Картотека опыта
Материалы Информационного
бюллетеня РБА, год 2002 |
Лилия Алиферова
Meтодическая панорама деятельности
Саратовской областной библиотеки для детей и
юношества им. А.С.Пушкина
Лилия Ивановна Алиферова
директор Саратовской областной библиотеки для
детей и юношества им. А.С.Пушкина |
1. Библиотеки, в том числе и
детские, существуют так давно, что, кажется, уже
нет необходимости доказывать их нужность, право
на финансирование и на поддержку общества. Тем не
менее пропаганду библиотеки мы ведем постоянно,
рекламируя ее деятельность на радио, в печати, на
презентациях, акциях...
2. На разных встречах мы говорим и
пишем о возрастающей роли библиотек, но на самом
деле хорошо знаем, что библиотека относится к
учреждениям отложенного спроса. Она полезна, но
не необходима. Мы делаем все возможное, чтобы
каждый приход читателя в библиотеку стал
результативным и стимулировал к повторному
посещению.
3. Библиотека – бесплатное и
абсолютно доступное учреждение, и, возможно,
поэтому, общество с трудом принимает наши
правила, нормы поведения. Старание их обойти, не
выполнить не считается в его глазах нарушением
(запись в библиотеку, возврат книг).
4. Все библиотеки находятся в разных
условиях. Библиотеки городов, имеющих
университеты, академии культуры – это кадры
библиотекарей высшей квалификации. Это теория
плюс практика, исследования. Библиотеки городов,
где нет вузов культуры и кафедр детской
литературы, – это часто или полное отсутствие
кадров, или специалисты без библиотечного
образования.
5. Наша библиотека расположена в
центре города, нас окружают конкуренты,
соперники, коллеги. Мы нашли свою нишу –
библиотечное и информационное обслуживание тех
детей и юношества, кому это нужно, кому мы
интересны. Читателями библиотеки стали свыше 27 000
юных граждан города. Мы постоянно совершенствуем
свой образ, улучшаем условия. Наш девиз – «Все
для читателя». Библиотека работает с 9.00 до 19.00
часов, открытый доступ к фондам, система
читальных залов для делового чтения подростков,
локальная компьютерная сеть, объединяющая 20 АРМ.
Но вот парадокс: оказывается, чем быстрее и
качественнее организовано обслуживание, тем
проще кажется читателям (юношам и взрослым)
библиотечная технология – стереотип простоты
библиотечных процессов (надо, чтобы было сложно,
долго, дорого и трудно).
6. Мы живем по принципу «Меняться или
умереть...», и еще «приходится бежать со всех ног,
только чтобы остаться на том же месте. Если
хочешь попасть в другое место, нужно бежать вдвое
быстрее...».
Мы часто меняем структуру библиотеки и
тем регулируем состав читателей, интенсивность
наполнения библиотеки посетителями. С одной
стороны, «наступая на горло собственной песне»,
отступаем от своих принципов: работали без
выходных, теперь выходной суббота, закрыли два
зала, так как почувствовали, что стали
превращаться в учебную библиотеку: вузовские
библиотеки не работают в воскресенье, а у нас
поэтому уже не хватает мест в гардеробе, в
читальных залах ограничили выдачу книг на дом
для студентов (потери, задолжники).
С другой стороны, открыли центр «От
книги – к творчеству» с выставочным залом и
«Информационно-библиотечный центр по проблемам
молодежи».
А общество живет с представлением, что
библиотеки пусты, дети не читают, библиотеки в
кризисе, разрухе, застое. Когда люди видят нашу
библиотеку, то испытывают «разочарование», так
как их тезисы не нашли подтверждения. Дети
читают! Залы полны читателями! В библиотеке уют,
комфорт, автоматизированные рабочие места, много
книг!
7. Мы везде! Любая акция, событие –
там библиотека!
К сожалению, не всегда есть
двусторонние договорные обязательства. Мы нужны,
к нам идут центры, общества, комитеты, школы: у нас
книга, знания, специалисты. Но мы научились
говорить «нет», иногда диктуем условия, не
посылаем по первому зову специалиста в школу
проводить мероприятия, заполнять окна в учебном
графике.
Наш авторитет в городе и области высок,
но бывает, что нас предают, подводят, наши правила
не всегда выполняют, информацию о нашей работе
искажают.
Мы настойчиво формируем мнение о
нужности и важности деятельности детских
библиотек, своими действиями утверждаем, что
библиотеки могут очень многое, а дети не могут
ждать. Им все нужно сейчас, быстро и лучшего
качества, они не прощают лукавства.
В положении областного конкурса «Мир
детской библиотеки», который у нас сейчас идет
(напоминаем: доклад 2000 года. – Ред.), одно из
условий для победителей в различных номинациях
– «обеспечение приоритетного финансирования на
комплектование, покупку компьютеров,
периодических изданий, благоустройство
помещений». Акции «Эстафета творческих дел»,
«Ассамблея талантливых читателей»,
смотры-конкурсы библиотек преследуют эти же
цели.
Наши сильные стороны:
· Комфортные условия, удобный режим
работы, хорошо сформированный фонд, открытый
доступ к литературе, в читальных залах локальная
компьютерная сеть, обеспечивающая быстрый поиск,
творческий работоспособный коллектив, культура
обслуживания. Библиотека посещаема!
· Организаторы работы с детьми (из
любых учреждений) всегда находят здесь помощь.
· Дифференцированное обслуживание
читателей от 0 до ... (студентов? – ред.); дети до
14 лет – вне очереди.
· Библиотечное и информационное
обслуживание приоритетно, оно не ущемляется
массовыми мероприятиями. Читальные залы –
только для работы с книгой. Для творческих встреч
имеются «голубой» зал, выставочный зал, центр
«Детский мир» и др.
· Многообразие направлений в
работе: экология, право, здоровый образ жизни,
художественное, эстетическое развитие,
информационное просвещение, проблемы молодежи,
краеведение, раннее дошкольное развитие,
чтение-творчество и многое другое.
· Работа с библиотеками и
читателями области: «Поезд сказок», Фестиваль
«Радостное чтение», передвижные выставки «По
Пушкинским маршрутам», «Мир героев Пушкина»,
«Экологический поезд» по селам Саратовского
сельского района, «Правовой поезд», «Путь к
здоровью», поездки по библиотекам с творческими
встречами, семинары, круглые столы, Ассамблея
талантливых читателей и многое другое. |