Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2006


КОЛЛЕГИ ПО ШКОЛЕ

Кладезь

Ольга Леонтьева-Балабан

Библиотека как открытое образовательное пространство

Ольга Милославовна
Леонтьева-Балабан

кандидат педагогических наук, главный редактор газеты
«Спорт в школе»,
автор книг «Игры на уроках биологии», «Образование в Дании», координатор парк-школ в России

Мы привыкли считать, что школа – это уроки, классы, расписание занятий, звонки и перемены. Но есть и другая школа, та, в которой учатся по собственному интересу. «Неклассно-урочная» школа. Такую образовательную систему Милослав Балабан назвал «парк-школой»: учебным заведением, в котором каждый выбирает занятие по душе, ищет ответы на свои собственные вопросы, сам оценивает результаты своей учебы.

Многие думают, что таких школ нет: разве может быть школа без уроков? На самом деле каждый из нас хоть раз в жизни учился в такой школе, просто большинство людей этого не замечает. Одна из самых распространенных моделей парк-школы хорошо знакома читателям газеты «Библиотека в школе», потому что это школьные библиотеки.

В парк-школе нет классов и уроков. Есть совокупность открытых для всех желающих образовательных пространств, которые Милослав Балабан назвал парк-студиями: это мастерские, совместно создаваемые руководителями студий и всеми приходящими туда людьми. Руководитель школьной библиотеки – лидер своей парк-студии, которая работает с большим или меньшим успехом в любой школе.

В парк-студии, как и в любой библиотеке, нет и не может быть общего плана занятий – у каждого свои задачи. Нет здесь и отметок, которыми можно поддержать особо усердных или наказать отстающих. Если обычный учитель допустил ошибку во время проведения урока (например, организовал работу неинтересно или проявил грубость по отношению к детям), дети все равно придут на следующее занятие – расписание для всех обязательно. Если ошибку допускает руководитель парк-студии, к нему могут просто перестать приходить: свобода есть свобода, дети идут только туда, где им комфортно и интересно.

В работе руководителя парк-студии есть свои законы, которые постепенно открывались мне за пять лет руководства образовательным проектом «Парк открытых студий», а также при посещении других свободных школ мира. Я никогда сама не была библиотекарем, но уверена, что мой опыт и знания могут пригодиться людям, работающим в этом, свободном образовательном пространстве.

Если бы я была библиотекарем,
или Как организовать
парк-студию
«Школьная библиотека»

1. Гость – клиент – подмастерье

Всех пришедших в свободное образовательное пространство можно условно разделить на три группы: гости, клиенты, подмастерья.

Гости в библиотеке – это ребята, которые просто туда заглянули что называется «на минутку». У них нет определенного заказа, они рассматривают книги, наблюдают за происходящим – так потенциальный покупатель приходит в новый магазин и, посмотрев на витрины, уходит, так ничего и не купив. Клиенты – ребята и учителя, которые приходят с конкретным собственным заказом (взять книгу, найти статью и так далее) и, получив необходимое, уходят довольно быстро. Подмастерья – это люди, которые настолько часто бывают в студии (в библиотеке), что становится понятно – книги это их мир, общение с библиотекарем для них очень важно. Они раскладывают книги по полкам, составляют каталоги, помогают библиотекарю в другой работе и одновременно открывают для себя нечто новое, важное, значимое.

Если бы я была библиотекарем, то постаралась бы, чтобы как можно больше «гостей» моей студии стали ее «клиентами», научились бы работать с каталогами, находить нужную им информацию. Чтобы как можно больше сегодняшних «клиентов» стали моими «подмастерьями» в какой-то части общей работы. Для этого я постоянно внимательно присматривалась бы к каждому ребенку, возможно, вела бы дневниковые записи о своем общении с каждым из них: важно не пропустить момент, когда работа на новом для ребенка уровне станет для него необходимой, и предложить ему выполнить эту работу.

2. Правила придумываем сами, соблюдаем – все

«Гостям» всегда рады. Все, что делает «гость» в студии, приветствуется ее руководителем и остальными ребятами, если, конечно, при этом «гость» не нарушает принятые в этом пространстве нормы поведения. «Свобода одного человека может ограничиваться только свободой других людей» – так говорил своим ребятам Александр Нилл, автор первой в мире свободной школы «Саммерхилл», с этим утверждением согласны и мы. Чтобы в свободном образовательном пространстве не возникало конфликтов, правила поведения ребят в студии (в нашем случае – в библиотеке) не должны формулироваться взрослыми людьми в виде заранее написанных и вывешенных на стенде «правил поведения». Они должны обсуждаться регулярно всеми желающими, приниматься общим голосованием и соблюдаться всеми, в том числе и руководителем студии.

Такое демократическое принятие правил поведения будет гораздо эффективнее любого жесткого инструктажа. Я бы не стала сразу организовывать собрание «для создания общих правил». Вместо этого можно использовать ситуацию первого конфликта интересов внутри моей студии-библиотеки. Например, если бы кто-то начал громко разговаривать в то время, когда другим нужна тишина для работы, и ребята считали, что и те и другие правы, я бы предложила выработать некоторый свод законов, которые бы соблюдали все.

Таких ситуаций может быть множество, главное – заметить их и, вместо того чтобы пытаться разрешить возникший между ребятами конфликт своими «взрослыми» методами, использовать ситуацию для совместной работы над общими правилами. Знаю, что работа над такими правилами – долгий, трудоемкий процесс. Но усилия не будут потрачены даром: только свои собственные правила люди готовы действительно соблюдать. Придут новые дети – мы обязательно правила доработаем, а возможно, и полностью заменим. Жизнь не стоит на месте...

3. Уважение личного пространства каждого (права на одиночество) не должно никому казаться безразличием

Чтобы «гостю» было комфортно, нужно создать у него ощущение, что он в этом пространстве – долгожданный и желанный человек. Для этого мало спросить, чем ему можно помочь (так, неопытные продавцы часто только отпугивают потенциальных покупателей), гораздо лучше будет, если ему предложить чем-то заняться в этом пространстве: например, полистать последние журналы, посмотреть красивую иллюстрированную книгу. Сделать это лучше всего ненавязчиво: например, улыбнувшись вновь пришедшему человеку, положить перед ним журналы и, сказав, к кому можно обращаться, если возникнут вопросы-просьбы, отойти.

У «гостя» должно быть время, чтобы привыкнуть к этому месту, осмотреться. Если в студии есть «подмастерья», они могут провести экскурсию для новичка (с его согласия, разумеется), рассказать о том, почему им здесь действительно интересно. Можно предложить «гостю» чай. Это сделать нетрудно, а эффект не заставит себя ждать. Те, кого тепло и ненавязчиво приняли, обязательно вернутся.

4. Людям хорошо там, где они кому-то нужны

Если «гость» заинтересовался работой кого-то из «подмастерьев» или руководителя студии, я бы попросила его немного помочь мне или «подмастерьям». Даже если он просто подержит книги, это может стать началом перехода ребенка из позиции «гостя» в позицию «клиента». Почему? Потому что после того, как вновь пришедший кому-то в чем-то поможет, он будет иметь моральное право и сам попросить о помощи, если она ему необходима. И при случае обязательно им воспользуется.

Точно так же выводила бы ребят из позиции «клиента» в позицию «подмастерьев» – просила бы помочь мне в конкретных делах, показывала, что помощь ребят, их вопросы меня заставляют учиться, добывать новую информацию: «Ты говоришь, что стихотворение написал ***, а я всегда думала, что это слова ***. Давай посмотрим... Ты прав! Спасибо! Ты помог мне стать чуточку образованнее, богаче». Если ребята-«подмастерья» будут видеть, что от их вопросов учитель получает реальную пользу для себя в виде новых знаний, найденных в книгах в поисках истины, они будут с удовольствием работать с «гостями», ценить их вопросы. Если руководитель студии не умеет показывать детям, как он развивается благодаря общению с ними, и его студийцы не захотят помогать новичкам.

5. Дети должны иметь возможность видеть, чему они учатся в студии

Это, пожалуй, одна из самых сложных задач, которые стоят перед учителем в любой парк-студии: отметок нет, а дети хотят видеть, чему научились. И родители, кстати, тоже. Думаю, если школьная библиотека работает по-настоящему, часто случаются такие ситуации. Например, когда родители или коллеги жалуются на ребенка: «Опять сидел в библиотеке! Лучше бы он...» – окончание фразы может быть любым. Чтобы ребенок мог чем-то ответить на такое обвинение, он должен видеть и точно понимать свой «прирост». В студии должна быть возможность сравнить себя сегодняшнего с собой вчерашним. Как это сделать? Не знаю... Может быть, у кого-то из читателей газеты уже есть ответы? Было бы интересно с ними познакомиться, чтобы использовать опыт библиотечных работников для объяснения методики работы в открытых парк-студиях тем учителям, которые впервые рискнули работать в свободном образовательном пространстве.