Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2006


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Детское чтение

Ольга Мяэотс

Что читаешь, приятель?

Снижение интереса к чтению, в первую очередь у детей и особенно подростков, вызывает сегодня тревогу не только у тех, кто занимается этой проблемой профессионально – учителей и библиотекарей. Во всем мире разрабатываются программы содействия чтению, о многих мы уже не раз писали.

Но, может, не так страшен черт, как его малюют, и не стоит уж так рьяно бить тревогу? Помните, как нас заклинали страшной угрозой компьютеризации, которая уничтожит книгу? Вроде обошлось. Выжили.

В последние годы в разных странах были предприняты попытки трезво посмотреть и проанализировать то, что происходит с детским чтением. Так, в Норвегии в 2004 году было проведено специальное исследование: как и что читают школьники. Называлось оно «Свободный выбор». Семь библиотек решили выяснить, какие именно книги берут в библиотеках подростки от 11 до 17 лет. Это исследование опиралось на данные книговыдачи и не касалось того, чем на самом деле подростки занимаются в библиотеках и почему они выбирают те или иные книги и прочие материалы.

Результаты проекта «Свободный выбор» показали: мнение о том, что подростки не интересуются литературой, неверно, а статистические данные можно интерпретировать по-разному.

Первое, на что обратили внимание исследователи: норвежские подростки очень независимы, не желают читать по указке и вообще не любят, чтобы в их чтение вмешивались.

Чтение – это привычка, которой не учат, а которой заражаются

Репертуар книг, которые подростки берут в библиотеках, представляет широкий спектр жанров, тем, названий и типов носителей. Библиотеки, располагающие обширной коллекцией книг и материалов на небумажных носителях, имеют больше шансов привлечь внимание молодежи. Подростки не обращают внимания на то, для какого возраста предназначена та или иная книга, они берут в библиотеке все – от детских книжек до серьезных научно-популярных изданий и взрослой литературы. Исследование показало, что музыкальные записи и фильмы пользуются особой популярностью.

«Свободный выбор» подтвердил, что большинство подростков в возрасте от 11 до 17 лет пользуются публичной библиотекой. Таким образом, библиотеки следует считать наиболее важной службой, доступной молодежи. Около 60% девочек и 40% мальчиков берут книги на дом. При этом большая группа посетителей приходят в библиотеку, но не берут книг. В крупных библиотеках менее 30% посещающих ее ежедневно юных читателей действительно приходят за книгами, остальные пользователи заглядывают сюда с иными целями.

«Я никогда не читал, но я читаю постоянно» – эта фраза норвежского мальчика-подростка стала девизом еще одного исследования. Центр чтения при Университете Ставангера (Норвегия) решил подробнее проанализировать результаты «Свободного выбора». Главной целью на этот раз стало изучение читательских привычек и предпочтений мальчиков. Выяснилось, что существующие представления и предубеждения значительно влияют на их читательское поведение.

Традиционно считается, что

· мальчики мало читают,

· мальчики не заинтересованы в чтении,

· мальчики не читают во время досуга,

· мальчики предпочитают справочную и научную литературу художественной.

Исследование показало, что существующие в обществе неверные представления о читательских привычках мальчиков негативно влияют на реальную ситуацию, способствуя превращению мифа в действительность. «Я молодой, а у молодежи читать теперь не модно», – заявил одиннадцатилетний школьник во время опроса. Мальчики часто считают чтение занятием непрестижным, неохотно обсуждают свои читательские пристрастия, стесняются говорить о том, что они читают, и недовольны, когда их хвалят за это. Многие из них ассоциируют чтение именно с чтением художественной литературы, а не спортивных, например, или музыкальных журналов.

На вопрос, кто из них читает книги дома, никто из мальчиков-старшеклассников не решился поднять руку при всем классе. Но в разговорах с исследователями и библиотекарями они признавались, что много читают журналов, справочников, специальной литературы, охотно пользуются этой же информацией в Интернете. Только они (как и многие библиотекари и учителя) не считают это чтением.

Исследователи пришли к выводу, что мальчики читают не для самопознания, а чаще с практическими целями.

Важно, что девочки и мальчики относятся к чтению совершенно по-разному.

Помните знаменитую сценку Вячеслава Полунина, где герои – он и она – выбирают, на какой фильм им пойти. Вот и с книгами то же самое. Мальчики ищут действия, сильные яркие и однозначные эмоции, конкретную, ясную информацию. Девочки способны читать без конца, упиваясь интригой, нюансами, фантазируя и ставя себя на место героев. Они обязательно прочтут то, что похвалили подруги или взрослые, которых они уважают.

Девочки чаще читают ради самопознания, развлечения. Это чтение ради чтения – они часто не знают, что именно хотят прочесть, и долго выбирают книги, охотнее прислушиваются к советам, не прочь обсудить прочитанное. Мальчики же обращаются к чтению, когда у них есть конкретная цель, и стремятся добыть необходимую им информацию максимально коротким и прямым путем. Они не терпят любого покровительства и руководства, предпочитают действовать на свой страх и риск, но быстрее устают, если сразу не находят желаемое.

Читай, чтобы чувствовать себя свободным и независимым в суждениях

Опрос показал, что мальчики считают школу главным местом, где воспитывается потребность в чтении, в этой миссии она опережает библиотеки или чтение дома. Многие признавались, что приходят в библиотеку не только для того, чтобы взять книги, но и поработать на компьютере, поиграть в игры, сделать домашнее задание, скоротать время, послушать музыку или побыть с друзьями.

К схожим выводам пришли и американские коллеги из Секции библиотек для подростков Американской библиотечной ассоциации. Но помимо недостатков, тормозящих чтение мальчиков, они отметили и ряд особенностей, а возможно, и достоинств, которые следует не только учитывать, но и развивать:

· Мальчики охотно читают газеты и журналы.

· Мальчики чаще девочек читают комиксы и иллюстрированные издания.

· Мальчики любят читать о своих увлечениях, хобби, спорте, о том, что они любят делать.

· Мальчики любят читать смешные книги и ценят юмор.

· Мальчики ценят в книгах действие и предпочитают такие жанры, как фантастика, детектив, фэнтези.

· Для мальчиков большое значение имеет книжная обложка.

Но есть и ряд негативных и тревожных позиций:

· Мальчики привыкли считать себя самих «плохими читателями».

· Некоторые мальчики уже в начальных классах считают себя «нечитателями», а к моменту перехода в старшие классы средней школы таких уже половина.

· Если мальчики начинают считать чтение женским занятием, они всячески стараются уклониться от него.

В 2001 году в библиотеках США был проведен опрос среди мальчиков-подростков (средний возраст – 14 лет): «Что мешает вам читать?» Вот какие были получены ответы:

· Скучно, неинтересно – 39,3%.

· Нет времени, я занят – 29,8%.

· Предпочитаю другие занятия – 11,1%.

· Не могу понять, о чем написан рассказ – 7,7%.

· Мне чтение плохо дается – 4,3%.

· Я от чтения устаю, голова болит – 2,5%.

· Видео и ТВ интереснее – 1,4%.

· Слишком много уроков в школе – 0,09%.

· Друзья надо мной смеются – 0,01%.

Отрадно, что последнее – негативное отношение окружающих к чтению – не играет столь весомой роли, как нам представлялось.

В то же время большинство причин, мешающих чтению, преодолимы, но очевидно, что, заставляя мальчишек читать художественную литературу (романы и повести), мы вряд ли приохотим их к чтению.

Какой же должна быть библиотека, чтобы стать привлекательной для подростка и удовлетворять его читательские запросы? Норвежское исследование показало, что мальчикам в отличие от девочек почти нет дела до того, как выглядит библиотека, а вот наличие в ней информационных ресурсов, которые им недоступны дома или в других культурных центрах, они отметят обязательно.

Поэтому, чтобы привлечь мальчиков и создать им наиболее комфортные условия, необходимо предоставить в их распоряжение широкий спектр книг и информационных ресурсов. Очень важно, чтобы книги были в классе, прямо на столах или у компьютера в библиотеке и их можно было в любой момент беспрепятственно брать. Мальчики должны выбирать сами и требуют, чтобы их мнение уважалось и ни в коем случае не оспаривалось.

И еще. Нет никаких данных, свидетельствующих о том, что те, кто ходит в библиотеку, читают больше, чем те, кто в нее почти не заглядывает. Как бы ни было обидно это нам, библиотекарям, но, может, это и не такой плохой результат.

Что ж, мы им совсем не нужны, что ли? – может обидеться кто-то из моих коллег. В утешение и поддержку скажу, что среди причин, которые влекут детей в библиотеку, многие указывали... «желание встретить там человека, с которым мне было бы интересно общаться». Это же про нас, библиотекарей!

Специалист по развитию библиотечных служб для подростков Вирджиния Вальтер из США обращает внимание: важно убедить подростков, что от чтения напрямую зависит качество их взрослой жизни. (Помните, как в детстве родители и бабушки стращали нас: не будешь читать (учиться) – вырастешь дворником! Теперь-то мы знаем, что «человек читающий» – это человек свободный, способный сделать самостоятельный выбор, умеющий ориентироваться в жизни и принимать обдуманные и взвешенные решения, а подросткам все приходится объяснять заново. И забывать об этом ни в коем случае нельзя!) Американская библиотечная ассоциация предлагает различные способы привлечения подростков (и в первую очередь мальчиков) к чтению:

· Создайте специальный сайт в Интернете, где бы мальчики могли обсуждать книги и получать советы от сверстников, что читать. В США такой сайт уже создан www.guysread.com.

· Проводя в классах беседы о книгах, старайтесь не просто показывать обложки, активнее используйте возможности электронных презентаций, включающих большое количество иллюстраций.

· Старайтесь использовать любой плакат, фотографию, картинку, изображающую читающего мужчину. Развесьте их по всей школе.

· Пожертвуйте часть денег, предназначавшихся на покупку книг, для подписки на журналы. Пусть популярные политические журналы и иллюстрированные издания всегда будут на виду.

· Прочитайте хотя бы несколько книг и журналов, которые нравятся мальчикам, чтобы быть в состоянии их с ними обсуждать.

· Разговаривайте с мальчиками о книгах, но не спрашивайте их в лоб: «Что тебе в этой книге понравилось?» Пусть они лучше расскажут вам свою читательскую историю; ни в коем случае не показывайте, что вы не одобряете их выбора, но исподволь ведите их от простого чтения к более сложному.

· Активнее привлекайте мальчиков к сотрудничеству, пусть они помогают в библиотеке, читают вслух младшим школьникам и сверстникам, пишут рецензии и помещают их в Интернете или на стендах в библиотеке. Почаще спрашивайте у них совета.

· Старайтесь, чтобы библиотека была открыта в то время, которое удобно подросткам.

Какими же изобретательными и мобильными мы должны быть, чтобы соответствовать требованиям времени! И это чувствуем не только мы.

Вот недавно Королевское литературное общество Великобритании, озабоченное проблемами детского чтения, обратилось к ведущим английским детским писателям с просьбой подсказать, какие книги читать детям, и предложить по своему выбору «обязательный список» из десяти названий. Некоторые писатели засомневались... «Есть дети, которые любят читать, но есть и такие люди, которые за всю жизнь ни одной книги не прочли, – ответил Венди Коуп. – Я не могу составить единый список для всех. Все зависит от личности». Другие охотно откликнулись и такие списки предоставили.

Бен Окри, например, предложил детям такой вариант:

· Читай то, что написано людьми иной нации, другого цвета кожи, класса, пола.

· Читай книги, которые не нравятся твоим родителям.

· Прочти книги, которые твои родители обожают.

· Постарайся найти одного-двух авторов, которые особенно близки тебе и важны для тебя, и сделай чтение этих книг своей тайной страстью.

· Читай одержимо: ради забавы, для поднятия настроения, чтобы отвлечься.

· Не читай того, что читают все. Лучше потом осторожно проверь, что это за книги на самом деле.

· Читай то, что тебе никто не советовал читать.

· Читай, чтобы чувствовать себя свободным и независимым в суждениях.

· Книги – как зеркала. Не читай просто слова. Войди в зеркало. Именно там скрываются настоящие секреты. Внутри. Именно там таятся сны богов и рождается наша реальная жизнь.

· Попробуй прочесть этот мир. Это самая интересная и увлекательная книга.

В результате продолжительной дискуссии английские писатели пришли к общему выводу: «Чтение – это привычка, которой не учат, а которой заражаются».

И последнее. Да, подростки, как и мы, взрослые, не любят, когда их поучают. Но даже самые упрямые мальчишки склонны прислушиваться к чужому мнению, если им дано право самим решать и делать выбор. Поэтому список рекомендуемых книг – совсем неплохая идея. Особенно если он составлен самими мальчишками.

 

Мы просим наших читателей-библиотекарей и их читателей-подростков присылать нам свои предложения для списка книг, которые могут заинтересовать мальчишек в возрасте 13–16 лет. Если и взрослым, и юным нашим корреспондентам захочется написать несколько слов в объяснение своего выбора – мы будем только рады. А самые лучшие работы, конечно, отметим наградами.