Голоса
Надежда Десятник
Мы в ответе за свое слово
Надежда Алексеевна
Десятник
зав. библиотекой школы
с. Новомихайловка
Новооскольского р-на
Белгородской обл. |
Получила № 2 «БШ», обрадовалась
обзору школьных учебников по литературе «В
поисках золотой середины». Мы делаем заказ на
учебники. И я подумала, что облегчу себе задачу,
но быстро разочаровалась – это был чистый обзор,
и подсказки я в нем не нашла. И как из этой массы
учебников выбрать лучший?! Но растерянность
прошла, и я посмотрела другими глазами на этот
прекрасный материал, подготовленный Ю.Силинг.
Выводы здесь должен делать учитель, а не
библиотекарь.
По закону мы – учетчики учебников,
получающие 0,5 ставки 2-го разряда. А по сути –
эксперты, потому что в большинстве случаев эта
почетная работа достается нам. Хотя мы тактично
напоминаем, что вроде это и не наша компетенция.
Заказ учебников происходит, как в басне «Лебедь,
рак и щука». Но никому наша кухня не интересна.
Важен результат. Результат хороший. К чему и
стремимся.
Авторы у вас – профессионалы своего
дела. Бывает, что-то нравится в материале, что-то
нет. Это все индивидуально. Я не имею
профессионального образования в области
библиотековедения, но, читая газету, стараюсь
опираться на профессионалов. Как не поучиться у
Елены Ивановны Макаровой – «БШ» № 6 «Портфолио
как он есть». Все, о чем она пишет здесь,
стопроцентно берется в работу. Или рубрика
«Слово», которую ведет Александр Панфилов. Это же
хороший роман с продолжением – так все ложится
на душу. Приятно читать. А заканчивает как? Высший
класс! «Рассказать ли? Расскажу в следующий раз»
– и ждем с нетерпением следующего раза.
Позвольте не согласиться с тем, что
страничка «Нам писали» имеет только одно
направление: чтобы мы знали, что письма доходят. Я
совершенно по-другому ее воспринимаю. И когда
появляется газета, я именно с этой страницы
начинаю ее читать. Во-первых, знакомлюсь с
географией авторов. И эмоции перехлестывают
через край, когда ищу: «где же письма из
Белгородской области?» Успокоившись, приходила к
выводу: с себя надо начинать, то есть писать
самой. Во-вторых – о чем пишут? Для меня это
интересно.
Вот уже 6-й номер «БШ» получила, а из
головы не выходит материал «Вам-то это зачем?»
Е.Коптяевой в № 4. Идея создать школьную газету
витает у меня в голове уже несколько лет. Причина
– детское творчество. Писать дети хотят. И как в
последнюю инстанцию несут свои творения в
библиотеку. Это стихи, рассказы, сказки.
Несколько лет назад я провела конкурс «Лучшая
творческая работа». Было собрано очень много
материала. Выпустили рукописную книгу. Но этого
недостаточно. Сейчас вводится профильное
обучение, и учебные знания ребят можно применить
на практике, делая, например, альманах или газету.
Исписала целую тетрадь, как можно
претворить эту идею с газетой в жизнь. Обсудила
индивидуально с учителями. Это было бы здорово!
Но пыл свой охладила тем, что «пресс-центр»
должен быть в школе, а не в библиотеке. Время-то у
нас не безразмерное. Один выходной день, и того
можно лишиться при такой загруженности. На
энтузиазме держимся, Елена Ивановна! Удачи вам.
Всегда приходится чем-то жертвовать в угоду
своему любимому делу. По себе знаю. И
пожертвовала бы, если бы осуществилась мечта, но
это уже ностальгия посетила меня.
Тридцать лет назад, когда я оканчивала
школу, работал у нас школьный радиоузел, вот это
была моя стихия. Какие только передачи мы не
готовили! В каждом классе было радио. Передачи
начинались за несколько минут до конца урока.
Заходишь в класс после выступления – и шквал
аплодисментов. Вот это было счастье. Недавно
пришлось вспомнить. Случай представился. Снимали
на местном телевидении 15-минутный фильм о нашей
библиотеке. Легко только говорится – снимали.
Все надо было отрепетировать с часами в руках. Не
говоря уже о подготовке материала. Но не об этом я
хотела вам поведать, а о том, как попала в
телевизионную студию на запись своего
выступления. Вот это было мое счастье. С первого
раза все было записано. Боже, какие идеи в голове
появляются, если бы в школе был радиоузел. Да,
мечтать не вредно.
А сейчас мне хочется ответить на
вопросы, приведенные в материале Т.Рудишиной
(«Библиотекарь – читатель», № 5 «БШ»). Отвечаю
так, как чувствую.
Кем мы ему, читателю, приходимся? Если
взять 100%-ную шкалу, то ответы выглядят так:
Обслуживающим персоналом – 5%. По
закону да, а по сути нет.
Сотрудниками справочной службы – 10%.
Opганизаторами досуга – 5%.
Промоутерами литературных изданий –
5%.
Консультантами-проводниками – 20%.
Помощниками в учебе и работе – 50%.
Интеллектуальными гуру – 5%.
Верно ли, по вашим наблюдениям,
утверждение социологов, будто библиотеками
пользуются только 18% населения? У нас в селе 3000
человек, из них 1300 пользуются библиотеками. Это
50%. Везде по-разному будет выглядеть эта цифра. А в
общем – 18%.
Устарела ли в свете ситуации
«нечтения» («малочтения») идеологическая
установка на «руководство чтением»? Само слово
«руководство» – да. Но мы без идеологической
установки невидимо для читателя направляем
чтение.
Обязан ли библиотекарь знать больше,
чем читатель? Нет. Он обязан профессионально
уметь искать информацию в любых ее видах.
Нужно ли библиотекарю быть
«аниматором», массовиком-затейником? Нет. В
прошлом я этим занималась, не работая в
библиотеке. Когда перешла в библиотеку, эту
практику на 90% свернула. Хотя порыв был. Взвесив
все «за» и «против», пришла к выводу: нет.
Насколько применимы понятия
«комфорт», «дизайн» к организации дел в
библиотеке? Применимы на все 100%. Все должно
быть прекрасно. Часто слышу у себя в библиотеке:
«у вас, как в раю». А в рай всем хочется попасть.
Нужно ли потакать всеядным интересам
читателя и возможно ли им не потакать? К
интересам читателя надо прислушиваться, а не
потакать. Решать все по своему профессиональному
видению.
Как следует понимать право личности
на свободу выбора применительно к библиотечному
обслуживанию? Да так и понимать. Читатель
свободен в своем выборе. У нас свободный доступ к
литературе.
Следует ли иметь в библиотеке
бестселлеры-дешевки? Конечно. Только не на
видном месте. Любой вкус читателя мы должны
удовлетворить. Нравится нам это или нет. Когда мы
в трудный для нас период жизни ввели в конце 90-х
гг. в школьной библиотеке взрослый абонемент,
именно 70% читателей пользовались этими
бестселлерами, которые мне удалось приобрести
почти задаром, потому что все закупали такие
книги пачками. Это все называлось библиотерапия.
Сейчас большая часть читателей начитались этих
бестселлеров и перешли к серьезной литературе.
Но для кого-то нужны только такие книги. Кто до
чего дорос, тот то и носит.
Имеет ли право библиотекарь
отговаривать читателя от общения с заведомо
недоброкачественным по содержанию печатным
продуктом? Запретный плод всегда сладок, как мы
знаем. Зачем его приобретать тогда? Советовать –
другое дело и оберегать от такой продукции.
Может ли он навязывать свой вкус,
скажем, в художественной литературе, пользуясь
правом рекомендовать что-то читателю?
Навязывать – нет. А поделиться впечатлением от
какой-то прочитанной книги – да.
Можно ли в определенном смысле
говорить о «политкорректности библиотекаря»?
Да.
Справедливо ли недовольство
некоторых специалистов положением Кодекса
профессиональной этики: «Библиотекарь не несет
ответственности за последствия использования
информации или документа, полученного в
библиотеке»? Нет, несправедливо. «Нам не дано
предугадать, как слово наше отзовется».
Правы ли библиотекари США,
отказывающиеся раскрывать правоохранительным
органам «тайну читательского формуляра»? В
США, может, и правы, но у нас это не сработает.
Пока все. Собиралась одни ответы
послать, а получилось... |