Детское чтение
Евгения Путилова
Федор Богданович Миллер
«...Вышел зайчик погулять...»
Вероятно, стихотворение это известно
детям многих и многих поколений:
Раз-два-три-четыре-пять,
Вышел зайчик погулять;
Вдруг охотник прибегает,
Из ружья в него стреляет...
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой!
Стихотворение стояло первым в ряду еще
с четырьмя, и каждое было посвящено каким-нибудь
проказам: то Мишенька шалил с обезьянкой, то
седой старик забирал в мешок шалунов, то мальчик
Федя жутко испугался медвежонка, то на детей
вышел страшный трубочист...
Название крошечного журнальчика
разобрать не удалось, а дата под картинками
стояла точная – 1851 год. Из всех стишков
безупречный детский слух выбрал лишь первое,
остальные были забыты. Стишок стал и бессменной
считалкой, и детской игрой; к нему добавлялись
новые окончания, продлевавшие жизнь зайчика:
«Принесли его в больницу, / Положили в рукавицу; /
Принесли его домой,/ Оказался он живой...» Это
страстное желание счастливого конца в
стихотворении Миллера тонко и глубоко
почувствовал поэт К. Бальмонт. Его
стихотворение «Заинька», написанное через
пятьдесят лет, уже как бы и не игра. Настоящий
живой заинька опустошает огород, ворует капусту
и морковку, на него напускают настоящую собаку и
настоящего охотника. Собаку он обманывает, а вот
охотник «выстрелил в заиньку, выстрел не попал».
Последняя строфа стихотворения Бальмонта,
конечно, ассоциируется с окончанием
стихотворения Миллера, но спорит с последними
строчками. Она вся – на стороне вечного права
Детства с его жаждой доброго и справедливого
конца. И, как в сказке, в этом добром конце
принимает участие вся природа:
Заиньку белого вьюга бережет,
Заиньку полночь в обиду не дает,
Заиньку белого ежели убьют,
Что же нам песенки веселые споют?
Названные пять стихотворений занимают
в литературном наследии Миллера малое место.
Преподаватель немецкого и русского языков и
словесности в кадетском корпусе, Федор
Богданович Миллер переводил на русский язык
Шиллера, Гейне, Шекспира, писал оригинальные
стихи и прозу. Печатался на страницах детского
журнала «Подснежник» (1858). Он составил
шеститомное «Собрание стихотворных переводов и
оригинальных стихотворений» (М., 1872–1881). Но из
всего его огромного наследия широко известным
осталось только стихотворение «Зайчик»,
создавшее ему славу народного поэта. |