Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2006


Остров сокровищ. Выпуск 05.
Вкладка в «БШ» № 10 (166). 16-31 мая 2006 года

Книга подана

Михаил Яснов

Обетованный пейзаж

Путилова Е.О. Детское чтение – для сердца и разума : Очерки по истории детской литературы. – СПб., 2005.

Евгения Оскаровна Путилова – авторитетнейший специалист по истории и теории детской литературы – опубликовала итог многолетних поисков и содержательных раздумий, в центре которых отечественная литература для детей в ее развитии – от истоков до наших дней. Книга итоговая и в то же время обращенная в будущее: детская литература, как и детский организм, сама развивается достаточно мобильно и требует к себе повышенного внимания.

Жанр, который избрала Е.О.Путилова, столь же подвижен и экспрессивен: «очерки по...» или «очерки из...» – из жизни писателей, из судеб книг, из истории сюжетов, все это сплетено в разветвленную картину бытования детской литературы на протяжении трех с половиной столетий, начиная с публикации первого печатного букваря «мастера книжного азбучного печатного дела» Василия Бурцева, дату публикации которого – 1634 год – можно считать зафиксированным истоком авторской детской поэзии в России:

Сия зримая малая книжица,
По реченному алфавитница,
Напечатана бысть по царскому велению
Вам, младым детем, к научению.
Ты же, благоумное отроча, сему внимай,
От нижния степени на вышнюю восступай...

Слово «дети», произнесенное в самом начале «Букваря», выглядит символически: едва появившись в стихах, обращенных именно к «младым детям», оно тут же уступает место «благоумным отрокам» и вновь появится в детской поэзии куда позднее – на границе XVIII и XIX веков. Утверждение детства как социокультурного понятия и признание ребенка не только равноправным членом общества, но и создателем и потребителем художественного слова – эту роль взяла на себя детская литература. Е.О.Путилова рассказывает и показывает, как детская литература становится феноменом русской культуры.

Автор книги – прежде всего историк, причем не кабинетный педант, а заинтересованный (а подчас и восторженный) соучастник буквально у нас на глазах совершаемых открытий. Чего стоят уже вошедшие в «исследовательскую классику» статьи о Л.Чарской и Ф.Сологубе, о М.Пожаровой и А.Анненской! Е.О.Путилова значительно расширяет диапазон поисков – перед нами и забытые авторы знаменитых детских стихов (собранные вместе, эти образцовые маленькие эссе читаются на одном дыхании), и пропущенные, выпавшие из обихода отдельные страницы, и целые эпизоды, связанные с детской литературой («Рассказы о детях» В.Вересаева, творчество для детей О.Берггольц или уж совершенно «лакомая» история о «споре» А.Блока и Вс.Мейерхольда в связи с детской пьесой «Алинур»), и экскурсы в педагогику и теорию детской литературы (от В.Сороки-Росинского до Н.Саввина и А.Бабушкиной).

Особый смысл статьи Е.О.Путиловой обретают, когда она переходит к анализу современной литературы. И здесь одна из важнейших статей – «Круг современного детского чтения глазами филолога». Живая и столь нужная нам полемика заступает место историко-филологических изысканий, и это оправданно – прежде всего в контексте тех процессов, которые происходят сегодня в детской педагогике и преподавании детской литературы. И вообще литературы, если иметь в виду кампанию по вымыванию литературы из школы, переводу ее на уровень факультатива, а то и абсолютному исключению из программы. Или попытки минимизировать курс детской литературы на соответствующих факультетах педагогических вузов: будущие педагоги перестают изучать детскую книгу как таковую. Это значит, что через несколько лет само понятие детской художественной литературы в принципе может исчезнуть – сначала из сознания воспитателей, а затем постепенно и из круга непосредственно детского чтения.

Об этом тревога исследователя: о «диктате времени» при формировании программ детского чтения, о репертуаре современной детской литературы, о насилии над художественным текстом, которое больше всего проявляется при общении педагога и воспитателя – а опосредованно и ребенка – со стихом, с творчеством современных детских поэтов.

Две заключительные главы книги как раз и посвящены анализу современной прозы и поэзии для детей. Анализ вынужденно беглый, поскольку трудно дистанцироваться от написанного недавно или только что. Однако акценты проставлены и, что не менее важно, названы имена. Во всяком случае, сделана существенная попытка вписать сегодняшнюю литературу в общую картину бытования русской литературы для детей.

Кому-то сам факт существования детской литературы может показаться всего лишь фоном, на котором развертываются основные – взрослые – события. Что ж, как известно, многие классические полотна показывают нам не столько то, что происходит на первом плане, сколько притягивают наш взгляд к фону и пейзажу. Этот обетованный пейзаж дорогого стоит.