Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №13/2006


КОЛОНКА НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ

Здравствуйте!

Это было давно. Шел 1977 год. Практика студентов библиотечного техникума, занятие по выставкам. Книжных подставок нам не дают – дефицит. Журналы не слушаются и скользят по полированной поверхности стеллажа. Клеевой корешок развернутой книжки грозит развалиться пополам. Что тогда нам будет! За спиной слышу голос преподавателя – пожилой дамы: «И зачем их тут так много? Это не толкучка на базаре в воскресный день. Представьте себе, что вы в театре. Нужно выстроить мизансцену! Книги должны дышать!» Спустя многие годы я понимаю, что это был один из первых и главных уроков организации книжной выставки.

В 1983 году я попадаю в Гайдаровку на работу в методический отдел. Библиотечный капустник. ВИА «Методо» самозабвенно поет на мотив популярной в то время «Малиновки»: Заслышав методиста голосок, район теряет самообладанье. Три книжки и газеточки листок. И выставка готова и названье…Мы на это имели право, потому что сама Гайдаровка никогда не допускала у себя формального отношения к выставкам. Библиотекарь священнодействовал вместе с художником над каждой из них. И с художниками нам везло. У меня до сих пор стоит перед глазами вырезанные из бумаги модели молекул ДНК на выставке «Почему я похож на папу?». Эту выставку оформляла Елена Анатольевна Поленова, внучка художника Василия Дмитриевича Поленова.

В первые перестроечные годы, когда интерес к нашей стране во всем мире был повышенным, в ГРДБ (так тогда именовалась РГДБ) приехали французы со своими книжными выставками. Когда их монтировали, у наших библиотекарей случился настоящий профессиональный шок. Оказывается, можно, чтобы книжки не только стояли на стеллажах, но и укладывались лесенкой, образуя книжные ступеньки, вставали домиками, спускались на веревочках откуда-то с потолка, прищепками крепились к бельевой веревке. Одним словом, хохотали, кривлялись, дразнились!

Мы в ХХI веке. У библиотекаря в арсенале все чаще можно увидеть цветной принтер, сканер, ламинатор. Интересно, остался ли в библиотечном техникуме предмет «Плакатное дело»? К концу семестра даже самая нерадивая студентка могла довольно сносно плакатным пером продемонстрировать 2–3 шрифта без всякого трафарета!

Да, изменилось многое. Иногда в библиотеках даже возникает чувство тревоги, а не умрет ли искусство создания книжных выставок с появлением современной техники? Ведь в последнее время в выставочной работе в моду входит своего рода минимализм. Отмирают цитаты, тексты. Да и индустрия библиотечного оборудования, включая выставочное, как-то унифицирует сам процесс выставочной работы.

И все-таки неиссякаем творческий потенциал библиотекаря! В этом мы убедились, готовя летний тематический выставочный номер газеты. Он перед вами.

Татьяна Рудишина