Что было
Елена Иванова
На конференциях мы учимся
Прошла Международная конференция «Библиотеки
и образование. БиО–2006» в Вологде
Похоже, список ежегодно проводимых и
наиболее значимых библиотечных форумов
пополнился еще одним событием, которое мы с
полным правом можем именовать традиционным. С 24
по 27 апреля 2006 года в г.Вологде состоялась
Международная научно-практическая конференция
«Библиотеки и образование. БиО–2006».
Конференция эта молодая – ей всего два
года. По замыслу отцов-основателей, форум должен
объединить библиотечную и образовательную
общественность, демонстрируя особые возможности
и потенциал библиотек в современном
образовательном пространстве. По образному
выражению президента Международной
ассоциации ЭБНИТ, исполняющего обязанности
директора Государственной публичной
научно-технической библиотеки, автора этого и
еще ряда широко известных форумов Я.Л.Шрайберга,
родителями «БиО» можно считать конференции
«Крым» и «Либком». Именно в Крыму была впервые
озвучена идея проведения такого форума.
Надо сказать, что очень многие проекты,
рожденные на набережной Судака, воплощаются в
жизнь. И «БиО» – еще одно тому подтверждение.
Первая конференция «Библиотеки и образование» с
успехом прошла в апреле 2005 года в Ярославле.
В знаменитой Вологде собралось вместе
более 500 участников из девяти стран, 26 регионов, 36
городов, что весьма представительно для столь
юного форума. Развивая заявленную тему
конференции «Библиотеки в обществе, построенном
на знаниях», ректор Московского
государственного университета экономики,
статистики и информатики В.П.Тихомиров в
своем выступлении на пленарном заседании
подчеркнул огромный потенциал библиотек и
информационных технологий в современном мире,
когда удвоение знаний происходит уже в течение
нескольких месяцев. Общество знаний, о котором
говорят сегодня, обеспечивается, во-первых,
обменом информацией, во-вторых, совместным
использованием полученных знаний. Именно
поэтому главное во взаимодействии
образовательной и библиотечной сфер, по мнению
В.П.Тихомирова, – это налаженный, удобный,
своевременный обмен информацией. В этой связи он
отметил особую значимость конференции как
консолидирующего мероприятия, которое
объединяет людей науки, культуры и образования.
Директор информационно-библиотечной
службы университета г.Эксетер (Великобритания)
А.Патерсон выразил уверенность, что
эффективность обучения в самой значительной
степени зависит от качества работы библиотеки.
Это заявление, как писали в былые времена, «было
встречено бурными аплодисментами собравшихся».
Да, единство целей и задач библиотек в разных
странах – не пустая фраза. Отдельно г-н Патерсон
подчеркнул важность рассмотрения и обсуждения в
рамках данной конференции деятельности школьных
библиотек.
Президент Международной ассоциации
пользователей и разработчиков электронных
библиотек и новых информационных технологий, и.о.
директора Государственной публичной
научно-технической библиотеки
Я.Л.Шрайберг представил доклад, в котором
осветил современные тенденции развития
библиотечно-информационной инфраструктуры.
Профессор Шрайберг подчеркнул, что нарастание
потока электронной информации вносит ощутимые
изменения в работу библиотек, корректируя все
процессы, в том числе меняя роль библиотечного
работника. В целом сегодня можно говорить об
изменении концепции библиотеки как социального
института.
Выставку открывают
президент-ректор МУБиНТ В.С.Иванов, и.о. директора
ГПНТБ России Я.Л.Шрайберг и вице-губернатор
Вологодской области И.А.Поздняков
Вопросы развития школьных библиотек
обсуждались в рамках работы отдельной секции под
названием «Школьные библиотеки в информационном
пространстве». На первой сессии речь шла о роли
школьных библиотек в модернизации российского
образования. С докладом на эту тему выступила Т.Д.Жукова,
главный редактор журнала «Школьная библиотека».
Она говорила о проблемах и трудностях,
возникающих у школьных библиотек, об отсутствии
у них нормативной базы, о необходимости развития
регионального образовательного
законодательства. Заведующая отделом
Государственной научной педагогической
библиотеки им. К.Д.Ушинского Е.М.Зуева познакомила
собравшихся с некоторыми аспектами
деятельности школьных библиотек в помощь
духовно-нравственному воспитанию учащихся. С
огромным интересом был прослушан доклад
директора НИИ информационных технологий
социальной сферы (Кемеровский государственный
университет культуры и искусств) Н.И.Гендиной. Она
убедительно и доказательно говорила о школьной
библиотеке как центре информационной подготовки
учащихся, познакомила собравшихся со структурой
и содержанием нового комплекса средств обучения
основам информационной культуры личности.
На второй сессии рассматривались
вопросы информатизации школьных библиотек.
Открыл работу секции исполнительный директор
Международной ассоциации ЭБНИТ, начальник
научно-исследовательского отделения ГПНТБ
России Б.И.Маршак, чей доклад был
посвящен проблемам информатизации школьных
библиотек. Б.И.Маршак подчеркнул, что школьные
библиотеки не должны выпадать из
профессионального сообщества, рассматриваясь
как особые библиотеки. Безусловно, у библиотек в
школах существуют специфичные функции и
проблемы. Но это не повод для того, чтобы стоять
в стороне от библиотек других типов. Школьные
библиотеки – прежде всего библиотеки. И,
исходя из этого утверждения, занимаясь
автоматизацией библиотечных процессов, школьный
библиотекарь должен выбрать из предлагаемых на
отечественном рынке те АИБС, которые он считает
нужными, а не использовать специализированные
АИБС для школьных библиотек. Только такой подход
позволит библиотекам формировать действительно общее
информационное пространство.
Хочется отметить доклад Е.А.Кулешовой
(г.Озерск, Челябинская обл.) «“Джентльменский
набор” школьного библиотекаря: компьютер для
детей в школьной библиотеке». Главный
библиотекарь Централизованной системы детских и
школьных библиотек рассказала об этапах
информатизации школьных библиотек г.Озерска.
Анализируя собственный опыт работы, она
подчеркнула, что адаптация, привыкание
библиотекаря к технике, изживание страха перед
ней, боязни «нажать не туда и все испортить» идет
около двух лет. Е.А.Кулешова полагает, что будущее
в работе библиотек – за корпоративной работой,
за консолидацией деятельности и объединением
усилий по построению единого информационного
библиотечного пространства. Эффективность,
целесообразность такой организации работы
несомненна.
Третья сессия – обмен опытом
информационно-библиотечной поддержки
образования. Участники конференции рассказывали
о своих успехах, находках, удачах.
А о перспективах и путях развития
школьных библиотек, о своих трудностях и
сомнениях было предложено поговорить на круглом
столе «Информационно-образовательное
пространство школы и школьная библиотека: взгляд
руководителей школы, исследователей,
библиотекарей». Вели круглый стол главный
редактор нашей газеты О.К.Громова и автор статьи.
Надо сказать, что предложенные для обсуждения
вопросы нашли самый живой отклик у аудитории.
Говорили о многом: что такое
информационно-образовательная среда школы,
какие возможны подходы к информатизации в школе
и библиотеке, что такое сегодня школьная
библиотека и какова современная концепция ее
развития. Рассмотрели и обсудили типовые модели
школьных библиотек.
Круглый стол удался – это было
единодушное мнение и ведущих, и участников,
которые благодарили за возможность высказать
свое мнение, пообщаться «в живом эфире». А нас
вологодский опыт еще раз утвердил в мысли, что
все же надо не только вещать с трибуны, но и
вызывать коллег на разговор, спор, обсуждение.
Как известно, это может привести к рождению
истины. Что же, будем учиться! Тем более что
именно к этому на закрытии конференции нас
призвали ее организаторы. Я.Л.Шрайберг отметил,
что конференция прошла в хорошем рабочем темпе. И
этому в немалой степени способствовали
проведенные проблемные обсуждения, круглые
столы. А В.П.Тихомиров, говоря
о важности тематики конференции, подчеркнул, что
между конференциями было бы полезно проводить
рабочие семинары. «Очень важно, – сказал
вице-губернатор Вологодской области
И.А.Поздняков, – что на такой серьезной
конференции столь масштабно работала секция
школьных библиотек. В конце концов, все
начинается со школы».
Конечно, это далеко не все, что
довелось нам услышать и увидеть в Вологде. Еще
было море знакомств, эмоций, удивлений. Среди
последних не могу не назвать первого заместителя
губернатора Вологодской области И.А.Позднякова,
начальника департамента образования
Вологодской области И.А.Макарцеву, ректора
Вологодского института развития образования
В.В.Судакова. И более всего радовала
гостеприимность, внимание к вопросам развития
библиотек, глубина понимания и быстрота принятия
решений вологжан. Большое спасибо! |