Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2006


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Детское чтение

Татьяна Рудишина

Не заблудитесь в комплектовании

Что сегодня пишут и издают для детей?  Какой литературой комплектуются детские библиотеки?   Каков реальный и желательный круг чтения современного ребенка? Почему лучшие тексты, написанные для ребенка,  не становятся хорошей детской книгой? Об этом шел разговор на круглом столе  «Детская книга. Путь к читателю»,   который состоялся в ЦГДБ А.П.Гайдара (Москва) по инициативе Издательско-торгового дома «Гранд-Фаир» – постоянного партнера публичных библиотек Москвы  в вопросах комплектования книжных фондов  и реализации издательских программ.

О пользе проверки книжного фонда

О чем только не передумаешь, проверяя в подвале библиотеки запасной фонд, исчисляющийся сотней тысяч экземпляров книг. Как мы несказанно богаты (прерогатива городской московской библиотеки, при любых правителях не знающей книжного голода)! Как мы порой однообразны: и что теперь делать с десятками экземпляров одного и того же издания (мы все-таки не школьная библиотека). Как здорово, что сохранились (и даже не в фонде редких книг, а здесь, на абонементе) книжечки 60-х. Мною даже был отловлен, словно редкая жемчужина со дна океана, затрепанный детлитовский сборник «Расскажи мне про Сингапур» с автографом автора – Виктора Юзефовича Драгунского, частого гостя нашей библиотеки в те годы!

Именно здесь, в книгохранении, проштамповывая книгу за книгой, остро осознаешь, как изменились пространство и время, в том числе книжное, за последние 15 лет. Как оно заставляет пересматривать годами сложившиеся принципы комплектования.

Работы комплектатору прибавилось

Такое понятие, как обязательная программа внеклассного чтения, осталось в прошлом. Книжный голод на хрестоматийную классику утолен (в Москве, во всяком случае). Детская библиотека перестала быть монополистом на книгу для чтения – как учебного, так и свободного, а само чтение – одним из главных досуговых занятий ребенка/подростка. Более того, организованный приход сюда классами тоже перестает быть систематическим и всеохватывающим (в нашей библиотеке по крайней мере). Детская библиотека все больше приобретает черты публичной, со всеми проблемами свободного выбора. И что теперь? Как комплектовать фонд детской библиотеки? Закупать бестселлеры? Как мы были рады, когда в самые сжатые сроки смогли осчастливить читателей очередной книжкой «Гарри Поттера» в достаточных количествах! Но, к нашему удивлению, ее не очень-то и брали – раскрученный бестселлер и без нашего участия оказался в домашних библиотеках наших читателей.

Вот тут и встает вопрос: за какой книгой наш читатель идет в библиотеку? И сейчас, как никогда, актуально изучение реального спроса в конкретной библиотеке. При общих тенденциях картина в одном регионе (в Москве) в разных библиотеках будет разная.

Библиотека – не книжный развал на лотке

Дабы не уподобиться хозяину книжного развала, где яркие обложки детских книг так и кричат: «Купи меня!», комплектатору нужно очень хорошо ориентироваться и в книгоиздательском потоке, и в том, что сейчас пишется и что сейчас читается. Ведь детскую книгу издают сегодня не только традиционно детские издательства – такие, как «РОСМЭН» или «Детская литература». Рынок детской книги успешно осваивают, например, «Азбука», «Эгмонт» – издательства, которые начинали с литературы для взрослых.

Информационно-отстраненный
или страстно-авторитарный?

Какой тип комплектатора вам ближе: информационно-отстраненный или страстно-авторитарный? Процесс комплектования сегодня особенно носит личностный характер. От литературного вкуса, информированности, инициативы, расчета и профессионализма зависит качество книжного фонда библиотеки. И здесь опять вопросы, проблемы. При этом изысканный литературный вкус будет диктовать одно, а знания в области социологии чтения и здравый смысл и станут заставлять покупать книги для легкого чтения. То есть все время балансировать! Библиотекарь, как правило, человек консервативного склада в силу своей профессии, возраста. Но необходимо научиться проявлять толерантность по отношению к вкусу и интересам своих читателей. Проанализируйте фонд фантастики: насколько лидеры продаж – фантасты Лукьяненко, Перумов, Головачев – представлены в ваших фондах?

Что редко берется в расчет при закупке книг?

Берем ли мы в расчет то, что сегодня остро стоит вопрос ухудшения зрения школьников? Как нужны книги с крупным шрифтом! Один и тот же текст, выпущенный разными издательствами, может в одном случае стать книгой с крупным шрифтом на хорошей бумаге, а в другом – дешевой книжонкой, изданной без учета санитарно-гигиенических норм. Всегда ли наш выбор будет в пользу первой книги? Кстати, крупный шрифт кому-то поможет справиться с проблемами техники чтения.

Учитывается ли при комплектовании еще одна большая проблема большого города – дети, для которых русский язык не является родным? В ряде московских школ, где таких детей оказалось большинство, ставится вопрос о введении предмета «русский как иностранный». Когда-то выпускались книги для чтения под грифом «Для нерусских школ». А статистика чтения в нашей библиотеке показывает, что лидерами летнего чтения уже который год в нашей библиотеке становятся именно эти ребята.

Охота за фолиантами

А теперь посмотрим на проблему комплектования несколько под другим углом: фонд библиотеки – это коллекция книг. Она собирается десятилетиями и передается следующему поколению. С этой точки зрения комплектование – своего рода охота за фолиантами. И тут надо продумать стратегию комплектования. В фонде должны оседать раритетные издания, произведения полиграфического искусства. В настоящее время издательства «Вита Нова» и «Пан-пресс» выпускают красивые, дорогие, великолепно иллюстрированные книги. Среди художников «Пан-пресс» – Денис Гордеев, проиллюстрировавший подростковые книги «всех времен и народов»: «Властелин колец», «Робинзон Крузо». А в издательстве «Вита Нова» вышел замечательный сборник стихов и прозы Виктора Лунина «Мой дом – волшебный».

Редкая книга – это не всегда дорогая книга. Большая редкость – первая книга признанного писателя. Первые книжечки Артура Гиваргизова, Дарьи Герасимовой, Игоря Жукова, Михаила Есеновского и других замечательных авторов были выпущены в 2000–2002 годах Домом детской книги тиражом 500 экземпляров (!). Некогда за символическую плату их можно было купить в ныне не существующем ДДК.

Книжка-картинка, книжка-игрушка, а на языке полиграфистов – «книжка-вырубка». Проект художницы Юлии Гуковой – триптих «Двери старого города», «Окна старого города», «Крыши старого города» – отмечен на различных биеннале. Выпустил эти книжки Издательский дом «Фонд Галерея» (Челябинск).

Где эта книжечка, где этот том?

На сегодняшний день 65% литературы выпускается в Москве, на долю Санкт-Петербурга приходится 10%. Но какие 10%! Замечательные книги, которые никогда не станут массовым детским чтением, выходят в издательстве «Детгиз» (СПб). Чтобы оценить некоторые из них по достоинству, комплектатору необходим определенный «культурный слой»:

«Это город Ленинград» : Стихи, рассказы, сказка и повесть/ Составление, предисловие и комментарии В.Глоцера.

Формально и Чуковский, и Хармс, и Пантелеев, и Шварц, и Будогоская в библиотеке есть. Но подобная книга с комментариями В. Глоцера, с классическими черно-белыми иллюстрациями Лебедева, Конашевича и других ленинградских художников 20–50-х годов выпускается впервые. Кто сегодня ее будет читать? А вот это уже работа библиотекаря, готовящего читателя подобной книги.

Экзотично на горизонте комплектатора выглядит издательство «Гаятри», шагнувшее на поле детской литературы. Это оно выпустило «Про королей и вообще» А. Гиваргизова, «Книгу сказок» С. Седова и «Учись видеть» М. Москвиной. И уж совсем вне поля зрения издательство «Гишарим» – «Мосты культуры», где выходили «Истории мореплавателей из вавилонского талмуда», блестяще пересказанные С. Седовым.

Малоизвестное издательство «Стрелец» выпустило книгу Ольги Корф для учителей, воспитателей и родителей «Детям о писателях. ХХ век».

Невелик шанс оказаться в библиотеке книгам, которые выпускает издательство «Московские учебники и Картолитография»: не по тому ведомству проходят! Речь идет не об учебниках, а о книгах Д. Крупской «Веселый Мамонт» и Д. Шеварова «Освещенные солнцем: Добрые лица ХХ века».

И подобные примеры непопадания в фонды можно приводить и приводить.

Кто поможет комплектатору?

Регулярно обращаться к рекомендательной библиографии и литературной критике:

· Газета «Книжное обозрение», полоса «Детлит» (ведущая – Ксения Молдавская).

· Сайт «BibliоГид» РГДБ (вышло два сборника по страницам интернет-сайта).

· Вкладка «Остров окровищ» (редактор – Ольга Мяэотс) газеты «Библиотека в школе» Издательского дома «Первое сентября».

· Сайты детских библиотек.

Регулярно изучать и анализировать читательский спрос в библиотеке.

Осознавать, что работаешь на вечность!