Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2006


ЭКОЛОТ

Календарь круглых дат

Мария Порядина

«То старина, то и деяние»

Гильфердинг и его деяния

Александр Федорович Гильфердинг (2/14 июля 1831 – 20 июня / 2 июля 1872), 175 лет со дня рождения
Олонецкая поездка (лето 1871), 135 лет со времени осуществления
«Олонецкая губерния и ее народные рапсоды» (1871), 135 лет со времени написания и публикации

Царскую медаль получил Трофим Рябинин, Олонецкой губернии крестьянин! Об этом и в газетах прописали: Государь Император <...> Всемилостивейше соизволил в 18-й день февраля пожаловать Рябинину серебряную медаль с надписью “За полезное” для ношения на шее на Станиславской ленте.

А с чего взялось? С того, что посередь лета приехал гость из самой столицы и просил, чтоб «старины» ему пели. Прозвание-то немецкое, а сам русский, православный, по всему видать: книжный человек, грамотеющий, очки на носу; и говорил от Писания: грех, мол, таланты в землю зарывать... Так что уважить пришлось.

И пел Трофим Григорьевич:
Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное...

А слушатель, поправляя очки, строчил пером.
Звали его Александр Федорович Гильфердинг.

Предки его переселились на русскую землю еще при Петре Великом; отец же нашего героя, директор правительственной канцелярии, служил в Варшаве, где и родился Александр Федорович. Он получил хорошее домашнее образование, поступил на историко-филологический факультет Московского университета; изучил несколько европейских языков и санскрит; защитил магистерскую диссертацию «Об отношениях языка славянского к другим родственным».

Его приняли на службу по ведомству Министерства иностранных дел, в 1856 году назначили консулом в Боснию; тогда же он стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук. С 1861 года Гильфердинг служил в государственной канцелярии; с 1867-го возглавлял Петербургское отделение Славянского благотворительного комитета, Этнографическое отделение Императорского русского географического общества.

Гильфердинг изучал историю прибалтийских и южных славян, особенности межкультурных и межнациональных взаимоотношений в соответствующих регионах. До сих пор не утратили научного значения его труды «Народное возрождение сербов-лужичан в Саксонии» (1856), «История балтийских славян» (1855), «История сербов и болгар» (1859) и особенно «Борьба славян с немцами на балтийском поморье в средние века» (1861) – работа, опровергающая тогдашние представления о «цивилизаторской» роли немецких колонизаторов в Прибалтике.

Свои статьи и проекты Гильфердинг публиковал в «Московских ведомостях» и «Русской беседе», в «Москвитянине» и «Славянском обозрении», в «Дне» и «Русском инвалиде», в «Вестнике Европы», а также за рубежом. Этот «русский немец», конечно, был известен как один из убежденнейших сторонников славянофильства.

В 1861–1867 годах выходили «Песни, собранные П.Н.Рыбниковым» – четыре тома, более двухсот былин, исторических песен и других текстов, записанных в Прионежье. Как филолог и патриот российский, ознакомившись с песенным собранием Рыбникова, Гильфердинг понял, что здесь-то и есть подлинные, драгоценные, неисследованные сокровища народной поэзии и философии. Понял и другое, важное: если этих песен поскорее не записать, не показать «образованной публике», то вскорости не останется их вообще. И пойдет болтовня, что «у русских нет эпоса», что народишко наш жалок, духовно беден и убог. Не бывать же такому! И Гильфердинг снаряжается в Олонец.

С 30 июня по 27 августа 1871 года он проехал по старинным селам, чьи названия сами звучат, как песни, отзываются седой древностью, мощью богатырской: Повенец, Толвуй, Пудога... Степенные мужики и бойкие старушки пели-сказывали приезжему человеку «старины» – как Илья Муромец победил Соловья-разбойника, как Добрыня боролся со змеем, как Садко-купец гостил у морского царя... Андрей Пантелеевич Сорокин пел про «сорок калик», Потап Трофимович Антонов – про Сухмана, Марфа Трофимовна Котова – про Чурилу, Домна Дмитриевна Кононова – про Ставра. Аксинья Кузьминишна Фомина сперва сказывала о Вольге да об Илье Муромце, а потом расшалилась, развеселилась, спела «озорное» – про Хотена Блудовича...

Триста восемнадцать былин от семидесяти сказителей записал Гильфердинг за неполных два месяца своего путешествия.

То старина, то и деяние...

В написанной по горячим следам поездки статье «Олонецкая губерния и ее народные рапсоды», опубликованной в «Вестнике Европы», Гильфердинг горячо отстаивает самобытность и оригинальность русской народной поэзии, восхищается характером русского крестьянина.

«Общее впечатление – и тяжелое, и вместе отрадное. Отрадно видеть северно-русского крестьянина этой местности... отрадно видеть его самого по себе; тяжело видеть обстановку, в которую он поставлен природою, еще тяжелее – ту, в которой держит его масса сложившихся и наслоившихся недоразумений. Народа добрее, честнее и более одаренного природным умом и житейским смыслом я не видывал; он поражает путешественника столько же своим радушием и гостеприимством, сколько отсутствием корысти».

Подготавливая свои записи (две тысячи страниц) к печати, Гильфердинг расположил песни не «по сюжетам», а «по исполнителям». Таким образом можно было не только сопоставить различные варианты одной и той же былины, но и определить личностные характеристики каждого сказителя и особенности его репертуара.

И еще – по возвращении из Олонца Гильфердинг впервые организовал в Петербурге «концерты» северных рапсодов: Трофима Рябинина, его друга-соперника Ивана Аникиевича Касьянова, Василья Петровича Шевелева, по прозванью Щеголенка...

Синему морю на тишину,
Вам всем, добрым людям, на послушанье.

Восьмидесятилетний Рябинин приехал к зиме. 3 декабря 1871 года состоялось его выступление в зале Русского географического общества. Присутствовали высокопоставленные лица – великий князь Константин Николаевич, адмирал Федор Петрович Литке (председатель общества), университетские профессоры... Журнал «Русская старина» прислал фотографа, который сделал портрет сказителя. Собралось более 130 человек; кресел не хватило, и многие слушали стоя. Газета «Русский мир» особенно отметила это обстоятельство: «Нет сомнения, что слушать былины из уст самого сказителя (рапсода) – случай редкий и весьма интересный, который, вероятно, и привлек на заседание громадную публику, большая часть которой за неимением места стояла».

Трофим Григорьевич пел петербургской публике, как «Владимир-князь да стольно-киевский» получил оскорбительную «грамоту» и как «старый казак Илья Муромец» побеждал «собаку царя Калина». Из песни слова не выкинешь: сказано, что он «собака» – значит, собака и есть! И у наивного рапсода сами былинные враги, «ины татары», почтительно обращаются к своему правителю: «Ай же ты, собака да наш Калин-царь!»

И еще пел Рябинин про Вольгу и Микулу Селяниновича:

Как орет в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам  почиркивают.
<...>

А бороздочки он да пометывает,
А пенье-коренья вывертывает,
А большие-то каменья в борозду валит.

Подробности этой песни впоследствии позволили ученым сделать вывод о северном происхождении былин. «Это точная картина северной пахоты – в губерниях Новгородской, Псковской, Олонецкой и др., где пашни иногда сплошь усеяны валунами, то мелкими, о которые постоянно почиркивают омешики сохи, то крупными, которые приходится огибать при пахании. <...> Вывертывание кореньев также указывает на северные нивы, расчищенные среди леса...» («Очерки русской народной словесности» Вс. Миллера).

После выступления певец получил денежное вознаграждение (сто рублей серебром) и особый подарок от великого князя Константина Николаевича – серебряную чашу «в русском стиле». Рябинин целый месяц прожил в Петербурге на квартире у Гильфердинга, а потом с почетом отправился домой. А через некоторое время по ходатайству Этнографического отделения и великого князя олонецкий крестьянин получил из рук губернатора правительственную награду – царскую медаль «За полезное».

...Еще день за день, как и дождь, дождит,
А неделя за неделей, как река, бежит –

не прошло и года, как Александр Федорович Гильфердинг собрался в новую поездку, в Каргопольский уезд.

А дальше не читайте, потому что тут грустное. Пропустите несколько строчек, в которых говорится, как, прибыв в Каргополь, Гильфердинг заразился горячкой и, пяти дней не проболев, скончался; как отпели его в Христорождественской церкви и похоронили на городском кладбище; как потом Варвара Францевна, безутешная вдова, перевезла прах дорогого супруга в Петербург; как собранные им песенные сказания были опубликованы в 1873 году посмертно...

А здесь опять читайте, с каким восторгом были встречены «Онежские былины», как многочисленные специалисты хвалили «филологическую точность» олонецких записей, как песни из этого собрания многократно переиздавались, как «деятельность Гильфердинга пробудила интерес к собиранию фольклора у многих других исследователей, в том числе в соседних с Олонецкой – Архангельской и Вологодской губерниях».

Тут ему, свет Александру, да и славу поют...