Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №14/2006


Остров сокровищ. Выпуск 06.
Вкладка в «БШ» № 14 (170). 16-31 июля 2006 года

Капитанский мостик

Юлия Просалкова

Сергей Иванов остается с нами

К 60-летию писателя

Сергей Анатольевич Иванов (1941–1999) – Сережа Иванов, как звали его друзья, был добрым, совестливым, застенчивым и ранимым. Он очень долго смотрел снизу вверх на своих знаменитых друзей, поэта Якова Акима и прозаика Юрия Коваля, хотя сам стал известен уже в 70-е годы после повести «Ольга Яковлева». Знаменитые друзья признавали его талант и относились к нему с нежностью. «Это добрый, красивый человек. Настоящий писатель», – написал о нем Яков Лазаревич Аким в предисловии к сборнику рассказов С.Иванова «Зимняя девочка».

Сергей Иванов запомнился читателям как автор классической реалистической прозы о младших школьниках и подростках, оригинальных рассказов о природе, повести–сказки «Зимняя девочка» и остроумных детских детективов.

Говорить с юным читателем о реальной жизни, ее болезненных проблемах, которые так или иначе затрагивают не только взрослых, – решаются и решались очень немногие писатели. Сергей Иванов среди этих немногих. Писатель тонко чувствует подростка в первую пору отрочества: неровность его характера и поведения, максимализм, жажду справедливости, гармонии в семье. С.Иванов тяготел к психологическим характеристикам персонажей, к психологическим конфликтам.

Герои реалистических повестей С.Иванова – подростки конца 70-х – середины 90-х годов, но их проблемы и конфликты близки сегодняшнему дню – по ощущению жизни, по чувствам. По-прежнему современно звучат повести «Тринадцатый год жизни» (1981) и «Его среди нас нет» (1984). В конце 70-х – начале 80-х годов семья меняла свои традиционные черты, становилась холоднее к ребенку, отношения родителей и детей приобретали характер внешней формальной теплоты и сердечности.

Героиня повести «Тринадцатый год жизни» – двенадцатилетняя девочка Стелла, чувствует себя одинокой, потому что ее интеллигентной образованной независимой матери мало дела до того, что происходит в душе дочери. А школа ничего не дополняет в душевную жизнь девочки, уроки ползут бесконечно. Героине кажется, что вокруг людей тринадцати лет простирается «суровая пустыня школьных дней».

Стелла живет своей внутренней жизнью, мечтает о любви, слушает разговоры взрослых, и думает, что ее родители не такие как все: не пьют, не разводятся, она уверена, что ее-то с братом ничего плохого не ожидает. Но беда приходит и в их дом: мать решает развестись с отчимом, которого Стелла любит даже больше, чем родного отца. Девочка делает все, чтобы семья не распалась. Но будут ли счастливы взрослые? Этот вопрос задает писатель в конце повести. «Да, среди разных сортов горя есть такой особый сорт – горе людей, добившихся своего. За каждую победу, так или иначе, расплачиваешься куском души, и в чем-то поступаешься благородством (а что делать – борьба), и на какое-то время забываешь о доброте (а что делать – побеждает кто-то один). Ты думаешь: не для себя же стараюсь, для других. Но те, для кого ты стараешься, возьмут немного погодя твою победу, рассмотрят ее со всех сторон. «Что-то дурно, – скажут, – она попахивает!»

У Сергея Иванова было очень развитое чувство ответственности за подрастающие поколения. На Международной встрече детских и юношеских писателей в Москве в 1989 году он говорил: «Наша современность... Что делать детскому писателю с этой современностью? Мне кажется, будто мы находимся в подводной лодке, в хорошей атмосфере романтики, а страшные валы современности заливают нас.

Первая реакция, первое, что мы делаем – уходим в сказку... Читатели и писатели тоже уходят в сказку. И тут я замечаю, что сам пишу уже четвертый фантастический роман для детей. Здесь было интересно сказано: эта сказочность, эта фантастика только внешние. На самом деле жизнь, реальность все равно входят в твою душу и требуют выражения... Что же все-таки нам делать с современностью?.. Мне кажется, существует в литературе два возможных пути. Один путь – быть Львом Толстым. Другой путь – быть Достоевским. Что это значит? Лев Толстой говорил: «жизнь плохая, тяжелая, но если вы поступите, как говорю вам я в своей моральной проповеди, то все будет в порядке». Достоевский считал по-другому. Он говорил: «вот она, жизнь, знайте, что правда о ней именно такова».

Я думаю, мы должны говорить всю возможную правду. Только узнав от нас всю правду, только с ощущением трагичности нашей жизни дети обретут истинно человеческое достоинство. А с ним и настоящий оптимизм1».

____________________

1 Детская литература : сб. статей. – М., 1990. – С. 56–57.

Особое место в творчестве Серегя Иванова занимают рассказы о природе «Сосны задумчивые», «Джулькино детство», «Изгиб лесной тропы», «Неловленый еж» и др. Они написаны в лучших традициях русской прозы и по образности и лиричности, по теплоте и мудрости очень близки рассказам М.Пришвина и Ю.Коваля. Сергей Иванов рассказывает о человеке в природе, о природе в жизни человека, об ответственности человека за все живое. «... если ты внимателен и терпелив, ты многое сумеешь подсмотреть. Вот по осеннему лесу бредет лось, расталкивая рогами клочья тумана. Вот белка рыжей искрой, хвост трубой несется к сосне на том краю поляны. А вот – присядь на корточки! – встретились два муравья и беседуют, притягиваясь друг к другу усиками... Да и вообще мало ли чудес на свете – чудес, которые могут стать твоими!...».

Писатель видит природу как художник-живописец и умеет рисовать словами, как кисточкой. «...справа от меня уже почти потухший закат. А слева небо холодное, темно-синее, высоко бледнеет тонкое лезвие месяца. Чуть заметно темнеет... Небо над закатом становится зеленым, потом начинает синеть...» («Как зажигаются звезды»). Мир природы в рассказах С.Иванова одухотворен и одушевлен. Часто его рассказы – зарисовки настроения, состояния души автора, который как бы говорит: посмотри, как красиво и как... грустно.

О рассказах С.Иванова о природе трудно говорить, их нужно читать, их хочется только цитировать, чтобы не потерять ни слова, ни образа – простого и поэтичного, – как прост, поэтичен и вечен мир, о котором он пишет, – доброта и нежность к природе разлита в каждой его строчке. «Торопливое осеннее солнышко уже гуляло по самой земле, между деревьями дальнего леса, когда дятел вдруг перестал долбить, вскинулся и улетел. Полет у дятлов немного смешной: они быстро-быстро машут крыльями, а летят не очень быстро, и кажется, что кто-то невидимый держит их с земли за ниточку...» («Стучи-стучи, дятел!»).

Яков Аким о рассказах С.Иванова о природе сказал, что они делают нас добрее, милосерднее к людям, ко всему живому; открывают в нас счастливую способность наблюдать природу; напоминают читателю: «вот она, красота – задумчивые сосны, пашня, июльский луг, первые звездочки на вечернем небе... Не пропусти. Вглядись. Прислушайся».

«Зимняя девочка» – повесть-сказка о странной девочке Тане, обладавшей необыкновенными способностями. Она жила в Москве и почему-то очень любила холод и снег. Но у девочки были особые отношения не только со снегом, но и с животными, деревьями – со всем, что ее окружало. Таня умела читать мысли других людей и разговаривать с животными, а еще она умела летать. За то недолгое время, что «Зимняя девочка» жила в Москве у бабушки, она успела многим помочь, попыталась прийти на выручку даже полярной сове. С.Иванов сочинил еще одну лирическую сказку о снегурочке, которая появилась в Москве, когда выпал первый снег, и которую потом унесла метель.

Во второй половине 90-х годов С.Иванов один за другим пишет «детские» детективы – остроумные и неожиданные. («Близнецы и сгоревший замок», «Похищение с продолжением», «Близнецы и похититель обезьяны» и др.) Сам он к ним относился снисходительно, но, зная психологию своего читателя и его ожидания, строил сюжеты так, что, открыв книгу, уже невозможно от нее оторваться.

В 90-е годы Сергей Иванов и Роман Сеф вели семинар детских писателей в Литературном институте им. Горького. Из этого семинара вышли многие современные прозаики, пишущие для детей. Учеником С.Иванова был замечательный писатель Олег Кургузов (1959–2004), лауреат международной премии Януша Корчака.

А сам Сергей Иванов за сборник «Зимняя девочка» в 1996 году был удостоен Почетного диплома Международного совета по детской книге.

Избранная библиография

Иванов С. А. Повести / С. А. Иванов. – М. : Сов. Россия. – 1992. – 352 с.

Иванов С. А. Зимняя девочка : рассказы и повесть / С. А. Иванов. – М. : Издательский дом ПИК, 1994. – С. 9–92.

Иванов С. А. Близнецы и похититель обезьяны : повесть / С. А. Иванов. – М. : Эксмо-пресс. 1999. – 221 с.

Иванов С.А. Близнецы и сгоревший замок : повесть / С. А. Иванов. – М. : Эксмо-пресс. 1999. – 238 с.

Иванов С. А. Похищение с продолжением : повесть / С. А. Иванов. – М. : Олимп, 1999. – 205 с.

Иванов С. А. Зимняя девочка : повести / С. А. Иванов. – М. : Пушкинская библиотека ; Астрель, 2005. – 362 с.

Иванов С. А. Бюро находок / С. А. Иванов. – М. : АСТ, 2006.