Кладезь
Ольга Леонтьева-Балабан
Библиотека как открытое образовательное
пространство
|
Ольга Милославовна
Леонтьева-Балабан
кандидат педагогических наук, главный редактор
газеты
«Спорт в школе»,
автор книг «Игры на уроках биологии»,
«Образование в Дании», координатор парк-школ в
России |
Мы привыкли считать, что школа –
это уроки, классы, расписание занятий, звонки и
перемены. Но есть и другая школа, та, в которой
учатся по собственному интересу.
«Неклассно-урочная» школа. Такую
образовательную систему Милослав Балабан назвал
«парк-школой»: учебным заведением, в котором
каждый выбирает занятие по душе, ищет ответы на
свои собственные вопросы, сам оценивает
результаты своей учебы.
Многие думают, что таких школ нет:
разве может быть школа без уроков? На самом деле
каждый из нас хоть раз в жизни учился в такой
школе, просто большинство людей этого не
замечает. Одна из самых распространенных моделей
парк-школы хорошо знакома читателям газеты
«Библиотека в школе», потому что это школьные
библиотеки.
В парк-школе нет классов и уроков. Есть
совокупность открытых для всех желающих
образовательных пространств, которые Милослав
Балабан назвал парк-студиями: это мастерские,
совместно создаваемые руководителями студий и
всеми приходящими туда людьми. Руководитель
школьной библиотеки – лидер своей парк-студии,
которая работает с большим или меньшим успехом в
любой школе.
В парк-студии, как и в любой библиотеке,
нет и не может быть общего плана занятий – у
каждого свои задачи. Нет здесь и отметок,
которыми можно поддержать особо усердных или
наказать отстающих. Если обычный учитель
допустил ошибку во время проведения урока
(например, организовал работу неинтересно или
проявил грубость по отношению к детям), дети все
равно придут на следующее занятие – расписание
для всех обязательно. Если ошибку допускает
руководитель парк-студии, к нему могут просто
перестать приходить: свобода есть свобода, дети
идут только туда, где им комфортно и интересно.
В работе руководителя парк-студии есть
свои законы, которые постепенно открывались мне
за пять лет руководства образовательным
проектом «Парк открытых студий», а также при
посещении других свободных школ мира. Я никогда
сама не была библиотекарем, но уверена, что мой
опыт и знания могут пригодиться людям,
работающим в этом, свободном образовательном
пространстве.
Если бы я была библиотекарем,
или Как организовать
парк-студию
«Школьная библиотека»
1. Гость – клиент – подмастерье
Всех пришедших в свободное
образовательное пространство можно условно
разделить на три группы: гости, клиенты,
подмастерья.
Гости в библиотеке – это ребята,
которые просто туда заглянули что называется «на
минутку». У них нет определенного заказа, они
рассматривают книги, наблюдают за происходящим
– так потенциальный покупатель приходит в новый
магазин и, посмотрев на витрины, уходит, так
ничего и не купив. Клиенты – ребята и учителя,
которые приходят с конкретным собственным
заказом (взять книгу, найти статью и так далее) и,
получив необходимое, уходят довольно быстро.
Подмастерья – это люди, которые настолько часто
бывают в студии (в библиотеке), что становится
понятно – книги это их мир, общение с
библиотекарем для них очень важно. Они
раскладывают книги по полкам, составляют
каталоги, помогают библиотекарю в другой работе
и одновременно открывают для себя нечто новое,
важное, значимое.
Если бы я была библиотекарем, то
постаралась бы, чтобы как можно больше «гостей»
моей студии стали ее «клиентами», научились бы
работать с каталогами, находить нужную им
информацию. Чтобы как можно больше сегодняшних
«клиентов» стали моими «подмастерьями» в
какой-то части общей работы. Для этого я
постоянно внимательно присматривалась бы к
каждому ребенку, возможно, вела бы дневниковые
записи о своем общении с каждым из них: важно не
пропустить момент, когда работа на новом для
ребенка уровне станет для него необходимой, и
предложить ему выполнить эту работу.
2. Правила придумываем сами,
соблюдаем – все
«Гостям» всегда рады. Все, что делает
«гость» в студии, приветствуется ее
руководителем и остальными ребятами, если,
конечно, при этом «гость» не нарушает принятые в
этом пространстве нормы поведения. «Свобода
одного человека может ограничиваться только
свободой других людей» – так говорил своим
ребятам Александр Нилл, автор первой в мире
свободной школы «Саммерхилл», с этим
утверждением согласны и мы. Чтобы в свободном
образовательном пространстве не возникало
конфликтов, правила поведения ребят в студии (в
нашем случае – в библиотеке) не должны
формулироваться взрослыми людьми в виде заранее
написанных и вывешенных на стенде «правил
поведения». Они должны обсуждаться регулярно
всеми желающими, приниматься общим голосованием
и соблюдаться всеми, в том числе и руководителем
студии.
Такое демократическое принятие правил
поведения будет гораздо эффективнее любого
жесткого инструктажа. Я бы не стала сразу
организовывать собрание «для создания общих
правил». Вместо этого можно использовать
ситуацию первого конфликта интересов внутри
моей студии-библиотеки. Например, если бы кто-то
начал громко разговаривать в то время, когда
другим нужна тишина для работы, и ребята считали,
что и те и другие правы, я бы предложила
выработать некоторый свод законов, которые бы
соблюдали все.
Таких ситуаций может быть множество,
главное – заметить их и, вместо того чтобы
пытаться разрешить возникший между ребятами
конфликт своими «взрослыми» методами,
использовать ситуацию для совместной работы над
общими правилами. Знаю, что работа над такими
правилами – долгий, трудоемкий процесс. Но
усилия не будут потрачены даром: только свои
собственные правила люди готовы действительно
соблюдать. Придут новые дети – мы обязательно
правила доработаем, а возможно, и полностью
заменим. Жизнь не стоит на месте...
3. Уважение личного пространства
каждого (права на одиночество) не должно никому
казаться безразличием
Чтобы «гостю» было комфортно, нужно
создать у него ощущение, что он в этом
пространстве – долгожданный и желанный человек.
Для этого мало спросить, чем ему можно помочь
(так, неопытные продавцы часто только отпугивают
потенциальных покупателей), гораздо лучше будет,
если ему предложить чем-то заняться в этом
пространстве: например, полистать последние
журналы, посмотреть красивую иллюстрированную
книгу. Сделать это лучше всего ненавязчиво:
например, улыбнувшись вновь пришедшему человеку,
положить перед ним журналы и, сказав, к кому можно
обращаться, если возникнут вопросы-просьбы,
отойти.
У «гостя» должно быть время, чтобы
привыкнуть к этому месту, осмотреться. Если в
студии есть «подмастерья», они могут провести
экскурсию для новичка (с его согласия,
разумеется), рассказать о том, почему им здесь
действительно интересно. Можно предложить
«гостю» чай. Это сделать нетрудно, а эффект не
заставит себя ждать. Те, кого тепло и ненавязчиво
приняли, обязательно вернутся.
4. Людям хорошо там, где они кому-то
нужны
Если «гость» заинтересовался работой
кого-то из «подмастерьев» или руководителя
студии, я бы попросила его немного помочь мне или
«подмастерьям». Даже если он просто подержит
книги, это может стать началом перехода ребенка
из позиции «гостя» в позицию «клиента». Почему?
Потому что после того, как вновь пришедший
кому-то в чем-то поможет, он будет иметь моральное
право и сам попросить о помощи, если она ему
необходима. И при случае обязательно им
воспользуется.
Точно так же выводила бы ребят из
позиции «клиента» в позицию «подмастерьев» –
просила бы помочь мне в конкретных делах,
показывала, что помощь ребят, их вопросы меня
заставляют учиться, добывать новую информацию:
«Ты говоришь, что стихотворение написал ***, а я
всегда думала, что это слова ***. Давай посмотрим...
Ты прав! Спасибо! Ты помог мне стать чуточку
образованнее, богаче». Если ребята-«подмастерья»
будут видеть, что от их вопросов учитель получает
реальную пользу для себя в виде новых знаний,
найденных в книгах в поисках истины, они будут с
удовольствием работать с «гостями», ценить их
вопросы. Если руководитель студии не умеет
показывать детям, как он развивается благодаря
общению с ними, и его студийцы не захотят
помогать новичкам.
5. Дети должны иметь возможность
видеть, чему они учатся в студии
Это, пожалуй, одна из самых сложных
задач, которые стоят перед учителем в любой
парк-студии: отметок нет, а дети хотят видеть,
чему научились. И родители, кстати, тоже. Думаю,
если школьная библиотека работает по-настоящему,
часто случаются такие ситуации. Например, когда
родители или коллеги жалуются на ребенка: «Опять
сидел в библиотеке! Лучше бы он...» – окончание
фразы может быть любым. Чтобы ребенок мог чем-то
ответить на такое обвинение, он должен видеть и
точно понимать свой «прирост». В студии должна
быть возможность сравнить себя сегодняшнего с
собой вчерашним. Как это сделать? Не знаю... Может
быть, у кого-то из читателей газеты уже есть
ответы? Было бы интересно с ними познакомиться,
чтобы использовать опыт библиотечных работников
для объяснения методики работы в открытых
парк-студиях тем учителям, которые впервые
рискнули работать в свободном образовательном
пространстве. |