Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2006


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 05 (36) · Вкладка в «БШ» № 09 (165) · 1–15 мая 2006 года
Газета-вкладка для методистов

В гостях

Ольга Козлова

Экология души

Современный ракурс патриотического воспитания

Словосочетание «военно-патриотическое воспитание» вызывает привычные ассоциации с военными мемуарами, встречами с ветеранами, посещением мест боевых действий, монументов и возложением цветов. Однако современное воспитание патриотизма во многих школах уже ведется более тонко и вполне конкретно.

Мы, коренные москвичи, плохо знаем Москву. Вернее сказать, вообще ее не знаем. Красная площадь и достопримечательности в радиусе Садового кольца – не в счет. Когда слушателей курсов повышения квалификации пригласили на семинар в Коньково, зашарили глазами по карте метрополитена – где это? Москва расползлась и вобрала в себя бывшие дачные места и местечки ближнего Подмосковья. И так странно было слышать, что в Теплом стане когда-то отдыхал Федор Иванович Тютчев, как в давние времена, поныне бьет там родник «Холодный», поит целительной живой водой всех желающих. Родник очень ухоженный, с часовенкой из нарядного красного кирпича.

Семинар назывался «Культурологические аспекты деятельности школьных библиотек – новые направления работы». В его программе значились выступления по темам:

· Роль библиотеки в воспитании экологического сознания.

· Основные тенденции гражданского и патриотического воспитания.

· Роль народных промыслов в формировании гражданского и патриотического самосознания школьников.

· Инновационные подходы к организации краеведческой работы в школьной библиотеке (экскурсия по музеям «Живуны», «Наследие»).

Ход семинара чередовался выступлениями по обозначенным темам и… демонстрацией коллекции народных костюмов, изготовленных по эскизам преподавателя технологии Натальи Павловны Бутряковой. Кто бы мог подумать, что в простой окраинной школе может возникнуть и успешно развиваться творческая мастерская такого уровня. Мастерство чувствовалось во всем: в концепциях костюмов, в их изготовлении, в манере их показа. Ни тени дилетантства, ни намека на скидку «я не волшебник, а только учусь». Тонкий патриотизм костюмов вкупе с умело подобранным музыкальным сопровождением просто завораживал.

Мир московского дома

Из выступления методиста окружного методического центра мы узнали, что в настоящее время в московских школах успешно работают 728 музеев по 16 тематическим направлениям. Из них более 30 % – краеведческие, этнографические и естественно-научные. Эколого-этнографический музей, с которым нам предстояло ознакомиться, был уже титулованным явлением: в городском конкурсе школьных краеведческих музеев, посвященном 150-летию В.А. Гиляровского, он был удостоен звания лауреата и гранта Москвы за инновационные технологии в образовании.

Имя музею было найдено и предложено заведующей библиотекой Надеждой Терентьевной Гуревичевой – «Живуны». В переводе с народного поэтического языка «живуны» обозначает «родник», «источник», «начало начал». Но в начале о самой Надежде Терентьевне.

Человек – явление. Не лицо, но лик. Представьте: дама бальзаковского возраста с прямым пробором в гладких темных волосах. Непривычно открытый высокий лоб. Живые глаза. Выразительная мимика, богатый лексикон, свободная манера общения. Удивительно стильное соединение в человеке исконно народного, русского и современного. Даже отчество и фамилия подчеркивают образ. Ее энергии хватает не только на библиотеку и музей, но и на совмещение – уроки москвоведения в школе и работа окружным методистом. Надежда Терентьевна организовывает курсы повышения квалификации школьных библиотекарей Юго-Западного округа.

Справочно-библиографический отдел музея «Живуны»

Показалась мне интересной и концепция работы школы «От экологии природы к экологии души».

Музейное пространство поделено на несколько отделов, различных по своему назначению и содержанию.

«Москва сквозь века» содержит стендовую информацию о возникновении и развитии жизни на Земле, о становлении человека разумного в окружающей среде. Более подробно – о первых поселениях и истории развития нашего древнего города. Эта экспозиция завершается информацией об истории, флоре и фауне района Теплый Стан.

«Мир московского дома» воссоздает интерьер русской избы с использованием подлинных предметов национального быта. Уют, теплоту создают почти настоящая печь с «живым» огоньком, домотканые половички, старинные рушники с вышивками, кружева, чугунки, коллекция ухватов, прялка, утюги. В красном углу – иконы, лампадка. На полке в ряд – старинные самовары. Случись такое выставить в небольшом поселке, не сработало бы, но в городе, да еще мегаполисе, это смотрится как нечто «инопланетянское».

В «русской избе» дети участвуют в «Зимних посиделках», знакомятся с тем, как проводят Масленицу.

«Будущее своими руками» олицетворяет переход в интерактивную музейную среду, содержит ответы детей на вопрос: «Что бы вы хотели видеть и что бы вы могли сделать для своего района, округа, города?» Экологические, этнографические и литературные проекты детей нашли свое место на «Дереве желаний».

Тютчевский музей «Наследие»

«Музейная мастерская». Здесь создана уютная досуговая среда: вышивка, моделирование и пошив русского костюма, изготовление предметов народного быта, оберегов. Работает сменная выставка детских поделок – «Обереги в жизни разных народов», «Русский чай», «Народные промыслы», «Экологические традиции разных народов».

«Справочно-информационный» отдел. Поскольку музей работает на базе библиотеки, то в нем широко представлены издания справочного, энциклопедического характера, фонотека, фонд видеофильмов, коллекция репродукций картин русских художников. Фонд краеведческой литературы – лучший в округе и является базовым для краеведческой работы в школах на юго-западе столицы.

На базе музея работают клубы «Экос», «Юный экскурсовод» и кружки «Юный москвовед», «Юный книгочей», «Проворница». В его помещении проводятся уроки экологии, истории, москвоведения, музыки, ИЗО, внеклассные мероприятия, творческие вечера.

Интересно, что создание музея – дело рук самих детей, только умело заинтересованных администрацией школы и Надеждой Терентьевной. На первом этапе одни реализовывали свои навыки по ремонту помещения, другие мастерили национальные костюмы для экспозиции, участвовали в создании манекенов, хлопотали над изготовлением оберегов, продумывали варианты экспозиции будущего музея. А чтобы получалось достоверно, изучили не один десяток источников.

Как мы уже неоднократно писали, энтузиазм других – заразителен.
И одним музеем дело не ограничилось. Наглядная жизнь наших предков на русской избе не оборвалась. Учителем русского языка и литературы Натальей Петровной Тепляковой был создан музей «Наследие». Воссоздана дворянская среда, в основном литературоведческого плана. Музей связан
с именем нашего величайшего поэта Федора Ивановича Тютчева. Неожиданно красиво, романтично и достоверно выглядят стилизованные предметы быта той эпохи. Чтение стихов под тихий аккомпанемент рояля настраивает на возвышенное восприятие действительности.

Конечно, музеи хороши не только жизнью, бурлящей в их экспозициях, но их постоянным развитием, продолжающимся поиском и появлением новых энтузиастов.

Так и получается качественное, ненавязчивое, патриотическое воспитание.