Имя в профессии
Ольга Леонтьева-Балабан
Расти, мой Парк
Памяти Милослава Балабана
Милослав Александрович Балабан (1927–2005) по
образованию был лингвистом, преподавателем
английского и немецкого языков, автором
множества работ по методике преподавания и
педагогике, работал в педагогических институтах,
в МГУ.
Его основной труд «Школа-парк» впервые
был опубликован в газете «Первое сентября» в 1992
году с вступлением Симона Соловейчика:
«…Заранее можно предвидеть: скажут, что это
утопии; что это уже было… Мы все страдаем: нет
педагогической науки, нет науки… А может быть,
вот она? Может быть, это и есть педагогическая
наука? Здесь все признаки науки, и первый –
смелость мысли. Она, можно сказать, безоглядна.
Критике подвергаются самые, казалось бы,
незыблемые основы школьного дела и учения. Мы
ведь больше всё по верхам, мы всё ищем способы
залатать прорехи, но надо же когда-нибудь понять,
откуда идут все те недостатки, с которыми борются
десятилетиями и столетиями…” Спустя почти
десять лет вышла одноименная книга1, давно
ставшая раритетом.
______________
1 Балабан М. А. Школа-парк : как построить
школу без классов и уроков / М. А. Балабан. – М. :
Первое сентября, 2001. – 208 с.
Симон Львович, как всегда, оказался
прав. Говорили, что Школа-парк – утопия. Многие,
очень многие говорили. Но одновременно
внимательно читали книгу и начинали
пользоваться введенной Балабаном терминологией.
Так, понятие «классно-урочная система»
стало привычным, а это название для привычной
всем системы обучения специально было
использовано Милославом Александровичем, чтобы
показать: изменять надо не методики, а систему, в
которой до сих пор есть классы и уроки, то есть
технические структуры, мешающие развитию
личности каждого ребенка.
Но какая разница, кто был первым? Для
Милослава Александровича такой проблемы не
существовало никогда. Главное, чтобы люди
услышали Идею, чтобы наконец-то появилась новая
школа.
В книге «Школа-парк» нет инструкций,
как надо работать. Там есть четкие рамки того,
чего ни в коем случае делать в школе нельзя, если
мы видим в детях Личности, а не пустые головы, в
которые мы должны вложить знания. Поняв, от чего
следует отказаться, каждый вырабатывает
инструкции для самого себя. Самые разные люди
стали открывать мини-парки по всей России: в
системе основного и дополнительного
образования.
Идея создания альтернативной системы
обучения была принята и за рубежом двумя
международными педагогическими объединениями:
«Продуктивным образованием» и
«Демократическими школами». Сегодня именно по
концепции «Школа-парк» идет реструктуризация
системы образования в Индии: три государственные
школы, в каждой из которых по 2400 учеников, пробуют
использовать «парковую» систему образования.
Эту работу по демократизации индийского
образования проводит координатор
международного движения демократических школ
Джерри Минц.
Много лет Милослав Александрович был
экспертом Федеральных экспериментальных
площадок. К его советам прислушивались, а за
выступлениями следили как завороженные. Его идеи
всегда были необычными, в них либо верили с
первого слова, либо спорили с ними до хрипоты, до
драки. Равнодушных не было никогда.
Когда Владимир Леви прочитал о школе-парке, он
сказал: «В эту школу я пошел бы учиться прямо
сегодня – и на всю оставшуюся жизнь». А может
быть, мы все по-настоящему учились в своих
«парках», только не все это заметили?
|