Мастерство
Материалы Информационного
бюллетеня РБА, год 2003 |
Людмила Воробьева
Профессиональный журнал
библиотекарей «Читай-город» – средство
управления региональной библиотечной политикой
Описание проекта
Цели и направления деятельности по
проекту
Людмила Аркадьевна
Воробьева
директор Свердловской
областной библиотеки для детей
и юношества |
Проблемная ситуация. Современная
библиотечная ситуация в Свердловской области
характеризуется профессиональной
разобщенностью библиотекарей, обслуживающих
детей и юношество, невысоким уровнем
профессиональной компетенции. Финансовые
трудности не позволяют регулярно посещать
проводимые Свердловской областной библиотекой
для детей и юношества мероприятия но
непрерывному профессиональному образованию,
выписывать в каждую библиотеку центральные
профессиональные издания. Недостаток
профессионального общения, обмена мнениями,
взглядами, идеями, обсуждения актуальных проблем
замедляет темпы развития библиотек, что вызывает
использование архаичных форм и методов работы,
не соответствующих приоритетам государственной
и региональной библиотечной политики.
В Свердловской области в 83
муниципальных образованиях 1013 библиотек, из них
детских – 131 (343,5 тыс. пользователей), юношеских
структурных подразделений в государственных
публичных библиотечных системах и библиотеках –
46. Дети и юношество составляют 70% всех читателей
Свердловской области, их обслуживают
практически все государственные публичные
библиотеки. Следовательно, круг библиотечных
специалистов, обслуживающих детей и юношество,
довольно велик. Названные проблемы могут быть
отчасти решены с помощью регионального
профессионального издания.
Цель проекта – издание
регионального журнала профессиональной
информации «Читай-город» – «рычага прорыва» в
развитии библиотек, способствующего
распространению актуальных профессиональных
идей и реализации приоритетов региональной
библиотечной политики.
Круг проблем, которые могут
обсуждаться на страницах журнала на основе опыта
библиотек Свердловской области: поиск
перспектив и направлений модернизации библиотек
для детей и юношества, выбор путей и средств
развития в многовариантной деятельности,
разработка новых тем, идей, проектов в динамично
развивающейся практике жизни. Предусматривается
бесплатное или на основе частичной
самоокупаемости распространение журнала в
количестве 150–200 экз. в центральные детские
библиотеки и юношеские структурные
подразделения 83 муниципальных образований
Свердловской области, а также – на основе
издательской политики распространения,
предусматривающей различные варианты: подписку,
наложенный платеж, розничную продажу, обмен
методическими материалами.
Задачи, которые решаются в ходе
реализации проекта:
· доведение до библиотек
официальной информации министерства культуры
Свердловской области, основных проблем и
положений региональной библиотечной политики;
· организация обсуждения
актуальных проблем региональной библиотечной
политики и ведущих идей развития;
· повышение профессиональной
компетентности библиотекарей, обслуживающих
детей и юношество, помощь в непрерывном
образовании;
· совместный поиск ответов на
актуальные вопросы современной
действительности (особенности чтения сегодня,
место информационной поддержки образования в
деятельности библиотек, приоритетные
направления развития) будет вестись в дискуссиях
и столкновении взглядов, из которых формируются
общие позиции, отношение к современной
библиотеке для детей и юношества.
Помимо предоставления разнообразной и
необходимой библиотекам информации журнал
формирует рынок идей и вектор общественного
мнения – то направление, в котором должны
развиваться библиотеки для детей и юношества.
В редакционный совет войдут
представители библиотек области. Они вместе с
редакцией будут заниматься профессиональной
политикой издания, стратегией издательских
поисков и предлагать долговременные проекты,
которые помогут сделать журнал необходимой
частью профессиональной деятельности библиотек
области.
Что же сделано по проекту?
Региональный журнал профессиональной
информации и общения «Читай-город» создан на
основе преобразованного ежеквартального
сборника опыта и сценарных материалов библиотек
области «Библиобус», заслужившего высокую
оценку коллег, но ставящего перед собой
ограниченные задачи. Поскольку у библиотеки
отсутствует лицензия на издательскую
деятельность, сборник имеет статус
неопубликованного документа.
Направления преобразования:
· усиление информационного блока
(информация о событиях в библиотеках области,
интересных и выдающихся персонах, библиотечных
юбилеях, а также информация о новых книгах,
периодических изданиях, методических
материалах, сетевых ресурсах для детей и
юношества);
· публикация проблемных статей,
содержащих ориентиры развития: консультаций по
вопросам детской литературы и детского чтения,
социологии, различным аспектам библиотечного
обслуживания и внедрения новых технологий.
Привлечение к написанию статей ученых и
исследователей вузов и исследовательских
институтов Екатеринбурга;
· обсуждение дискуссионных проблем
библиотечной практики и приоритетных
направлений развития;
· приобретение лицензии на
издательскую деятельность; переход к статусу
малотиражного издания.
Основные темы проблемы определились
уже в разделах и рубриках первого (пилотного)
выпуска журнала.
Профессиональная информация
предложена в трех блоках. «Библиомир»
представляет программные, концептуальные и
стратегические материалы, а также информацию
о важнейших событиях в муниципальных
образованиях и библиотеках области, интересных и
выдающихся персонах, библиотечных юбилеях,
новости по горячим следам от наших
представителей, о региональных и столичных
мероприятиях. «Инфограф» знакомит с новыми
книгами (и дискуссиями вокруг них),
периодическими изданиями, сетевыми ресурсами
для детей и юношества, методическими
материалами, содержащими новые идеи для
развития. «Xpoнограф» предлагает
библиографическую информацию к юбилейным датам,
обзоры методических и сценарных материалов.
К публикации проблемных статей,
содержащих консультации по вопросам детской
литературы и детского чтения, социологии,
психологии чтения, различным аспектам
библиотечного обслуживания и внедрения новых
технологий, будут привлечены специалисты вузов,
научные сотрудники учреждений культуры и
образования. (Разделы «Мастер-класс» и «Чтение
для сердца и разума».)
В разделе «Пространство дискуссии»
будет вестись совместный поиск ответов на
вопросы библиотечного развития.
«Лаборатория творческих идей»
представит опыт библиотек области и лучшие
сценарии. Новые разделы и рубрики появятся при
наличии конкретного материала.
Пробный тираж журнала составил
100 экз. Распространение организовано на
профессиональных мероприятиях в Екатеринбурге и
других городах России на условиях частичной
самоокупаемости или обмена. Вопросы подписки на
издание и его рассылки, проблематика содержания,
наполнение рубрик изучаются. Идет формирование
издательской политики подготовки и
распространения журнала (тираж 150–200 экз.).
Журнал будет выходить ежеквартально.
Предусмотрено приложение к журналу, выходящее
два раза в год, – опыт и сценарные материалы
библиотек области.
Федеральная значимость проекта.
Доведение до провинциальных библиотек
информации о приоритетах государственной
библиотечной политики с анализом ситуации и
программами реализации применительно
к условиям конкретных муниципальных
образований.
Региональная значимость проекта.
Управление региональной библиотечной политикой.
Повышение профессиональной компетенции
специалистов в провинциальных библиотеках
Свердловской области. Создание в регионе
профессиональной общности библиотек,
обслуживающих детей и юношество, объединяемых
идеями, транслируемыми журналом.
Социальная значимость проекта.
Объединение вокруг журнала профессиональной
общности творчески мыслящих, способных к
продуктивной деятельности специалистов,
работающих с детьми и юношеством. Разработка и
реализация совместных программ и проектов,
способствующих социализации личности
пользователей.
Прогноз деятельности по проекту.
Выпуск и распространение регионального журнала
профессиональной информации и общения позволит
библиотекам объединиться вокруг важнейших идей
модернизации и развития, стать активными
участниками грядущих преобразований. Журнал
должен стать одной из форм непрерывного
библиотечного образования для библиотекарей и
средством обмена мнениями и идеями развития.
Масштабы деятельности Свердловской
областной библиотеки для детей и юношества в
этом направлении, стоимость и тираж журнала,
политика распространения, привлечение
специалистов-ученых и исследователей будут
зависеть от поступления финансовых средств. Для
этого разрабатываются минимальная и
максимальная программы развития журнала. |