Картотека опыта
Марина Балякина
Это твоя Земля
Сценарий экологического вечера для
старшеклассников
|
Марина
Анатольевна
Балякина
зав. библиотекой школы № 1
г. Зеленодольск,
Республика Татарстан |
Звучит колокольный звон
1-й чтец.
Дин-дон, дин-дон –
слышит лес, слышит дол
то ли вздох, то ли стон.
О чем он? О ком он? –
этот старый колокол.
Не от восторга звуком полнится,
а ударил, как опомнился.
Язык в беспамятстве забился,
точно раненая птица.
Испугался за землю?
За простор?
И широко крыла простер:
повис тревогой
над полевой дорогой,
над поздними цветами
задышал устами,
над крышей
тронул вяз рыжий,
птиц вспугнул
тяжкий гул…
Зиннур Мансуров
1-й ведущий. Мы странно, неправильно
живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а
бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото,
деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны
чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это
совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь
землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить
самого главного: Воздух – это наш отец, Вода –
мать, Земля – дом, Роса – национальное богатство.
Звучит музыка Вивальди – «Времена
года», «Лето» (престо).
2-й ведущий. Окружающий мир входит в
каждого из нас через все окна и двери наших
чувств, постоянно питая нас, и такое питание
становится все более затруднительным из-за
утраты красоты этого мира. Изуродованные
плотинами реки, загрязненные их воды, в том числе
озерные; разграбленные и разрушенные, как при
страшной бомбардировке, леса; сработанное
наполовину плодородие черноземов, которые, как
язвой, изрыты оврагами; отравленные
ядохимикатами поля и луга; удушливый воздух в
городах и промышленных центрах; пораженные
радиоактивностью огромные пространства
исторических областей государства; больные люди
и дети; стоящие в руинах прославленные святыни
народа – более 1200 монастырей и 70 тысяч церквей;
не вставшие на ноги после погрома более 110 тысяч
усадеб XVIII–XIX веков; заброшенные сотни тысяч сел
и деревень да сотни древних городков и посадов –
картина духовно-нравственного опустошения нашей
Родины. Оно есть плод поголовного безумия людей,
тотального погрома хозяйства и природы,
погружение всего сущего во всеохватное
безобразие.
Снова звучит Вивальди – «Времена
года», «Весна» (ларго).
2-й чтец.
Боль
Да, мы не чуем земли под собой,
воспаряя,
боли ее в костях не мозжат.
Мать вековечная, с неисчерпаемыми морями,
реже нам снится в безоблачных миражах.
В спальных мешках пух гагачий не тает,
на сковородках жар-птицы трещат.
«Красную книгу» мальчик читает –
белотелой березы листы шелестят…
Скоро росы и дождя на губах опасаться.
Корни повыдрав, дубрава взойдет на костер.
Грач по весне, обживая на древе пространство,
в гнездо понесет металлический сор…
Зиннур Мансуров
Музыка смолкает.
1-й ведущий. Важнейшая примета
экологического кризиса – распад и деградация
национального пейзажа. Это – как знак беды,
указание на то, что кризису экологическому
неизбежно предшествовал кризис исторического
сознания, утрата корней и веры в традицию.
2-й ведущий. Академик Дмитрий
Сергеевич Лихачев рассматривает проблему
экологии с точки зрения нравственности, под
знаком философии и этики. По сути дела, это
стремление востребовать для решения проблемы
всего Человека. Основное нравственное
требование заключается в том, чтобы тот
величественный строй природы, который мы видим
каждый день, которому мы обязаны каждой минутой
жизни, в котором мы купаемся, как в животворной
купели, был для нас безусловной целью.
Рассмотрим отдельные мысли и
положения воззрений академика на эту проблему.
2-й чтец. «Человек остается один в
лесу, в поле. Он может натворить бед, и
единственное, что его сдерживает (если
сдерживает!), – его нравственное сознание,
чувство ответственности, совесть.
Но и человечество в целом, в нынешнем
его сознании, также существует “наедине с
природой”. Не означает ли это, что только от
нравственности человечества зависит отношение
человечества к окружающему его миру, к природе.
Но ведь совесть одного человека – нечто реальное
при всей ее неопределенности, но совесть всего
человечества как единого целого – это уже
абстракция.
Наибольшей сложностью,
ответственностью и драматизмом отличается
отношение человека к природе, в силу “немоты”
последней. Необходима ясная и всеми признаваемая
философия экологии, исходя из которой будет
строиться и этика экологии…
При миллионах разновидностей живых
существ – зверей, птиц, насекомых, растений –
человек единственное существо, обладающее речью
и разумом. Это призывает человека
к тому, что он должен говорить и отвечать за все
живое в мире, за все существа, за растительный
мир».
2-й ведущий. Эти размышления
Дмитрия Сергеевича побудили нас обратиться к
творчеству великого английского поэта,
художника и философа XVIII–XIX веков Вильяма Блейка.
Послушайте его стихотворение «Мотылек» из
поэтического цикла «Песни Опыта», написанного
в далеком 1794 году. Это поразительно, но уже тогда,
за двести с лишним лет, задолго до сегодняшних
экологических катастроф, лучшие люди писали об
ответственности человека перед всем сущим, перед
всем живым.
Звучит Вивальди – «Времена года»,
«Весна» (аллегро).
1-й чтец.
Мотылек
Бездумно танец
мотылька
оборвала
моя рука.
А чем и я
не мотылек?
Ведь нам один
отпущен срок.
Порхаю
и пою, пока
слепая
не сомнет рука.
Считают: мысль
есть жизнь и свет,
а нет ее –
и жизни нет.
А я порхаю
над цветком –
таким же точно
мотыльком.
Вильям Блейк
2-й ведущий. Ко времени выхода в свет
«Песен Опыта» Блейк коренным образом меняет свое
мировоззрение на материалистическое и переносит
свое внимание на земную реальность. Мир задуман
как совершенный, но дух человеческий пребывает в
тенетах лжи и притворства – такова новая
философия Блейка. И задача Поэта – это задача
барда, ясновидца, пророка – показать людям путь к
освобождению духа.
«Песни Опыта» привязаны исключительно
к земной жизни, они усматривают в смерти
бесповоротный конец, который равно трагичен и
для человека, и для мотылька, и в этом все твари
Божии равны. Бог даровал жизнь и мотыльку, и
человеку, он же судил обоим умереть, и в этом
жребий их одинаков; между ними есть лишь одно
различие – человеку дана Мысль, то есть Разум.
Однако, по Блейку, разум не возвышает человека
над мотыльком, поскольку Разум лишь подавляет
иные, куда более важные свойства, присущие
всякому живому созданию; а посему человек и
мотылек одинаково важны для Творца, ибо, как
говорит Поэт: «Все живое – священно».
1-й ведущий. Даниил Гранин высказал
такую мысль: человек захватил доминирующее
положение в природе по праву силы, и отражение
этого права, к сожалению, живет и
в нашей экологии, хотя недостаточно осознается.
Например, строится отравляющий округу
завод. Поселок рабочих завода относится на
достаточное от него расстояние. Но ведь между
заводом и поселком живут звери, рыбы, насекомые…
По какому праву мы приговариваем их к смерти? Не
означает ли это, что в решении экологических
проблем человек пока еще заботится только о себе?
В большом масштабе именно о себе и для себя,
разнообразие природы для себя: как скупец,
охраняющий свои сокровища.
Разве не прав после всего этого
великий Блейк, считавший, что Разум не возвышает
человека над мотыльком?..
2-й чтец. Вернемся к размышлениям
Дмитрия Сергеевича Лихачева. Академик пишет:
«Человек не только нравственно отвечает за все
сущее на Земле, но и морально обязан за них
говорить, защищать их права и интересы.Человек –
носитель самосознания Вселенной».
Звучит Вивальди – «Времена года»,
«Лето» (аллегро нон молто).
1-й чтец.
Рог
Все – в дело. Польза правит бал!
Медведь бежит и бабочка трепещет.
Любая плоть нам по зубам:
в музей, в котел!
Эй, властелин, полегче!
«На земле ежегодно истребляется около трех тысяч
носорогов…»
За что ты их, невинных, покарал, взял шкуру, мясо,
рог могучий?
На мушку пойманный марал завис над кручей,
чтоб в Красной книге отпечатать след…
Грехи, грешки…
Толстенный том безумья лежит, как украшенье, на
столе.
А на рогах оленьих шубка кунья
висит. Акулий зуб блестит на четках.
Кость моржа сияет.
Берем и жаждем.
О Аллах, прости!..
Зиннур Мансуров
3-й ведущий. В статье «Экология
культуры» Дмитрий Сергеевич Лихачев пишет о том,
что загрязнение среды делает человека больным,
угрожает его жизни, грозит гибелью всему
человечеству.
Но «дом», в котором живет человечество,
продолжает ученый, состоит не только из
природного комплекса, в который входит и человек
как часть природы, но и из комплекса культуры.
Последняя тем более важна, что она касается самой
сущности человека. Человек есть часть природы, но
он есть и часть созданной тысячелетиями
культуры. И для жизни человека не менее важна
среда, созданная культурой его предков и им
самим. Если природа необходима человеку для его
биологической жизни, то культурная среда столь
же необходима для его духовной, нравственной
жизни, для его «духовной оседлости», для его
нравственной самодисциплины и социальности.
Погибнуть человечество и природа
могут не только биологически вместе с
уничтожением всего живого, но и духовно –
вследствие гибели культуры. Такое сочетание
бездуховного человечества и бескультурной
природы вполне возможно
с помощью бездуховной «техники переустройства».
Более того, мы уже идем по такому пути, не замечая
этого. И нет пропасти между законами
биологической экологии и законами экологии
культурной, как нет четко обозначенной границы
между природой и культурой.
Не об этом ли стихотворение Зиннура
Мансурова «Прерванный диалог»?
1-й и 2-й чтецы (по ролям).
Детишек меньше стало по деревне.
Пустуют парты.
– Где взять, когда и речки обмелели?
– Коль так пойдет, закрыть придется школу…
– Откуда наберешь, когда и аисты исчезли?
– Как несерьезно смотришь ты на вещи!
– Несерьезно?
3-й ведущий. Объединение двух
понятий, продолжает Дмитрий Сергеевич, тем более
необходимо и разумно, что очень часто природа и
культура страдают от общих причин. Например,
кислотные дожди в Ленинграде1 разрушают
одновременно в Летнем саду и мраморные статуи
XVII–XVIII веков, и окружающие деревья. В результате
одно следствие: может погибнуть и фактически уже
медленно погибает в Ленинграде Летний сад.
И отношение к природе, и отношение к
культуре требуют общих правил нравственности,
общего осознания человеком себя как части
природы и части культуры.
4-й ведущий. Бесперспективность и
трагизм наших экологических программ в том, что
проблема экологии сведена к абстрактному
принципу охраны природы, а точнее, ресурсов:
охране недр, охране почв, охране вод и т.д. Чисто
прикладные экологические проблемы заняли место
ключевой проблемы Земли и Почвы. Главный же
ресурс – национальный исторический ландшафт –
все еще остается невостребованным.
Звучит Вивальди – «Времена года»,
«Осень» (адажио молто).
5-й ведущий. Конечная цель
человеческой жизни и работы – преображение мира.
Преображение, которое следует понимать не в
смысле изменения его лица – внешней переделки
мира, а в смысле выявления в мире всего
заложенного в нем разумного начала. Разумное
начало камня – быть строительным материалом для
прекрасных архитектурных творений. Разумное
начало Земли – в растительности, на ней
произрастающей. Разумное начало растительности
– служить для превращения Земли в один цветущий
сад, прообразом которого служил рай. Прообраз
этой деятельности человека – художественное
творчество. Человек не может жить сиюминутными
заботами без ясной цели впереди. И если мы не
изменимся внутренне – нравственно, духовно, – не
жить нам под солнцем, не иметь нам более
природы-питательницы, заступницы,
врачевательницы, не находиться нам более в
красоте мира, в блеске Вселенной, в изливающихся
ее щедротах.
2-й чтец.
Придет удушье – травы есть,
день почернеет болью – травы есть,
кусок не лезет в горло – травы есть.
От ста одной болезни
травы есть на случай.
А если луг цветущий заболеет,
головками поникнет,
чем станем
жизнь лечить?
Зиннур Мансуров
(Бьет колокол.)
1-й чтец.
Дин-дон, дин-дон –
слышит лес,
слышит дол
то ли вздох,
то ли стон.
О чем он? О ком он? –
этот старый колокол…
Зиннур Мансуров
Литература
Лихачев Д.С. Письма о добром / Д.С.
Лихачев. – М. : Открытый мир, 1996.
Лихачев Д. С. Земля родная / Д. С.
Лихачев. – М. : Просвещение, 1983.
Наше наследие. – 1991. – № 1. – С.
3–20.
Мансуров З.М. Душицы белый запах :
стихи, поэмы / З.М. Мансуров ; пер. с татар. Р. Кутуя.
– Казань : Татар. кн. изд-во, 1991.
Блейк В. Песни Невинности и Опыта / В. Блейк ;
пер. с англ. – СПб. : Северо-Запад, 1993. |