Подробности
Ирина Дейнеко
Новый центр – новые задачи
Уже более двадцати лет
«информатизация общего образования» шагает по
стране. Инициированные сверху, непрерывно
накатывались волны очередной «программы
информатизации». Появление новой информационной
технологии практически сразу примерялось в
сфере школьного образования. Но всегда
чувствовалась неудовлетворенность учителя
результатами работы в этой области. Нет
компьютеров, нет сетевой среды, нет
образовательных программных продуктов, нет
хорошо аннотированного (проэкспертированного)
перечня информационных ресурсов, нет технологии
построения учебного процесса или
образовательной деятельности с эффективным
использованием ИК-технологий. Такова реакция
учительского корпуса. Новый проект, запущенный в
НФПК, нацелен на решение ряда задач, в конечном
итоге позволяющих довести результаты работ
непосредственно до школы. Хочется надеяться, что
на примере небольшого числа пилотных регионов
будет отработана технология эффективного
внедрения созданных коллекций информационных
источников в образовательную деятельность.
В.А.Королев, директор Республиканского
центра экспертизы, мультимедиа- и
телекоммуникаций в образовании
|
Ирина Васильевна Дейнеко
директор Межшкольного
информационно-методического центра
г. Лесосибирск,
Красноярский край |
О проектировании
С июля 2005 года образовательные
учреждения Красноярского края и города
Лесосибирска вошли в новый крупномасштабный
проект РФ «Информатизация системы образования»
(ИСО). Реализация проекта была возложена на
Национальный фонд подготовки кадров (НФПК),
финансовую поддержку проекта осуществляет
Международный банк реконструкции и развития
(МБРР). Проект будет реализован в семи регионах
страны: Республике Карелии, Хабаровском,
Красноярском, Ставропольском краях, Пермской,
Челябинской и Калужской областях.
Проект ориентирован на достижение
трех взаимосвязанных целей:
1. Обеспечение активной учебной
работы школьников, формирование у них
организованности, способности самостоятельно
учиться, находить и использовать нужную
информацию, умения работать в коллективе,
находить решение в нестандартных ситуациях,
решать не встречавшиеся раньше задачи.
2. Поддержка развития творческой
работы педагогов и педагогических коллективов,
обеспечение перехода педагогов к более
индивидуальным и активным методам обучения,
предоставление им возможности использовать
новые ресурсы.
3. Обеспечение доступности
качественных образовательных услуг для каждого
заинтересованного в них школьника, даже если он
не может получить эти услуги в своей школе.
Проект направлен на создание условий
для системного внедрения и активного
использования информационных и
коммуникационных технологий в работе школ и
профессиональных училищ. В ходе реализации
проекта предполагается решение следующих
основных задач:
· обеспечение учащихся и учителей
современными учебными материалами, активно
использующими информационные и
коммуникационные технологии, в том числе
цифровыми образовательными ресурсами.
· создание в России устойчивого
потенциала в области производства
высококачественных, открытых, доступных по
стоимости цифровых образовательных ресурсов,
отвечающих нуждам образовательных учреждений;
· подготовка и повышение квалификации
педагогов и управленцев в области использования
информационных и коммуникационных технологий в
практике образования и проектирования такого
использования;
· реализация профильных учебных
программ средствами дистанционного образования;
· создание в пилотных регионах системы
межшкольных методических центров для поддержки
информатизации школ и распространения новой
практики преподавания;
· поддержка инициатив педагогов и
школ, направленных на создание новой практики
обучения и внеучебных форм образования.
Этапы проекта
Весь комплекс работ, выполняемых в
рамках проекта, можно разделить на два этапа:
Первый (март 2005 – июнь 2008).
Развертывание и реализация проекта в пилотных
регионах.
Второй (июль 2008 – июнь 2010).
Распространение материалов проекта ИСО и опыта
пилотных регионов во всех территориях страны.
В результате реализации проекта в
большинстве участвующих в нем школ и училищ
планируется гибкая организация учебного
процесса, в котором будут использоваться
современные цифровые образовательные ресурсы,
создаваться условия для активной
самостоятельной работы учащихся. Учащимся
независимо от места их проживания и социального
статуса будут предоставлены образовательные
возможности, адекватные новым требованиям рынка
труда и современной жизни.
Все входящие в проект ИСО работы
распределены по трем блокам:
· Блок А. Учебные материалы нового
поколения (разработка регламента создания и
использования цифровых информационных
образовательных ресурсов; создание и
систематизация цифровых учебных ресурсов;
создание системы апробации новых учебных
материалов и разработка методики их
использования).
· Блок B. Профессиональное развитие
педагогов в области применения ИКТ для целей
образования (организация обучения будущих и
работающих педагогов и руководителей учреждений
образования применению ИКТ в образовании,
формирование базовой ИКТ – компетентность
работников образования, развитие системы
повышения квалификации и методической поддержки
педагогов, интернет-поддержка профессионального
развития педагогов; развитие потенциала в
области педагогического дизайна при создании
учебных материалов; развитие сети
образовательных учреждений, ведущих учебную
работу по очной и дистанционной формам обучения
школьников).
· Блок С. Создание системы
межшкольных методических центров.
Работа нашего нового центра
направлена на реализацию в первую очередь блока
С. Основная его идея – поддержка процесса
информатизации учреждений общего и начального
профессионального образования через создание
инфраструктуры в форме системы РКЦ – ММЦ,
предоставляющей образовательные, методические и
технические услуги на основе ИКТ. Вот как
выглядит система работы центров РКЦ–ММЦ в нашем
крае.
Наш центр является элементарным, так
как мы обслуживаем 15 образовательных учреждений
и два учреждения начального профессионального
образования. Каким же стал наш центр, чем
наполнился наш ресурсный потенциал, что
изменилось в профессиональной деятельности,
какие результаты ожидаем?
До сегодняшнего дня наш центр являлся
структурным подразделением управления
образования города Лесосибирска и располагался
в одном из его помещений. Основной деятельностью
центра являлось информационно-методическое
обеспечение работы ОУ города, в штате было четыре
специалиста.
Постановлением главы администрации
г.Лесосибирска на базе ИМЦ управления
образования был создан городской межшкольный
информационно-методический центр. Это
муниципальное учреждение со статусом
юридического лица.
Что уже сделано:
· сформирована смета центра;
· подписаны договоры об
ответственности сторон в рамках проекта;
· созданы типовые службы центра:
административная, учебно-методическая,
координационная, коммуникационная и
техническая;
· подготовлены и запущены в работу
отделы центра (кабинет ИКТ, медиалекторий,
мобильный кабинет, серверная, медиатека,
методический кабинет и кабинет директора);
· расширен штат, в его состав входят:
директор, заместители по УМР и ИКТ, педагоги,
методист дистанционного обучения, методист по
учебным фондам, библиотекари, системный
администратор, техник, секретарь.
· получено и установлено оборудование
на общую сумму 1 200 000 рублей (26 компьютеров, 4
сканера, 6 принтеров, 2 ксерокса, 4 медиапроектора,
3 видеодвойки, магнитофоны, музыкальные центры и
т.д.);
· обеспечен выход в Интернет;
· произведен монтаж телефонной и
локальной сетей;
· закуплена и установлена новая
офисная мебель;
· получено 70 наименований учебных
электронных изданий;
· получено необходимое программное
обеспечение.
Сегодня наш центр призван оказывать
подведомственным образовательным учреждениям и
учреждениям начального профессионального
образования целый ряд методических,
образовательных и технических услуг. В этом
принципиальное отличие содержания деятельности
нашего МИМЦ от работы бывшего ИМЦ управления
образования.
Перечень услуг МИМЦ
1. Организация учебно-методической
работы и курсов повышения квалификации в МИМЦ.
Эта работа включает в себя:
· подготовку расписания работы
соответствующих служб, обеспечивающих
проведение всех видов занятий в центре;
· набор групп и учет слушателей курсов
повышения квалификации;
· организацию и проведение курсов
повышения квалификации педагогов в области ИКТ;
· организацию работы методистов МИМЦ
для консультационной поддержки дистанционного
обучения педагогов и учащихся, а также
проведения сетевых консультаций с
использованием возможностей информационной
методической среды, электронной почты,
образовательных сайтов, дистанционных курсов;
· организацию работы по
своевременному комплектованию медиатеки МИМЦ на
основе заказа материалов в РКЦ;
· обеспечение технического
сопровождения занятий в МИМЦ: доступ к локальной
сети, к сети Интернет, хранилищу
учебно-методических материалов, использованию
оборудования центра, своевременное
тиражирование материалов к занятиям,
профилактические работы с оборудованием,
своевременная программная поддержка.
2. Осуществление методической
поддержки педагогов и методистов ОУ и УНПО,
прикрепленных к МИМЦ.
Услуги центра в рамках этого
направления включают в себя:
· проведение регулярных методических
консультаций для педагогов ОУ;
· обеспечение регулярного участия
специалистов МИМЦ в учебных семинарах на базе
РКЦ;
· развитие и сопровождение
муниципального учебно-методического
электронного хранилища педагогических
инициативных разработок на основе
информационной методической среды;
· организацию и проведение
образовательных мероприятий (семинаров),
направленных на продвижение педагогического
опыта и педагогических инициатив в области
использования ИКТ в образовательном процессе;
· привлечение педагогических
коллективов и инициативных педагогов к участию в
конкурсах по поддержке педагогических инициатив
в области использования ИКТ в образовательном
процессе, предоставление технических ресурсов
МИМЦ для выполнения инновационных проектов в
рамках этих конкурсов.
3. Предоставление образовательных
услуг с помощью дистанционных технологий.
Услуги МИМЦ в рамках этого направления
включают в себя:
· консультационную поддержку
дистанционного обучения по профильным и
элективным курсам для учащихся, а также обучение
одаренных детей в заочных специализированных
школах; поддержку обучения детей с ограниченными
возможностями;
· консультационную поддержку
использования педагогами дистанционных учебных
курсов, разработанных в рамках проекта;
· поддержку телекоммуникационных
образовательных проектов.
4. Осуществление мониторинга хода
реализации проекта на уровне МИМЦ, оценка его
результативности в муниципальном образовании.
Услуги МИМЦ в рамках этого направления
включают в себя:
· подготовку финансовых и
содержательных отчетов в рамках договорной
деятельности по проекту и их согласование с РКЦ;
· осуществление контроля учета
слушателей курсов повышения квалификации в
области ИКТ и учащихся, дистанционно обучающихся
по профильным курсам на базе МИМЦ;
· регулярное наполнение и обновление
муниципального раздела базы данных мониторинга
проекта по результатам анкетирования УО на базе
информационной методической среды,
представленной РКЦ;
· проведение мониторинга
ИКТ-компетентности выпускников 9-х классов
учреждений образования, прикрепленных к центру.
5. Осуществление регулярной
технической поддержки МИМЦ и образовательных
учреждений, прикрепленных к центру.
Услуги МИМЦ в рамках этого направления
включают в себя:
· организацию профилактических работ
оборудования МИМЦ, своевременное обновление
программного обеспечения;
· регулярную консультационную помощь
ОУ и индивидуальные консультации педагогам по
вопросам технического обслуживания
оборудования, установке ПО.
6. Освещение опыта функционирования
МИМЦ.
Услуги МИМЦ в рамках этого направления
включают в себя:
· организацию ежегодных
конференций, направленных на продвижение
педагогического опыта и поддержку инициатив в
области использования ИКТ в образовательном
процессе, а также на продвижение опыта проекта в
муниципальном образовании с привлечением
средств массовой информации;
· организацию участия сотрудников
МИМЦ и педагогов ОУ в региональных выставках и
конференциях с целью освещения опыта реализации
проекта в муниципальном образовании;
· подготовку материалов для
выставки-конференции «День открытых дверей» в
РКЦ.
Перечисленные выше услуги сегодня
являются новыми в нашей деятельности, но наряду с
ними мы сохранили за собой и ту деятельность,
которая на протяжении нескольких лет была
традиционной. Это работа с одаренными детьми,
организация деятельности научного общества
учащихся, информационно-методическое
обеспечение городских проектов, программ и
деятельности библиотек образовательных
учреждений.
МИМЦ и библиотеки ОУ
Службы и специалисты МИМЦ готовы
сегодня предоставлять библиотекарям следующие
услуги.
Библиотека – предоставляет
справочно-библиографический и методический фонд
в количестве 5000 экземпляров, более 150
наименований периодических изданий по
педагогике, образованию и библиотечному делу.
Информационно-методическое сопровождение
библиотечной практики осуществляют специалисты
именно этого отдела центра.
Мобильный кабинет – обеспечивает
библиотекарям доступ к ресурсам на небумажных
носителях: видеоматериалам, аудиокассетам,
электронным образовательным изданиям,
интернет-ресурсам. Здесь к услугам посетителей
четыре персональных компьютера, видеодвойки,
магнитофоны, сканер, принтер и медиапроектор. В
кабинете можно записать на свои носители учебные
фильмы, музыкальные произведения, электронные
материалы; готовить и выпускать авторские
продукты: электронные презентации,
дидактические и тестовые материалы, вебстраницы
и т.д.; можно также печатать и выпускать материалы
на бумажных носителях. Здесь постоянно дежурят
методист и библиограф медиатеки, которые
проводят индивидуальные и групповые
консультации, сопровождают электронный каталог
учебных материалов, выполняют заказы на фонд
медиатеки, формируют и сопровождают коллекции
дистанционных учебных курсов.
Кабинет ИКТ – осуществляет
курсовую подготовку библиотекарей в области
использования ИКТ. Педагоги этого отдела
организуют для пользователей
занятия-практикумы, семинары, технические
консультации. В отделе оборудовано 12 рабочих
автоматизированных мест, все компьютеры
завязаны в Сеть, есть выход в Интернет.
Медиалекторий – здесь
организуются и проводятся такие формы работы с
библиотекарями, как групповые консультации,
совещания, семинары, презентации, конкурсы. В
отделе 40 посадочных мест, оборудовано
компьютерное место для презентационной работы,
подключен медиапроектор.
Появился новый центр, новые ресурсы и
услуги, а значит, качественно меняется
содержание работы с библиотеками ОУ. Сегодня мы
не мыслим данную деятельность без новых
передовых библиотечных и
информационно-коммуникационных технологий.
В этом учебном году на базе центра были
организованы и проведены следующие мероприятия:
· курсы по освоению библиотечной
программы «МАРК»;
· городской конкурс на лучшего
читателя школьной библиотеки «Лучик» с
использованием ИКТ;
· зональный библиотечный семинар
«Формирование информационной культуры
личности»;
· серия мастер-классов по созданию
электронных библиотечно-библиографических
продуктов;
· методический семинар по
использованию электронных образовательных
ресурсов в практике работы ОУ;
· на базе информационно-библиотечного
центра СОШ № 4 создана базовая городская
площадка по использованию ИКТ в библиотечной
деятельности.
До конца учебного года нам предстоит:
провести защиту авторских электронных
продуктов, которые создадут библиотекари по
завершении работы в мастер-классах; посетить
демонстрационные занятия с использованием ИКТ
на базе площадки СОШ № 4; организовать
педагогический марафон «Информатизация для
всех» с участием секции библиотекарей; создать
банк электронных библиотечных материалов.
Мы надеемся, что в реализации проекта
«ИСО» в городе Лесосибирске нашей фишкой станет
именно библиотечная практика и информационные
технологии. Для этого мы имеем достаточный
потенциал: понимание необходимости данной
деятельности; специалистов, готовых работать в
новом формате; информационные ресурсы центра и
библиотек образовательных учреждений.
Основные (предполагаемые) результаты
функционирования центра:
· В городе будет сформирована
инфраструктура и кадровый потенциал для
методической поддержки профессиональной
деятельности педагогов, библиотекарей и учебной
деятельности учащихся на основе использования
ИКТ.
· Все учреждения общего и начального
профессионального образования города (17
учреждений) получат постоянную методическую,
информационную и техническую поддержку, а также
доступ к современным образовательным
информационным ресурсам на базе межшкольного
методического центра.
· Около двух тысяч педагогических и
библиотечных работников в городе получат
консультационную поддержку в области
использования ИКТ в учебном процессе.
· Цифровые образовательные ресурсы и
учебные материалы нового поколения будут
использоваться в 50% школ и учреждений начального
профессионального образования города.
· Не менее 500 педагогических
работников и библиотекарей учреждений общего и
начального профессионального образования
пройдут обучение на базе МИМЦ с использованием
учебно-методических материалов нового
поколения, разработанных в блоках А и В.
· В центре будет проведено не менее
пяти конкурсов по поддержке педагогических
инициатив в области использования ИКТ в учебной
деятельности.
· Для работников образования в центре
будет проведено 25 муниципальных семинаров.
· Педагогам и библиотекарям города
будет организован доступ к информационной
методической среде, организованной в РКЦ,
которая включает хранилища цифровых
образовательных ресурсов и учебно-методических
материалов нового поколения, позволяющих
представить и распространить опыт регулярной
методической поддержки педагогов на базе ММЦ в
области использования ИКТ в учебном процессе.
Информационные методические среды будут
являться элементами единой системы мониторинга
за ходом реализации проекта.
· Будут сформированы механизмы
деятельности систем РКЦ – ММЦ, обеспечивающие их
функционирование после завершения проекта. |