Библиотечная столица России
– 2005
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Тема года
Библиотеки – науке,
образованию, просвещению
Здравствуйте!
Ольга Козлова
Было очевидно, что город Петра
привлечет немалое количество участников. На этот
раз в Северной Пальмире собралось более 1300
членов РБА и гостей. Можно по-разному относиться
к строгой прямолинейности центра города, к
переменчивой погоде и трудностям организации
масштабного мероприятия в условиях большого
города. Однако сопричастность города к истории
великого государства уравняла восторженных и
сдержанных его поклонников.
Безусловно, приятной неожиданностью
стало приветствие Президента России Владимира
Владимировича Путина юбилейной конференции
Российской библиотечной ассоциации.
По традиции принимающая сторона
знакомит участников заседания с библиотечной
ситуацией в городе. Председатель комитета по
культуре правительства Санкт-Петербурга Николай
Витальевич Буров представил сеть библиотек:
Российскую национальную библиотеку, Библиотеку
Российской академии наук и 32 ее филиала, 42
государственные вузовские библиотеки, 90 – в
средних учебных заведениях, 86 – в ПТУ, 773 –
школьные, 74 – профсоюзные, 63 библиотеки
различных ведомств, в том числе и общественные, и
190 государственных общедоступных. Выступающий
констатировал, что за последние 15 лет количество
библиотек в Санкт-Петербурге сократилось более
чем наполовину. Сейчас процесс остановлен. Более
того, принята программа «Модернизация
деятельности общедоступных библиотек».
Ключевой доклад президента нашей
ассоциации Владимира Николаевича Зайцева
назывался на журналистский манер просто: «РБА: 10
лет вперед». То, что за десять труднейших лет
существования общественное объединение
библиотекарей России набирало членов,
подготавливало документы, влияло на
библиотечное развитие, представляло профессию
на международных форумах и продвигалось в своем
развитии вперед, – это чистейшая,
неприукрашенная правда.
Секция школьных библиотек прозвучала в
отчетном докладе очень неплохо, впрочем,
согласно юбилейному этикету всем сестрам
досталось по серьгам. Недовольных докладом не
осталось. Только из последующей дискуссии стало
очевидно, на каком, по сути, переломе в нашей
библиотечной жизни мы находимся...
Вообще, выступления от нашей
секции отличались более оптимистичным
восприятием действительности, хотя в докладах и
выступлениях коллег из детских и юношеских
библиотек звучало больше вопросов, чем ответов.
Хорошо формулировались и горячо обсуждались
современные цели и задачи библиотек для детей (в
частности, «создание позитивной картины мира для
органичного вписывания в него детей и их участия
в его преобразовании»). Однако возможностей их
реализации в условиях последних реформ
предлагалось явно недостаточно.
Ольга Козлова
Надо научиться комфортно
чувствовать себя в процессе информатизации.
Нельзя сопротивляться естественным процессам, а
надо думать, как с этим разобраться, потому что
«человек, который почувствовал ветер перемен,
должен строить не щит от ветра, а ветряную
мельницу». Это Стивен Кинг.
Людмила Андрианова,
методист информационно-библиотечного центра
академии постдипломного педагогического
образования,
г. Санкт-Петербург |