|
|||
Середина 1990-х годов – сложнейшая пора для библиотек Псковской области (впрочем, как и для многих библиотек страны). Это время введения в средней школе вариативного обучения, расширения сети специализированных школ, классов с углубленным изучением предметов, чрезвычайно низкого уровня финансирования (и соответственно комплектования) школьных и детских библиотек. Ряд территорий области в отдельные годы имел по 1–2 периодических издания на всю ЦБС. Не хватало (или совсем не было) новых школьных учебников. Лицензирование школ проходило без анализа и учета возможного информационного обеспечения образовательного процесса. Фактически отсутствовала модель информационного пространства для всех, имеющих отношение к получению знаний и их формированию. Вместе с тем в сравнительно небольшой период времени детьми, молодежью была еще в большей степени, чем прежде, осознана мысль: без знаний определиться в мире просто невозможно. В библиотеки хлынула волна читателей, уверенная, что где же, как не здесь, можно найти информацию обо всем. Не находя ответов в фондах школьных библиотек, дети шли в библиотеки, подведомственные министерству культуры. Здесь их встречали и, несмотря на явное несоответствие информационно-поисковых систем детских и юношеских библиотек тематически усложнившемуся запросу читателя, помогали подготовить доклад, написать реферат, подготовиться к зачету, экзамену. «Просветительство», «просвещение», «образовательные функции библиотеки...» – эти слова часто звучали на российских совещаниях библиотекарей, мелькали на страницах профессиональной печати... Разгорались жаркие дискуссии: являются ли перечисленные направления «видовыми» функциями библиотеки? Публичные библиотеки министерства культуры выполняли функции учебных, сохраняя при этом свои родовые: царство книги и чтения для детей и юношества. Но долго работать в режиме «все на баррикады» невозможно. Поэтому с еще большей очевидностью, чем прежде, стало ясно, что региональным методическим центрам необходимо выстраивать горизонтальные и вертикальные связи, разработать некий алгоритм совместных действий библиотек, определить векторы стратегического развития. В 1996 г. был принят «Закон Псковской области о библиотечном деле и обязательном экземпляре документов»... В статье 6 «Координация и взаимодействие библиотек области» обозначено, что «специализированные центральные библиотеки осуществляют методические координирующие функции по отношению ко всем библиотекам соответствующего профиля. Взаимодействие осуществляется на основе программ развития, совместных планов, договоров, межведомственных Советов». Статья 31 гласит: «Органам государственной власти и местного самоуправления принять правовые акты в области библиотечного дела, обеспечивающие реализацию Закона». Одним из первых подзаконных документов к региональному закону явилось распоряжение администрации Псковской области «Об областном межведомственном библиотечном Совете». Председателем Совета стал заместитель главы администрации области, его заместителями – председатель Комитета по культуре, директор Псковской областной универсальной научной библиотеки, председатель Комитета по социальной политике администрации области. В Совет вошли руководители и ведущие специалисты Главного управления образования, специализированных центральных библиотек, Псковского областного института повышения квалификации работников образования, Комитета по делам молодежи, библиотек вузов и др. В Положении о Совете говорится: «Совет является органом, обеспечивающим согласованное функционирование библиотек региона и других заинтересованных органов и организаций с целью поддержки и развития теории и практики библиотечного дела, создания условий для рационального взаимоиспользования библиотечных ресурсов». В направлениях деятельности Совета обозначена среди прочих важная для нас позиция: содействие созданию в регионе единого информационного поля, налаживание устойчивых информационных связей; осуществление действий, способствующих ликвидации разобщенности и нерационального дублирования в области научно-методической деятельности, подготовки кадров и организации профессионального обмена опытом. Работникам библиотек, обслуживающих детей и юношество (независимо от ведомственной принадлежности), вероятно, понятно, почему мы были рады созданию Совета и его существованию в такой форме. Ведь для принятия серьезных решений по координации и кооперации, выработке единой библиотечной политики за круглый стол должны были сесть не просто библиотекари-практики, а лица, несущие ответственность за организацию процесса. Первым на обсуждение Совета был вынесен вопрос о библиотечно-информационном обеспечении образовательного процесса общеобразовательных учреждений. Результаты анализа ситуации стали неожиданными для самих работников образования. Они показали, что при возросшей востребованности библиотек их техническое состояние, объем и состав книжных фондов не соответствуют усложнившимся потребностям пользователей. Было отмечено несоответствие фондов школьных библиотек нормативным документам и учебным планам школ, медленное внедрение новых технологий, крайне низкое комплектование фондов всех библиотек литературой для детей (11% от общего количества комплектования – на март 1999 г ). На заседании Совета отмечалось, что решение некоторых проблем не нуждается в дополнительном финансировании, а требует принятия организационных мер и контроля за их выполнением. В решении было сказано: «Информационное пространство, создаваемое для участников образовательного процесса, требует совершенствования. В его моделировании должны принять участие руководители исполнительных и законодательных муниципальных образований, органы и учреждения образования и культуры, их региональные методические центры». Совет рекомендовал: · Руководителям исполнительных и законодательных органов муниципальных образований рассмотреть вопрос о состоянии библиотечно-информационного обеспечения образовательного процесса с учетом рекомендаций парламентских слушаний «О библиотечном обслуживании населения Российской Федерации» (апрель 1998 г.). · Рассмотреть вопрос о включении в бюджеты защищенной строкой средств на комплектование библиотек, обслуживающих учащихся. · Областным библиотекам совместно с региональной педагогической библиотекой и специалистами Главного управления образования разработать пакет методических материалов, направленных на координацию деятельности библиотек по библиотечно-информационному обеспечению образовательного процесса и направить на реализацию библиотекам всех ведомств, обслуживающих детей и юношество. Работа над пакетом документов была завершена в 2000 году. В него вошли: · Примерный договор о совместной деятельности между библиотекой и школой. · Алгоритм сотрудничества библиотеки и школы. · Информационно-технологическая карта «Школа – библиотека». · Программа «Основы информационной грамотности школьника». На сегодняшний день экспертным Советом Главного управления образования рекомендованы для использования в работе школьной библиотеки две программы. Авторы первой – заместитель директора Псковской областной детской библиотеки им. В.А.Каверина Т.Е.Наместникова и заведующая отделом информационно-библиографического обслуживания Псковской областной юношеской библиотеки им. А.С.Пушкина Г.Р.Сдобникова, второй – заведующая Областной педагогической библиотекой В.Б.Антипова. Обе программы определены как авторские и рекомендованы Главным управлением образования для использования в практике работы школ области. Принципиально эти программы друг от друга не отличаются, в них предлагается минимум тем для работы с детьми. Единственное отличие состоит в том, что в первой программе предполагается совместная деятельность библиотеки публичной и школьной, а вторая программа ориентирована на самостоятельную реализацию специалистом школьной библиотеки. С этого времени вопрос об информационной поддержке образования перестал быть головной болью только областных библиотек. Ежегодно на заседаниях Совета рассматриваются не менее двух вопросов, связанных с организацией библиотечного обслуживания учащихся. Совет уделил внимание следующим проблемам: «О ходе внедрения программ «Информационная культура школьника», «Интенсификация информационно-библиографической деятельности публичных и школьных библиотек как условие информационно-ресурсного обеспечения образования», «Подросток в мире книг и информации. По результатам исследования интересов детей села» и др. В адрес глав администраций за подписью председателя Совета отправлялись материалы Конгресса в защиту чтения, парламентских слушаний, совместной коллегии Министерства культуры, Министерства образования и Министерства по делам печати. В ноябре 2002 г. проведена областная конференция «Читающие дети – читающая нация». В ее работе участвовали специалисты детских, школьных, юношеской библиотеки, учителя, методисты управлений образования области, которые приняли совместное «Обращение участников конференции...». Мы совместно определяем стратегию действий по совершенствованию единого информационного пространства для учащихся. Началось проведение совместных акций в районах области «Читающие дети – читающая нация», цель которых – объединение творческого потенциала муниципальных образований, представление педагогам, родителям, работникам органов власти образовательных возможностей современных информационных ресурсов, проведение круглых столов по проблемам детского чтения. Нет и не может быть для нации, думающей о своем будущем, выше ценности, чем Детство. Да, дети должны быть сыты, здоровы, расти в полноценной семье... Но еще их надо образовывать! Осознание всеми специалистами, имеющими отношение к организации детского чтения, необходимости корпоративных действий по созданию единого информационного пространства – важнейший вектор стратегии развития детских и школьных библиотек, наш важнейший потенциал и приоритет! Это была блестящая работа. К сожалению, на данный момент библиотечный совет не действует. Но псковские библиотекари (и мы вместе с ними) надеются, что это не навсегда. Хочется верить, что, несмотря на все сложности по перестройке работы библиотек области, здравый смысл восторжествует и хорошее дело будет продолжено на пользу своей области и в пример другим. |