Капитанский мостик
Юлия Просалкова
Сергей Иванов остается с нами
К 60-летию писателя
Сергей Анатольевич Иванов (1941–1999)
– Сережа Иванов, как звали его друзья, был добрым,
совестливым, застенчивым и ранимым. Он очень
долго смотрел снизу вверх на своих знаменитых
друзей, поэта Якова Акима и прозаика Юрия Коваля,
хотя сам стал известен уже в 70-е годы после
повести «Ольга Яковлева». Знаменитые друзья
признавали его талант и относились к нему с
нежностью. «Это добрый, красивый человек.
Настоящий писатель», – написал о нем Яков
Лазаревич Аким в предисловии к сборнику
рассказов С.Иванова «Зимняя девочка».
Сергей Иванов запомнился читателям
как автор классической реалистической прозы о
младших школьниках и подростках, оригинальных
рассказов о природе, повести–сказки «Зимняя
девочка» и остроумных детских детективов.
Говорить с юным читателем о реальной
жизни, ее болезненных проблемах, которые так или
иначе затрагивают не только взрослых, – решаются
и решались очень немногие писатели. Сергей
Иванов среди этих немногих. Писатель тонко
чувствует подростка в первую пору отрочества:
неровность его характера и поведения,
максимализм, жажду справедливости, гармонии в
семье. С.Иванов тяготел к психологическим
характеристикам персонажей, к психологическим
конфликтам.
Герои реалистических повестей
С.Иванова – подростки конца 70-х – середины 90-х
годов, но их проблемы и конфликты близки
сегодняшнему дню – по ощущению жизни, по
чувствам. По-прежнему современно звучат повести
«Тринадцатый год жизни» (1981) и «Его среди нас нет»
(1984). В конце 70-х – начале 80-х годов семья меняла
свои традиционные черты, становилась холоднее к
ребенку, отношения родителей и детей приобретали
характер внешней формальной теплоты и
сердечности.
Героиня повести «Тринадцатый год
жизни» – двенадцатилетняя девочка Стелла,
чувствует себя одинокой, потому что ее
интеллигентной образованной независимой матери
мало дела до того, что происходит в душе дочери. А
школа ничего не дополняет в душевную жизнь
девочки, уроки ползут бесконечно. Героине
кажется, что вокруг людей тринадцати лет
простирается «суровая пустыня школьных дней».
Стелла живет своей внутренней жизнью,
мечтает о любви, слушает разговоры взрослых, и
думает, что ее родители не такие как все: не пьют,
не разводятся, она уверена, что ее-то с братом
ничего плохого не ожидает. Но беда приходит и в их
дом: мать решает развестись с отчимом, которого
Стелла любит даже больше, чем родного отца.
Девочка делает все, чтобы семья не распалась. Но
будут ли счастливы взрослые? Этот вопрос задает
писатель в конце повести. «Да, среди разных
сортов горя есть такой особый сорт – горе людей,
добившихся своего. За каждую победу, так или
иначе, расплачиваешься куском души, и в чем-то
поступаешься благородством (а что делать –
борьба), и на какое-то время забываешь о доброте (а
что делать – побеждает кто-то один). Ты думаешь:
не для себя же стараюсь, для других. Но те, для
кого ты стараешься, возьмут немного погодя твою
победу, рассмотрят ее со всех сторон. «Что-то
дурно, – скажут, – она попахивает!»
У Сергея Иванова было очень развитое
чувство ответственности за подрастающие
поколения. На Международной встрече детских и
юношеских писателей в Москве в 1989 году он
говорил: «Наша современность... Что делать
детскому писателю с этой современностью? Мне
кажется, будто мы находимся в подводной лодке, в
хорошей атмосфере романтики, а страшные валы
современности заливают нас.
Первая реакция, первое, что мы делаем –
уходим в сказку... Читатели и писатели тоже уходят
в сказку. И тут я замечаю, что сам пишу уже
четвертый фантастический роман для детей. Здесь
было интересно сказано: эта сказочность, эта
фантастика только внешние. На самом деле жизнь,
реальность все равно входят в твою душу и требуют
выражения... Что же все-таки нам делать с
современностью?.. Мне кажется, существует в
литературе два возможных пути. Один путь – быть
Львом Толстым. Другой путь – быть Достоевским.
Что это значит? Лев Толстой говорил: «жизнь
плохая, тяжелая, но если вы поступите, как говорю
вам я в своей моральной проповеди, то все будет в
порядке». Достоевский считал по-другому. Он
говорил: «вот она, жизнь, знайте, что правда о ней
именно такова».
Я думаю, мы должны говорить всю
возможную правду. Только узнав от нас всю правду,
только с ощущением трагичности нашей жизни дети
обретут истинно человеческое достоинство. А с
ним и настоящий оптимизм1».
____________________
1 Детская литература : сб. статей. – М., 1990.
– С. 56–57.
Особое место в творчестве Серегя
Иванова занимают рассказы о природе «Сосны
задумчивые», «Джулькино детство», «Изгиб лесной
тропы», «Неловленый еж» и др. Они написаны в
лучших традициях русской прозы и по образности и
лиричности, по теплоте и мудрости очень близки
рассказам М.Пришвина и Ю.Коваля. Сергей Иванов
рассказывает о человеке в природе, о природе в
жизни человека, об ответственности человека за
все живое. «... если ты внимателен и терпелив, ты
многое сумеешь подсмотреть. Вот по осеннему лесу
бредет лось, расталкивая рогами клочья тумана.
Вот белка рыжей искрой, хвост трубой несется к
сосне на том краю поляны. А вот – присядь на
корточки! – встретились два муравья и беседуют,
притягиваясь друг к другу усиками... Да и вообще
мало ли чудес на свете – чудес, которые могут
стать твоими!...».
Писатель видит природу как
художник-живописец и умеет рисовать словами, как
кисточкой. «...справа от меня уже почти потухший
закат. А слева небо холодное, темно-синее, высоко
бледнеет тонкое лезвие месяца. Чуть заметно
темнеет... Небо над закатом становится зеленым,
потом начинает синеть...» («Как зажигаются
звезды»). Мир природы в рассказах С.Иванова
одухотворен и одушевлен. Часто его рассказы –
зарисовки настроения, состояния души автора,
который как бы говорит: посмотри, как красиво и
как... грустно.
О рассказах С.Иванова о природе трудно
говорить, их нужно читать, их хочется только
цитировать, чтобы не потерять ни слова, ни образа
– простого и поэтичного, – как прост, поэтичен и
вечен мир, о котором он пишет, – доброта и
нежность к природе разлита в каждой его строчке.
«Торопливое осеннее солнышко уже гуляло по самой
земле, между деревьями дальнего леса, когда дятел
вдруг перестал долбить, вскинулся и улетел. Полет
у дятлов немного смешной: они быстро-быстро машут
крыльями, а летят не очень быстро, и кажется, что
кто-то невидимый держит их с земли за ниточку...»
(«Стучи-стучи, дятел!»).
Яков Аким о рассказах С.Иванова о
природе сказал, что они делают нас добрее,
милосерднее к людям, ко всему живому; открывают в
нас счастливую способность наблюдать природу;
напоминают читателю: «вот она, красота –
задумчивые сосны, пашня, июльский луг, первые
звездочки на вечернем небе... Не пропусти.
Вглядись. Прислушайся».
«Зимняя девочка» – повесть-сказка о
странной девочке Тане, обладавшей
необыкновенными способностями. Она жила в Москве
и почему-то очень любила холод и снег. Но у
девочки были особые отношения не только со
снегом, но и с животными, деревьями – со всем, что
ее окружало. Таня умела читать мысли других людей
и разговаривать с животными, а еще она умела
летать. За то недолгое время, что «Зимняя
девочка» жила в Москве у бабушки, она
успела многим помочь, попыталась прийти на
выручку даже полярной сове. С.Иванов сочинил еще
одну лирическую сказку о снегурочке, которая
появилась в Москве, когда выпал первый снег, и
которую потом унесла метель.
Во второй половине 90-х годов С.Иванов
один за другим пишет «детские» детективы –
остроумные и неожиданные. («Близнецы и сгоревший
замок», «Похищение с продолжением», «Близнецы и
похититель обезьяны» и др.) Сам он к ним относился
снисходительно, но, зная психологию своего
читателя и его ожидания, строил сюжеты так, что,
открыв книгу, уже невозможно от нее оторваться.
В 90-е годы Сергей Иванов и Роман Сеф
вели семинар детских писателей в Литературном
институте им. Горького. Из этого семинара вышли
многие современные прозаики, пишущие для детей.
Учеником С.Иванова был замечательный писатель
Олег Кургузов (1959–2004), лауреат международной
премии Януша Корчака.
А сам Сергей Иванов за сборник «Зимняя
девочка» в 1996 году был удостоен Почетного
диплома Международного совета по детской книге.
Избранная библиография
Иванов С. А. Повести / С. А. Иванов. – М.
: Сов. Россия. – 1992. – 352 с.
Иванов С. А. Зимняя девочка :
рассказы и повесть / С. А. Иванов. – М. :
Издательский дом ПИК, 1994. – С. 9–92.
Иванов С. А. Близнецы и похититель
обезьяны : повесть / С. А. Иванов. – М. : Эксмо-пресс.
1999. – 221 с.
Иванов С.А. Близнецы и сгоревший
замок : повесть / С. А. Иванов. – М. : Эксмо-пресс. 1999.
– 238 с.
Иванов С. А. Похищение с
продолжением : повесть / С. А. Иванов. – М. : Олимп,
1999. – 205 с.
Иванов С. А. Зимняя девочка :
повести / С. А. Иванов. – М. : Пушкинская библиотека
; Астрель, 2005. – 362 с.
Иванов С. А. Бюро находок / С. А.
Иванов. – М. : АСТ, 2006. |