв, охране вод и т.д. Чисто прикладные экологические проблемы заняли место ключевой проблемы Земли и Почвы. Главный же ресурс – национальный исторический ландшафт – все еще остается невостребованным.

Звучит Вивальди – «Времена года», «Осень» (адажио молто).

5-й ведущий. Конечная цель человеческой жизни и работы – преображение мира. Преображение, которое следует понимать не в смысле изменения его лица – внешней переделки мира, а в смысле выявления в мире всего заложенного в нем разумного начала. Разумное начало камня – быть строительным материалом для прекрасных архитектурных творений. Разумное начало Земли – в растительности, на ней произрастающей. Разумное начало растительности – служить для превращения Земли в один цветущий сад, прообразом которого служил рай. Прообраз этой деятельности человека – художественное творчество. Человек не может жить сиюминутными заботами без ясной цели впереди. И если мы не изменимся внутренне – нравственно, духовно, – не жить нам под солнцем, не иметь нам более природы-питательницы, заступницы, врачевательницы, не находиться нам более в красоте мира, в блеске Вселенной, в изливающихся ее щедротах.

2-й чтец.

Придет удушье – травы есть,
день почернеет болью – травы есть,
кусок не лезет в горло – травы есть.
От ста одной болезни
травы есть на случай.
А если луг цветущий заболеет,
головками поникнет,
чем станем
жизнь лечить?

Зиннур Мансуров

(Бьет колокол.)

1-й чтец.

Дин-дон, дин-дон –
слышит лес,
слышит дол
то ли вздох,
то ли стон.
О чем он? О ком он? –
этот старый колокол…

Зиннур Мансуров

Литература

Лихачев Д.С. Письма о добром / Д.С. Лихачев. – М. : Открытый мир, 1996.

Лихачев Д. С. Земля родная / Д. С. Лихачев. – М. : Просвещение, 1983.

Наше наследие. – 1991. – № 1. – С. 3–20.

Мансуров З.М. Душицы белый запах : стихи, поэмы / З.М. Мансуров ; пер. с татар. Р. Кутуя. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1991.

Блейк В. Песни Невинности и Опыта / В. Блейк ; пер. с англ. – СПб. : Северо-Запад, 1993.