Детское чтение
Татьяна Рудишина
Не заблудитесь в комплектовании
Что сегодня пишут и издают для детей? Какой
литературой комплектуются детские библиотеки?
Каков реальный и желательный круг чтения
современного ребенка? Почему лучшие тексты,
написанные для ребенка, не становятся хорошей
детской книгой? Об этом шел разговор на круглом
столе «Детская книга. Путь к читателю»,
который состоялся в ЦГДБ А.П.Гайдара (Москва) по
инициативе Издательско-торгового дома
«Гранд-Фаир» – постоянного партнера публичных
библиотек Москвы в вопросах комплектования
книжных фондов и реализации издательских
программ.
О пользе проверки книжного фонда
О чем только не передумаешь, проверяя в
подвале библиотеки запасной фонд, исчисляющийся
сотней тысяч экземпляров книг. Как мы несказанно
богаты (прерогатива городской московской
библиотеки, при любых правителях не знающей
книжного голода)! Как мы порой однообразны: и что
теперь делать с десятками экземпляров одного и
того же издания (мы все-таки не школьная
библиотека). Как здорово, что сохранились (и даже
не в фонде редких книг, а здесь, на абонементе)
книжечки 60-х. Мною даже был отловлен, словно
редкая жемчужина со дна океана, затрепанный
детлитовский сборник «Расскажи мне про
Сингапур» с автографом автора – Виктора
Юзефовича Драгунского, частого гостя нашей
библиотеки в те годы!
Именно здесь, в книгохранении,
проштамповывая книгу за книгой, остро осознаешь,
как изменились пространство и время, в том числе
книжное, за последние 15 лет. Как оно заставляет
пересматривать годами сложившиеся принципы
комплектования.
Работы комплектатору прибавилось
Такое понятие, как обязательная
программа внеклассного чтения, осталось в
прошлом. Книжный голод на хрестоматийную
классику утолен (в Москве, во всяком случае).
Детская библиотека перестала быть монополистом
на книгу для чтения – как учебного, так и
свободного, а само чтение – одним из главных
досуговых занятий ребенка/подростка. Более того,
организованный приход сюда классами тоже
перестает быть систематическим и
всеохватывающим (в нашей библиотеке по крайней
мере). Детская библиотека все больше приобретает
черты публичной, со всеми проблемами свободного
выбора. И что теперь? Как комплектовать фонд
детской библиотеки? Закупать бестселлеры? Как мы
были рады, когда в самые сжатые сроки смогли
осчастливить читателей очередной книжкой «Гарри
Поттера» в достаточных количествах! Но, к нашему
удивлению, ее не очень-то и брали – раскрученный
бестселлер и без нашего участия оказался в
домашних библиотеках наших читателей.
Вот тут и встает вопрос: за какой
книгой наш читатель идет в библиотеку? И сейчас,
как никогда, актуально изучение реального спроса
в конкретной библиотеке. При общих тенденциях
картина в одном регионе (в Москве) в разных
библиотеках будет разная.
Библиотека – не книжный развал на
лотке
Дабы не уподобиться хозяину книжного
развала, где яркие обложки детских книг так и
кричат: «Купи меня!», комплектатору нужно очень
хорошо ориентироваться и в книгоиздательском
потоке, и в том, что сейчас пишется и что сейчас
читается. Ведь детскую книгу издают сегодня не
только традиционно детские издательства –
такие, как «РОСМЭН» или «Детская литература».
Рынок детской книги успешно осваивают, например,
«Азбука», «Эгмонт» – издательства, которые
начинали с литературы для взрослых.
Информационно-отстраненный
или страстно-авторитарный?
Какой тип комплектатора вам ближе:
информационно-отстраненный или
страстно-авторитарный? Процесс комплектования
сегодня особенно носит личностный характер. От
литературного вкуса, информированности,
инициативы, расчета и профессионализма зависит
качество книжного фонда библиотеки. И здесь
опять вопросы, проблемы. При этом изысканный
литературный вкус будет диктовать одно, а знания
в области социологии чтения и здравый смысл и
станут заставлять покупать книги для легкого
чтения. То есть все время балансировать!
Библиотекарь, как правило, человек
консервативного склада в силу своей профессии,
возраста. Но необходимо научиться проявлять
толерантность по отношению к вкусу и интересам
своих читателей. Проанализируйте фонд
фантастики: насколько лидеры продаж – фантасты
Лукьяненко, Перумов, Головачев – представлены в
ваших фондах?
Что редко берется в расчет при
закупке книг?
Берем ли мы в расчет то, что сегодня
остро стоит вопрос ухудшения зрения школьников?
Как нужны книги с крупным шрифтом! Один и тот же
текст, выпущенный разными издательствами, может
в одном случае стать книгой с крупным шрифтом на
хорошей бумаге, а в другом – дешевой книжонкой,
изданной без учета санитарно-гигиенических норм.
Всегда ли наш выбор будет в пользу первой книги?
Кстати, крупный шрифт кому-то поможет справиться
с проблемами техники чтения.
Учитывается ли при комплектовании еще
одна большая проблема большого города – дети,
для которых русский язык не является родным? В
ряде московских школ, где таких детей оказалось
большинство, ставится вопрос о введении предмета
«русский как иностранный». Когда-то выпускались
книги для чтения под грифом «Для нерусских школ».
А статистика чтения в нашей библиотеке
показывает, что лидерами летнего чтения уже
который год в нашей библиотеке становятся именно
эти ребята.
Охота за фолиантами
А теперь посмотрим на проблему
комплектования несколько под другим углом: фонд
библиотеки – это коллекция книг. Она
собирается десятилетиями и передается
следующему поколению. С этой точки зрения
комплектование – своего рода охота за
фолиантами. И тут надо продумать стратегию
комплектования. В фонде должны оседать
раритетные издания, произведения
полиграфического искусства. В настоящее время
издательства «Вита Нова» и «Пан-пресс» выпускают
красивые, дорогие, великолепно иллюстрированные
книги. Среди художников «Пан-пресс» – Денис
Гордеев, проиллюстрировавший подростковые книги
«всех времен и народов»: «Властелин колец»,
«Робинзон Крузо». А в издательстве «Вита Нова»
вышел замечательный сборник стихов и прозы
Виктора Лунина «Мой дом – волшебный».
Редкая книга – это не всегда дорогая
книга. Большая редкость – первая книга
признанного писателя. Первые книжечки Артура
Гиваргизова, Дарьи Герасимовой, Игоря Жукова,
Михаила Есеновского и других замечательных
авторов были выпущены в 2000–2002 годах Домом
детской книги тиражом 500 экземпляров (!). Некогда
за символическую плату их можно было купить в
ныне не существующем ДДК.
Книжка-картинка, книжка-игрушка, а на
языке полиграфистов – «книжка-вырубка». Проект
художницы Юлии Гуковой – триптих «Двери старого
города», «Окна старого города», «Крыши старого
города» – отмечен на различных биеннале.
Выпустил эти книжки Издательский дом «Фонд
Галерея» (Челябинск).
Где эта книжечка, где этот том?
На сегодняшний день 65% литературы
выпускается в Москве, на долю Санкт-Петербурга
приходится 10%. Но какие 10%! Замечательные книги,
которые никогда не станут массовым детским
чтением, выходят в издательстве «Детгиз» (СПб).
Чтобы оценить некоторые из них по достоинству,
комплектатору необходим определенный
«культурный слой»:
«Это город Ленинград» : Стихи,
рассказы, сказка и повесть/ Составление,
предисловие и комментарии В.Глоцера.
Формально и Чуковский, и Хармс, и
Пантелеев, и Шварц, и Будогоская в библиотеке
есть. Но подобная книга с комментариями В.
Глоцера, с классическими черно-белыми
иллюстрациями Лебедева, Конашевича и других
ленинградских художников 20–50-х годов
выпускается впервые. Кто сегодня ее будет читать?
А вот это уже работа библиотекаря, готовящего
читателя подобной книги.
Экзотично на горизонте комплектатора
выглядит издательство «Гаятри», шагнувшее на
поле детской литературы. Это оно выпустило «Про
королей и вообще» А. Гиваргизова, «Книгу сказок»
С. Седова и «Учись видеть» М. Москвиной. И уж
совсем вне поля зрения издательство «Гишарим» –
«Мосты культуры», где выходили «Истории
мореплавателей из вавилонского талмуда»,
блестяще пересказанные С. Седовым.
Малоизвестное издательство «Стрелец»
выпустило книгу Ольги Корф для учителей,
воспитателей и родителей «Детям о писателях. ХХ
век».
Невелик шанс оказаться в библиотеке
книгам, которые выпускает издательство
«Московские учебники и Картолитография»: не по
тому ведомству проходят! Речь идет не об
учебниках, а о книгах Д. Крупской «Веселый
Мамонт» и Д. Шеварова «Освещенные солнцем: Добрые
лица ХХ века».
И подобные примеры непопадания в фонды
можно приводить и приводить.
Кто поможет комплектатору?
Регулярно обращаться к
рекомендательной библиографии и литературной
критике:
· Газета «Книжное обозрение», полоса
«Детлит» (ведущая – Ксения Молдавская).
· Сайт «BibliоГид» РГДБ (вышло два
сборника по страницам интернет-сайта).
· Вкладка «Остров окровищ»
(редактор – Ольга Мяэотс) газеты «Библиотека в
школе» Издательского дома «Первое сентября».
· Сайты детских библиотек.
Регулярно изучать и анализировать
читательский спрос в библиотеке.
Осознавать, что работаешь на вечность! |