Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2006


НОВЫЕ ЗНАКОМЫЕ

В гостях

От недвижимости к книгам

Премия «Заветная мечта» завершила свой первый круг. Организаторы говорят, что она будет ежегодной.  Какие они, организаторы этого крупного проекта? Почему одна из крупнейших на рынке недвижимости компаний занялась именно детской литературой, а не покупкой, например, музейных ценностей вроде яиц Фаберже? Об этом мы и беседовали с руководителями Благотворительного фонда «Заветная мечта» Еленой Кабаевой и Светланой Рипс.

С этого и начнем. Почему вдруг проект в поддержку детской литературы возник у компании, которая никогда не работала с детьми, а занимается совсем другими делами, недвижимостью, в частности?

Компания действительно осуществляет деятельность, связанную с недвижимостью, но интерес к детским программам у нас был всегда. Чисто человеческие побуждения подвигли группу компаний «МИАН» заняться благотворительностью. Может быть, это связано с тем, что у большинства наших руководителей есть свои дети, поэтому они умеют болеть за чужих. Кроме того, хотелось привнести какую-то социальную составляющую в нашу деятельность в период, когда происходит процесс становления нового общества. Наверное, совокупность всех этих факторов и сыграла свою роль.

С конца 90-х гг. благотворительную деятельность в этом направлении мы вели постоянно. Только не очень афишировали. Любое событие, к сожалению, чаще трагическое, вызывает желание помочь. Так, когда на всю страну прогремел взрыв жилого дома в Москве на улице Гурьянова в 1999 году, наша компания помогла мальчику, который потерял всех своих родственников, приобрести новую квартиру. И до сих пор мы продолжаем ему помогать.

А в начале 2000 года появилась идея, собрав специальную труппу, создать для детишек спектакль по мотивам сказки Тамары Макаровой «Заветная мечта» и показывать его бесплатно в разных местах. Начинали, конечно, с интернатов, детских домов, школ. Тогда мы еще не думали, что эта работа практически станет визитной карточкой нашего благотворительного фонда и перерастет в название более крупного проекта. Эти два примера – далеко не единственные. Мы никогда не оставались безучастными к судьбам наших маленьких граждан и старались оказывать им всяческую помощь. К 2005 году в нашем багаже уже был немалый опыт проведения благотворительных программ, ориентированных именно на детей.

В начале прошлого года мы стали думать о том, что вся наша благотворительная деятельность нуждается в систематизации. Тот опыт, который накоплен, грешно было бы не использовать и не развивать дальше. Мы очень благодарны Александру Сенаторову, председателю совета директоров ГК «МИАН», который выделил достаточно серьезные средства на развитие благотворительных программ. После долгих дебатов, обсуждений, консультаций внутри компании мы пришли к мнению, что эти программы будут непременно ориентированы на поддержку детства, возможно, не только в области литературы, но, может быть, в будущем и в области музыки, спорта.

Почему мы начали именно с литературы? Это та сфера, которая близка нам как потребителям. У многих есть дети, но на полках книжных магазинов мы не нашли современных отечественных книг, достойных для прочтения ребенком, например, десятилетнего возраста. Ведь не только наша страна, но и весь мир не тот, что тридцать лет назад, и дети – другие. Хотелось бы увидеть и нашу литературу новой, соответствующей современному формату обновляющегося общества.

В рамках «Заветной мечты» вы объявили еще о двух направлениях этой программы: о грантах для издательств и об идее как-то организовать поставки изданных книг-победителей в библиотеки. Вы можете поподробнее рассказать?

Решение о том, чтобы выделить грант для издательства на издание и продвижение книг – победителей конкурса, – отражает наше желание, чтобы отобранные в результате кропотливого труда профессионалов произведения не остались лежать в столах. Действительно, конечным итогом этого проекта хочется видеть книжку на прилавке магазина и в библиотеке. Ту книжку, к которой у детей есть интерес. Вместе с тем мы понимаем, что ситуация в России с точки зрения доходов людей, возможностей библиотек и местных властей по популяризации чтения и продвижению новых книг очень неравномерна. Поэтому и возникла вторая идея, над которой мы работаем, – помощь библиотекам. Сделать так, чтобы ребенок, не испытывая трудностей, мог эту книжку увидеть и прочитать.

Елена Кабаева

Уже сложилось какое-то представление о том, как вы будете отбирать издателей, по каким принципам выделять гранты?

Объявлены определенные условия для издательств, которые могут претендовать на этот грант. Прежде всего мы предъявляем очень высокие требования к качеству издания как в соблюдении полиграфических норм – шрифты, крепление, иллюстрации, – так и с точки зрения хорошего вкуса. Будет учитываться все, вплоть до качества бумаги, которая должна соответствовать требованиям, предъявляемым к детским изданиям. Не важно, какое имя будет у этого издательства – знаменитое или неизвестное, – самое главное, чтобы та работа, которую оно для нас делает, соответствовала эстетическим и нравственным требованиям.

Хочу заметить, что в рамках этой грантовой программы задача не просто найти издательство, которое только издает книги, но и будет заинтересовано в их продвижении, чтобы книжка пришла в библиотеку в школе, в магазин – попала в руки ребенка. Здесь важен комплексный подход.

То есть, иначе говоря, издательство должно вам представить некую разработку продвижения книги?

Именно так. Мы знаем, что на самом деле издается достаточно большое количество книг, в том числе хороших, которые затем просто лежат на складах, ставятся на далекие полки в магазинах, а продавцы даже и не знают об их существовании. Очень важно, чтобы издательство планировало продвижение и распространение продукции, которую оно выпускает.

Что в ваших глазах считается качественным изданием, кроме, конечно, технических показателей (шрифты, бумага)? Каковы эстетические критерии качества?

Самый наш строгий судья – это ребенок, школьник. В конечном итоге эту книжку должно хотеться взять в руки, и если открыл, захотелось бы и прочитать. Именно дети будут об этом судить. Конечно, с точки зрения технической и специалисты тоже, но в конце концов все равно – дети. Процедуру принятия решения по гранту, который выиграет то или иное издательство, предстоит еще подробно проработать. Может быть, даже стоит привлекать детей к участию в жюри и в этой части конкурса. Ведь в жюри основной премии «Заветная мечта» есть дети.

Видится ли вам каким-нибудь образом схема распространения книг по библиотекам? Будут ли предъявляться к библиотекам какие-то требования?

Эту тему нам еще только предстоит проработать. На самом деле крайне не хотелось бы просеивать библиотеки и говорить, что эта библиотека достойна, а эта нет. По определению, мы считаем, что если есть детская библиотека или школьная, там и должна находиться эта книжка. Наша задача обеспечить ее доставку. Должен быть соблюден принцип равенства конечных потребителей с точки зрения доступа к этой книге. Но библиотек, работающих с детьми, десятки тысяч... Будем думать.

Не думали ли вы о том, чтобы выделить в премии, например, номинацию вроде «Социально значимое произведение», среди тех, которые попали в шорт-лист?

Мы не думали об этом заранее и скорее всего сегодня оставим так, как есть. Другое дело, что этот вопрос можно обсудить для следующего сезона. Возможно, вообще некоторые книги заслуживают продвижения под каким-то отдельным девизом, лозунгом. В данном случае мы рассматриваем первый сезон премии как некий проект, исследовательскую работу. На выходе мы получили некое новое ожидание общества, сформированное этим же проектом. Теперь, изучая эти ожидания, будем его развивать.

Светлана Рипс

Вы говорите о детских программах во множественном числе. Может быть, уже есть другие реальные проекты, или скоро будут, или хотелось бы?..

Сейчас есть две большие программы – премия и спектакль, а остальное – как реакция на событие.

За последний год была оказана помощь родильному отделению и отделению для недоношенных детишек одной из московских больниц. Мы купили им дорогостоящую аппаратуру. Потом отремонтировали фасад Дома инвалидов в Москве. На заседаниях Попечительского совета мы обсуждали, что нам интересны программы развития детского спорта. Была высказана мысль о том, что, возможно, стоит обратить внимание на музыкально одаренных детишек.

Литературная премия – самый масштабный проект фонда как с точки зрения объема работы и охвата участников, так и бюджета. В нем, как видите, образовываются новые направления. Спектакль «Заветная мечта» идет вот уже больше трех лет постоянно, примерно четыре раза
в месяц на детских площадках, в школах, клубах, в больницах по Москве и области. Совершенно бесплатно: благотворительный фонд оплачивает и работу артистов, и расходы на создание и сохранность декораций и костюмов, и транспорт.

Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом спектакле. Кто его ставил?

Это очень добрая музыкальная сказка. Автор ее – Тамара Макарова. Музыку написал Владимир Шаинский. Говорят, наиболее интересно детям то, что привлекает и их родителей. Премьеру спектакля мы дали в 2003 году нашим сотрудникам в день рождения компании. Всем очень понравилось. После чего мы с радостью поняли, что спектакль можно играть для детей. Он очень живой, интерактивный, музыкальный. Светлая сказка.

Кто в нем занят?

Актеры. В основном звезды мюзикла, в том числе Виктория Пьер-Мари, Эвелина Блёданс, молодые артисты московских театров. По очереди играют два состава.

Я так поняла, что пока спектакль идет больше в школах, и это только Москва и область?

Да, пока это только Москва и область, но постановка изначально задумывалась в мобильной форме. Там очень красивые, легкие передвижные декорации, костюмы, и спектакль может проходить на любой сцене, даже специально не оборудованной. Один факт, что он идет в школах, – подтверждение того, что его можно играть на любой сцене. Но это не умаляет достоинств спектакля с точки зрения качества. И мы готовы обсуждать выезд по приглашениям в другие регионы.

Возможен ли выезд, если аудитория совсем малочисленна, например, в маленький детский дом, где всего 30–40 детей, или в небольшую сельскую библиотеку?

30–40 человек – это идеальная аудитория. Если выезжать куда-то далеко, может быть, есть смысл договариваться на несколько спектаклей в одном регионе, например, в детском доме, в сельском клубе, где-нибудь еще. Пока мы его недостаточно афишируем, но там, где мы уже были, нас теперь приглашают другие организации. Например, если первый раз играли в школе, то теперь приглашают библиотека, больница... Поступают и просто повторные заявки.

Если вы узнаете о том, что детская библиотека, например, готовит городской фестиваль чтения, будете ли вы поддерживать такие идеи?

Да, с такими идеями обращаться можно. Если детская или другая библиотека придумывает акцию, которая явно привлекла бы детей к чтению, это очень хорошо. Окончательное решение принимает, конечно, Попечительский совет. Как правило, мы охотнее рассматриваем проекты оказания реальной помощи, чем просто выделения денег. Почему мы начали отчасти с программ прямой и адресной благотворительной помощи, а не просто с выделения денежных средств? Потому что расходование грантовых денег плохо поддается контролю. Поэтому в документах фонда записано: если мы принимаем решение об оказании помощи, то постараемся своими же силами ее реализовать, а не просто дать денег.

Иначе говоря, вы не станете, скажем, отправлять кучу денег в поддержку фестиваля чтения, но можете пригласить писателей и привезти их туда за свой счет, чтобы они выступили перед детьми, или организовать приезд выставки, художников с мастер-классами...

Именно так. Все зависит от того, как будет представлен проект. Очень важно, чтобы была четко сформулирована программа, где было бы ясно показано, на что запрашивается помощь и в чем она может быть выражена. Мы, конечно, рассматриваем все варианты, и очень строго. Но вообще мы открыты для идей и предложений от людей, которые делают какие-то важные вещи для детей.

Мы благодарим руководство Благотворительного фонда «Заветная мечта» и ГК «МИАН» и за интересную беседу, и за их работу.

Беседовала Ольга Громова