Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2006


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 06 (37) · Вкладка в «БШ» № 11 (167) · 1–15 июня 2006 года
Газета-вкладка для методистов

Подробности

Ирина Дейнеко

Новый центр – новые задачи

Уже более двадцати лет «информатизация общего образования» шагает по стране. Инициированные сверху, непрерывно накатывались волны очередной «программы информатизации». Появление новой информационной технологии практически сразу примерялось в сфере школьного образования. Но всегда чувствовалась неудовлетворенность учителя результатами работы в этой области. Нет компьютеров, нет сетевой среды, нет образовательных программных продуктов, нет хорошо аннотированного (проэкспертированного) перечня информационных ресурсов, нет технологии построения учебного процесса или образовательной деятельности с эффективным использованием ИК-технологий. Такова реакция учительского корпуса. Новый проект, запущенный в НФПК, нацелен на решение ряда задач, в конечном итоге позволяющих довести результаты работ непосредственно до школы. Хочется надеяться, что на примере небольшого числа пилотных регионов будет отработана технология эффективного внедрения созданных коллекций информационных источников в образовательную деятельность.

В.А.Королев, директор Республиканского центра экспертизы, мультимедиа- и телекоммуникаций в образовании

Ирина Васильевна Дейнеко
директор Межшкольного информационно-методического центра

г. Лесосибирск,
Красноярский край

О проектировании

С июля 2005 года образовательные учреждения Красноярского края и города Лесосибирска вошли в новый крупномасштабный проект РФ «Информатизация системы образования» (ИСО). Реализация проекта была возложена на Национальный фонд подготовки кадров (НФПК), финансовую поддержку проекта осуществляет Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Проект будет реализован в семи регионах страны: Республике Карелии, Хабаровском, Красноярском, Ставропольском краях, Пермской, Челябинской и Калужской областях.

Проект ориентирован на достижение трех взаимосвязанных целей:

1. Обеспечение активной учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, умения работать в коллективе, находить решение в нестандартных ситуациях, решать не встречавшиеся раньше задачи.

2. Поддержка развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов, обеспечение перехода педагогов к более индивидуальным и активным методам обучения, предоставление им возможности использовать новые ресурсы.

3. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг для каждого заинтересованного в них школьника, даже если он не может получить эти услуги в своей школе.

Проект направлен на создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе школ и профессиональных училищ. В ходе реализации проекта предполагается решение следующих основных задач:

· обеспечение учащихся и учителей современными учебными материалами, активно использующими информационные и коммуникационные технологии, в том числе цифровыми образовательными ресурсами.

· создание в России устойчивого потенциала в области производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости цифровых образовательных ресурсов, отвечающих нуждам образовательных учреждений;

· подготовка и повышение квалификации педагогов и управленцев в области использования информационных и коммуникационных технологий в практике образования и проектирования такого использования;

· реализация профильных учебных программ средствами дистанционного образования;

· создание в пилотных регионах системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации школ и распространения новой практики преподавания;

· поддержка инициатив педагогов и школ, направленных на создание новой практики обучения и внеучебных форм образования.

 

Этапы проекта

Весь комплекс работ, выполняемых в рамках проекта, можно разделить на два этапа:

Первый (март 2005 – июнь 2008). Развертывание и реализация проекта в пилотных регионах.

Второй (июль 2008 – июнь 2010). Распространение материалов проекта ИСО и опыта пилотных регионов во всех территориях страны.

В результате реализации проекта в большинстве участвующих в нем школ и училищ планируется гибкая организация учебного процесса, в котором будут использоваться современные цифровые образовательные ресурсы, создаваться условия для активной самостоятельной работы учащихся. Учащимся независимо от места их проживания и социального статуса будут предоставлены образовательные возможности, адекватные новым требованиям рынка труда и современной жизни.

Все входящие в проект ИСО работы распределены по трем блокам:

· Блок А. Учебные материалы нового поколения (разработка регламента создания и использования цифровых информационных образовательных ресурсов; создание и систематизация цифровых учебных ресурсов; создание системы апробации новых учебных материалов и разработка методики их использования).

· Блок B. Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования (организация обучения будущих и работающих педагогов и руководителей учреждений образования применению ИКТ в образовании, формирование базовой ИКТ – компетентность работников образования, развитие системы повышения квалификации и методической поддержки педагогов, интернет-поддержка профессионального развития педагогов; развитие потенциала в области педагогического дизайна при создании учебных материалов; развитие сети образовательных учреждений, ведущих учебную работу по очной и дистанционной формам обучения школьников).

· Блок С. Создание системы межшкольных методических центров.

Работа нашего нового центра направлена на реализацию в первую очередь блока С. Основная его идея – поддержка процесса информатизации учреждений общего и начального профессионального образования через создание инфраструктуры в форме системы РКЦ – ММЦ, предоставляющей образовательные, методические и технические услуги на основе ИКТ. Вот как выглядит система работы центров РКЦ–ММЦ в нашем крае.

Наш центр является элементарным, так как мы обслуживаем 15 образовательных учреждений и два учреждения начального профессионального образования. Каким же стал наш центр, чем наполнился наш ресурсный потенциал, что изменилось в профессиональной деятельности, какие результаты ожидаем?

До сегодняшнего дня наш центр являлся структурным подразделением управления образования города Лесосибирска и располагался в одном из его помещений. Основной деятельностью центра являлось информационно-методическое обеспечение работы ОУ города, в штате было четыре специалиста.

Постановлением главы администрации г.Лесосибирска на базе ИМЦ управления образования был создан городской межшкольный информационно-методический центр. Это муниципальное учреждение со статусом юридического лица.

7_9.jpg (39435 bytes)

Что уже сделано:

· сформирована смета центра;

· подписаны договоры об ответственности сторон в рамках проекта;

· созданы типовые службы центра: административная, учебно-методическая, координационная, коммуникационная и техническая;

· подготовлены и запущены в работу отделы центра (кабинет ИКТ, медиалекторий, мобильный кабинет, серверная, медиатека, методический кабинет и кабинет директора);

· расширен штат, в его состав входят: директор, заместители по УМР и ИКТ, педагоги, методист дистанционного обучения, методист по учебным фондам, библиотекари, системный администратор, техник, секретарь.

· получено и установлено оборудование на общую сумму 1 200 000 рублей (26 компьютеров, 4 сканера, 6 принтеров, 2 ксерокса, 4 медиапроектора, 3 видеодвойки, магнитофоны, музыкальные центры и т.д.);

· обеспечен выход в Интернет;

· произведен монтаж телефонной и локальной сетей;

· закуплена и установлена новая офисная мебель;

· получено 70 наименований учебных электронных изданий;

· получено необходимое программное обеспечение.

Сегодня наш центр призван оказывать подведомственным образовательным учреждениям и учреждениям начального профессионального образования целый ряд методических, образовательных и технических услуг. В этом принципиальное отличие содержания деятельности нашего МИМЦ от работы бывшего ИМЦ управления образования.

Перечень услуг МИМЦ

1. Организация учебно-методической работы и курсов повышения квалификации в МИМЦ.

Эта работа включает в себя:

· подготовку расписания работы соответствующих служб, обеспечивающих проведение всех видов занятий в центре;

· набор групп и учет слушателей курсов повышения квалификации;

· организацию и проведение курсов повышения квалификации педагогов в области ИКТ;

· организацию работы методистов МИМЦ для консультационной поддержки дистанционного обучения педагогов и учащихся, а также проведения сетевых консультаций с использованием возможностей информационной методической среды, электронной почты, образовательных сайтов, дистанционных курсов;

· организацию работы по своевременному комплектованию медиатеки МИМЦ на основе заказа материалов в РКЦ;

· обеспечение технического сопровождения занятий в МИМЦ: доступ к локальной сети, к сети Интернет, хранилищу учебно-методических материалов, использованию оборудования центра, своевременное тиражирование материалов к занятиям, профилактические работы с оборудованием, своевременная программная поддержка.

2. Осуществление методической поддержки педагогов и методистов ОУ и УНПО, прикрепленных к МИМЦ.

Услуги центра в рамках этого направления включают в себя:

· проведение регулярных методических консультаций для педагогов ОУ;

· обеспечение регулярного участия специалистов МИМЦ в учебных семинарах на базе РКЦ;

· развитие и сопровождение муниципального учебно-методического электронного хранилища педагогических инициативных разработок на основе информационной методической среды;

· организацию и проведение образовательных мероприятий (семинаров), направленных на продвижение педагогического опыта и педагогических инициатив в области использования ИКТ в образовательном процессе;

· привлечение педагогических коллективов и инициативных педагогов к участию в конкурсах по поддержке педагогических инициатив в области использования ИКТ в образовательном процессе, предоставление технических ресурсов МИМЦ для выполнения инновационных проектов в рамках этих конкурсов.

3. Предоставление образовательных услуг с помощью дистанционных технологий.

Услуги МИМЦ в рамках этого направления включают в себя:

· консультационную поддержку дистанционного обучения по профильным и элективным курсам для учащихся, а также обучение одаренных детей в заочных специализированных школах; поддержку обучения детей с ограниченными возможностями;

· консультационную поддержку использования педагогами дистанционных учебных курсов, разработанных в рамках проекта;

· поддержку телекоммуникационных образовательных проектов.

4. Осуществление мониторинга хода реализации проекта на уровне МИМЦ, оценка его результативности в муниципальном образовании.

Услуги МИМЦ в рамках этого направления включают в себя:

· подготовку финансовых и содержательных отчетов в рамках договорной деятельности по проекту и их согласование с РКЦ;

· осуществление контроля учета слушателей курсов повышения квалификации в области ИКТ и учащихся, дистанционно обучающихся по профильным курсам на базе МИМЦ;

· регулярное наполнение и обновление муниципального раздела базы данных мониторинга проекта по результатам анкетирования УО на базе информационной методической среды, представленной РКЦ;

· проведение мониторинга ИКТ-компетентности выпускников 9-х классов учреждений образования, прикрепленных к центру.

5. Осуществление регулярной технической поддержки МИМЦ и образовательных учреждений, прикрепленных к центру.

Услуги МИМЦ в рамках этого направления включают в себя:

· организацию профилактических работ оборудования МИМЦ, своевременное обновление программного обеспечения;

· регулярную консультационную помощь ОУ и индивидуальные консультации педагогам по вопросам технического обслуживания оборудования, установке ПО.

6. Освещение опыта функционирования МИМЦ.

Услуги МИМЦ в рамках этого направления включают в себя:

· организацию ежегодных конференций, направленных на продвижение педагогического опыта и поддержку инициатив в области использования ИКТ в образовательном процессе, а также на продвижение опыта проекта в муниципальном образовании с привлечением средств массовой информации;

· организацию участия сотрудников МИМЦ и педагогов ОУ в региональных выставках и конференциях с целью освещения опыта реализации проекта в муниципальном образовании;

· подготовку материалов для выставки-конференции «День открытых дверей» в РКЦ.

Перечисленные выше услуги сегодня являются новыми в нашей деятельности, но наряду с ними мы сохранили за собой и ту деятельность, которая на протяжении нескольких лет была традиционной. Это работа с одаренными детьми, организация деятельности научного общества учащихся, информационно-методическое обеспечение городских проектов, программ и деятельности библиотек образовательных учреждений.

МИМЦ и библиотеки ОУ

Службы и специалисты МИМЦ готовы сегодня предоставлять библиотекарям следующие услуги.

Библиотека – предоставляет справочно-библиографический и методический фонд в количестве 5000 экземпляров, более 150 наименований периодических изданий по педагогике, образованию и библиотечному делу. Информационно-методическое сопровождение библиотечной практики осуществляют специалисты именно этого отдела центра.

Мобильный кабинет – обеспечивает библиотекарям доступ к ресурсам на небумажных носителях: видеоматериалам, аудиокассетам, электронным образовательным изданиям, интернет-ресурсам. Здесь к услугам посетителей четыре персональных компьютера, видеодвойки, магнитофоны, сканер, принтер и медиапроектор. В кабинете можно записать на свои носители учебные фильмы, музыкальные произведения, электронные материалы; готовить и выпускать авторские продукты: электронные презентации, дидактические и тестовые материалы, вебстраницы и т.д.; можно также печатать и выпускать материалы на бумажных носителях. Здесь постоянно дежурят методист и библиограф медиатеки, которые проводят индивидуальные и групповые консультации, сопровождают электронный каталог учебных материалов, выполняют заказы на фонд медиатеки, формируют и сопровождают коллекции дистанционных учебных курсов.

Кабинет ИКТ – осуществляет курсовую подготовку библиотекарей в области использования ИКТ. Педагоги этого отдела организуют для пользователей занятия-практикумы, семинары, технические консультации. В отделе оборудовано 12 рабочих автоматизированных мест, все компьютеры завязаны в Сеть, есть выход в Интернет.

Медиалекторий – здесь организуются и проводятся такие формы работы с библиотекарями, как групповые консультации, совещания, семинары, презентации, конкурсы. В отделе 40 посадочных мест, оборудовано компьютерное место для презентационной работы, подключен медиапроектор.

Появился новый центр, новые ресурсы и услуги, а значит, качественно меняется содержание работы с библиотеками ОУ. Сегодня мы не мыслим данную деятельность без новых передовых библиотечных и информационно-коммуникационных технологий.

В этом учебном году на базе центра были организованы и проведены следующие мероприятия:

· курсы по освоению библиотечной программы «МАРК»;

· городской конкурс на лучшего читателя школьной библиотеки «Лучик» с использованием ИКТ;

· зональный библиотечный семинар «Формирование информационной культуры личности»;

· серия мастер-классов по созданию электронных библиотечно-библиографических продуктов;

· методический семинар по использованию электронных образовательных ресурсов в практике работы ОУ;

· на базе информационно-библиотечного центра СОШ № 4 создана базовая городская площадка по использованию ИКТ в библиотечной деятельности.

До конца учебного года нам предстоит: провести защиту авторских электронных продуктов, которые создадут библиотекари по завершении работы в мастер-классах; посетить демонстрационные занятия с использованием ИКТ на базе площадки СОШ № 4; организовать педагогический марафон «Информатизация для всех» с участием секции библиотекарей; создать банк электронных библиотечных материалов.

Мы надеемся, что в реализации проекта «ИСО» в городе Лесосибирске нашей фишкой станет именно библиотечная практика и информационные технологии. Для этого мы имеем достаточный потенциал: понимание необходимости данной деятельности; специалистов, готовых работать в новом формате; информационные ресурсы центра и библиотек образовательных учреждений.

Основные (предполагаемые) результаты функционирования центра:

· В городе будет сформирована инфраструктура и кадровый потенциал для методической поддержки профессиональной деятельности педагогов, библиотекарей и учебной деятельности учащихся на основе использования ИКТ.

· Все учреждения общего и начального профессионального образования города (17 учреждений) получат постоянную методическую, информационную и техническую поддержку, а также доступ к современным образовательным информационным ресурсам на базе межшкольного методического центра.

· Около двух тысяч педагогических и библиотечных работников в городе получат консультационную поддержку в области использования ИКТ в учебном процессе.

· Цифровые образовательные ресурсы и учебные материалы нового поколения будут использоваться в 50% школ и учреждений начального профессионального образования города.

· Не менее 500 педагогических работников и библиотекарей учреждений общего и начального профессионального образования пройдут обучение на базе МИМЦ с использованием учебно-методических материалов нового поколения, разработанных в блоках А и В.

· В центре будет проведено не менее пяти конкурсов по поддержке педагогических инициатив в области использования ИКТ в учебной деятельности.

· Для работников образования в центре будет проведено 25 муниципальных семинаров.

· Педагогам и библиотекарям города будет организован доступ к информационной методической среде, организованной в РКЦ, которая включает хранилища цифровых образовательных ресурсов и учебно-методических материалов нового поколения, позволяющих представить и распространить опыт регулярной методической поддержки педагогов на базе ММЦ в области использования ИКТ в учебном процессе. Информационные методические среды будут являться элементами единой системы мониторинга за ходом реализации проекта.

· Будут сформированы механизмы деятельности систем РКЦ – ММЦ, обеспечивающие их функционирование после завершения проекта.