Слово
Александр Панфилов
Грачи прилетели
Неожиданно встретил весну не в Москве,
а на Верхней Волге. Нет, не календарную весну,
которая в наших широтах ничем не отличается от
надоевшей до чертиков зимы, а ту, долгожданную,
настоящую – с ослепительно блещущим в лужах
солнцем, журчаньем ручьев, птичьим гомоном...
Когда можно бездумно бродить, распахнув пальто, и
чувствовать, как на солнце припекает спину. Когда
всякие веселые надежды, которыми вроде бы уже и
стыдно себя тешить, оживают на глазах... Когда
вперед глядится без боязни... Когда... Да много
этих «когда» можно еще перечислять, недоумевая
на тех, кто всего этого не ощущает. Встречаются и
такие. Среди них мы даже Пушкина обнаружим. «Я не
люблю весны, – сказал как отрезал, – скучна мне
оттепель; вонь, грязь...» Вот вам и образ русской
весны.
Но это ведь с какого боку посмотреть.
Поэтический романтизм – даже и тот, что, как у
Пушкина, быстро эволюционировал в реализм, –
страдал некоторой дальнозоркостью. А чтобы
увидеть красоту в малом и обыденном, требуется
близорукость в хорошем смысле. Примеры такой
славной близорукости мы найдем в русской
культуре, но это будет позже – лет через
двадцать–тридцать после смерти Пушкина.
Знаменитые саврасовские «Грачи» чем не пример?
Сейчас нелегко понять, почему их появление
вызвало такой громкий шум. Да что там – это была
настоящая сенсация. А с чего рукоплескать? Вот
именно что – грязь, вонь. Облупившаяся церковь,
серые тона, дегенеративные березки. Но
непритязательный тихий мотив вдруг оказался
точнее, глубже и пронзительнее классически
выверенных бравурных аккордов. Потому что не
только «грязь и вонь». Но и – теплое вековое
присутствие человека. Готовая «опушиться» верба,
обещающая воскресение. Грачи, живущие свою
ежевесеннюю жизнь, полную птичьих забот. И
захватывающий дух простор.
Стоя на высоком волжском берегу
где-нибудь в крохотном Мышкине, словно въяве,
слышишь эту музыку. И дух от простора,
открывающегося на другом берегу, правда,
захватывает. И тишина какая-то небывалая –
особенно после Москвы. Я этой гулкой тишине еще
ночью поразился, когда выходил на балкон в
частной гостиничке, где устроился на ночлег. Но и
днем она длилась, эта тишина, несмотря на легкий
гул центральной мышкинской площади и шум редко
проезжающих машин.
Здесь у жизни ритм совсем другой – как
бы в унисон с дыханием природы. Люди не мельтешат,
не кажутся, не гонятся за убегающим днем, а именно
живут. И в том же Мышкине на каждом старом доме
висит табличка, повествующая о том, кто и как жил
здесь раньше. Вот некое купеческое семейство,
«щеголявшее культурностью». А вот городской
голова, достойно принимавший в своем просторном
доме русских императоров. Я затрудняюсь оценить
систему этих табличек. Может быть, это
мемориализация прошлого – не без задней мысли
заработать на нем. А может быть, укорененность в
прошлом,
в родной земле.
Но, во всяком случае, не пассеизм, не
остановка, не попытка двигаться по-рачьи –
спиной вперед. Маленькие верхневолжские города,
которые я проехал, стараются – с тем или иным
успехом – стоять, простите за банальность, на
высоте задач современной жизни, соответствовать
ей. Мне есть с чем сравнивать – я бывал здесь
восемь, кажется, лет назад: жизнь заметно
выправляется, разруха (в стране и в человеческих
душах) явно остается в прошлом.
А овеянный весной мир и вовсе кажется
лучезарным. Счастливыми минутами, даже часами. Но
иногда это ощущение все-таки омрачается – именно
здесь, на Верхней Волге. Потому что, перелистывая
какую-нибудь случайную краеведческую книжку или
слушая рассказы местного жителя, вдруг начинаешь
отчетливо слышать эхо прошлых трагедий. Их
хватало в отечественной истории прошлого века,
но события 30-х годов на Верхней Волге напоминали
настоящий Апокалипсис. Да так и воспринимались
большинством местного населения. Я имею в виду
затопление целых городов в пору, когда ставили на
Волге гидроэлектростанции, перегораживая ее
плотинами. Тут происходили страшные вещи. Я читал
невозмутимый рапорт энкавэдэшного начальника,
отвечавшего за затопление Мологи, в котором он
докладывал в вышестоящие инстанции о том, что
вместе с родным городом навечно остались на дне
рукотворного моря 294 человека, и объяснял
произошедшее массовым помешательством.
Мы сейчас старательно забываем (или
делаем вид, что забываем) свои старые грехи. А
этого делать нельзя – забывчивость рано или
поздно аукнется.
...И все-таки – весна. Тихо помолившись
над скорбной водой, не можешь сдержать
освобожденного вздоха. Весна. Грачи прилетели. А
потом будут лопаться почки, зацветет сирень,
заголосят, застучат, затрещат соловьи. И жизнь
снова станет вечной и неотменимой, и будет парить
по утрам теплая земля, и побегут по ней со своими
сачками светлые дети. И – все будет хорошо. |