Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2006


АДРЕСНАЯ КНИЖКА

Что было

Елена Иванова

На конференциях мы учимся

Прошла Международная конференция «Библиотеки и образование. БиО–2006» в Вологде

Похоже, список ежегодно проводимых и наиболее значимых библиотечных форумов пополнился еще одним событием, которое мы с полным правом можем именовать традиционным. С 24 по 27 апреля 2006 года в г.Вологде состоялась Международная научно-практическая конференция «Библиотеки и образование. БиО–2006».

Конференция эта молодая – ей всего два года. По замыслу отцов-основателей, форум должен объединить библиотечную и образовательную общественность, демонстрируя особые возможности и потенциал библиотек в современном образовательном пространстве. По образному выражению президента Международной ассоциации ЭБНИТ, исполняющего обязанности директора Государственной публичной научно-технической библиотеки, автора этого и еще ряда широко известных форумов Я.Л.Шрайберга, родителями «БиО» можно считать конференции «Крым» и «Либком». Именно в Крыму была впервые озвучена идея проведения такого форума.

Надо сказать, что очень многие проекты, рожденные на набережной Судака, воплощаются в жизнь. И «БиО» – еще одно тому подтверждение. Первая конференция «Библиотеки и образование» с успехом прошла в апреле 2005 года в Ярославле.

В знаменитой Вологде собралось вместе более 500 участников из девяти стран, 26 регионов, 36 городов, что весьма представительно для столь юного форума. Развивая заявленную тему конференции «Библиотеки в обществе, построенном на знаниях», ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики В.П.Тихомиров в своем выступлении на пленарном заседании подчеркнул огромный потенциал библиотек и информационных технологий в современном мире, когда удвоение знаний происходит уже в течение нескольких месяцев. Общество знаний, о котором говорят сегодня, обеспечивается, во-первых, обменом информацией, во-вторых, совместным использованием полученных знаний. Именно поэтому главное во взаимодействии образовательной и библиотечной сфер, по мнению В.П.Тихомирова, – это налаженный, удобный, своевременный обмен информацией. В этой связи он отметил особую значимость конференции как консолидирующего мероприятия, которое объединяет людей науки, культуры и образования.

Директор информационно-библиотечной службы университета г.Эксетер (Великобритания) А.Патерсон выразил уверенность, что эффективность обучения в самой значительной степени зависит от качества работы библиотеки. Это заявление, как писали в былые времена, «было встречено бурными аплодисментами собравшихся». Да, единство целей и задач библиотек в разных странах – не пустая фраза. Отдельно г-н Патерсон подчеркнул важность рассмотрения и обсуждения в рамках данной конференции деятельности школьных библиотек.

Президент Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий, и.о. директора Государственной публичной научно-технической библиотеки
Я.Л.Шрайберг
представил доклад, в котором осветил современные тенденции развития библиотечно-информационной инфраструктуры. Профессор Шрайберг подчеркнул, что нарастание потока электронной информации вносит ощутимые изменения в работу библиотек, корректируя все процессы, в том числе меняя роль библиотечного работника. В целом сегодня можно говорить об изменении концепции библиотеки как социального института.

Выставку открывают президент-ректор МУБиНТ В.С.Иванов, и.о. директора ГПНТБ России Я.Л.Шрайберг и вице-губернатор Вологодской области И.А.Поздняков

Вопросы развития школьных библиотек обсуждались в рамках работы отдельной секции под названием «Школьные библиотеки в информационном пространстве». На первой сессии речь шла о роли школьных библиотек в модернизации российского образования. С докладом на эту тему выступила Т.Д.Жукова, главный редактор журнала «Школьная библиотека». Она говорила о проблемах и трудностях, возникающих у школьных библиотек, об отсутствии у них нормативной базы, о необходимости развития регионального образовательного законодательства. Заведующая отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского Е.М.Зуева познакомила собравшихся с некоторыми аспектами деятельности школьных библиотек в помощь духовно-нравственному воспитанию учащихся. С огромным интересом был прослушан доклад директора НИИ информационных технологий социальной сферы (Кемеровский государственный университет культуры и искусств) Н.И.Гендиной. Она убедительно и доказательно говорила о школьной библиотеке как центре информационной подготовки учащихся, познакомила собравшихся со структурой и содержанием нового комплекса средств обучения основам информационной культуры личности.

На второй сессии рассматривались вопросы информатизации школьных библиотек. Открыл работу секции исполнительный директор Международной ассоциации ЭБНИТ, начальник научно-исследовательского отделения ГПНТБ России Б.И.Маршак, чей доклад был посвящен проблемам информатизации школьных библиотек. Б.И.Маршак подчеркнул, что школьные библиотеки не должны выпадать из профессионального сообщества, рассматриваясь как особые библиотеки. Безусловно, у библиотек в школах существуют специфичные функции и проблемы. Но это не повод для того, чтобы стоять
в стороне от библиотек других типов. Школьные библиотеки – прежде всего библиотеки. И, исходя из этого утверждения, занимаясь автоматизацией библиотечных процессов, школьный библиотекарь должен выбрать из предлагаемых на отечественном рынке те АИБС, которые он считает нужными, а не использовать специализированные АИБС для школьных библиотек. Только такой подход позволит библиотекам формировать действительно общее информационное пространство.

Хочется отметить доклад Е.А.Кулешовой (г.Озерск, Челябинская обл.) «“Джентльменский набор” школьного библиотекаря: компьютер для детей в школьной библиотеке». Главный библиотекарь Централизованной системы детских и школьных библиотек рассказала об этапах информатизации школьных библиотек г.Озерска. Анализируя собственный опыт работы, она подчеркнула, что адаптация, привыкание библиотекаря к технике, изживание страха перед ней, боязни «нажать не туда и все испортить» идет около двух лет. Е.А.Кулешова полагает, что будущее в работе библиотек – за корпоративной работой, за консолидацией деятельности и объединением усилий по построению единого информационного библиотечного пространства. Эффективность, целесообразность такой организации работы несомненна.

Третья сессия – обмен опытом информационно-библиотечной поддержки образования. Участники конференции рассказывали о своих успехах, находках, удачах.

А о перспективах и путях развития школьных библиотек, о своих трудностях и сомнениях было предложено поговорить на круглом столе «Информационно-образовательное пространство школы и школьная библиотека: взгляд руководителей школы, исследователей, библиотекарей». Вели круглый стол главный редактор нашей газеты О.К.Громова и автор статьи. Надо сказать, что предложенные для обсуждения вопросы нашли самый живой отклик у аудитории. Говорили о многом: что такое информационно-образовательная среда школы, какие возможны подходы к информатизации в школе и библиотеке, что такое сегодня школьная библиотека и какова современная концепция ее развития. Рассмотрели и обсудили типовые модели школьных библиотек.

Круглый стол удался – это было единодушное мнение и ведущих, и участников, которые благодарили за возможность высказать свое мнение, пообщаться «в живом эфире». А нас вологодский опыт еще раз утвердил в мысли, что все же надо не только вещать с трибуны, но и вызывать коллег на разговор, спор, обсуждение. Как известно, это может привести к рождению истины. Что же, будем учиться! Тем более что именно к этому на закрытии конференции нас призвали ее организаторы. Я.Л.Шрайберг отметил, что конференция прошла в хорошем рабочем темпе. И этому в немалой степени способствовали проведенные проблемные обсуждения, круглые столы. А В.П.Тихомиров, говоря
о важности тематики конференции, подчеркнул, что между конференциями было бы полезно проводить рабочие семинары. «Очень важно, – сказал вице-губернатор Вологодской области И.А.Поздняков, – что на такой серьезной конференции столь масштабно работала секция школьных библиотек. В конце концов, все начинается со школы».

Конечно, это далеко не все, что довелось нам услышать и увидеть в Вологде. Еще было море знакомств, эмоций, удивлений. Среди последних не могу не назвать первого заместителя губернатора Вологодской области И.А.Позднякова, начальника департамента образования Вологодской области И.А.Макарцеву, ректора Вологодского института развития образования В.В.Судакова. И более всего радовала гостеприимность, внимание к вопросам развития библиотек, глубина понимания и быстрота принятия решений вологжан. Большое спасибо!