С миру по нитке
Материалы
Информационного бюллетеня РБА,
год 2002 |
Евгений Золотарев
Региональная стратегия и возможная
инфраструктура информатизации школьных
библиотек Тверской области
Евгений Петрович
Золотарев директор ГУП «Тверская оптовая
книжная база» |
Конкретную задачу включения
школьных библиотек Тверской области в единое
информационное пространство России
предполагается решить с помощью реализации
региональной программы информатизации
образования. Программа предполагает построение
трехуровневой инфраструктуры информатизации
образования Тверской области (см. приложение № 1):
1. Департамент образования
администрации Тверской области +
«Информационный центр учебного книгоиздания»
(ИЦУК).
2. Муниципальный орган управления
образованием + «мини-интернет-центр» (МИЦ).
3. Общеобразовательные сельские и
городские школы области + библиотечный
компьютер.
Первый уровень – региональный. Он
реализуется на базе действующего
«Информационного центра учебного книгоиздания».
ИЦУК – подразделение ГУП «Тверская оптовая
книжная база» (ГУП ТОКБ), которая по договору с
администрацией Тверской области является
основной региональной торговопроводящей
структурой учебного книгоиздания. ТОКБ в
соответствии с приказом Министерства РФ по делам
печати, телерадиовещания и средств массовых
телекоммуникаций № 31 от
8 февраля 2001 г. входит во вновь организованное
федеральное государственное унитарное
предприятие «Российская книга».
В соответствии с планом совместных
работ с администрацией области ИЦУК выполняет
услуги по информационному обеспечению
общеобразовательных учреждений области и
органов управления образованием
с использованием новых информационных
технологий и Интернета. ИЦУК включает следующие
подразделения:
· Интернет-студия на 40 мест,
оснащенная соответствующей аудио- и
видеоаппаратурой для проведения
видеоконференций в сети Интернет.
· Web-лаборатория для подготовки
аудио-, видео- и текстовой информации
собственного сайта в сети Интернет, действующего
с августа 1997 года.
· Образовательный центр, с
компьютерным классом и прямым выходом в Интернет
для обучения школьных библиотекарей, учителей,
методистов и других работников органов
управления образованием всех уровней
использованию новых информационных технологий и
информационных ресурсов сети Интернет в
образовании.
· Методический кабинет с выставкой
образцов учебной и учебно-методической
литературы, выпущенной издательством
«Просвещение» за последние три года; имеется
компьютер с выходом в сеть Интернет.
Основную нагрузку по созданию центра
взяли на себя ГУП ТОКБ и издательство
«Просвещение» при участии Саратовского,
Смоленского полиграфкомбинатов и Тверского
полиграфкомбината детской литературы. Большую
поддержку оказывают администрация Тверской
области, Фонд Сороса и Тверской государственный
университет, интернет-центр которого является
провайдером интернет-услуг.
Начиная с 1998 г. ИЦУК обеспечивает
создание электронных заявок на учебную
литературу для школьных библиотек области. Для
этой цели проводится учеба библиотекарей и
методистов opганов образования всех уровней,
регулярные консультации по горячей линии для
создания на компьютере электронной копии заявок,
составления объединенной заявки области и
формирования на этой основе областного заказа
для Министерства образования. В своей работе в
образовательной среде ИЦУК использует новые
информационные технологии в форматах
мастер-классов, интернет-уроков,
видеоконференций авторов учебной и
учебно-методической литературы с педагогами,
методистами и библиотекарями,
видео-интернет-олимпиад школьников из различных
городов России.
В 2000 г. методисты органов образования
всех уровней совместно со школьными
библиотекарями приступили к созданию единого
банка данных по фондам учебников в школьных
библиотеках области с учетом новых поступлений и
списания устаревших изданий. Проводится учеба
методистов и библиотекарей по формированию
городских и районных банков данных, их анализу в
различных аспектах по учебным предметам, по
классам, по школам, по городам и районам, по годам
изданий, по издательствам и т. д. Аналогично в
департаменте образования области по peгиону в
целом.
Второй уровень инфраструктуры
информатизации образования в peгионе призван
обеспечить мини-интернет-центры (МИЦ) органов
управления образованием городов и районов
Тверской области. Связь между компьютерами МИЦ и
ИЦУК предполагается осуществлять по сети
Интернет. Это позволит использовать Интернет и
интернет-технологии как для осуществления
менеджмента сферы образования, так и для
использования информационных ресурсов
глобальной Сети непосредственно в образовании.
При таком подходе обеспечивается прозрачность
финансового менеджмента, ресурсообеспечения
учебной литературой всех органов управления и
образовательных учреждений. Это очень важно для
их эффективного использования.
В Тверской области эта работа начата с
2000 г., когда департамент образования
администрации области и ИЦУК совместно с
органами управления образованием администраций
пяти городов и районов договорились об
организации МИЦ с выходом в Интернет. МИЦ Вышнего
Волочка уже работает. МИЦ городов Торжок и Зубцов
в стадии организации. Реально создание МИЦ в
городах Кимры, Осташков, Рамешки. В 2001 году
предстоит работа по организации МИЦ в других
населенных пунктах области при их
администрациях, где есть доступ
в глобальную Сеть. В этой работе ГУП ТОКБ
обеспечивает школьные библиотеки учебной
литературой для школ с единой минимизированной
ценой на учебники по всей области.
В ближайшие два года при благоприятном развитии
самой сети Интернет в России предполагается
создать МИЦы во всех управлениях образования
области. После этого можно будет говорить о
создании единого информационного
образовательного пространства Тверской области
среднего и областного звена.
Параллельно с этим планируется
осуществлять постепенное вовлечение в процесс
информатизации и самый главный третий уровень
– образовательные учреждения области, их
школьные библиотеки.
В Тверской области интернет-центром
Тверского государственного университета
осуществляется проект интернетизации сельских
школ по асимметричной схеме доступа в сеть
Интернет. Для этой цели запрос на информационный
ресурс по коммутируемым каналам связи поступает
на компьютер администратора системы, а передача
самого ресурса осуществляется через РТПЦ
Тверской области телевизионным сигналом.
Этот способ был опробован на практике
в августе 2000 года.
На компьютере сельской школы в деревне
Застолбье Рамешковского района Тверской области
был принят полный объем сайта Информационного
центра учебного книгоиздания и на жестком диске
создана его копия. В присутствии руководителей
органов управления образованием области и
района, а также всех заинтересованных
организаций глава администрации района,
директор школы, библиотекари, учителя и ученики
познакомились с некоторыми авторами и их
творческими концепциями, полистали главы
электронных копий новых учебников, размещенных
на сайте. Реализация этого проекта в области
создаст реальные предпосылки включения сельских
библиотек в единое образовательное пространство
по самому дешевому способу, что, конечно, не
исключает само по себе и другие технические
варианты.
Финансирование проектов
информатизации образования Тверской области
осуществляется из различных источников: за счет
программ Правительства РФ в этой области и
местных бюджетов всех уровней, за счет
консолидированных средств заинтересованных
предприятий и организаций, а также средств
фондов и частных лиц и других источников.
Проектирование самой информационной
системы планируется на основе международного и
российского опыта с учетом задач, выдвигаемых
Министерством образования Российской Федерации.
Успех этого крупного многоэтапного
проекта, по нашему мнению, в большей степени
определяется объединением усилий многих
организаций на основе поиска взаимных интересов
и реализации поставленных общих целей.
Данная концепция не является
определяющей, но именно в конкретных
макроэкономических и демографических условиях
Тверской области она наиболее реальна для
воплощения и эффективна по существу.
Летом 2000 года на V ежегодной
конференции Российской библиотечной ассоциации
в г. Твери была создана Секция школьных библиотек
РБА. А уже осенью организовано «Некоммерческое
объединение школьных библиотек Тверской
области». Создан тот фундамент, который дальше
поможет объединить усилия всех непосредственных
участников проекта. А от заинтересованности
школьных библиотекарей зависит очень много. Все
вместе моделируя наше будущее, мы меняемся сами и
меняем мир вокруг нас. |