Подробности
Елена Глинкина, Ирина Годова
Физика в библиотеке
Нестандартный урок
|
|
Евгения Борисовна
Глинкина
заведующая библиотекой |
Ирина Викторовна
Годова
учитель физики
гимназия № 1518, Москва |
Хуже всего, как известно,
усваиваются знания, преподнесенные в готовом
виде. Самостоятельный же поиск необходимой
информации и работа с ней способствуют развитию
интереса к предмету исследования, лучшему
осмыслению материала. А для этого необходимо
развивать у ребят навыки информационной
грамотности. Сегодня – это наиболее актуальная
задача школы.
У нас есть опыт в ненавязчивой форме
прививать ребятам интерес к процессу поиска и
отбора информации на уроках-практикумах.
Проходя на базе библиотеки и с участием
библиотекаря, они органично вплетаются в
программу гимназического образования.
В этой статье мы рассмотрим методику
формирования практических навыков работы с
источниками информации на примере
интегрированного урока физики в библиотеке.
Задачи урока:
1. Знакомство с энциклопедическими
изданиями в области физики и техники.
2. Отработка навыков и умений:
· пользование справочными изданиями;
· четкое следование алгоритму поиска,
направленного на достижение результата;
· выделение главных мыслей и грамотное
их изложение;
· восприятие и усвоение услышанного.
3. Расширение кругозора учащихся.
Тема: Ученые-физики, изобретатели, их
открытия. Следует заметить, что тема для работы
выбрана не случайно. Содержание школьных
учебников физики безличностно: имена ученых
воспринимаются детьми только как названия
законов, единиц измерения. А вместе с тем
биографии ученых, их человеческие качества,
истории мучительных поисков решений, открытий,
внедрения изобретений и ответственность за них
являются очень действенным, побудительным
примером и основой для воспитания настойчивости,
целеустремленности, ответственности.
Урок проводится в 7-м классе и
рассчитан на 2 часа.
Ход урока
Первый час
I. Знакомство с энциклопедическими
изданиями, правила пользования ими. Заведующая
библиотекой проводит небольшую беседу,
сопровождающуюся компьютерной презентацией. Она
включает в себя знакомство учащихся с
универсальными и отраслевыми
энциклопедическими изданиями, с которыми
предстоит работать на уроке, различными видами
указателей, входящими в справочный аппарат этих
изданий, с правилами рационального поиска
информации.
II. Поиск информации в
энциклопедических изданиях. Работа в группах. Класс
делится на группы по 5-6 человек. Каждая группа
получает задание: найти информацию об ученом или
изобретении. На данном уроке это были Попов,
Морзе, Рентген, Маркони, Фарадей, Эдисон, Белл,
Ампер, телескоп и микроскоп. Задания выдаются не
все сразу, а в два тура. На всю работу по каждому
туру отводится 15 минут (из них 10 минут на поиск
информации и составление отчета, по 1 минуте –
доклады от каждой из 5 групп. При этом группы
заранее получают памятку о том, что должен
содержать этот доклад–план доклада). Необходимо
уложиться
в обозначенные временные рамки.
Работа в группах и выступления
оцениваются баллами.
Условия начисления баллов:
· правильный выбор источника
информации;
· умение грамотно обосновать выбор,
объяснить путь поиска информации, правильно
назвать выбранное издание и элементы
справочного аппарата книги (указатели,
содержание);
· умение выделить главное и четко
доложить, ориентируясь на вопросы или план,
предложенные в памятке;
· активное участие других поисковых
групп в обсуждении данного вопроса (дополнения
по сути вопроса, умение использовать свой
интеллект, умение услышать неточности в путях
поиска информации и речевые ошибки);
· участие всех членов данной группы в
работе, роль спикера в течение обоих уроков
выполняет каждый по очереди.
Заведующий библиотекой и учитель
координируют работу групп, корректируют
выступления учащихся. Обращают внимание детей на
то, что умение вести информационный поиск и
оценивать качество информации будет необходимо
им и при работе в Интернете.
Поиск информации обычно не вызывает
трудностей, так как занятия по формированию
навыков работы с книгой, пользованию
библиотекой, по обучению путям оперативного
нахождения информации в справочных изданиях
проводятся начиная с 3-го класса, усложняясь из
года в год. А вот обработка информации,
приобретение читательской внимательности,
восприятие услышанного все еще остаются камнем
преткновения.
Второй час
III. Блиц-опрос
Проверка усвоения информации, добытой
и представленной всеми группами на первом уроке,
проводится по принципу телевизионной передачи
«Своя игра». С помощью мультимедийного проектора
демонстрируется компьютерная модель игры.
Команды выбирают категорию и стоимость вопроса.
В случае неправильного ответа слово передается
следующей команде. Время на обдумывание –30 сек.
Были предложены следующие категории и вопросы.
Первый раунд
Ученые и изобретатели
20. Первый ученый мира – обладатель
Нобелевской премии (Рентген).
40. Американский электротехник, который
в 12 лет был разносчиком газет (Эдисон).
60. Французский физик и математик, один
из основателей электродинамики (Ампер).
80. Известный изобретатель, который в 17
лет работал преподавателем музыки и ораторского
искусства (Белл).
100. Итальянский радиотехник, чья
деятельность сыграла большую роль в
распространении радио как средства связи (Маркони).
Жизнь замечательных людей
20. Почему рентгеновские лучи стали
называть именем открывателя только после его
смерти? (Рентген, в силу своего характера, был
против использования имени в названии).
40. Это устройство называют именами
Галилея, Кеплера и Ньютона, хотя никто из них не
был его первым конструктором (Телескоп).
60. Какой факт из жизни А.С. Попова помог
прославиться итальянскому радиотехнику Маркони?
(Попов не запатентовал изобретение
радиоприемника).
80. Почему телеграф А. Белла передает
одновременно 7 телеграмм? (По аналогии с семью
нотами).
100. Почему М. Фарадея называют
«гениальным самоучкой»? (Фарадей имел только
начальное образование).
Устройства
20. Изобретение А. Белла (Телефон).
40. Этот простой прибор состоит из одной
линзы, а сложный – из двух и более (Микроскоп).
60. Достоинства этого аппарата –
простота конструкции, надежность в работе и
дешевизна, а недостаток – небуквопечатающий
прием (Телеграф Морзе).
80. Какими элементами дополнил лампу
накаливания американский электротехник Томас
Эдисон? (Патрон и цоколь).
100. Конструктор первого в мире
электродвигателя (М. Фарадей).
Второй раунд
Команды предварительно сдают карточки
с указанием ставки, затем письменно отвечают на
вопрос. Это тоже проверка усвоенного на первом
уроке, то есть искать больше ничего нельзя, да и
времени на это не дается.
Пример:
Назовите английского и американского
ученых, которые родились в одном году: Ампер,
Белл, Фарадей, Маркони, Эдисон, Рентген, Морзе. (Правильный
ответ: Морзе и Фарадей, 1791.)
По результатам работы на уроке и
оценок игры выставляются отметки.
На таких уроках учащиеся приобретают
знания и умения в области информационной
культуры, что ведет к способности эффективно
решать задачи информационного самообеспечения.
Распределение времени
Первый урок:
Начало и презентация библиотекаря – 7
мин.
Работа в группах (поиск информации,
доклады): 1-й тур – 15 минут (из них 10 минут на поиск
информации и составление отчета, по одной минуте
– на доклады от каждой группы), 2-й тур – 15 минут.
Подведение итогов и резерв времени на
вопросы и затянувшиеся доклады – 8 мин.
Второй урок весь занят игрой, и
распределение времени дается в зависимости от
того, сколько вопросов на каком раунде. В конце
надо оставить несколько минут на подведение
итогов.
ЛИТЕРАТУРА
Большая советская энциклопедия
Энциклопедический словарь юного
физика / Сост. В. А. Чуянов. – 3-е изд., испр. и доп. –
М. : Педагогика-Пресс, 1997. – 336 с. : ил.
Энциклопедия для детей. : Т. 14.
Техника / Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М. : Аванта+,
2000. – 688 с. : ил.
Энциклопедия для детей : Т. 16.
Физика. : Ч.1. Биография физики. Путешествие в
глубь материи. Механическая картина мира / Глав.
ред. В.А. Володин. – М. : Аванта+, 2002. – 448 с. : ил.
Энциклопедия для детей : Т. 16. Физика. : Ч.2.
Электричество и магнетизм. Термодинамика и
квантовая механика. Физика ядра и элементарных
частиц / Глав. ред. В. А. Володин. – М. : Аванта+, 2001.
– 432 с. : ил. |