Разговор в кают-компании
Татьяна Рудишина
Смысл и пафос «Заветной мечты»
Интервью с Михаилом Бутовым
Этот разговор состоялся незадолго до
оглашения списка финалистов национальной
детской литературной премии «Заветная мечта».
Поэтому – никаких имен! Наш собеседник – Михаил
Бутов – председатель Литературного совета
премии (кроме того, писатель, литературный
критик, ответственный секретарь журнала «Новый
мир», лауреат премии «Букер»).
В последние несколько месяцев перед
вами прошло огромное количество рукописей и
книг. Столкнувшись с современным литературным
потоком для детей и подростков, вы можете
утверждать, что литература для ребенка и
подростка ЕСТЬ?
Никакого сомнения в этом нет. Она не
просто есть, ее много, и она есть как бы на всех
уровнях. То есть если мы говорим о чисто
профессиональном срезе, самый низкий – это
серийные книжки, написанные, как правило, под
запланированные издательские проекты. «Низкий»
не означает, что низок уровень пишущих. Я
подразумеваю степень оригинальности и
самостоятельность творческой идеи – здесь
все-таки по большей части разрабатываются
готовые, предзаданные схемы и образы героев. Они
могут быть уже давным-давно устоявшимися, могут
быть заимствованы из книг, ставших очень
популярными, и как-то трансформированы, но с
сохранением узнаваемых моментов, как бы
призванных гарантированно обеспечивать
популярность. Порой это вполне достойное чтение,
которое, думаю, способно иметь у юных читателей
успех. Но в основном такие вещи все же оставались
за пределами премии, думаю, причины этого
понятны.
Есть замечательные, удивлявшие меня
вещи, сделанные, как говорится, «на материале
реальности», – вполне такие традиционные тексты
про детей, про их существование, про их отношения
с окружающим миром. Иногда это подается в смешном
ключе, иногда в трагическом, иногда даже в
философском, серьезном. Это бывает
сентиментально, но, на мой-то взгляд, именно в
детской литературе некоторая сентиментальность
не вредна, главное, чтобы она не содержала в себе
пошлости, а вообще-то она полезна просто для
воспитания человеческих чувств.
Ну и, наконец, есть весьма оригинальные
произведения. Как правило, они содержат
сказочный элемент (и что важно – чаще именно
сказочный, а не фэнтези). Есть книги очень
изощренные в литературном отношении. И есть
настоящие, глубокие философские книги, которые
формально являются, конечно, детскими, и
подростки – разумеется, далеко не все – способны
эту литературу уже оценить, получить ее послание,
но эти книги вообще-то читаются в любом возрасте,
это серьезная литература.
Мы получили на конкурс больше двух
тысяч работ – я имею в виду работы, которые
поступили к экспертам, потому что удовлетворяли
условиям премии. А дело в очевидной потребности
людей, которые пусть и не являются состоявшимися
писателями, но желают чувствовать себя таковыми,
заниматься детской литературой. Такое ощущение,
что, когда они услышали про «Заветную мечту», им
будто окно отворили и показали выход, которого
они мучительно ждали многие годы. И туда
буквально хлынул этот поток. Это оказалось очень
напряженное поле. Я не ожидал, что так будет.
Какие жанры преобладают? Правы ли те
журналисты, педагоги и та часть общественности,
которые заявляют, что в детской литературе одни
коммерческие жанры?
Это зависит от того, говорим мы об
изданных вещах или о написанных. Если об
изданных, то нет ничего удивительного в
преобладании коммерческих жанров, хотя я бы не
сказал, что и здесь оно так уж ощутимо. Очень
много выходит вещей, которые чисто коммерческими
никак не назовешь. Все же не все издательства
действуют, как ЭКСМО. Есть у людей и творческие
амбиции, им тоже хочется приличные вещи издавать,
пускай они и не окупятся мгновенно. Другое дело,
что в магазинах этого не увидишь, но это вопрос не
издательств, а торговли.
А преобладающих жанров в потоке
рукописей я назвать, пожалуй, не могу. Можно
попробовать определить несколько больших
течений.
Во-первых, сказки во всех возможных
видах. Отчего-то людям кажется, что сказку
написать – плевое дело. Вот поэтому девяносто
девять процентов этих сказок похожи друг на
друга как две капли воды. Причем сейчас этот
сказочный поток делится еще на несколько
довольно четких русел – разработка русских
традиционных героев и классических
литературных, современная ироническая сказка,
сказка-притча... По-настоящему хорошо, конечно,
удается немногим.
Во-вторых, школьные истории, вообще
истории про детей – без детективов, магов и т.д.
Очень много здесь пишется еще в русле старой
детской прозы советского периода, и
стилистическая устарелость бывает заметна.
Детские детективы, конечно, на самом
разном материале: от зверушек и сказочных
персонажей до вполне натуральных бандитов и
шпионов. Как ни странно, фантастики и фэнтези не
так уж много, по крайней мере профессиональной и
написанной именно для детей.
И огромное количество
автобиографической прозы, когда люди немного
путают написанное о детях или о своем детстве с
написанным для детей. Причем бывает интересно.
Вот вроде бы и разговаривает автор с ребенком, но
на самом деле – не с ребенком-читателем. Он
говорит с самим собой в детстве. А это совсем
другая история.
Литературные открытия конкурса –
есть ли такие?
Очень много. Есть по крайней мере
несколько достаточно больших работ, которые пока
еще не изданы и авторы которых широко не
известны. Есть изданные вещи, но с ними также по
множеству причин мало кто встречался.
Открытия среди авторов лично для вас,
как человека «литературного», но до последнего
времени не «детско-литературного»?
Вы знаете, то, чем я в рамках премии
занимаюсь, – это довольно тяжелая и монотонная
работа под конкретную задачу. Я пытаюсь
отключать здесь в себе какого-то «внешнего»
литератора (и уж тем более всякую память о том,
что некоторые из авторов – мои приятели и т.д.), я
должен составить на выходе список финалистов и
хочу составить такой, чтобы было чем гордиться, –
вот эта задача для меня все и определяет. Но,
несомненно, были вещи, которые радовали меня как
читателя и заставляли перемещаться в детство, я
порой читал их, как мог бы читать ребенком или
подростком. Могу сказать, что были несколько
текстов, которым я позавидовал.
Современный литературный поток для
взрослых и современный литературный поток для
детей. Чем они схожи? Что их отличает?
Ну, для детей все-таки повеселее, и
мерзости всякой поменьше. Вообще когда удается
вырваться из горы сказок и сказочек, сочиненных
мамами и бабушками для домашнего пользования и
укладывания детишек спать, а затем отпечатанных
и посланных на конкурс, и добираешься до
нормальных текстов, воздух в целом почище, чем
если плотно погружен в современную «взрослую»
литературу. Хотя я замечаю, как многих писателей,
считающих себя детскими, начинает явно сносить в
сторону тем, которые для «взрослой» нынешней
литературы становятся уже общим местом.
Перечислять не хочу. Но хочу сказать, что, на мой
взгляд, детская и подростковая литература
обязательно должна сохранять целомудренность.
Про проституток, гомосексуалистов, про «любовь»
в духе женских романов, про крутые разборки
геройских мужчин подросток найдет и так, даже
искать не надо, домой принесут – только свистни.
И это может иметь место, но только в
действительно проблемных, болезненных даже
вещах, суть которых обязательно – сострадание.
Но ни в коем случае не в целях «осовременивания»
текста, придания ему ложной актуальности. Такие
приемчики – просто преступление. Быть может, я
безнадежно устарел, но мне кажется, что даже
самому наисовременному подростку нужна отдушина
в невыносимой порой пошлости окружающей жизни и
массовой культуры. И вряд ли для многих сегодня
такой отдушиной – по крайней мере в юном
возрасте – могут стать «Евгений Онегин» или
«Война и мир». Нужна современная достойная
литература, обращающаяся именно к детям. В ее
поиске и заключается смысл, пафос «Заветной
мечты».
Если бы вы были издателем, за какую
рукопись ухватились бы в первую очередь?
Не скажу. Права не имею.
Чего вам не хватило в работах,
присланных на конкурс?
Так, чтобы для души чего-то не хватило,
– не скажу. Слишком много было чтения. Может быть,
потом отстоится – пойму. А жанрово... У нас была
дебютная номинация, предназначенная для юных
авторов, то есть авторов в том же возрасте, в
каком «Заветная мечта» видит и читателя, для
которого работает. И вот тут было не очень. Милые
вещи присылают ребята, но не более того. Мое
частное мнение: эта номинация была лишней,
детское творчество – совсем другая история, и не
стоило это объединять с конкурсом литературы для
детей.
Еще немного жаль, что было мало по-настоящему
оригинальных работ в номинации «За произведение
о животных и живой природе», которые можно было
бы рассматривать в качестве претендентов на
премию. По большей части тут все оказалось
предсказуемо, по очевидной модели и без такого
действительно глубокого, сущностного
проникновения, что ли. А я вообще-то надеялся
отдохнуть душой... |