Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2006


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО. Санкт-Петербург

Картотека опыта

Материалы Информационного бюллетеня РБА, год 2005

 

 

Софья Колосова

В читальнях, при свете коптилок железных...

Софья Геннадьевна Колосова
заведующая музеем-библиотекой «Книги блокадного города»
Централизованной библиотечной системы Московского района
Санкт-Петербург

25 января 1996 г. первые посетители вошли в Музей-библиотеку «Книги блокадного города» – оригинальное учреждение культуры, призванное, по мнению ее создателей, объединить методы и формы работы музея
и библиотеки. Концепция музея-библиотеки обозначила основное направление и принцип деятельности. Была определена первостепенная задача увековечения памяти гражданского подвига работников библиотек во время блокады Ленинграда, а также сохранение и развитие петербургских традиций, лежавших в основе этого подвига, воспитание на этом примере подрастающего поколения.

Музей-библиотека подходит к десятой годовщине своего рождения, и, подводя некоторые итоги, хочется поделиться с коллегами, не только поддержавшими идею его создания, но и всячески помогавшими нам в работе и различных исследованиях.

Все эти годы продолжается работа с документами Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград в годы Второй мировой войны, Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга, Центрального государственного архива и Государственного музея истории города, отдельных централизованных библиотечных систем Санкт-Петербурга и личных архивов библиотекарей и коллекционеров.

Документы Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (фонд 9023) и Центрального государственного архива литературы и искусства (фонды 47, 148, 4769, 4905, 5039 и др.) позволили приступить к изучению районных библиотек, обслуживавших читателей все 900 дней блокад, и прежде всего уточнить их адреса и количество. Таких библиотек всего 22 – по одной-две в каждом районе. Число библиотечных работников в самый страшный период блокады – осенью 1941–1942 гг. – в среднем уменьшилось до сотни.

Что же такое библиотека в блокаду, какое место в жизни горожан она занимала? Библиотеки стали социальным институтом со своим миром бытия, откуда веяло теплом мирной жизни, где можно было послушать лекцию, принять участие в литературной беседе или ином мероприятии, почитать и просто пообщаться.

В период блокады резко сократилась численность и состав городского населения за счет мобилизации, в основном мужчин, в армию и народное ополчение, эвакуации и смерти горожан в результате голода. В начале войны в городе проживали 3 141 304 человека, в том числе: мужчин – 1 454 783, женщин – 1 736 521, детей – 444 863 человека. В июле 1942 г. – всего 790 024 человека, в том числе: мужчин – 202 133, женщин – 587 891, детей – 49 369 человек. В январе 1944 г. на конец блокады – всего 557 760 человек, в том числе: мужчин – 125 554, женщин – 432 206, детей – 53 208 человек. Как свидетельствуют отчеты о библиотечной работе, значительно сократилась посещаемость всех библиотек города. Например, в библиотеке им. 10-летия Октября, которая обслуживала взрослых, в 1940 г. читали 5425 человек, а в 1942 г. – только 650.

Читальня военных времен. Из экспозиции музея

Как известно, районные массовые библиотеки (в настоящее время – публичные) наряду с детскими и школьными входили в систему народного образования.

3 ноября 1941 г. начались занятия, и 201 082 ученика сели за парты, из них 30 152 школьника учились в 7–10 классах. Планировалось в соответствии с четким графиком наверстать упущенные два месяца и к концу учебного года подготовить выпуск десятиклассников. Воздушные налеты (иногда по пять раз в день) вынуждали учеников вместе с учителями спускаться в бомбоубежище. Урок срывался, но чаще занятия продолжались в бомбоубежищах, где занимались по 2–3 класса с разными программами. Одновременно можно было услышать ответ по физике, решение математических задач и стихотворение М.Ю. Лермонтова. В конце декабря 1941-го – январе 1942 г. по распоряжению Ленсовета большинство школ прекратили занятия. В Ленинграде остались 55 школ, из них только 39 выпустили десятиклассников. Учебный год окончился 30 июня 1942 г. Выпускники получили в подарок книги с надписью: «Окончившему полный курс школы в Ленинграде в 1941/42 г. в годы Отечественной войны и блокады».

Первый военный учебный год был неизмеримо труден для всех горожан, среди которых были учащиеся, преподаватели и библиотекари. Но, несмотря на лишения, библиотечная жизнь не замирала.

Эти читальни занимали по одной комнате. Холодно. Дров нет. Температура достигала четырех градусов мороза. Но родители регулярно меняли книги для своих детей. В Петроградском центральном районе города условия для работы были такие же, но «от читателей отбоя нет, больше, чем при нормальных условиях...».

Профессиональная деятельность библиотекарей отражена в стенограммах общегородских совещаний. Так, 19 декабря 1941 г. обсуждались вопросы работы с детьми, состояние книжных фондов и оборудования библиотек в действующих школах, массовые мероприятия. В Володарском, окраинном, районе (ныне Невский район) работали 3 библиотеки. С начала учебного года по 18 декабря 1941 г. библиотеки посетили 2552 читателя и прочитали они 4069 книг.

В итогах совещания отмечена роль библиотекарей, которые вместе со словесниками и другими преподавателями «должны включиться в продвижение книги». «Вы должны стать помощниками школы. Надо оказать помощь школам, чтобы учащиеся старших классов были выпущены. Это должны понять все работники народного образования. Нам нужно, чтобы наши учащиеся закончили школу с полноценными знаниями. Это дело не меньшей значимости, чем помощь фронту».

Следующее общегородское совещание библиотекарей было посвящено работе только школьных библиотек и проходило 8 сентября 1942 г. Стенограмма сохранила выступления по обмену опытом. Ксения Георгиевна Колосова, заведующая библиотекой 112-й школы Выборгского района, рассказывала о своей работе: «Я учительница химии и не особенно хороший библиотекарь. Библиотекарь, который был до меня, уехал. Готовясь к учебному году, я проверила инвентарь [...] Читальня открыта с 12 часов до тех пор, пока не уйдет последний ученик [...] Мною сделана выставка на тему о героях Гражданской войны. Я вошла в контакт с учительницей 4 класса, и она поручила мне подобрать материал о Петре I. Журналов я не получаю. Я пользуюсь тем, что где найду. У меня был один из последних номеров «Костра». Читала более старшим ученикам Некрасова, о летчиках, моряках...».

В 1943 г., после прорыва блокады, жизнь ленинградцев изменилась к лучшему. Город стал возрождаться.

Протокол городского собрания библиотекарей 20 мая 1943 г. и стенограмма совещания библиотекарей школ и районных детских библиотек 18 сентября 1944 г. отражают задачи, в решении которых участвуют работники народного образования. Главная цель – возродить город, вдохнуть новую жизнь в искореженные жилища, но для библиотекарей очень важно восстановить помещения для библиотек, пополнить книжные фонды, сохранить библиотечный опыт, накопленный для будущих поколений.

Формы и методы библиотечной работы, опыт библиотечного обслуживания в годы войны заслуживают внимания и изучения.

Если до войны читатель приходил в библиотеку, то с первых дней июля 1941 г. библиотека пошла к читателю. На оборонительных рубежах во время краткого перерыва проводилось чтение газет и книг.

30 июня 1941 г. началась организация Ленинградской армии народного ополчения, и сразу же в казармах появились передвижки с учебной литературой по военному делу, брошюры в помощь молодому бойцу, в помощь партизану.

Положение в городе усложнилось, и 29 июля 1941 г. из Ленинграда ушли первые 10 эшелонов с эвакуированными. Вокзалы стали еще одним местом работы библиотекарей. Они проводили беседы для красноармейцев, ополченцев, отъезжающих и остающихся горожан.

Появились передвижки на оборонных работах Лужского рубежа, затем внутри города, в домохозяйствах, в госпиталях и больницах. В документах Центральной библиотеки им. К.Г. Паустовского сохранилось письмо: «...мы больные хирургического отделения б-цы им. тов. Коняшина 22 палаты желаем чтобы громкие читки газет, журналов, продолжали в дальнейшем и в более широком масштабе. Желательно бы послушать доклады о международном положении. Просим вас дать нам побольше книг и почаще менять их». [Орфография и пунктуация сохранены. – Авт.].

В марте 1942 г. Исполком Ленгорсовета принял специальное постановление «О развитии индивидуального огородничества», так как необходимо было ликвидировать последствия голодной, холодной, под постоянными бомбежками и артобстрелами зимы 1941–1942 гг. Библиотекари с передвижками и выставками в помощь горожанам-огородникам приходили на земельные участки и одновременно рассказывали об использовании дикорастущих съедобных растений как дополнительного ресурса питания.

Районная массовая библиотека в дни блокады стала информационным, культурным, просветительским центром. В условиях военного времени она проводила разъяснительную, воспитательную, идеологическую и пропагандистскую работу. Газеты, журналы, планы работы городского лектория и Дома ученых им. М.Горького, репертуары театров рассказывали читателю о том, что происходит в городе. Филармония, библиотека Дома техники и другие учреждения культуры в центральных районах Ленинграда приглашали в свои стены каждого желающего. В прифронтовых районах такого не было, поэтому библиотека там становилась не только центром информации о культурной жизни в городе и событиях на передовой, но и сама проводила большую культурно-просветительскую работу. Так, библиотека им. 10-летия Октября, находившаяся в полутора километрах от фронта, обслужила 1306 читателей, организовала 43 передвижки, фонд которых составил 3135 экземпляров книг; провела 14 библиографических обзоров и другие массовые мероприятия. В книге отзывов библиотеки есть такая запись читательницы: «Я пришла в библиотеку в самое тяжелое время – зимой 1941 года. Мне нужна была книга, она помогала мне легче переносить тяжесть блокады, и получила я то, что мне было нужно. Библиотекари были на месте, библиотека работала».

Большое количество книг в 1941–1942 гг. было утеряно. Читатели вместе с книгами попадали под бомбежки, умирали, эвакуировались, переезжали из разрушенных домов. И все-таки, стараясь сохранить книжные фонды, библиотекари следили за своевременным возвратом литературы; при обрушении зданий, пожарах и протечках бережно укрывали или переносили книги в другое помещение. Под руководством Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина (ныне Российская национальная библиотека) был проведен учет всего книжного фонда города и его состояние. Работники районных библиотек ходили по квартирам, вели учет личных библиотек. Этой работе уделялось особенное внимание после решения Исполкома Ленгорсовета от 26 мая 1942 г. о проведении мероприятий по охране книжных ценностей. Сбор бесхозных частных книжных собраний, проводимый районными библиотеками, Центральной городской библиотекой и Библиотекой Академии наук, получил законное обоснование. Сотни тысяч ценных книг были спасены от гибели.

Наибольшие потери книжного фонда понесла Ленинградская область, где свыше 60 районов оказались под пятой врага.

Как известно, до начала Второй мировой войны в Германии были созданы организации для расхищения ценностей культуры на захваченных территориях: исследовательское и просветительское общество «Наследие» и генеральное посредничество «Восток» под руководством рейхс-фюрера СС Гиммлера, штаб «Изобразительное искусство» А. Розенберга и др.

На ленинградском направлении активно действовала команда «Гамбург», в донесении которой говорилось о «взятии под охрану» библиотеки Александровского дворца в Царском Селе, насчитывающей 10 тысяч томов, и литературы из дворца в Павловске. Были уничтожены Тихвинская, Волховская и Гатчинская библиотеки. В области погибло 1,5 млн. книг из общего фонда в 2 млн. экземпляров.

Ленинградские библиотекари решили создать специальный фонд дублетных экземпляров из своих фондов и организовать добровольный сбор книг среди населения для восстановления библиотек освобождаемых от врага районов области. В Ленинграде собрали 600 тысяч книг. Внесли свой посильный вклад и районные библиотеки: библиотека Октябрьского района собрала 3000 экземпляров книг, библиотека им. Л.Н.Толстого Василеостровского района – 5000 книг. В перспективе Музей-библиотека планирует познакомиться с этим списком книг. В настоящее время можно предположить, что большие тиражи от 1000 до 100 000 экземпляров и разнообразнейшая тематика изданий – от художественной литературы до книг по военному искусству, от медицинских справочников до пособий для водопроводчика – позволили собрать универсальные книжные фонды.

Если история библиотек в блокаду почерпнута из архивных материалов, то тиражи изданий проанализированы на основе книжной коллекции Музея-библиотеки. По инициативе и при поддержке Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград Музей-библиотека принял участие в создании трехтомного каталога книг, изданных в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны, – «Книги непобежденного Ленинграда». Так сложилось, что в Ленинграде-Петербурге нет полного собрания книг, изданных в годы битвы за Ленинград. Собрание полной книжной коллекции, увидевшей свет в блокадном городе, – еще одна задача, которую мы решаем.

В настоящее время книжный фонд Музея-библиотеки «Книги блокадного города» насчитывает более половины наименований книг от общего количества, указанного в каталоге. Это объясняется тем, что при организации Музея-библиотеки было принято решение включать в состав музейного фонда только дарения от людей или организаций, переживших блокаду города. Такой принцип пополнения фондов предоставляет возможность познакомиться не только с экспонатом, но и судьбой организации, дарителя и его семьи, историей появления и хранения предмета, наконец, создается уникальный мемориальный фонд. Для реализации этого решения пригодились опыт и практика проведения литературных обзоров, торжеств, посвященных знаменательным датам в истории России, заседаний круглых столов для ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников и молодежи.

Пользователи библиотеки, участвуя в культурно-просветительских мероприятиях, слышали о желании библиотекарей получить любые печатные издания в экспозицию музея. На первых порах зачастую желания оставались только желаниями, но убеждение и весомые аргументы впоследствии дали свои результаты. Надо сказать, что почин принадлежал президенту Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград в годы Второй мировой войны. Последовали его примеру и другие члены ассоциации. Затем читатели – давние друзья библиотеки – стали дарить книги, журналы, открытки... Назову первых из них. Отобрать книги для будущего музея из своей личной библиотеки пригласил Борис Абрамович Фельд, известный журналист, заместитель главного редактора газеты «Ленинградская правда», член Правления Санкт-Петербургского отделения Совета мира и согласия. Много времени отдали сбору документов блокадница, удостоенная медали «За оборону Ленинграда», Евдокия Ивановна Сенатова и член общества инвалидов Московского района Валентина Николаевна Мурахова. Позднее, узнав о Музее-библиотеке, Вилен Яковлевич Бялый, библиофил, коллекционер, переехавший к тому времени на другой континент, подарил часть своей коллекции. Десятки книг передали коллеги-библиотекари из Библиотеки Академии наук и Централизованной библиотечной системы Московского района. Центральная городская публичная библиотека им. В.В.Маяковского подарила список библиотек, которые комплектовались в библиотечном коллекторе в годы войны. К сожалению, в данной статье нет возможности перечислить всех дарителей. Их имена запечатлены в музее.

Благодаря этим замечательным людям и учреждениям появился фонд их биографических документов, а в музее неизменным вниманием пользуется витрина «Лицо события», в которой периодически демонстрируются оригинальные документы о жизни коллектива, дарителя и его семьи.

Наш Музей-библиотека включает абонемент, читальный зал и собственно музей и работает в одном направлении, то есть если проходит экскурсия в музее, то экскурсанты обязательно узнают о современной литературе по теме блокады, которую можно взять на абонементе или в читальном зале. При проведении культурно-просветительского мероприятия в читальном зале обязательно организована книжно-иллюстративная выставка на абонементе, а в музее представлены экспонаты, также отражающие эту тему. Пример тому – Праздник чтения, пришедший из Франции в 90-х гг. XX века. Музей-библиотека вместе с учащимися общеобразовательной школы и школы с углубленным изучением французского языка отмечал 200-летний юбилей со дня рождения Проспера Мериме, писателя, общественного и государственного деятеля, открывшего для французов творчество А.С.Пушкина. В последние годы к творчеству Проспера Мериме читатели обращаются крайне редко. Мы решили с помощью Праздника чтения привлечь к нему внимание. Праздник открыла известная мелодия мюзикла «Notre Dame de Paris» no роману В.Гюго. Эта музыка, как в театре звонок, открыла действие. Звучание знакомой мелодии сразу же привлекло внимание подростков и заинтриговало: ведь пригласили на чтения, а тут музыка. Психологи утверждают, что обратить внимание к новому проще, когда есть что-то известное. П. Мериме и В.Гюго были соотечественниками и современниками, уважавшими творчество друг друга. Через творчество одного писателя рассказали о другом. Затем звучали отрывки из новелл на французском языке в исполнении школьников. Поводом для изучения жизни и деятельности французского писателя Проспера Мериме послужил небольшой сборник «Избранное», увидевший свет в 1944 г. в блокадном Ленинграде.

На протяжении десяти лет Музей-библиотека обеспечивает информационную поддержку участникам и входит в состав жюри на городских историко-краеведческих чтениях секций «Ленинград. Война. Блокада» и «Петербургская биографика», проводимых Санкт-Петербургским городским Дворцом творчества юных.

Коллектив Музея-библиотеки щедро делится опытом работы и результатами исследований. Опубликованы десятки статей в профессиональных журналах, материалах международных конференций, посвященных проблемам истории Великой Отечественной войны и блокады, альманахе «Невский библиофил» и в периодических изданиях. О Музее-библиотеке «Книги блокадного города» неоднократно рассказывали теле- и радиоканалы. Он известен за рубежом.

Анализируя сделанное, можно сказать, что Музей-библиотека как живой организм растет, набирается опыта, ищет оригинальные формы и методы работы и ему предстоит трудный и долгий путь познания и творческих решений.