Книжная витрина
Мария Порядина
В поисках сегодняшних классиков
Современное детское книгоиздание – такой же
бизнес, как и любое другое производство. К
сожалению, не так уж много у нас издателей, для
которых «честь дороже выгоды»; не так уж часто
популярную, раскрученную книгу действительно
можно назвать хорошей, то есть талантливой и
высокохудожественной во всех отношениях.
Напротив, нередко случается так, что бешеным
спросом пользуются средненькие тексты, низкого
качества переводы, аляповатые иллюстрации,
безвкусные обложки.
Правда и то, что ориентироваться на обширных
пространствах российского книжного рынка –
довольно утомительное занятие. Найти «свою»
книгу на стеллажах книжного магазина или в
разноцветном каталоге – ничуть не легче. Выбор и
покупка книги – занятие для внимательных и
ответственных. Навязчивая реклама предлагает
нам «лучшие суперновинки»; и не всегда
собственный ум и вкус подсказывают
образованному и здравомыслящему потребителю,
что многим «шедеврам» место на помойке, а вовсе
не на книжной полке.
Книгоиздательский поток так широк и могуч,
что в нем трудно заметить что-нибудь стоящее. А
книготорговцы так и норовят всучить доверчивому
покупателю модный «мегабестселлер», запрятав
подальше хорошую книгу, которая, может, так и
останется ничейной...
Не стоит надеяться, что хорошая книга сама
дойдет до читателя. Нет, ей надо помочь, и мы
должны это сделать.
Мы придумали «Книжную витрину», чтобы
показывать здесь издательские новинки и издания
текущего ассортимента, но не все подряд, а только
те, которые действительно хороши, полезны и
интересны. Посмотрите, какие авторы, издания или
серии, какие направления и тенденции заслуживают
вашего внимания, какие изюминки предлагает то
или иное издательство. Хочется верить, что с
помощью новой рубрики вам будет легче
ориентироваться среди множества корешков и
обложек. Смотрите на «Витрину» – и вы все увидите
сами.
Часто издатели, ориентирующиеся на
детскую аудиторию, идут по проторенному пути –
печатают проверенную временем «классику»,
тексты по школьной программе и примитивные
«познавалки» для малышей. Если же говорить об
издателях, которые готовы предложить читателю
нечто большее, то в первую очередь следует
отметить «Эгмонта», который наряду с
обязательной массовой продукцией издает книги,
вполне подходящие вдумчивому человеку.
Конечно, ни для кого не секрет, что у
«Эгмонта» полным-полно откровенных
«развлекалочек» и они находят своего
невзыскательного читателя. Однако нам важнее
рассмотреть и проанализировать менее
коммерческую, но более серьезную продукцию этого
издательства.
Прежде всего следует напомнить, что не
кто иной, как «Эгмонт» совместно с издательством
«Детская литература», выпустил в 2002 году
замечательный сборник «Классики: Лучшие
рассказы для детей», а вслед за ним – аналогичный
стихотворный сборник (редактор-составитель
Мария Артемьева). По форме «Классики»
представляют собой пару традиционных
хрестоматий для детского и семейного чтения, но в
отличие от привычных образцов не наводят на
ребенка тоску банальными картинами родной
природы, казенным патриотизмом и стандартными
нравоучениями. Особая их прелесть в том, что
подавляющее большинство здешних «классиков» –
наши современники, не слишком избалованные
популярностью, но безусловно талантливые.
Другое несомненное достижение
«Эгмонта» – серия «Город мастеров». В ней все
высокопрофессионально: удачное название, емкое и
образное; превосходное серийное оформление,
разработанное Дарьей Герасимовой, блестящее
наполнение. Напомним, что открывшая серию книга
– сборник юмористической прозы Артура
Гиваргизова «Со шкафом на велосипеде» –
принесла автору звание лауреата Первого
всероссийского конкурса «Алые паруса».
Фактически это был первый выход нашего любимого
автора к широкому читателю.
В серии «Город мастеров» вышли также
повесть Андрея Усачева «Малуся и Рогопед»,
сборник рассказов Олега Кургузова «Наш кот –
инопланетянин» и проза Валерия Роньшина в книге
«Детский садик № 13». Готовится к выходу книга
Станислава Востокова «Ветер делают деревья».
В 2005 году в оригинальном оформлении
под школьную тетрадку выпущены «Записки
выдающегося двоечника» – еще одна книга прозы
Артура Гиваргизова. «Записки...» открывают серию
«Школа прикола», в которой будут представлены
соответствующие авторы – от Андрея Усачева,
Эдуарда Успенского и Григория Остера до Саши
Черного и Даниила Хармса.
Переводную прозу для детей и особенно
подростков выпускают сегодня многие издатели; в
большинстве случаев, однако, эта проза идет по
линии фэнтези и редко поднимается на хороший
уровень. На этом фоне выделяются «Как приручить
дракона» и «Как стать пиратом» Крессиды Коуэлл –
веселые сказочные повести, остроумно
пародирующие поднадоевшие штампы детского
фэнтези. «Эгмонт» готовит к выходу третью книгу о
приключениях Иккинга Кровожадного Карасика –
«Как разговаривать по-драконьи».
Отметим серию непритязательных, в меру
забавных и в меру приключенческих историй из
жизни Джеронимо Стилтона, редактора газеты
«Голос грызуна» из Мышковии. Этот достойный
представитель мышиного племени изучает
таинственную рукопись Нострагрызуса, участвует
в Мышанкфуртской книжной ярмарке, борется с
вредной конкуренткой – Салли Крысмышен из
«Крысиных ведомостей». Заслуживает похвалы
очень адекватный и на редкость читабельный
перевод Джеронимо Стилтона (постаралась Ирина
Заславская); кроме того, в книгах остроумные
иллюстрации, оригинальные приемы верстки, игры
со шрифтами и даже с выходными данными.
Еще одна забавная мышиная история
называется «Время не ждет. Приключения Гермакса
Тантамока». Хоть ее герои – сплошь грызуны, но
ведут они себя по-людски: ремонтируют часы и
водят самолеты, ходят в оперу и расследуют
преступления, пишут картины и делают
пластические операции... Майк Хоуи изображает
«настоящий» роман, «как у больших», однако в
самый напряженный момент вдруг раздается
что-нибудь вроде «лапы вверх, подлый суслик!» – и
хохочущий читатель спохватывается, что имеет
дело с грызунами. Это сюжетная, вполне
увлекательная проза, одновременно пародийная и
лирическая, при этом поучительная и ничуть не
претенциозная, к тому же в хорошем переводе
М.Торчинской.
Из внесерийных удач «Эгмонта» хочется
лишний раз упомянуть повесть Роберта Маркмора
«Новобранец». Это история взросления мальчика,
попавшего в элитный интернат, в котором
умные-добрые-заботливые наставники превращают
жалких, нищих, неблагополучных сирот в крутых
профессионалов – агентов спецподразделения
британской разведки. Книга всерьез
предупреждает читателя о том, что взрослые,
воспитывая детей, отнюдь не всегда
руководствуются нравственными принципами и
моральными нормами, а расчетливость, цинизм и
корыстолюбие легко замаскировать под служение
отечеству и заботу о подрастающем поколении. В
2006 году планируется продолжение потрясающе
реалистичной повести Маркмора.
«Эгмонт» представляет и книги с
иллюстрациями выдающихся современных
российских художников. Хороши «Лучшие сказки
братьев Гримм» и «Лучшие сказки Андерсена»,
оформленные Анастасией Архиповой. Недавно вышла
«Алиса в стране чудес» с иллюстрациями
Александра Кошкина; готовится к изданию
«Конек-Горбунок» в оформлении Бориса Алимова.
Гарантией, если можно так выразиться,
качества издания служит тот факт, что оно имеет
диплом лауреата того или иного
профессионального (повторяю: профессионального)
конкурса. Мы помним, что три года подряд
эгмонтовские книги побеждали в «детской»
номинации «Книги года»: «Классики» (2003),
«Убежище» Кира Булычева (2004), «333 кота» Виктора
Чижикова и Андрея Усачева (2005), а «Записки
выдающегося двоечника» получили журналистскую
премию «Медиа-фаворит».
Конкурсные успехи «Эгмонта»
свидетельствуют о том, что в некоторых случаях
вполне достойная книга из «немассового» потока
может стать популярной – принести издателю и
некоторый доход, и уважение со стороны
профессионалов отрасли, и внимание потребителей.
А это значит, что нам незачем отчаиваться: тот,
кому нужна хорошая книга, все-таки сможет ее
найти. |