Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2006


Остров сокровищ. Выпуск 05.
Вкладка в «БШ» № 10 (166). 16-31 мая 2006 года

Книга подана

Татьяна Рудишина

Детская литература в учебнике

Арзамасцева И. Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н.Арзамасцева, С. А.Николаева. – 3-е изд., перераб и доп. – М. : Академия, 2005. – 576 с.

В конце 2005 года вышло третье издание учебника по детской литературе, подготовленное к печати Ириной Николаевной Арзамасцевой, кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русской литературы МГПУ.

Книга посвящена памяти Софьи Николаевой, которая была учителем Ирины Арзамасцевой. Под ее руководством молодой исследователь детской литературы Арзамасцева готовила свои первые научные публикации.

В предисловии высказано кредо авторов: «Детская литература обычно воспринимается взрослыми как факультативная, несущественная часть общей литературы, для детей же она представляет самостоятельную ценность. Именно точка зрения детей обусловила взгляд авторов на учебный курс “Детская литература”».

Открывает учебник глава «Основы теории детской литературы» (вопрос по сей день дискутируемый). Далее идут главы, как бы предваряющие основную часть:

· «Устное народное творчество»;

· «Праистоки детской литературы»;

· «Дети и книга в России Х–ХVI веков»;

· «Русская детская литература ХVII–XVIII веков»;

· «Лубочная детская литература и народный театр».

В основу работы положен историко-хронологический принцип подачи материала. В учебник не входит подростково-юношеская литература.

Большой раздел посвящен русской детской литературе XIX века, где уделено внимание не только персоналиям, но и таким вопросам, как: «Детские журналы и детские писатели», «Возникновение теории и критики детской литературы и их дальнейшее развитие в ХIX веке», «Учебная и познавательная литература».

В разделе «Русская детская литература ХХ века» много внимания уделено теме «Серебряный век». Есть раздел, ранее не освещавшийся в учебниках, – «Детская литература русской эмиграции 20–30-х годов».

Отдельная глава – «Зарубежные детские писатели». Небольшим разделом дана «Детская литература народов России».

Куда сразу хочется заглянуть в учебнике – постсоветский период. Впервые на страницах издания предпринята попытка проанализировать современный литературный процесс в главе «Детская литература в России постсоветского периода и начала XXI века». Автор старается обозначить закономерности, привлечь внимание к тенденциям, дать оценку явлениям. Нашли место в учебнике и авангард-андеграунд, и постмодернизм применительно к детской литературе. Это все не просто сделать, не выходя за рамки жанра – учебника. Все еще так живо, не отстоялось временем, что так и хочется дополнить автора! И наверняка очень скоро понадобится следующее переиздание, хотя бы потому, что такое явление, как сетевая литература, будет набирать силу. И наоборот, как быстро устаревает информация о журналах: на рубеже веков ежегодно рождались и умирали десятки журналов для детей. Не успел учебник стать достоянием читателей, а из журнального поля ушли «Вовочка», «Колобок и Два Жирафа».

Очень непросто с персоналиями. Кто уже попал в Историю (хотя бы детской литературы – тоже неплохо!), а кто совсем не упомянут... Обидно, что в списке лучших переводчиков отсутствует Лилиана Лунгина.

Увы, не обошлось без досадных опечаток. Самая «веселая» из них – на 50 лет «состаренный» Сергей Седов. Раз уж такое произошло, в случае допечатки тиража в учебник нужно сделать вклейку: «Список обнаруженных опечаток».

И все же написание материала о современном литературном процессе – это шаг смелый, достойный, своевременный. Он дает возможность оценить на фоне многовекового пути детской литературы два последних десятилетия.

Материалы этого выпуска подготовлены при содействии Отдела детской литературы Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И.Рудомино.