Книга подана
Ольга Корф
Новые сказки Артура Гиваргизова
В издательстве «Гаятри» в 2005 году
вышла новая книга Артура Гиваргизова «Про
королей и вообще». Ну вот, опять про королей,
подумала я. Сейчас начнется: жил-был король... а
потом станет ясно, что такая сказка уже была. Но
ничего подобного: ни традиционного «жил-был», ни
одного знакомого сюжета, ни одной расхожей мысли.
Все ново, оригинально, свежо.
В начале 70-х мне пришлось услышать
руководящее указание на всесоюзном совещании по
детской литературе: не пускать в печать сказочки
про королей и принцесс. Какие, мол, могут быть
короли в стране победившего социализма?! Хорошо,
что Андерсена не запретили! Но то были совсем
другие короли. К гиваргизовским, может, не так бы
придирались. Потому что все они – персонажи
сплошь отрицательные. Дураки, лицемеры, невежды,
гордецы, драчуны, грубияны... Королевства
у них находятся в полном упадке, приходится
иногда кое-что продавать, чтобы свести концы с
концами: король Филипп продает старую карету, а
король Барадах – полкоролевства, причем
претендуют на него крестьяне.
Короли – самодуры, но и остальные не
лучше: королевский художник, который двадцать
лет рисовал только Филиппа Особенного, решил
нарисовать автопортрет, но на картине опять
оказался король. «Вывод: если двадцать лет
рисовать одного и того же короля, то он уже будет
получаться автоматически». Но всех переплюнул
палач. Этот удивительный умелец хорошо готовит
борщ, играет на пианино, прекрасно поет, рисует, в
астрономии разбирается, философские трактаты
сочиняет –
в общем, мастер на все руки. Король даже предлагал
ему пост министра культуры, но тот не согласился:
«Хочу палачом, и все».
Сказки настойчиво убеждают читателей
в необходимости постоянно размышлять и делать
ответственный выбор, иначе может случиться то,
что произошло в рекордно короткой истории «ЧП»:
В некотором царстве, в некотором
государстве произошло ЧП. Злая колдунья
превратила всех людей
в куриц, а всех куриц – в людей.
И превращенные курицы стали ходить по
городу, все пробовать, примерять, ковырять,
дергать, нюхать... Все им было в диковинку и все
нравилось.
– Все клево, – говорили курицы. –
Клево, клево, клево, клево.
Для меня это самая печальная история в
книжке. Как бы не превратиться в таких же куриц в
результате общения с королями, министрами и
палачами, а также с другими лицами и явлениями,
которые обозначены емким словом «вообще»...
Конечно, не обошлось без «школьных»
историй, в которых и дети, и взрослые, как всегда у
Гиваргизова, – одного поля ягоды, и достается
всем одинаково за одно и то же – за глупость и
лень. Но больше всего за лицемерие. Это качество
автор ненавидит сильнее всего. Он зло высмеивает
лицемерные королевские законы: «Хорошие
придворные – это такие придворные, у которых
такое же настроение, как у короля» или: «Все, что
делается тайно от короля, даже если это что-то
хорошее, считается заговором» – неискренность в
чувствах и отношениях, притворство...
Однако мне показалось, что у писателя,
который успел нас приучить к «веселью взахлеб»,
наметился некий кризис. Писать не смешно
Гиваргизов просто не умеет, но юмор на сей раз
становится безжалостно разящим. Не возникает
радостного ощущения от победы над глупостью и
другими «королевскими» пороками, приходит
беспросветная печаль. Как будто произошел выброс
отрицательной энергии, которая вошла в молодого,
веселого, несгибаемого автора, и ему захотелось
удрать из реального мира и словесно выпороть тех,
кто доставляет ему столько неприятностей. Уж
насколько сурова была обстановка в предыдущих
«школьных» историях Гиваргизова, но не
закрадывалось и мысли о том, чтобы с ней
распрощаться, потому что
в той по-своему мрачной, скучной, тяжелой жизни
всегда находился позитив. Во всяком случае, смех
выручал и в чем-то даже примирял с ней. Здесь –
другое. Короли, их семьи, подданные – фигуры
настолько малоприятные, что, занимая собою все
пространство, не дают просочиться даже капельке
радости.
Мы привыкли выбирать из двух зол
меньшее, а Гиваргизов учит нас не выбирать
наименьшее из множества зол, даже если ничего
другого не остается... И так каждый раз – сказки,
отражающие мир под определенным «косым» углом,
тем не менее показывают его многогранность и
неоднозначность. Большой любитель театра
абсурда, Гиваргизов словно разыгрывает
кукольный спектакль, который позволяет
отстраниться от абсурда действительности,
освободиться, встряхнуться и найти новые силы в
собственной душе. Писатель острый и смелый,
Гиваргизов старается взрослых и, что особенно
важно, детей вернуть к здравому смыслу, не
поддаваться страшной и смешной логике абсурда. В
этом он – наследник великих достижений детской
литературы. |