Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2006


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 05 (36) · Вкладка в «БШ» № 09 (165) · 1–15 мая 2006 года
Газета-вкладка для методистов

Проверено на себе

Ольга Козлова

Наша информационная культура

ТЕСТ, который вы прочитали на предыдущей странице, на мой взгляд, просто необходимо использовать для курсов повышения квалификации. Такое тестирование дает библиотечным работникам возможность оглянуться на себя. Ведь среди задач библиотеки – формировать информационную культуру обучающихся и педагогов. Предполагается, что уж сам-то «формирующий» в этом деле на высоте. На какой такой высоте, тест честно нам и показывает. Конечно, если не лукавить с самим собой. Ведь в результате тестирования наглядно проступают пробелы, и, следовательно, можно определиться, по каким направлениям следует над собой поработать.

Тестирование заведующих школьными библиотеками с большим стажем работы показало, что результаты, к сожалению, далеки от идеальных.

Так, из группы 40 человек только 8 набрали максимальное количество баллов – от 85 до 124. При этом большинство результатов все же ближе к нижней границе в 85 баллов. Остальные 32 человека вошли во вторую группу, где средний уровень информационной культуры – около 80 баллов. Как говорится в «ключе» к тесту, «вам есть над чем поработать. Подумайте, что можно сделать, чтобы повысить уровень вашей информационной культуры».

Во время тестирования было очевидно раздражение и недоумение слушателей по отношению к ряду вопросов. Например, значительная часть просто выпала в осадок при ответе на вопрос: «Считают, что каждый специалист должен читать в основном…

а) книги по своей специальности;

б) журналы по своей специальности;

в) книги и журналы по смежным специальностям».

Ответ должен быть только один! И слушатели, не сумев его выбрать, шумно возмущались: ведь и первое, и второе, и третье – все необходимо. В конце концов выбор делался в пользу книг по специальности, а это самый низкий балл.

Или вопрос по изучению иностранного опыта :

· «читаю переводные публикации в периодических изданиях,

· самостоятельно перевожу небольшие статьи,

· читаю в оригинале научные труды».

Очевидно, что большинству тестируемых по этим позициям не заработать высокого балла.

Интересно, что наши показатели совпадают с результатом, полученным автором теста Натальей Владиславовной Збаровской при тестировании библиотекарей Питера и Надыма. Преобладающие результаты ее групп колеблются в пределах 70–85 баллов.

По мнению Натальи Владиславовны, такой уровень объясняется недостаточным чтением отечественной литературы по специальности из-за невозможности оперативного доступа к ней, особенно в Надыме. Вопросы о реферативных журналах и об иностранном опыте являются весьма проблематичными. Именно из-за них большинство результатов тестирования невысоки.

На курсах повышения квалификации в МИОО мы провели тестирование опытных и начинающих библиотекарей.

Рабочая гипотеза: люди с опытом работы в библиотеке стоят на более высокой ступени информационной культуры.

Тестирование группы начинающих библиотекарей показало, что, к сожалению, результаты той и другой группы не отличаются разительным образом. Среди начинающих библиотекарей в Москве – люди с очень хорошим, хотя и не библиотечным, образованием. И здесь достаточно весомым является первичное образование. Возможно, в других регионах показатели будут другими, и наша рабочая гипотеза подтвердится. Если вы решите провести такое тестирование среди библиотекарей или методистов, напишите нам о полученных результатах.