Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2006


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО. Екатеринбург

Мастерство

 

Материалы Информационного бюллетеня РБА, год 2003

 

 

Людмила Воробьева

Профессиональный журнал библиотекарей «Читай-город» – средство управления региональной библиотечной политикой

Описание проекта

Цели и направления деятельности по проекту

Людмила Аркадьевна
Воробьева

директор Свердловской
областной библиотеки для детей
и юношества

Проблемная ситуация. Современная библиотечная ситуация в Свердловской области характеризуется профессиональной разобщенностью библиотекарей, обслуживающих детей и юношество, невысоким уровнем профессиональной компетенции. Финансовые трудности не позволяют регулярно посещать проводимые Свердловской областной библиотекой для детей и юношества мероприятия но непрерывному профессиональному образованию, выписывать в каждую библиотеку центральные профессиональные издания. Недостаток профессионального общения, обмена мнениями, взглядами, идеями, обсуждения актуальных проблем замедляет темпы развития библиотек, что вызывает использование архаичных форм и методов работы, не соответствующих приоритетам государственной и региональной библиотечной политики.

В Свердловской области в 83 муниципальных образованиях 1013 библиотек, из них детских – 131 (343,5 тыс. пользователей), юношеских структурных подразделений в государственных публичных библиотечных системах и библиотеках – 46. Дети и юношество составляют 70% всех читателей Свердловской области, их обслуживают практически все государственные публичные библиотеки. Следовательно, круг библиотечных специалистов, обслуживающих детей и юношество, довольно велик. Названные проблемы могут быть отчасти решены с помощью регионального профессионального издания.

Цель проекта – издание регионального журнала профессиональной информации «Читай-город» – «рычага прорыва» в развитии библиотек, способствующего распространению актуальных профессиональных идей и реализации приоритетов региональной библиотечной политики.

Круг проблем, которые могут обсуждаться на страницах журнала на основе опыта библиотек Свердловской области: поиск перспектив и направлений модернизации библиотек для детей и юношества, выбор путей и средств развития в многовариантной деятельности, разработка новых тем, идей, проектов в динамично развивающейся практике жизни. Предусматривается бесплатное или на основе частичной самоокупаемости распространение журнала в количестве 150–200 экз. в центральные детские библиотеки и юношеские структурные подразделения 83 муниципальных образований Свердловской области, а также – на основе издательской политики распространения, предусматривающей различные варианты: подписку, наложенный платеж, розничную продажу, обмен методическими материалами.

Задачи, которые решаются в ходе реализации проекта:

· доведение до библиотек официальной информации министерства культуры Свердловской области, основных проблем и положений региональной библиотечной политики;

· организация обсуждения актуальных проблем региональной библиотечной политики и ведущих идей развития;

· повышение профессиональной компетентности библиотекарей, обслуживающих детей и юношество, помощь в непрерывном образовании;

· совместный поиск ответов на актуальные вопросы современной действительности (особенности чтения сегодня, место информационной поддержки образования в деятельности библиотек, приоритетные направления развития) будет вестись в дискуссиях и столкновении взглядов, из которых формируются общие позиции, отношение к современной библиотеке для детей и юношества.

Помимо предоставления разнообразной и необходимой библиотекам информации журнал формирует рынок идей и вектор общественного мнения – то направление, в котором должны развиваться библиотеки для детей и юношества.

В редакционный совет войдут представители библиотек области. Они вместе с редакцией будут заниматься профессиональной политикой издания, стратегией издательских поисков и предлагать долговременные проекты, которые помогут сделать журнал необходимой частью профессиональной деятельности библиотек области.

Что же сделано по проекту?

Региональный журнал профессиональной информации и общения «Читай-город» создан на основе преобразованного ежеквартального сборника опыта и сценарных материалов библиотек области «Библиобус», заслужившего высокую оценку коллег, но ставящего перед собой ограниченные задачи. Поскольку у библиотеки отсутствует лицензия на издательскую деятельность, сборник имеет статус неопубликованного документа.

Направления преобразования:

· усиление информационного блока (информация о событиях в библиотеках области, интересных и выдающихся персонах, библиотечных юбилеях, а также информация о новых книгах, периодических изданиях, методических материалах, сетевых ресурсах для детей и юношества);

· публикация проблемных статей, содержащих ориентиры развития: консультаций по вопросам детской литературы и детского чтения, социологии, различным аспектам библиотечного обслуживания и внедрения новых технологий. Привлечение к написанию статей ученых и исследователей вузов и исследовательских институтов Екатеринбурга;

· обсуждение дискуссионных проблем библиотечной практики и приоритетных направлений развития;

· приобретение лицензии на издательскую деятельность; переход к статусу малотиражного издания.

Основные темы проблемы определились уже в разделах и рубриках первого (пилотного) выпуска журнала.

Профессиональная информация предложена в трех блоках. «Библиомир» представляет программные, концептуальные и стратегические материалы, а также информацию
о важнейших событиях в муниципальных образованиях и библиотеках области, интересных и выдающихся персонах, библиотечных юбилеях, новости по горячим следам от наших представителей, о региональных и столичных мероприятиях. «Инфограф» знакомит с новыми книгами (и дискуссиями вокруг них), периодическими изданиями, сетевыми ресурсами для детей и юношества, методическими материалами, содержащими новые идеи для развития. «Xpoнограф» предлагает библиографическую информацию к юбилейным датам, обзоры методических и сценарных материалов.

К публикации проблемных статей, содержащих консультации по вопросам детской литературы и детского чтения, социологии, психологии чтения, различным аспектам библиотечного обслуживания и внедрения новых технологий, будут привлечены специалисты вузов, научные сотрудники учреждений культуры и образования. (Разделы «Мастер-класс» и «Чтение для сердца и разума».)

В разделе «Пространство дискуссии» будет вестись совместный поиск ответов на вопросы библиотечного развития.

«Лаборатория творческих идей» представит опыт библиотек области и лучшие сценарии. Новые разделы и рубрики появятся при наличии конкретного материала.

Пробный тираж журнала составил 100 экз. Распространение организовано на профессиональных мероприятиях в Екатеринбурге и других городах России на условиях частичной самоокупаемости или обмена. Вопросы подписки на издание и его рассылки, проблематика содержания, наполнение рубрик изучаются. Идет формирование издательской политики подготовки и распространения журнала (тираж 150–200 экз.).

Журнал будет выходить ежеквартально. Предусмотрено приложение к журналу, выходящее два раза в год, – опыт и сценарные материалы библиотек области.

Федеральная значимость проекта. Доведение до провинциальных библиотек информации о приоритетах государственной библиотечной политики с анализом ситуации и программами реализации применительно
к условиям конкретных муниципальных образований.

Региональная значимость проекта. Управление региональной библиотечной политикой. Повышение профессиональной компетенции специалистов в провинциальных библиотеках Свердловской области. Создание в регионе профессиональной общности библиотек, обслуживающих детей и юношество, объединяемых идеями, транслируемыми журналом.

Социальная значимость проекта. Объединение вокруг журнала профессиональной общности творчески мыслящих, способных к продуктивной деятельности специалистов, работающих с детьми и юношеством. Разработка и реализация совместных программ и проектов, способствующих социализации личности пользователей.

Прогноз деятельности по проекту. Выпуск и распространение регионального журнала профессиональной информации и общения позволит библиотекам объединиться вокруг важнейших идей модернизации и развития, стать активными участниками грядущих преобразований. Журнал должен стать одной из форм непрерывного библиотечного образования для библиотекарей и средством обмена мнениями и идеями развития.

Масштабы деятельности Свердловской областной библиотеки для детей и юношества в этом направлении, стоимость и тираж журнала, политика распространения, привлечение специалистов-ученых и исследователей будут зависеть от поступления финансовых средств. Для этого разрабатываются минимальная и максимальная программы развития журнала.