Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2006


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Картотека опыта

Нина Колоскова

Ребенок какой? – Информационно грамотный!

Чтобы владеть миром

…что-нибудь случится. Всегда что-нибудь случается.

Макс Фрай

Детские библиотеки Москвы живут в ту самую пресловутую эпоху перемен. Но в отличие от жителей «поднебесной» особого дискомфорта не испытывают. Наоборот: активизировались, сплотились, принимают участие в профессиональных конкурсах, активно обмениваются опытом работы на городских семинарах. Положение обязывает: многие из них обрели статус интеллект-центров.

В текущем году в рамках городского профессионального смотра-конкурса «Золотой формуляр 2006» в номинации «Формирование навыков культурного пользователя у ребенка-читателя в современном информационном пространстве» прошел смотр-конкурс работы детских библиотек Москвы по воспитанию информационной культуры читателей.

Обсуждению материалов, представленных на конкурс, был посвящен городской семинар «Информационная культура читателя», прошедший в Центральной городской детской библиотеке им. А.П.Гайдара. Она же явилась инициатором конкурса.

Основными факторами, определившими тематику и семинара, и конкурса, стало осознание необходимости научить ребенка ориентироваться в современном информационном пространстве, в том числе и библиотечном, совершенствовать формы и методы работы по воспитанию творческого, грамотного читателя.

Детские библиотеки Москвы ведут постоянную работу по воспитанию библиотечно-библиографической культуры. В настоящее время она претерпевает изменения в соответствии с требованиями времени: речь идет о формировании информационной культуры. Делаются попытки в создании программ и проектов, разрабатывается спектр услуг информационной поддержки и новые модели информационного обслуживания, вносятся изменения в традиционные занятия.

Конечно, принять участие в конкурсе – дело важное. Но обогатить коллег опытом своей работы – это и полезно, и приятно. Кто-то ограничился рассказом, кто-то сопроводил свое выступление электронной презентацией (можно уже говорить, что детские библиотеки эту технологию освоили). Многие работы, когда «заговорили», предстали совсем в ином свете. «Живое слово библиотекаря», понимаете ли.

Информационное проектирование

Первый опыт – это в любом деле очень важно.

Макс Фрай

В номинации конкурса «Комплексные программы, проекты по воспитанию информационной культуры читателей» было представлено два проекта.

Центральная детская библиотека № 101 ЦБС № 1 ЮАО (заведующая Татьяна Михайловна Белякова) представила проект в рамках концепции формирования информационных интеллект-центров «Ребенок в информационном пространстве: развитие у детей читательской и информационной культуры». Разработчики – Наталья Дмитриевна Скворцова, заместитель директора по работе с детьми, и Елена Николаевна Карымова, заместитель директора по автоматизации.

Цель проекта:

· максимальное удовлетворение информационных потребностей читателей;

· создание единого информационного пространства библиотеки;

· формирование информационной культуры читателей.

Сотрудников этой библиотеки всегда отличали креативное мышление, энтузиазм, высокий профессионализм. И на этот раз участники семинара услышали об интересных методических находках, стали зрителями профессионально подготовленной электронной презентации Проекта.

Библиотека № 101 многое может предложить своим читателям: это и хорошо подобранный фонд литературы, и добротный справочный аппарат, в состав которого входят электронные каталоги на книжные и периодические издания, и единственный в Москве специализированный зал периодических изданий, выделенный сектор для обслуживания руководителей детского чтения.

Все перечислить невозможно. Но самое главное – это, конечно, Книговичок – талисман библиотеки, любимец читателей и библиотекарей. У него есть свой собственный зал, который так и называется – «Зал Книговичка». В настоящее время все усилия Книговичка направлены на реализацию проекта и непосредственно на создание информационного пространства библиотеки (см. рис. 1).

Центральной детской библиотекой № 10 им. А.Н.Радищева ЦБС № 5 ЦАО (заведующая Ольга Александровна Чернова) представлен проект: «“Волшебный фонарь”: комплексная программа по воспитанию информационной культуры у читателей младшего школьного возраста». Разработчик – Ольга Анатольевна Советникова, зав. сектором библиотеки. Она же является руководителем библиотечного лицея «Волшебный фонарь».

В ходе реализации программы подготовлен и издан сборник методических материалов, включающий разработки девяти занятий:

· «Книжкин дом» – первое знакомство с библиотекой. Вместе с библиотекарем экскурсию проводит гном Читайка.

· «Из чего состоит книжка» – библиотечный урок по структуре книги.

· «Учимся выбирать книгу» – библиотечный урок.

· «В гостях у сказки и рассказа» – беседа о литературных жанрах.

· «Путешествие с Почемучкой» – обучающая игра по работе со справочной литературой.

· «Складно да ладно» – игра-занятие по жанру поэзии.

· «Клёпа и компания» – обзор детских журналов.

· «О чем рассказала картинка» – беседа о художниках-иллюстраторах.

· «Путешествие по книжным страницам» – игра по развитию навыков творческого чтения. Цель этого занятия – углубить интерес детей к чтению, научить их думать над прочитанным текстом. А путешествуют ребята на «Поезде № 8 Москва – Придумкино». Поезд следует со всеми остановками (cм. рис. 2).

Том как дом

Почему все должно быть сложно? Почему нельзя просто?

Макс Фрай

В номинации «Лучшее мероприятие по формированию навыков культурного пользователя у ребенка-читателя» детская библиотека-филиал № 90 ЦБС № 5 ЦАО (заведующая Наталья Алексеевна Никитина) представила библиотечно-библиографическое занятие для учащихся 5–6-х классов «Путешествие по Волшебной стране Почемучкино». Разработчик – Елена Владимировна Меньшикова, библиотекарь.

Ни для кого не является секретом интерес наших читателей (и библиотекарей тоже) к игровым формам. На этот раз Фонд справочных изданий был превращен в Волшебную страну…

«Жители этой Волшебной страны живут в своих домах, и все дома разные… Встречаются и совсем маленькие – всего один томик, а есть настолько огромные – двенадцать, а то и больше томов, что можно в них затеряться… Давайте познакомимся с планом домов – Энциклопедией. Каждый том начинается с Содержания. Если мы внимательно на него посмотрим, то увидим карту-схему расположения комнат нашего дома. А каждая комната – это глава, посвященная одному понятию или теме. Но иногда карта-схема прячется от нас в самой дальней комнате, и называется она “Оглавление”». Вот такой придуман прием, чтобы путешествовать из дома в дом, заглядывать в гости к разным энциклопедиям.

«Вот только мальчишки – ну очень непоседливы, – сетует Наталья Алексеевна. – Специально для них мы включили в “путешествие” энциклопедию “Пираты” из серии “Что есть что”».

Материализация идей

…обретаемся мы все же в общем контексте – по крайней мере до известных пределов.

Макс Фрай

Самое большое количество работ представлено в номинации «Лучший материал (методический, библиографический, информационный) по воспитанию информационной культуры читателей».

Центральная детская библиотека № 1 ЦБС «Волгоградская» ЮВАО (заведующая Марина Юрьевна Кретинина) представила материал из опыта информационно-библиографической подготовки младших школьников «Информация – ключ к творчеству и развитию». Разработчик – Нина Степановна Егорова, руководитель окружного научно-методического центра по работе с детьми и подростками. Будучи высокопрофессиональным библиотекарем и практикующим педагогом, Нина Степановна (еще и кандидат педагогических наук) уверена, что воспитывать информационную культуру детей надо с раннего возраста, тем самым решая задачи формирования интереса к книге и потребности в чтении, способности самостоятельного поиска информации, умения работать с найденной информацией, а также навыков различных способов передачи информации.

Основным стимулом в освоении новых знаний должна стать самостоятельная творческая деятельность читателей.

Схематически вышесказанное можно предствить следующим образом:

Детской библиотекой-филиалом № 150 ЦБС № 1 СЗАО (заведующая Лариса Валерьевна Сухорукова и она же разработчик материала) представлен информационный материал «Календарь книги». Сделана довольно удачная попытка синтеза традиционного книжного и нового электронного способа предоставления информации. Структура, система гиперссылок делают материал многофункциональным, позволяют использовать его в работе с разными возрастными группами читателей. Но это, как говорится, надо видеть. Перенесенная на традиционный бумажный носитель, выставка выглядит гораздо скромнее.

Булгаковский профессор Преображенский был уверен, что газеты читать вредно вообще и за обедом в частности. Как говаривал герой одного из романов Макса Фрая: «Как и зачем люди читают газеты – неведомо, а вот прятаться за ними удобно. Думаю, для того и был изобретен газетный формат, чтобы всякий человек мог скрыть лицо в общественном месте». Библиотека, конечно, место общественное. Только вот газеты (впрочем, как и журналы) выполняют там совсем иные функции и приносят исключительно пользу.

В детской библиотеке-филиале № 30 ЦБС № 1 СЗАО (заведующая Елена Афанасьевна Маханёк) уверены, что «Периодические издания – источник информации и разнообразных знаний». Материал библиотечно-библиографического урока для учащихся 7–9-х классов с таким названием (разработчик Елена Афанасьевна Маханёк) представлен на конкурс. Урок является частью программы «Воспитание информационной культуры». Его цель – научить ребят смотреть на периодические издания как на источник новой и интересной информации и использовать материалы из них в учебном процессе. Несомненным достоинством является включение в разговор сведений о нетрадиционных формах периодического распространения информации (в том числе через Интернет), аудиовизуальных средствах массовой информации (радио, телевидение). Обзоры периодических изданий сопровождаются электронной презентацией, которая предоставляется читателям и для индивидуального пользования.

Для проведения урока разработаны дополнительные информационные материалы: «К сведению» (из истории периодических изданий, в том числе занимательные: первый русский репортер; газета, прожившая сутки; самый быстрый еженедельник; откуда взялась «газетная утка» и пр.), «Журналистский словарь», «Афоризмы».

Детская библиотека-филиал № 8 им. Н.А. Некрасова ЦБС № 5 ЦАО (заведующая Зинаида Исаевна Доброродная) представила на конкурс «Рекомендательный библиографический указатель книг о театре» и «Рекомендательный указатель книг по музыке». Разработчики – Елена Николаевна Кривенкова, главный библиотекарь и Зинаида Исаевна Доброродная.

С 2005 года в библиотеке функционирует литературно-музыкальный отдел. Чтобы читателям было легче ориентироваться в фонде, и были разработаны данные пособия.

Привлекает внимание раздел указателя «Библиографическая подсказка». Здесь авторы раскрывают читателям секреты библиографической записи. Например, объясняют, почему здесь «…знаки препинания стоят не там, где они должны стоять по правилам пунктуации». Это увеличивает потенциал пособия, так как позволяет вести с ребятами серьезные беседы на библиографические темы.

Центральная детская библиотека № 94 ЦБС № 2 ЮАО (заведующая Татьяна Викторовна Филиппова) представила материал «Формирование навыков культурного пользователя у ребенка-читателя в современном информационном пространстве: опыт работы по воспитанию информационной культуры у детей-читателей». В материале представлена информационная поддержка программ и проектов, реализуемых библиотекой:

· Выпуск библиографического указателя «Терпение, любовь и забота» для руководителей детским чтением, работающих с детьми особой заботы.

· «Учиться, чтобы учить»: библиографический указатель для учителей.

· «От игры к знаниям»: список литературы по формированию информационной культуры у детей и подростков и др.

Формирование информационной культуры личности – благодатная тема для библиотек. Это направление деятельности не только сталкивается с проблемами, оно может приносить и радость, и чувство удовлетворения от проделанной работы.

Детские библиотеки Москвы, как и любые другие, различаются степенью компьютерной оснащенности, и не только. Но все они в полной мере ощущают свою ответственность за уровень информационной культуры своих читателей, прекрасно понимая, что подготовленный ребенок смелее перешагнет порог юношеской библиотеки, уверенно войдет во взрослую библиотеку, будет комфортно чувствовать себя в общественной информационной среде.

Материалы, представленные на конкурс, пополнят фонд методического отдела Центральной городской детской библиотеки им. А.П.Гайдара, СD с электронными презентациями будут предоставлены всем желающим, а рассказ о проделанной работе – в любимую газету «Библиотека в школе».

P.S. Окончательные итоги конкурса подведет жюри «Золотого формуляра». Хотя победитель известен заранее – наш Читатель.