Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2006

Школьные, детские, юношеские библиотеки на страницах «Информационного бюллетеня РБА»

БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Библиография

Татьяна Рудишина

Школьные, детские, юношеские библиотеки на страницах «Информационного бюллетеня РБА»

Выборочный список статей*

_____________
* Продолжение. Начало читайте, пожалуйста, в № 08, 09–2006, 10-2006

Харьюзова Л. Н. Чтение художественной литературы в процессе формирования личности современного ребенка / Л. Н. Харьюзова, заместитель директора Тюменской областной детской научной библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. – С. 68–71.

Я не случайно начала свое выступление с этих слов замечательного русского философа Ивана Александровича Ильина. Чтение было, есть и всегда будет одним из самых важнейших инструментов формирования и воспитания личности. Дискуссии и статьи последних двух лет, посвященные проблемам детского чтения, подтверждают это. Безусловно, особую значимость этой проблеме придают Всероссийский конгресс «В защиту чтения», состоявшийся в 2001 г., и парламентские слушания «Библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации», прошедшие в 2002 г.

Шемелова Е. Журнал «Балалар китанханэсе» – «Детская библиотека» / Е. Шемелова, ответственный секретарь журнала «Балалар китанханэсе» – «Детская библиотека», главный библиотекарь научно-методического отдела Республиканской детской библиотеки Татарстана // Информационный бюллетень РБА. – № 20. – СПб., 2002. – С. 158–160.

С 2001 г. нашей библиотекой начато издание профессионального информационного журнала «Балалар китапханэсе» – «Детская библиотека». До этого времени вопросы библиотечного обслуживания детского населения Татарстана поднимались только в информационном бюллетене «Библиотечный вестник», издаваемом Национальной библиотекой Республики Татарстан. Но этого оказалось недостаточно, так как в республике накоплен большой опыт по обслуживанию читателей-детей. Работа коммунальных библиотек Татарстана, обслуживающих детей, нуждалась в более детальном освещении. И вот вышел в свет первый номер журнала. Он будет издаваться два раза в год, но возможно издание дополнительных экспресс-выпусков. Материал в журнале подается на двух государственных языках Татарстана – татарском и русском.

Воспитание читателя – воспитание гражданина

Алиферова Л. И. «Год Пушкина в библиотеке» как система работы по духовно-историческому воспитанию подрастающего поколения / Л. И. Алиферова, директор Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С.Пушкина // Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. – С. 74–76.

Саратовская областная библиотека для детей и юношества им. А.С.Пушкина (ОБДЮ им. А.С.Пушкина) органично вписывается в историко-культурную ткань города наряду с Академическим театром оперы и балета, Художественным музеем им. А.Радищева, Домом творчества детей и юношества, Академическим театром юного зрители им. Ю.Киселева, Консерваторией им. Л.Собинова, Саратовской областной универсальной научной библиотекой, Центром народного творчества. Библиотека своим обликом, комфортными условиями, режимом работы, культурой обслуживания читателей формирует трепетное, благоговейное отношение населения и «маленьких» взрослых к храму духовной культуры. Дети восхищаются ее интерьерами, охотно посещают мероприятия, благодарят за библиотечные коллекции самых необходимых книг, несущих знания, духовность и мудрость. Уже одного этого достаточно, чтобы отметить значимость этого социального института в духовном становлении подрастающего поколения.

Алиферова Л. И. Подросток в современной библиотеке / Л. И. Алиферова, директор Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С.Пушкина // Информационный бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 84–85.

Подростковый возраст считается сложным, переходным. Это период, когда нарушаются все жизненные установки и стереотипы. Подросток сталкивается с миром взрослых. Подросток пробует совершать различные поступки, чтобы выразить свою позицию, проявляет независимость. Внешне это выглядит как вызывающее поведение: домой приходит поздно, пробует курить, пить, игнорирует семейные традиции, отвергает помощь. Увлечения меняются, появляется агрессивность. Подростки не могут жить сами по себе, им необходимо общение.

Белуза Л. М. Представления подростков о гражданственности как важнейший структурный компонент мировоззрения личности (По итогам социологического исследования «Образ гражданина в представлении ставропольских подростков») / Л. М. Белуза, директор Ставропольской краевой детской библиотеки им. А.Екимцева // Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. – С. 61–63.

Слабость традиций гражданского общества в России рассматривается как опасный mopмоз развития российского государства и общества в целом, так как общеизвестно, что наличие институтов гражданского общества является фундаментом стабильности государства. Поэтому, наверное, не случайно изучение форм и принципов гражданской активности признается в последнее время необходимым и даже обязательным элементом образования и воспитания.

Бондаренко Л. И. Школьные библиотеки и краеведение / Л. И. Бондаренко, зав. кабинетом библиотечной работы Ленинградского областного института развития образования // Информационный бюллетень РБА. – № 21. – СПб., 2002. – С. 230–234.

Бубекина Н. В. Детская библиотека – колыбель духовности / Н. В. Бубекина, заведующая научно-методическим отделом РГДБ // Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. – С. 47–49.

О том, что книга, чтение всегда были мощным средством воздействия на личность, писали все выдающиеся педагоги – от Песталоцци до Сухомлинского и современных ученых. Испокон веков библиотеки выполняли функцию просвещения, а том числе занимаясь образованием и воспитанием масс. И, несмотря ни на какие современные информационные технологии, чтение останется в жизни еще многих и многих поколений как основной источник приобретения духовного опыта.

Забелышинская С. И. Юношеское чтение как государственная проблема / С. И. Забелышинская, заведующая отделом по проблемам чтения молодежи РГЮБ // Информационный бюллетень РБА. – № 35. – СПб., 2005. – С. 9–10.

Уже сама формулировка темы моего сообщения представляется глобальной и достаточно уязвимой. Ведь когда мы ставим вопрос о чтении как государственной проблеме, то предполагаем, что в ее решении большое участие должно принимать государство, создавая соответствующие законы, систематически финансируя отдельные проекты, поощряя систему поддержки и развития чтения, и в конечном счете государство делает заказ обществу на «человека читающего». К сожалению, этого у нас, в России, пока не происходит. Однако и библиотеки, и ряд учреждений образования, и некоммерческие организации, в частности, фонд «Пушкинская библиотека», демонстрируют то, что можно назвать государственным подходом к решению проблем чтения. Это прежде всего проявляется, на мой взгляд, в том, что в книжном сообществе происходит осознание тех опасностей для будущего людей, которые возникают в современном мире: терроризм, экологические проблемы, техногенные аварии и катастрофы, нарастание агрессивности, особенно в молодежной среде, пренебрежение молодыми людьми базовыми общечеловеческими ценностями.

Инькова Л. М. Экологическое просвещение в библиотеке: потенциал организационного ресурса / Л. М. Инькова, ученый секретарь РГЮБ // Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. – С. 67–68.

Экологическое просвещение – сравнительно новое направление деятельности библиотек всех типов и видов, но благодаря тому, что оно дает социально значимые знания, касающиеся буквально каждого, развивается оно быстро, и в целом достигнута достаточно высокая планка.

Капишникова А. П. Краеведение – основа патриотического воспитания библиотек / А. П. Капишникова, президент Ассоциации детских библиотек России // Информационный бюллетень РБА. – № 16. – СПб., 2000. – С. 39–44.

Краеведение – одно из самых традиционных, богатых по используемым формам, особенно массовой работы с детским читателем, направлений библиотечной деятельности. Комплексное по своей сути, оно требует параллельной разработки различных аспектов. Для работы детских библиотек характерен широкий охват тем: история, культура, экология, этнография, народное творчество, экономика края. Через активную краеведческую деятельность детские библиотеки способны влиять на социально-культурное развитие региона, на формирование патриотического сознания детей и подростков.

Капишникова А. П. Формирование информационно-коммуникативного пространства по краеведению и истории в детских библиотеках Нижегородской области / А. П. Капишникова, директор Нижегородской государственной областной детской библиотеки, президент ассоциации детских библиотекарей России // Информационный бюллетень РБА. – № 23. – СПб., 2002. – С. 73–75.

Поддержка в ребенке веры в достойное будущее – одна из основополагающих идей детской библиотеки. Она как хранитель духовного потенциала нации, культурного наследия способна в процессе своей просветительской деятельности стимулировать развитие патриотического сознания детей и подростков.

Кононова И. Г. Культура мира и толерантность в стратегии библиотечного обслуживания юношества / И. Г. Кононова, руководитель «Службы психолога» Ставропольской краевой юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. – С. 84–86.

Существуют сотни определений понятия «культура», одно сложнее другого. Но первое, что приходит на ум, – это балет, опера, музыка, книги и другие виды интеллектуальной и художественной деятельности. А когда мы смотрим на культуру в гораздо более широкой перспективе, то рассматриваем такие ценности и системы поведения, которые позволяют осмыслить окружающий мир. На наш взгляд, культура мира – это право на жизнь для всех и реальное уважение к каждому, даже к тем из нас, кто совершил ошибку. Важными шагами к этой цели должны быть обучение терпимости, межкультурному взаимопониманию и основным правам и свободам человека.

Толмачева Л. П. «Достоинство культур» – дискуссионно-просветительская акция по толерантности в многонациональных сообществах Новосибирской области / Л. П. Толмачева, директор Новосибирской областной юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 133–134.

Широбокова В. Н. Библиотека и детский сад: грани сотрудничества / В. Н. Широбокова, главный библиотекарь ЦГДБ им. М.Горького г. Ижевска // Информационный бюллетень РБА. – № 17. – СПб., 2000. – С. 181–184.

Специфика детских библиотек позволяет им стать частичкой развивающей среды ребенка. Мы думаем, что библиотеки могут внести свой весомый вклад в развитие личности ребенка, и роль библиотеки в воспитании дошкольников будет возрастать. Но, выбрав для себя приоритетным направлением работу с семьей, и в частности с дошкольниками, мы не случайно особый акцент сделали на сотрудничестве. На наш взгляд, в деле раннего приобщения ребенка к книге важно, чтобы библиотекари, воспитатели и родители были единомышленниками.

Библиотека и ребенок с особыми потребностями

Подшибякина Г. В. Информационные ресурсы специальных библиотек для слепых и многовариантный доступ к базам данных для незрячего ребенка, родителя, педагога / Г. В. Подшибякина, заместитель директора Тверской областной специальной библиотеки для слепых им. М.И.Суворова // Информационный бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 34–35.

Одним из главных принципов работы в российских специальных библиотеках для слепых является равный доступ пользователей к информационным ресурсам.

В Тверской областной специальной библиотеке для слепых им. М.И.Суворова (ТОСБС) создан центр реабилитации детей-инвалидов и членов их семей. Таким образом, библиотека стала хорошим помощником в обучении школьников, получении ими в дальнейшем профессионального образования, социальной адаптации детей и молодежи.

Сайдумова З. М. Дорогу осилит идущий / З. М. Сайдумова, директор Республиканской детской библиотеки (Чеченская Республика) // Информационный бюллетень РБА. – № 33. – СПб., 2004. – С. 72–73.

В последние годы библиотекари России, работающие с детьми, ощущают тревогу в связи с возрастающим количеством людей с отклонениями в развитии. Стоит ли говорить, как остра эта проблема в свете трагических событий в нашей республике. В Чечне появилась целая категория детей, объединенных страшным словосочетанием «дети войны». Это дети-инвалиды, дети-сироты, дети-беспризорники, дети из малообеспеченных семей. Все они требуют дифференцированного подхода в обучении и воспитании.

Серова Т. Н. Реализация проекта «Создание тактильной книжки-игрушки для маленьких слепых детей» в Санкт-Петербургской государственной библиотеке для слепых / Т. Н. Серова, заместитель директора по библиотечной работе Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых // Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. – С. 107–108.

Годы общения со cnециальными библиотеками Северо-Запада России показали, что, несмотря на достаточно большой опыт работы с детьми-инвалидами, сегодня нельзя еще говорить о высокопрофессиональном и качественном информационно-библиотечном обслуживании этой категории читателей. Библиотекари работают, руководствуясь исключительно интуицией, так как не располагают специальной методической литературой, не имеют в достаточном количестве детской специальной литературы, «говорящих» и брайлевских книг. Что же касается такого вида литературы, как тактильные книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста, то их до недавнего времени не было ни в одной библиотеке России. Именно поэтому наша библиотека задалась целью осуществить проект изготовления тактильных книг для маленьких слепых детей.

Работа с кадрами и система непрерывного образования

Акимова А. Г. Неформальный подход в продвижении молодых кадров: опыт Новосибирской областной юношеской библиотеки / А. Г. Акимова, заместитель директора Новосибирской областной юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 24. – СПб., 2003. – С. 55–57.

Грамотная кадровая политика любой организации заключается в создании условий для приложения своих способностей каждого сотрудника (независимо от пола, стажа, возраста), для качественного выполнения своей работы в рамках общей концепции развития организации. Но, несмотря на необходимость оказывать поддержку всем сотрудникам на равных условиях, время диктует необходимость уделять особое внимание молодым специалистам, приходящим в библиотеку. В противном случае мы рискуем через 10–20 лет закрыть библиотеки не из-за вытеснения компьютером книги, а из-за нехватки опытных, квалифицированных кадров.

Акимова А. Г. Программа «Организационное развитие библиотек» – альтернатива традиционной системе повышения квалификации / А. Г. Акимова, заместитель директора Новосибирской областной юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 28. – СПб., 2003. – С. 64–65.

Признает это общество или только смутно догадывается, но без библиотек ему невозможно будет выжить и развиваться. Появляется ли компьютер, глобальная виртуальная сеть или электронная библиотека – это все хранители и носители информации, библиотекари же являются уже реально существующими специалистами-профессионалами в работе с информацией. Ведь гораздо проще освоить работу с еще одним носителем информации, пусть даже суперсовременным, чем приобрести знания в той области, в которой до сих пор был некомпетентен.

Бондаренко Л. И. Проблемы и перспективы повышения профессионального мастерства школьного библиотекаря / Л. И. Бондаренко, зав. кабинетом библиотечной работы Ленинградского областного института развития образования // Информационный бюллетень РБА. – № 18. – СПб., 2001. – С. 205–209.

Требования к профессии библиотекаря в настоящее время чрезвычайно возросли. Среди многих качеств, которыми должен обладать библиотекарь, есть очень важное и необходимое именно для этой профессии – восприимчивость к переменам и новшествам, стремление к постоянному расширению кругозора, обновлению знаний. Рационально организованная система повышения квалификации дает возможность работникам школьных библиотек поддерживать профессиональные знания, свой престиж на должном уровне, помогает адаптироваться к социальным, экономическим и образовательным изменениям в обществе. Известно, что для успешной работы системы ее основные составляющие – академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобразования России (РАПК и ППРО), учреждения повышения квалификации (институты усовершенствования учителей и др.), методические кабинеты роно, районные методические объединения библиотекарей – должны быть взаимосвязаны, составлять единое целое. Программы, формы, приемы обучения должны последовательно дополнять и развивать полученные ранее знания.

Гришина С. М. От ситуации риска к ситуации успеха. Тренинг как способ формирования активной профессиональной позиции / С. М. Гришина, заместитель директора Свердловской областной библиотеки для детей и юношества // Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 93–96.

Популярность тренингов как формы обучения растет с каждым днем. Круг обсуждаемых вопросов чрезвычайно многообразен: забота о здоровье, построение грамотных взаимоотношений с людьми, организация успешных продаж, управление кадрами, разрешение конфликтных ситуаций, изучение разных направлений современной психологии и т.д. Их посещают бизнесмены и домашние хозяйки, психологи и врачи, педагоги и студенты, политики и спортсмены, представители всех профессий с различным уровнем образования и кругом интересов. Сегодня уже возникла целая индустрия по проведению тренингов. Не остались в стороне от этого движения и библиотекари.

Громова О. К. «Библиотечная школа» на базе профессиональной газеты: первый опыт / О.К.Громова, главный редактор газеты «Библиотека в школе», Издательский дом «Первое сентября» // Информационный бюллетень РБА. – № 21. – СПб., 2002. – С. 225–229.

Главная задача нашей «Библиотечной школы» – не составляя конкуренции официальным курсам повышения квалификации, дать слушателям то, что не дают традиционные курсы: предложить участникам новый взгляд на профессию школьного библиотекаря в современном мире;  показать опыт зарубежных коллег, почерпнутый нами на конференциях Международной ассоциации школьных библиотек (IASL) и их переписки, а также опыт коллег из России;  дать возможность активного обмена опытом коллегам из разных городов.

Громова О. К. Непрерывное образование школьных библиотекарей: история и выводы одного проекта / О. К. Громова, главный редактор газеты «Библиотека в школе», Издательский дом «Первое сентября» // Информационный бюллетень РБА. – № 24. – СПб., 2003. – С. 49–50.

Что такое непрерывное образование школьных библиотекарей? Каким видит его газета «Библиотека в школе» по письмам и вопросам своих читателей? Приведем обобщение опыта трех очных семинаров для школьных библиотекарей, проведенных газетой в 2001–2002 гг., и некоторые выводы.

Доценко А. В. Библиотечные инновации – ориентир на молодые кадры / А. В. Доценко, заведующий отделом Новосибирской областной юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 35. – СПб., 2005. – С. 39–40.

Современные российские библиотеки переживают не лучшие времена. Последние годы поставили многие из них на грань выживания; финансовые, социальные и политические реформы не способствовали стабильной работе библиотек. И сегодня еще библиотеки испытывают острую нехватку ресурсов и средств для их пополнения. Однако, несмотря на проблему фондов, сложность доступа к современным информационным ресурсам и технологиям, управленческие реформы, они продолжают выполнять свои задачи, оставаясь информационными, образовательными, культурными и социальными центрами сообщества. В условиях острого денежного дефицита библиотеки сохраняют и используют свой главный ресурс – кадровый, высокий интеллектуальный и творческий потенциал библиотечных работников. Это позволяет использовать как традиционные подходы, так и новые формы, открывает широкие возможности для внедрения библиотечных инноваций.

Иванова Е. Библиотечная школа «Первого сентября» / Е. Иванова, специальный корреспондент газеты «Библиотека в школе» // Информационный бюллетень РБА. – № 20. – СПб., 2002. – С. 156–157.

Организаторы проекта – работники редакции газеты – имеют немалый опыт практической работы в школьных библиотеках. Именно знание специфических особенностей этого труда помогло в составлении программы работы. Перечислю темы, которые получили освещение во время занятий:

· роль и место библиотеки в школе, статус школьного библиотекаря;

· опыт зарубежных коллег – школьных библиотекарей;

· современные педагогические направления;

· информационная грамотность школьников;

· современная детская литература (русская и зарубежная);

· компьютерные и интернет-технологии в школьной библиотеке;

· нормативная документация и правовое обеспечение работы школьной библиотеки;

· технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Игнатова Л. Ф. Поддержка молодых библиотекарей – основа их жизненного успеха / Л. Ф. Игнатова, директор Ставропольской краевой юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 28. – СПб., 2003. – С. 68–69.

Молодым библиотекарям поддержка необходима – это аксиома. Один из способов – активизация данного аспекта кадровой проблемы в процессе реализации международных и федеральных программ, в частности программы ЮНЕСКО «Информация для всех», которая направлена на региональное и международное сотрудничество.

Игнатова Л. Ф. Профессиональная адаптация в современном библиотечном пространстве. (Ставропольская краевая юношеская библиотека – библиотекам Чеченской Республики) / Л. Ф. Игнатова, директор Ставропольской краевой юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 27. – СПб., 2003. – С. 93–94.

Ставропольская краевая юношеская библиотека (СКЮБ) основана в 1978 г. «СКЮБ – библиотека универсального профиля – является культурно-информационным, методическим центром в области обслуживания молодежи, культурным центром краевого значения» (Устав СКЮБ).

Кононова И. Г. Координационный совет как инструмент формирования кадровой молодежной политики библиотек Юга России / И. Г. Кононова, заместитель директора Ставропольской краевой юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 35. – СПб., 2005. – С. 40–42.

В последние годы мы все стали свидетелями того, как сильно меняются представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роли в политической жизни, развитии демократии, местного самоуправления, рыночной экономики, формировании глобального информационного пространства. Проблемы, возникающие в процессе становления новой библиотечной политики и идеологии, сегодня, как никогда, нуждаются в современных молодых квалифицированных кадрах.

Кононова И. Г. Тренинг-центр как основа успешной профессиональной адаптации молодых библиотечных специалистов / И. Г. Кононова, руководитель «Службы психолога» Ставропольской краевой юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 24. – СПб., 2003. – С. 58–59.

Актуальность проблемы успешной профессиональной адаптации очевидна в постоянно изменяющихся условиях социальной реальности. Адаптация человека в конкретных условиях профессиональной деятельности предполагает наличие соответствия требований новых социальных условий профессиональной деятельности и социально-психологических ресурсов адаптируемого человека.

Коробовская М. В. Мы – молодые / М. В. Коробовская, заведующая сектором Детской библиотеки им. А.П.Гайдара филиала № 1 ЦБС детских библиотек г. Ярославля // Информационный бюллетень РБА. – № 24. – СПб., 2003. – С. 53–55.

В современных условиях библиотека перестала быть просто библиотекой, она превращается в информационный, образовательный и досуговый центр. А в этом случае библиотеке нужны специалисты новой формации: менеджеры, правоведы, психологи, информационные педагоги, квалифицированные помощники в деле доставки информации пользователю. Но структура и организация деятельности библиотек не соответствуют их потенциальным возможностям, тормозят их развитие. С финансовыми причинами связаны такие процессы, как вымывание перспективных молодых кадров, старение коллективов библиотек.

Рябушева Е. Ю. Молодежь – устойчивому развитию библиотеки / Е. Ю. Рябушева, директор ГЮБ им. Д.Батожабая Республики Бурятия // Информационный бюллетень РБА. – № 28. – СПб., 2003. – С. 65–68.

Последние годы деятельности любой библиотеки были серьезным испытанием для ее коллектива. Переживая сокращения, каждый коллектив искал свою нишу, кому-то это удалось, кто-то продолжал работать по старинке. Но самым удачным и перспективным оказался тот коллектив, который, постоянно находясь в творческом поиске, ни дня не останавливался на достигнутом.

Сухова Л. Ф. Роль газеты «Библиотека в школе» в консолидации школьных библиотек и формировании профессионального самообразования библиотекарей / Л. Ф. Сухова, заместитель главного редактора газеты «Библиотека в школе», заведующая библиотекой гимназии № 5 г. Сергиева Посада Московской области // Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 83–85.

«Не только вы собрали книги, но и книги собрали вас» – такими словами в марте 1998 г. Издательский дом «Первое сентября» приветствовал школьных библиотекарей. Так в России появилось первое профессиональное издание для школьных библиотек. «Когда начинали, то долго думали, как найти золотую середину между функциональностью и сердечностью. Функциональность функциональностью, а без атмосферы тоже не обойтись. Следовало поймать единственно верную мелодию. Множество родных людей, работающих по всей стране, нашли друг друга, опознали единомышленников, стали работать рука об руку. Ватное, почти непробиваемое одиночество, в котором раньше с тоской ощущали себя школьные библиотекари, оставлено в прошлом» – так в 2003 г. по случаю уже пятилетнего юбилея газеты написал Александр Панфилов в «Размышлениях одного из тех, кто стоял у истоков». А у истоков (и это было очень важно) стояли не просто профессионалы библиотечного дела, а люди, имеющие большой опыт работы в школьных библиотеках, большой опыт методической работы, и поэтому все проблемы изнутри испытали на собственной шкуре.

Международные контакты

Андреева О. В. Расширяющаяся грамотность: вызов библиотекам / О. В. Андреева, Российская государственная детская библиотека // Информационный бюллетень РБА. – № 30. – СПб., 2004. – С. 138–139.

7–9 сентября 2003 года в Хельсинки состоялся семинар «Расширяющаяся грамотность: вызов библиотекам», организованный Библиотечной ассоциацией Финляндии, Министерством образования Финляндии и Парламентской библиотекой Финляндии. Семинар был посвящен Всемирному дню грамотности, который по решению ЮНЕСКО отмечается восьмого сентября. В семинаре приняли участие 44 специалиста из 19 европейских стран.

Громова О. К. Европейская сеть по школьным библиотекам и информационной грамотности / О. К. Громова, член Постоянного комитета Секции школьных библиотек РБА, главный редактор газеты «Библиотека в школе» // Информационный бюллетень РБА. – № 26. – СПб., 2003. – С. 27.

Как представитель Секции школьных библиотек РБА и единственный член Международной ассоциации школьных библиотек (IASL) из России я летала на три дня в Голландию на встречу представителей ассоциаций школьных библиотек европейских стран. Это была маленькая рабочая встреча. Отчет о ней впереди, когда будут переведены на русский язык документы, выработанные за эти дни.

Громова О. К. Международная ассоциация школьных библиотек (IASL) / О. К. Громова, член ПК Секции школьных библиотек РБА, главный редактор газеты «Библиотека в школе», Издательский дом «Первое сентября» // Информационный бюллетень РБА. – № 17. – СПб., 2000. – С. 82–89.

«Объединяясь, мы обретаем силу». Эти слова, сказанные Моникой Нильссон на конференции «Крым–2000», стали ключевыми и в Швеции, на 29-й конференции Международной ассоциации школьных библиотек (IASL). Конференция IASL проходила в городе Мальмё 6–10 августа 2000 г. Она собрала более трехсот участников из тридцати двух стран. Среди участников были и представители России – Елена Иванова, школьный библиотекарь из Нижнего Новгорода, и я – Ольга Громова, главный редактор газеты «Библиотека в школе».

Дэниэл Э. Власть стандартов. Стандарты для школьных библиотек: их создание и применение / Э. Дэниэл, профессор факультета информационных и библиотечных наук университета Северной Каролины в Чэпел Хилле (США), В. Антипова, заведующая центром научно-педагогической информации Псковского областного института повышения квалификации работников образования // Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. – С. 55–61.

Разработка и внедрение стандартов для школьных библиотек Америки расширили возможности библиотекарей по интеграции библиотечной работы в учебные планы каждой школы. В докладе показаны трансформация различных версий стандартов с 1920-x годов до настоящего времени и деятельность шкальных библиотек. Новый подход к работе школьных библиотек в России требует создания их различных моделей. Опыт и практика американских школьных библиотекарей могут оказаться чрезвычайно ценными для их российских коллег.

Коткина И. В. Читающая Америка / И. В. Коткина, заведующая библиотекой Ненецкой общеобразовательной средней школы // Информационный бюллетень РБА. – № 30. – СПб., 2004. – С. 144–146.

Российская Библиотечная ассоциация объединяет в своих рядах библиотеки разных рангов: от Российской государственной библиотеки до маленькой школьной. Ненецкая школа-интернат уже два года является членом РБА. На одной из конференций президент РБА Владимир Зайцев заметил, что «не надо искать практической выгоды от членства в РБА». Действительно, это выгода иного плана: профессиональное общение, возможность находиться в курсе всего нового, учиться, делиться с коллегами опытом, то есть держать руку на пульсе.

Мяэотс О. Н. Секция детских и юношеских библиотек / О. Н. Мяэотс, член Постоянного комитета секции, заведующая сектором детского читального зала Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И.Рудомино // Информационный бюллетень РБА. – № 33. – СПб., 2004. – С. 42–43.

Отчет о работе Секции детских и юношеских библиотек на 70-й Генеральной конференции ИФЛА.