Открывшаяся страница
Дмитрий Шеваров
«Давайте будем людьми счастливыми…»*
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906–1999)
__________
* Печатается по: Шеваров Д. Г. Освещенные
солнцем: Добрые лица XX века. – М. : Московские
учебники и Картлитография, 2004. – 416 с.
Помню, как глухо, неподвижно стояла
зима за окном. Стекла обросли инеем, лишь
случайные прогалины остались. Днем иней
заискрится от красного морозного солнца, и опять
– сумрачно, тихо. Тикают часы в больничном
коридоре. Я читаю медленно, растягиваю
удовольствие, ведь у меня с собой всего одна
книга. В белой, как зима, обложке.
Солдат читает – служба идет.
Замечательно. Тепло. И книга – повезло мне! –
такая же замечательная. Теплая.
Домашняя по интонации. Прочитаешь
страницу – и хочется думать – долго,
обстоятельно и о самых важных вещах, о старинных
усадьбах, занесенных снегом, где-то далеко...
Кажется, первый раз тогда я ощутил
радость и даже какое-то воодушевление от красоты
мысли, выраженной на обычной бумаге и самыми
простыми словами.
Это была книга Дмитрия Сергеевича
Лихачева «Заметки о русском», издание
восемьдесят четвертого года. Она и сейчас передо
мной. Я перелистываю ее и вспоминаю, как тогда же,
в больнице, стал набрасывать черновик письма в
Ленинград Лихачеву.
Сначала я долго обдумывал предмет для
письма. Непременно хотелось, чтобы предмет был
важный, серьезный, достойный внимания такого
человека, как Лихачев. Я решил, что напишу о
русском языке. Угодив в армию после университета,
я открыл для себя совершенно неведомый мне язык
– расхристанный, однообразный в своей грубости,
изломанный.
Своим грустным открытием я и решил
поделиться с академиком. Мне казалось, что в моем
письме «из глубинки» Лихачев найдет нечто ему
неизвестное. Откуда ему там, в курортном
Ленинграде, в Пушкинском Доме ведать, что
творится с людьми в таком медвежьем углу, как наш?
Я ничего не знал тогда о судьбе
Лихачева, о том, что еще студентом он был
отправлен в Соловецкий лагерь особого
назначения, а первая научная статья будущего
академика была написана по лагерным
впечатлениям и называлась «Черты первобытного
примитивизма воровской речи» (1935 г.).
Ничего этого не зная, я сел за письмо.
«Дорогой Дмитрий Сергеевич!..» Странно, что я без
сомнения обратился к незнакомому человеку,
почтенному ученому так по-домашнему: «Дорогой...»
Много лет спустя я видел письма из почты
Лихачева, и почти все они начинались так же:
«Дорогой Дмитрий Сергеевич...»
Очевидно, и его тексты, и его облик, и
его голос – все давало ощущение близости,
родственности. Не сокращенной дистанции, а
благородной камерности. Мы знали, что в
Петербурге живет Лихачев, и одно это делало нас
чуть разумнее, спокойнее, терпимее.
В мемуарах он писал о своей няне: «Она
умела внести в дом тишину, благопристойность,
порядок, тихую грусть». Все это внес в наш дом
благодаря телевидению и Дмитрий Сергеевич.
Спасибо тем первым встречам с ним в Останкине в
середине 80-х годов.
На днях Даниил Гранин с горечью
заметил, что с уходом Лихачева народу стало
некого любить, не к кому душой прислониться. То
есть каждому из нас, конечно, есть кого любить, но
нам вместе, как народу, «там наверху» полюбить,
похоже, больше некого. Тем более – душой
прислониться. Впрочем, разве Лихачев был
«наверху»?
Один из учеников Лихачева нашел очень
точное слово для определения роли своего учителя
в нашей жизни: «увещеватель». Он постоянно
увещевал власти и вразумлял народ: будьте
порядочнее – и будет порядок. Дмитрий Сергеевич
очень любил это слово – «порядочность».
Вспоминал об академике Гудзии: «Он меня всегда
поражал – о ком бы я ни заговорил, кого он не
знает, он спрашивал: “А он порядочный человек?”
Это означало, что человек не доносчик, не украдет
из статьи своего товарища, не выступит с его
разоблачением, не зачитает книгу, не обидит
женщину, не нарушит слова...»
А письмо свое я так и не послал.
Смутился. Да и адреса не знал. Об этой истории с
письмом не стоило бы вспоминать, если бы судьба
не послала мне... ответ. Через одиннадцать лет, в
феврале девяносто шестого года, мы сидели с
Дмитрием Сергеевичем в его кабинете в Пушкинском
Доме и беседовали о русском языке! (См. интервью в
«Комсомольской правде» от 05.03.96 г. – Д.Ш.)
Эта удивительная для меня встреча
устроилась сама собой. Мне не надо было
напрашиваться на интервью, беспокоить Дмитрия
Сергеевича звонками, нет – все произошло очень
тихо, Божьей милостью.
В соответствии со старинными
правилами приличия московский профессор Сигурд
Оттович Шмидт дал мне рекомендательное письмо, я
положил его в карман и поехал на вокзал. Еще я
должен был передать Лихачевым поклон от их
знакомых по казанской эвакуации. Так и просила
Галина Евгеньевна Гернет: «Передайте поклон от
тех, кто жил в спортзале университета на улице
Чернышевского. Мы помним, как он приходил к нам,
помним его дочек и Зинаиду Александровну...»
В моем рабочем блокноте осталось
несколько страниц торопливых записей об этой
командировке. Мне кажется, в них есть
достоверность тех двух февральских дней. Поэтому
не хочется трогать эти заметки. Пусть они
останутся нетронутыми
в память того первого впечатления.
22 февраля. В Пушкинском Доме
+13 °С. Сельский замок на двери № 203 (кабинет
Д.С.). Высокое окно снизу залеплено снегом. Справа
виден шпиль Петропавловки. Холодная голландская
печь в углу. Еле теплые батареи. Портреты по
стенам: Пушкин, Жуковский, Тургенев, Лермонтов.
Лихачев ставит на стол маленький
рефлектор. Все время нашей беседы он будет
следить за тем, чтобы тонкая струйка теплого
воздуха текла в мою сторону.
У двери табличка: «Просьба не
заходить в верхней одежде». Лихачев ее оборвал
при мне.
Он в пальто, шарфе. Так и сидим
одетые. Домашняя, колкая жалость...
Звонит телефон.
– Я слушаю вас... Позвоните по
домашнему, здесь страшный холод... Да, это ужасно,
потому что у нас огромный рукописный отдел и
рукописи Пушкина, они не переносят перемены
температуры... Да, пожалуйста. До свидания.
Спрашиваю про микроклимат, про
хранилище. «Какой там микроклимат! Чтобы
увеличить влажность, ставят лоханку с водой.
Чтобы уменьшить – убирают...»
Через час разговора я почувствовал,
что голос его слабеет. «Да, я замерз...» Уходим.
Вешаем замок.
У лестницы Дмитрий Сергеевич вспоминает, что
забыл в кабинете палку. Снимаем замок, открываем
дверь, ищем палку – нигде нет. Оказалось потом –
дома забыл. Огорченность – из-за водителя,
которого он ждал целый час, из-за холода, болезни
жены.
У него предметная, сюжетная память.
Вместо обычного ответа рассказывает целую
историю, воспоминание. Иногда забывает слова.
«Няня Катеринушка называла модниц... Кажется, в
воспоминаниях у меня это есть...» (Потом я нашел
это место в книге Д.С., няня говорила о слишком
вольном дамском костюме: «неглиже с отвагой».)
Едем в машине. Дмитрий Сергеевич
рассказывает о колоннах Исаакиевского собора:
«Это плохой мрамор, зернистый, туда попадает
влага и распирает камень льдом...»
Второй день. Вечером в гостях у
Лихачевых. Ближайшее метро затоплено, добрался
трамваем. Долго искал дом.
Дмитрий Сергеевич – совсем другой
сегодня. Молодой, легкий в движениях (совершенно
забываешь, что ему в этом году исполнится 90!). Ему
очень к лицу синяя рубашка, галстук, изящный
жилет. Подхватывает у меня куртку, провожает в
ванную, заботливо включает воду.
Сидим за большим столом в гостиной.
Ищем фотографию для публикации. «Возьмите вот
эту...» – Зинаида Александровна подает мне
роскошный портрет Дмитрия Сергеевича. «Прошлым
летом снимали, в Англии...»
Пирожки с капустой. Горячие,
аккуратные – как с картинки. Разговор о
смородине (на столе – душистое варенье из черной
смородины). Д.С.: «Смород – от “смрад”, запах то
есть. А красная смородина появилась из Греции,
как грецкий орех. Или как тополь, который у нас
прижился, от него тень хорошая... Но красную
смородину назвали смородиной лишь по сходству с
черной, у нее же нет того запаха...»
Рядом с женой Дмитрий Сергеевич –
улыбчивый, мягкий, спокойный. Видно, как они любят
друг друга.
«Вам удается что-то перечитывать?» –
спрашиваю.
– На ночь – «Война и мир»,
Булгаков... Из стихов – Баратынский. Я очень люблю
у него стихотворение «Пироскаф», поразительное...
Никак не могу разгадать тайны этого
стихотворения.
– Какой книжный магазин сейчас
самый хороший в Петербурге?
– Книжная лавка писателей. Она от
Фонтанки с левой стороны. Там есть писательский
отдел, можно туда зайти и сказать, что от
Лихачева... (И ведь набрался нахальства, пошел в
лавку на другой день, сказал, что от Лихачева.
Никто не удивился. Мне показали на стенку с
книгами, и я долго там рылся в одиночестве.)
Рисунок Д.С.Лихачева из книги
«Новгородский альбом»
Провожали в коридоре – он и Зинаида
Александровна. Нам оказалось по пути с
домработницей, милой круглолицей женщиной. Ехали
на 55-м трамвае. Жалеет Лихачева: «Дмитрий Сергеич
– уж он такой слабохарактерный. Ему что ни скажут
– всему верит...»
Тепло, снег. Стоял на Аничковом
мосту. На конях – белая попона из снега. По льду
ходят утки.
Ушел от Лихачевых с чувством своей
виноватости – за их усталость от гостей...
Он очень любил такую осень, какая
сейчас за окном, – ясную, солнечную, с туманами по
утрам. Вспоминал, как маленьким вместе с папой и
мамой ездил в эту пору в Павловск – «пошуршать
листьями». И
в Петербурге это осеннее время – особое.
«...Осенью в безветренные солнечные дни воздух
прозрачен, и на Неве видна каждая деталь, а под
вечер дома и дворцы на Неве кажутся аппликациями,
вырезанными из бумаги и наклеенными на синий
картон неба...»
Я теперь всегда буду слышать за
шуршанием осенних листьев его сухой, сдержанный
голос. И в прозрачности опустевших садов мне
будут вспоминаться его бессмертные комментарии
к русской осени. Его лицо, исполненное мудрости,
светлой печали. И его тихое пожелание всем нам,
оставшимся под дождем и снегом: «Давайте будем
людьми счастливыми, то есть имеющими
привязанности, любящими глубоко и серьезно
что-то значительное...» |