Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2006


УГОЛОК ЗЕМЛИ

Библиотечная столица России – 2005
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Тема года
Библиотеки – науке,
образованию, просвещению

Здравствуйте!

Ольга Козлова

Было очевидно, что город Петра привлечет немалое количество участников. На этот раз в Северной Пальмире собралось более 1300 членов РБА и гостей. Можно по-разному относиться к строгой прямолинейности центра города, к переменчивой погоде и трудностям организации масштабного мероприятия в условиях большого города. Однако сопричастность города к истории великого государства уравняла восторженных и сдержанных его поклонников.

Безусловно, приятной неожиданностью стало приветствие Президента России Владимира Владимировича Путина юбилейной конференции Российской библиотечной ассоциации.

По традиции принимающая сторона знакомит участников заседания с библиотечной ситуацией в городе. Председатель комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга Николай Витальевич Буров представил сеть библиотек: Российскую национальную библиотеку, Библиотеку Российской академии наук и 32 ее филиала, 42 государственные вузовские библиотеки, 90 – в средних учебных заведениях, 86 – в ПТУ, 773 – школьные, 74 – профсоюзные, 63 библиотеки различных ведомств, в том числе и общественные, и 190 государственных общедоступных. Выступающий констатировал, что за последние 15 лет количество библиотек в Санкт-Петербурге сократилось более чем наполовину. Сейчас процесс остановлен. Более того, принята программа «Модернизация деятельности общедоступных библиотек».

Ключевой доклад президента нашей ассоциации Владимира Николаевича Зайцева назывался на журналистский манер просто: «РБА: 10 лет вперед». То, что за десять труднейших лет существования общественное объединение библиотекарей России набирало членов, подготавливало документы, влияло на библиотечное развитие, представляло профессию на международных форумах и продвигалось в своем развитии вперед, – это чистейшая, неприукрашенная правда.

Секция школьных библиотек прозвучала в отчетном докладе очень неплохо, впрочем, согласно юбилейному этикету всем сестрам досталось по серьгам. Недовольных докладом не осталось. Только из последующей дискуссии стало очевидно, на каком, по сути, переломе в нашей библиотечной жизни мы находимся...

Вообще, выступления от нашей секции отличались более оптимистичным восприятием действительности, хотя в докладах и выступлениях коллег из детских и юношеских библиотек звучало больше вопросов, чем ответов. Хорошо формулировались и горячо обсуждались современные цели и задачи библиотек для детей (в частности, «создание позитивной картины мира для органичного вписывания в него детей и их участия в его преобразовании»). Однако возможностей их реализации в условиях последних реформ предлагалось явно недостаточно.

Ольга Козлова

Надо научиться комфортно чувствовать себя в процессе информатизации. Нельзя сопротивляться естественным процессам, а надо думать, как с этим разобраться, потому что «человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу». Это Стивен Кинг.

Людмила Андрианова,
методист информационно-библиотечного центра академии постдипломного педагогического образования,
г. Санкт-Петербург