Картотека опыта
Надежда Логинова
Книжный дозор: всем выйти из тени!
|
Надежда Васильевна
Логинова
зав. рекламно-издательским отделом
Свердловской областной библиотеки для детей
и юношества,
г. Екатеринбург |
У драматурга Н. Эрдмана была такая
мысль: «Сделайте свою идею господствующей – и
она вас прокормит». Нет, я не надеюсь, что наша
простая (на первый взгляд) идея о пользе чтения
нас прокормит (и писала уже об этом, извините,
повторяюсь), но мы все равно должны доказывать,
что эта идея по-прежнему остается главной в зоне
нашей профессиональной ответственности (чем бы
мы ни занимались; социализацией в том числе).
Конечно, мы разрабатываем социальные
технологии, представляем себе условия, которые
надо учитывать: знаем, например, как важна
диалоговая форма в общении с подростками. Мы
имеем представления о гендерных отличиях в
восприятии литературы, проводим тренинги по
профилактике зависимости в подростковой среде и
являемся партнерами всех. Но нашей главной
задачей остается формирование того слоя нации,
который будет способен мыслить самостоятельно
(помните определение «intelligency» из Оксфордского
словаря: «часть нации, стремящаяся к
самостоятельному мышлению»)?
B «обществе риска», каковым мы сейчас и
являемся, давно пора серьезно и без суеты
говорить с подростками по существу. Это возможно
для нас, потому что у нас есть главное –
литература.
Наедине с книгой человек становится
свободной личностью, независимой от воздействия
масс-медиа и прочих атрибутов. В конце концов,
личность на нашей Земле – явление ценное. Надо
помочь ей состояться.
Обращаю ваше внимание на такую
незатейливую и традиционную форму библиотечной
работы, как выставка. Безусловно, выставка может
стать знаковой (если мы вспомним Конфуция:
«Главное – не слово и не закон, а знак и символ»).
Вы можете налепить множество красивых картинок и
еще больше табличек со словами, создав тонкую
восточно-азиатскую мозаику. Некоторым нравится.
В этом есть что-то клиповое. Мысли разбегаются в
стороны также быстро, как буковки заголовков и
подзаголовков. Мы предлагаем выставку
«Пси-фактор: Зарядка для души», которая отвечает
заявленной теме – социализация подростков,
«вкус жизни» – по форме и содержанию. Выставка
«сделана» со вкусом: оптимистичный оранжевый
фонарик (оригинальный бумажный фонарик –
произведение «оч.умелых» рук
рекламно-издательского отдела) символизирует
Свет Истины. На гранях фонарика – «выходные
данные» библиотеки и филиала: полное название,
адреса, телефоны, факсы и адрес сайта. Вот вам и
первый знак: фонарик-библиотека. Светоч истины!
Выставка выглядит современно, стильно, благодаря
используемой лексике.
«Не будь марионеткой в чужих руках!»
– понятно, книги какого содержания представляют
этот раздел выставки. Чужое знание, которое
собственным еще не стало, но может стать. Как не
попасть к кукольнику и не стать марионеткой в его
руках? Если такое все же случилось, то как
преодолеть синдром выученной беспомощности? Не
игнорировать измененную ситуацию, а пытаться
изменить ее? Как разговаривать с подростками,
чтобы не следовать слепо прошлому опыту и не
склоняться к чрезмерному обобщению? Бывает
трудно найти слова, но раскрытая на нужной
странице книга будет вам верным помощником.
Фонарик на выставке «пси-фактор»
«Книжный портал» – художественная
литература для подростков. Мне нравится другое
название – «Книжный дозор: всем выйти из тени!» –
но так называется другая выставка. Название это
приснилось заведующей отделом обслуживания
нашей библиотеки Татьяне Анатольевне Шмотьевой
(да, вот такие мы творческие!). Но главные фишки –
кнопки (огромные, вырезанные из бумаги, с
торчащим зубчиком). На «кнопки» можно «подсесть»,
кнопки олицетворяют соблазны. Например, вы
«подсели» на какую-нибудь зависимость (наркотики
и др.) – стрелка (яркие стрелки – самое легкое
изобретение) указывают вам выход (выходом,
естественно, должна быть книга, например, книга Е.
Ройзмана «Город без наркотиков»). В разделе
«Книжный портал» / «Книжный дозор» это может быть
книга Д. Коупленда «Нормальных семей не бывает».
Мне кажется символичным, что все «соблазны»
(кнопки) на выставке как бы свалены в кучу. От этой
кучи ведут стрелки к книгам о здоровом образе
жизни и безопасной жизнедеятельности, а потом
(что совершенно логично) – к более сложному этапу
– чтению художественной литературы. Табличка с
традиционной надписью «выход» выглядит в этом
случае символично, знаково. Кроме того, очень
интересная деталь – маски, небрежно висящие там
и сям. На самом деле, разумеется, они висят очень
продуманно: маска должна быть приподнята, а что
под маской? Может, какой-то интересный
психологический портрет? Какой-то неординарный
герой? Какая-то загадка или тайна? Что-то новое
или непредсказуемое? Выставка, таким образом,
представляет собой инсталляцию, в которой нет ни
одного проходного образа. И подросток вряд ли
пройдет мимо.
Образ любимой нами зебры (как
растянувшегося на годы пешеходного перехода) в
указателе «Generation 12–16: твой читательский гид»
(СОБДиЮ, 2003) не устарели и могут использоваться в
полном объеме (или частями). Названия
разделов/тем, выбор книг, цитатник – все вполне
актуально. «Читай хоть что, но лучше – лучшее.
Тише, идет работа мозга!» Разделы: Трудно быть;
Новое поколение выбирает; Трудно быть
интеллектуалом; Это модно!; Дикие годы; Лекарство
от скуки; Настоящие слезы!; Тайные дневники и
страдания; Счастье за дверью; Тариф на лунный
свет; Новое прочтение; Вам интересно – читайте!
Есть такой замечательный журнал
«Лицейское и гимназическое образование». А в
этом журнале читатели-подростки рассказывают,
какие книги они читают и любят (информация из
первых рук). Это выбор поколения, это серьезно!
Книги С. Лукьяненко о Ночном и Дневном Дозорах и
мирах Иных. Пелевин как зеркало русской р., Бах,
Коэльо и Мураками (но не тот, не Харуки, а Рю
Мураками). Причем Коэльо-то и не в почете! Но
неожиданно – Карлос Кастанеда, Джон Апдайк и др.
(читайте «Лицейское и гимназическое
образование», 2005, № 6).
Фрагмент выставки «пси-фактор»
Влияние книг на формирование молодого
человека в нашей стране явно недооценивается
(подробнее об этом – «Geo Focus», 2005, № 11. Тайны книг).
Император Цинь Ши Хуанди уничтожил всех, кто мог
бы написать о нем книги. Только кто мог бы! Да, он
понимал силу книг. Но смельчаки все же находятся.
Когда мы поймем, что книги играют
огромную роль в процессе социализации, мы
победим одно из самых страшных заболеваний –
СПИД – вот в такой расшифровке: Синдром
Приобретенного Интеллектуального Дефицита.
P.S. На самом деле, это было
выступление на семинаре. Каюсь: кое-что после
выступления я в этот текст добавила. Как
известно, русский письменный и русский устный –
это как два разных языка. В разговоре многие
слова заменялись мною жестами, интонацией и
прочими эмоциональными элементами. В письменном
изложении в эти места пришлось вставлять всякие
слова, которые, возможно, покажутся вам весьма
неудачными или ничего не выражающими.
А еще за время между выступлением и
написанием прочитаны «Границы жизни»:
назидательное послание нашему юношеству http://www.levin.rinet.ru/FRIENDS/TUCHKOV/granitsy-zhizni.html;
перечитан «Обломов» (а ведь и правильно, что Илья
Ильич разлюбил Ольгу Сергеевну – заурядная,
глянцевая девица, хотя на первый взгляд, и не
скажешь). И услышано было, как некий современный,
стильный такой подросток искренне восхищался
Достоевским: «Это как же он так про человека
написал, что как будто все с тобой происходит ...
Это как же все так чувствовать?.. Ничего не читал
интереснее «Преступления и наказания»!
И подумалось: Ну, если они УЖЕ думающие,
а мы – ЕЩЕ думающие, – то мы сможем, конечно,
договориться.
Только не надо суетиться. Тише, идет
работа мозга! |