Ром поэзии
Татьяна Рудишина
Коллекция редкостей и чудес
АНТОЛОГИЯ. Слово красивое, но какое-то
академичное и немного напоминающее о высшей
школе.
Это, конечно, не хрестоматия, но
примерно из того же ряда, и уж никак не связано с
личной библиотекой. Но в случае антологии
детской поэзии, составленной Виктором Луниным,
опровергаются все догмы. Она, в первую очередь,
для домашнего пользования (несмотря на
вынесенный на обложку гриф «Библиотека детского
сада»). Ее составитель – не бесстрастный
архивариус, методично откапывающий в пыли веков
текст за текстом, а поэт и читатель стихов,
охотник за редкостями, коллекционер, с
удовольствием дарящий нам, читателям, свои
находки. Лунин любит и умеет удивлять. Это видно и
в подборе авторов, и в подборе стихотворений. Он
не боится дать стихи без «визитной карточки»
поэта и представить вместо ожидаемого
совершенно неожиданное. Личностно окрашенный
отбор произведений отличает антологию Виктора
Лунина от другого подобного издания –
двухтомника «Русские поэты детям»,
составленного исследователем детской
литературы Е.О.Путиловой.
Любимые стихи для моих детей и
внуков : Антология русской поэзии для детей : в 5 т.
/ сост. В.В. Лунин. – М. : Московские учебники и
Картолитография, 2006. – Т. 1. : А–Г. – 176 с.
Лунин, благодаря безупречному вкусу, слуху
и хорошему домашнему воспитанию (типичный
московский послевоенный ребенок из хорошей
«детской»), в подборе стихотворений соблюдает
удивительную гармонию: ироническое, потом
лирическое, потом чуть
назидательно-воспитательное, потом игровое. Он
не боится быть сентиментальным и нежным. На
каждой страничке меняются ритмы, интонации,
настроения. Поражает щедрость души
поэта-составителя и удивительное внимание к
забытым и полузабытым именам из уже таких
далеких 50–60-х. А умение найти у абсолютно
«взрослого» поэта детские стихи! Такого Иосифа
Бродского, такую Бэллу Ахмадулину вы вряд ли
встречали.
Составлялась эта антология 25 лет!
Виктор Владимирович Лунин прекрасно помнит годы,
когда многие детские поэты печатались трудно и
чрезвычайно помалу. Читателям навязывали
литературу, которую часто и литературой нельзя
было назвать. Не печатали Вадима Левина,
«непроходным» был Олег Григорьев, под негласным
запретом Михаил Яснов. Талантливо сделанный
сборник стихов «Оркестр» в издательстве
«Детская литература» стоил редактору Марине
Титовой карьеры. Да и сам Виктор Лунин, часто
выступавший в то время в детских библиотеках
Москвы, имел пару тоненьких книжечек, на
профессиональном жаргоне библиотекарей
именуемых «лапшой».
Путь Виктора Лунина в детскую
литературу был классическим: творческие поиски
собственного голоса определило рождение дочери,
о чем он пишет в стихотворении «Детское тепло»:
Сначала пастерначил я невольно,
Когда мне было жить еще не больно,
Когда не души различал кругом,
А тени душ. Тень дома, а не дом.
А потому не смысл, а форму знака
Я взял себе тогда у Пастернака.
Я был еще с собою не знаком
И мнил себя его учеником.
Потом я мандельштамил неумело.
В то время боль меня уже задела,
Хоть и не сильно. И прозренья лик
Уже возник. Раздался детский крик,
Что стал строкою, криво, а не прямо
По улице, по камню Мандельштама
Бегущей. Но и с этого пути
Сошел я вскоре, не сумев найти
На нем себя. А после – годы спячки,
Где Вознесенский ставил мне задачки,
Такие современные на вид,
Но от которых голова болит.
Я их во сне решил, но их ответы
Лишь значили, что в них ответов нету.
Тут время просыпаться наступило.
Визжали поэтические пилы
Поденщиков, тогда вошедших в силу, –
Застой уже вступил в свои права –
Поэзию пилили на дрова.
Но, к счастью для меня, рожденье дочки
Тогда мои вдруг оживило строчки,
И было мне плевать на визг пилы:
Я в светлый детский мир ушел из мглы.
Так, со своею встретившись судьбой,
Я наконец-то стал самим собой.
С тех пор, и выходя из мира детства,
Всегда несу в себе его наследство:
Любую боль, и фальшь, и ложь, и зло
Перекрывает детское тепло.
В предисловии к антологии Виктор Лунин
объясняется со взрослыми читателями: «В собрание
вошло больше двухсот пятидесяти русскоязычных
поэтов, которые жили или ныне живут на территории
России. Авторы для удобства расположены по
алфавитному порядку. При этом я, конечно, не
претендую на абсолютную полноту. Какие-то поэты,
даже считающиеся классиками, представлены в
собрании минимальным числом стихотворений.
Неизвестные же или менее известные поэты
показаны шире и объемней, ибо для меня они часто
– поэты куда более крупные, чем некоторые из тех,
кого относят к классикам».
Первый том антологии иллюстрировала
Елена Герчук, в ее рисунках проявилось
прекрасное чувство слова и стиля. Рисунки
авторские, современные, изящные. И самое ценное –
в них нет штампа.
Мы предполагаем печатать на страницах
«Острова сокровищ» стихотворения из антологии
по мере выхода очередного тома. А пока
знакомьтесь – Андрей Анпилов, Владлен Бахнов,
Иосиф Бродский.
Андрей Анпилов (р. 1956)
Клятва
Клянусь, что не буду с огнем
баловаться!
Вот только не надо со мной целоваться!
А то – как наброситесь радостной кучей
Мне щеки царапать щетиной колючей!
И руки вообще уберите назад вы!!!
А то – передумать могу насчет клятвы...
Владлен Бахнов (1924–1994)
Сказка о том, как опасна лень
Жил-был ленивый человек,
Лениво дни листая.
Не знал еще наш быстрый век
Подобного лентяя.
Бывало, ляжет на кровать
И спит часов по двадцать:
Ему уж неохота спать,
Да лень, брат, просыпаться.
А если этот индивид
Опустит в кресло чресла,
То так весь день и просидит:
Лень подниматься с кресла.
А ежели, осилив лень,
Он встанет честь по чести,
То так и простоит, как пень,
Не двигаясь,
На месте.
Но как-то раз,
С большим трудом
Передвигая ноги,
Пошел лентяй погожим днем
Пройтись
Вдоль по дороге.
Он час идет, и три, и пять...
Уж солнышко садится...
Лентяй уже устал шагать,
Да лень остановиться!
Ему бы повернуть домой,
Да лень шагать обратно,
И вдаль ушел он по прямой
И где он –
Непонятно!
Найти беднягу нелегко...
И тут сказать удобно,
Что очень даже далеко
Лень завести способна.
Иосиф Бродский (1940–1996)
Ссора
Однажды Капуста приходит к
Морковке
И видит: Морковка лежит в упаковке.
– Морковка, Морковка, скажи мне на милость:
Куда это нынче ты так нарядилась?
– Ах, знаешь, Капуста, уже ухожу:
Сегодня меня пригласили к Ножу.
Меня без тебя пригласили к нему,
Тебя я, Капуста, с собой не возьму.
Капуста сказала: «Подумаешь, Нож!
Чихать мне на то, что меня не возьмешь!
Две Ложки меня пригласили на Щи.
Пойду без тебя я. Уж ты не взыщи».
|