Записки
на клочках
• • •
Перед составлением плана на следующий
учебный год проведем маленькое анкетирование.
В течение недели попросим всех
читателей (учеников, учителей, родителей),
пришедших в библиотеку, ответить на вопросы: «Что
из увиденного в библиотеке в этом учебном году
понравилось больше всего?»; «Что не понравилось
(и почему)?»; «Что стоит повторить?».
Можно попросить назвать:
«лучшую выставку», «лучшую встречу»,
«лучший библиотечный урок».
К проведению анкетирования можно
привлечь ребят из совета библиотеки, можно
попросить классных руководителей провести
классный час «Ставим отметки нашей библиотеке».
• • •
В библиотеках оформляют много
выставок. Чаще всего – к юбилейным датам.
Библиотекари считают, что юбилей – это повод для
разговора. А что думают об этом наши читатели?
Отмечать юбилеи широко – наша
школьно-библиотечная страсть. И... уроки,
выставки, встречи в библиотеке, инсценировки,
общешкольные мероприятия – все посвящено
юбилею. Так и хочется сказать: «Если можно, чуть
потише».
• • •
Выставки оформили, сценарии на
блюдечке – все для вас, дорогие читатели! А может,
выставки оформлять и сценарии писать вместе с
читателями? И не только к круглым календарным
датам? И выставка, например, будет называться
«Апрель неюбилейный». Пусть себе встречаются
даты круглые и не очень. А на юбилейных выставках
одну полочку всегда оставлять свободной. Назвать
ее можно «Посвящение юбиляру». И оформлять ее
будут только сами читатели. Кстати, может
получиться интересный проект с предметными
кафедрами.
• • •
Можно предложить провести
сравнительный анализ календарей «Плюс-минус
пять» (не всегда срабатывает юбилейный принцип
«плюс пять», так, 145-летие И.Анненского не отметил
даже календарь издательства «Либерея») или
«О ком мы не успели поговорить в год
юбилейный».
• • •
При составлении плана выставок
вспомним лекции Славы Григорьевны Матлиной
«Социально-психологические и технологические
основы организации фондов в школьной
библиотеке». Лекции были опубликованы в рубрике
«Курсы повышения квалификации» («БШ». – 2005. – №
17–24).
Методисты по этим материалам могут
провести цикл семинаров. Участникам семинаров
можно предложить ответить на вопросы (они есть
после каждой лекции) и выполнить контрольные
работы и творческие задания.
• • •
Вернемся к юбилеям и вспомним
о выставке, на которой есть свободная полка
для посвящений. Мы выбрали экскурсоводом
поэта Бориса Чичибабина. С его посвящениями
мы и встречаем юбилеи.
Кстати, о юбилее Царскосельского
лицея.
Экскурсия в лицей
Нам удалась осенняя затея.
Ты этот миг, как таинство, продли,
когда с другими в сумерках Лицея
мы по скрипучим лестницам прошли.
Любя друг друга бережно и страшно,
мы шли по классам пушкинской поры.
Дымилась даль, как жертвенные брашна.
Была война, готовились пиры.
Горели свечи в коридорных дебрях.
Там жили все, кого я знал давно,
Вот Кюхельбекер, Яковлев, вот Дельвиг,
а вот и Он – кому за всех дано
сквозь время зреть
и Вечности быть верным
и слушать мир,
как плеск небесных крыл.
Он плыл органом в хоре семисферном
и егозой меж сверстниками слыл...
Легко ль идти по тем же нам дорожкам,
где в шуме лип душа его жива,
где он за музой устьем пересохшим
шептал как чудо русские слова?
От жарких дум его смыкались веки,
но и во сне был радостен и шал,
а где-то рядом в золоте и снеге
стоял дворец и сад, как Бог, дышал...
И нет причин – а мы с тобою плачем,
а мы идем и плачем без конца,
что был он самым маленьким и младшим,
поди стеснялся смуглого лица
и толстых губ, что будто не про женщин.
Уже от слез кружится голова, –
и нет причин, а мы идем и шепчем
сквозь ливни слез бессвязные слова.
Берите все, берите все березы,
всю даль, всю ширь со славой и быльем,
а нам, как свет, оставьте эти слезы,
в лицейском сне текущие по нем.
Как сладко быть ему единоверцем
в ночи времен, в горячке вековой,
лишь ты и Он, душой моей и сердцем
я не любил нежнее никого.
А кто любил? Московская жаровня
ему пришлась по времени и впрок.
И всем он друг, ему ж никто не ровня –
ни Лев Толстой, ни Лермонтов, ни Блок.
Лишь о заре, привыкнув быть нагими,
над угольком, чья тайна так светла,
склонялись в ласке нежные богини
и все деревья Царского Села...
Уже близки державная опека
и под глазами скорбные мешки.
Но те, кто станут мученики века,
еще играют в жаркие снежки.
Еще темны воинственные вязы,
еще пруды в предутреннем дыму...
О смуглолицый, о голубоглазый,
вас переглушат всех по одному.
И по тебе судьба не даст осечки,
уложит в снег, чтоб не сошел с ума,
где вьет и крутит белые колечки
на Черной речке музонька зима...
Но знать не знает горя арапчонок –
земель и вод креститель молодой,
и синева небес неомраченных
ему смеется женской наготой.
В ребячьем сердце нежность и веселье,
закушен рот, и щеки горячи…
До наших лет из той лицейской кельи
сияет свет мальчишеской свечи.
И мы, даст Бог, до смерти не угаснем,
нам не уйти от памяти и дум.
Там где-то Грозный радуется казням,
горит в смоле свирепый Аввакум.
О, что уму небесные законы,
что град Петра, что Царскосельский сад,
когда на дыбе гибнут миллионы
и у казнимых косточки хрустят?
Молчат пустые комнаты и ниши,
и в тишине, откуда ни возьмись,
из глубины, но чудится, что свыше,
словами молвит внутренняя высь:
– Неси мой свет в туманы городские,
забыв меж строк Давидову пращу.
В какой крови грешна моя Россия,
а я ей все за Пушкина прощу.
1974
• • •
11 ноября – 185 лет со дня рождения Ф.М.
Достоевского.
Федор Достоевский
Два огня светили в темень, два
мигалища.
То-то рвалися лошадки, то-то ржали.
Провожали братца Федора Михалыча,
за ограду провожали каторжане...
А на нем уже не каторжный наряд,
а ему уже — свобода в ноздри яблоней,
а его уже карьерою корят:
потерпи же, петербуржец новоявленный.
Подружиться с петрашевцем
все не против бы,
вот и ходим, и пытаем, и звоним, –
да один он между всеми, как юродивый,
никому не хочет быть своим.
На поклон к нему приходят сановитые,
но, поникнув перед болью-костоедкой,
ох как бьется — в пене рот,
глаза навыкате, –
все отведав, бьется Федор Достоевский.
Его щеки почернели от огня.
Он отступником слывет у разночинца.
Только что ему мальчишья болтовня?
А с Россией и в земле не разлучиться.
Не сойтись огню с волной,
а сердцу с разумом,
и душа не разбежится в темноте ж, –
но проглянет из божницы
Стенькой Разиным
притворившийся смирением мятеж.
Вдруг почудится из будущего зов.
Ночь – в глаза ему,
в лицо ему – метелица,
и не слышно за бураном голосов,
на какие было б можно понадеяться.
Все осталось. Ничего не зажило.
Вечно видит он, глаза свои расширя,
снег, да нары, да железо... Тяжело
достается Достоевскому Россия.
1962
• • •
28 мая – 130 лет со дня рождения М.А.
Волошина.
На могиле Волошина
Я был на могиле поэта,
где духу никто не мешал,
в сиянии синего света,
на круче Кучук-Енишар.
В своем настоящем обличье
там с ветром парил исполин –
родня Леонардо да Винчи
и добрый вещун из былин.
Укрывшись от бурь и от толков
с наивной и мудрой мольбой,
он эти края для потомков
обжил и наполнил собой.
Гражданские грозы отринув,
язычески рыжебород,
увидел в девчонке – Марину
и благословил на полет.
Художник, пророк и бродяга,
незримой земли властелин,
у вскинутых скал Карадага
со всеми свой рай разделил…
Со всей потаенной России
почтить его гордый покой
мерещились тени другие,
завидуя тризне такой.
Но пели усталые кости,
вбирая гремучий бальзам,
о том, что разъехались гости
и не было счастья друзьям.
На солнце кусты обгорели,
осенние бури лихи…
Не меркнут его акварели,
у сердца не молкнут стихи.
И я в этом царстве вулканьем,
с велением сердца в ладу,
ему на обветренный камень
угрюмые строки кладу.
Пожил богатырь да поездил,
да дум передумал в тиши.
Превыше побед и поэзий
величие чистой души.
У туч оборвалась дорога.
Вернулся на берег Садко.
Как вовремя... Как одиноко…
Как ветрено… Как высоко…
1975
• • •
31 мая – 115 лет со дня рождения К.Г.
Паустовского.
Паустовскому
Не уподобившись волхвам,
не видя света из-за марева,
я опоздал с любовью к Вам
на полстолетия без малого.
Но что ни год от Ваших чар
все чаще на душу – о Боже мой –
нисходит светлая печаль
и свежесть вести неопошленной.
На море Черном, на Оке ль
мне Ваше слышится дыхание, –
седого юношества хмель
с годами все благоуханнее.
Места, что были Вам милы,
и я люблю безоговорочно:
святое из житейской мглы
выходит ярко и осколочно, –
и тех осколков чистота
все светоносней и нетленнее.
О Боже, как юна мечта
и как старо осуществление!
Мир дышит лесом и травой
как бы в прозрачности предутренней, –
нет зренья в прозе мировой
восторженней и целомудренней.
И мне светлее оттого,
что в скуке ль будня, в блеске ль праздника
я столько раз ни одного
не перечитываю классика.
1984
В «Открывшейся странице» еще одно
посвящение Паустовскому Б.Чичибабина – «Слово о
любимом писателе» .
• • •
Прогулки с Борисом Чичибабиным можно
продолжить по месяцам неюбилейным. Зимняя
выставка может называться «На мой порог зима
пришла». И там будут посвящения:
Осипу Мандельштаму
Жизнь – кому сыто, кому – решето,
всех не помилуешь.
В осыпь всеобщую Вас – что за что,
Осип Эмильевич?
и Борису Пастернаку
Твой лоб, как у статуи, бел,
и взорваны брови.
Я весь помещаюсь в тебе,
как Врубель в Рублеве.
• • •
Есть безумный соблазн идти с поэтом по
месяцам: от одного дня рождения к другому. Да кто
ж позволит на газетной площади?! Но небольшое
перечисление позволим себе.
«Путешествие к Гоголю», «Сонет
Марине», «Пушкин и Лермонтов», «До могилы
Ахматовой сердцем дойти нелегко» и
«Памяти друга» [Шарова]
Но лишь тогда в Начале будет Слово,
когда оно готово Богом стать, –
вот почему писателя Шарова
пришла пора, открыв, перечитать.
• • •
С Чичибабиным (как, впрочем, и с другими
поэтами и прозаиками) можно изучать русскую
литературу, путешествовать по городам и весям.
Хорошо когда-то сказал Дмитрий
Шеваров: «Читайте детям стихи Чичибабина, и
вырастут хорошие, совестливые дети».
• • •
Оформим выставку «Читаем книги с
Борисом Чичибабиным».
И проведем небольшое анкетирование. На
карточке будет написано: «Назовите, пожалуйста,
шесть русских прозаиков, которых вы взяли бы с
собой в пустыню». (Борис Чичибабин
стихотворение «Памяти Грина» начал так: «Шесть
русских прозаиков, которых я взял бы с собой в
пустыню, это: Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов,
Пришвин и – Александр Грин».)
• • •
Если в неюбилейном январе вы будете
говорить о Владимире Высоцком, вспомните и эти
стихи.
Стихотворные
посвящения Высоцкому
Белла Ахмадулина
– Твой случай таков...
– Москва: дом на Беговой улице
– Эта смерть не моя есть ущерб и зачет...
Андрей Вознесенский
– Памяти Владимира Высоцкого
– Наверно, ты скоро забудешь...
Валентин Гафт
– Хулиганы
Булат Окуджава
– О Володе Высоцком я песню придумать
решил...
Леонид Филатов
– Июль 80-го;
– Записка на могилу
Он замолчал. Теперь он ваш,
потомки.
Как говорится, «дальше – тишина».
...У века завтра лопнут перепонки –
Настолько оглушительна она.
1980
• • •
А кому и что посвящал Высоцкий?
Булату Окуджаве
– Притча о правде и лжи
Михаилу Шемякину
– Купола
– Конец «Охоты на волков» – или охота с
вертолетов (другое название – «Баллада о волчьей
гибели»)
– Осторожно, Гризли!
• • •
Еще несколько посвящений юбилярам
14 сентября – 70 лет со дня рождения
А.С. Кушнера.
А. Кушнеру
Хочу воскресить своих предков,
хоть что-нибудь в сердце сберечь.
Они словно птицы на ветках,
и мне непонятна их речь.
Живут в небесах мои бабки
и ангелов кормят с руки.
На райское пение падки,
на доброе слово легки.
Не слышно им плача и грома,
и это уже на века.
И нет у них отчего дома,
а только одни облака.
Они в кринолины одеты.
И льется божественный свет
от бабушки Елизаветы
к прабабушке Элисабет.
Булат Окуджава
• • •
28 ноября – 100 лет со дня рождения Д.С.
Лихачева.
Читайте «Открывшуюся страницу» в этом
номере:
Дмитрий Шеваров. «Давайте будем людьми
счастливыми...» (с. 38–40).
• • •
Оформление выставок-посвящений может
послужить и началом проекта по составлению
«Литературной антологии посвящений».
• • •
Еще раз о выставках.
Название выставки может выглядеть и
так: «Герои этих книг читали книги эти».
Выставку начнут оформлять самые
внимательные и вдумчивые читатели. Например,
рядом с книгой Роальда Даля «Матильда» встанут
книги, которые читала главная героиня – девочка
по имени Матильда. А их немало:
• «Николас Никльби» и «Оливер Твист»
Чарлза Диккенса,
• «Джен Эйр» Шарлотты Бронте,
• «Гордость и предубеждение» Джейн
Остин,
• «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» Томаса
Харди,
• «Ким» Редьярда Киплинга,
• «Человек-невидимка» Герберта
Уэллса,
• «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя,
• «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера,
• «Гроздья гнева» Джона Стейнбека,
• «Брайтон-рок» Грэма Грина,
• «Скотный двор» Джорджа Оруэлла.
• • •
Совместные проекты с
учителями-предметниками (в рамках проведения
Недели предметов) «Использование художественной
литературы на уроках... (химии, математики и т.д.)»
– примеры стихов и фрагментов художественных
произведений, актуальных в различных темах.
• • •
Исследовательские ученические
проекты – одно из направлений работы школы.
Среди направлений исследования –
анализ художественного оформления библиотеки.
Для работы над проектом можно привлечь
старшеклассников под руководством психолога и
учителя ИЗО.
• • •
К слову о проектах и комплектовании:
назовем проект «Плюс TV, или Внимательно читайте
программы телепередач на завтра».
В течение учебного года ребята (под
руководством библиотекарей, учителей
литературы, истории, МХК...) выбирают и записывают
фильмы, циклы передач и т.д. Но, для того чтобы
получить отметку по предмету, ребятам надо будет
не только записать фильм или передачу, но еще
дать описание для каталога (по ГОСТу!) и написать
небольшую рецензию.
А ваша библиотека (медиатека) будет
регулярно пополняться новыми дисками,
видеокассетами и каталогом с рецензиями.
Особое внимание, на наш взгляд, надо
обратить на передачи канала «Культура», в
частности «Плоды просвещения».
• • •
В плане воспитательной работы школы
отражаются экскурсии на целый учебный год.
Библиотека может оказать информационную
поддержку проекту «Экскурсия как
образовательный проект» и оформить свою
«Литературную карту России» (литературные музеи,
в которых побывали ученики и учителя школы).
• • •
Деньги… Их вечно нет. И фонды не
пополняются. А ведь библиотеку можно
комплектовать и «под юбилеи».
Ни одну библиотеку, ни одну школу
юбилеи не обойдут стороной. К празднованию оных
составляем планы и ищем деньги. Сердце какого
директора не сожмется от слов библиотекаря:
«Столько юбилеев в следующем году... Библиотека
могла бы провести и конференции, и выставки и
оказать информационную поддержку многим
школьным проектам... Но при анализе фонда
оказалось, что ни к одному юбилею мы не готовы и
школу родную можем подвести, если...»
Но прежде чем просить деньги,
подготовьте небольшую справку о том, что вы
смогли сделать сами (без помощи администрации),
что планируете сделать в следующем учебном году.
И тогда ваш директор наверняка вспомнит
пословицу: «Помогать надо тому, у кого рубаха в
поту».
|