Письма в бутылке
Елена Коптяева
«Дела и ужасы Жени Осинкиной» мы читали семьей
Книгу «Дела и ужасы...» мне дали на
недельку-другую из детской библиотеки. Совершено
случайно зашел разговор о «детском»
произведении Мариэтты Чудаковой. Я страстная
поклонница творчества М.Булгакова, очень уважаю
главного булгаковеда, читала ее
«Жизнеописание...». Глаза видно разгорелись,
когда я просила дать книгу почитать. Интересно
же, как умным людям видится современная
подростковая литература. Поэтому дали, несмотря
на очередь жаждущих новинок читателей-детей.
Конечно, мы уже не совсем голодаем в
плане чтения для этого возраста. У нас есть
Д.Пеннак, У.Старк, Дж.Роллинг и т.п. Счастливы, что
еще есть С.Седов, А.Гиваргизов, масса талантливых
поэтов... Как-то я все время находила для своих
дочерей, что почитать, не считая того, что они
притаскивали из детской библиотеки или от
подруг. Но, конечно, хотелось современную
«Динку», «Витю Малеева» или «Тимура» с командой.
Моим дочерям 15 и 16 лет. «Дела и ужасы...»
начали читать практически одновременно со мной:
каждый день наперегонки, кто скорее займет.
Только дня через три обе бросили. Причем одна
прочла треть книги, вторая – две трети.
Не подумайте, что эту книжку нельзя
прочитать за день. Можно, только если других дел
совсем нет. А у них обеих рефераты, аттестация
школы на носу, поэтому по семь-восемь уроков в
день, плюс газету школьную мы выпускаем, да еще
всякие личные заморочки.
Елена Коптяева с дочерьми
Я, когда прочла первые странички,
пришла в восторг. Такие узнаваемые моменты про
запретные книжки, про словари, к которым я
собственных детей отправляю по десять раз на дню
(не считая тех, кто приходит в школьную
библиотеку, где работаю)... Почему они не любят
получать сведения из первоисточников? Почему им
надо обязательно пережеванную и переваренную
информацию? Помню, что я в детстве выписывала все
непонятные слова, чтобы, придя в библиотеку,
выяснить все скопом.
Потом «Женя Осинкина» начала
напрягать излишней назидательностью. Понимаю,
что надо передать детям много полезной
информации, указать на дикие нравы, на
недопустимое равнодушие; просто объяснить, что
кое-какие принятые у нас традиции и обычаи
неприличны или нежелательны, развеять кое-какие
устоявшиеся мифы, а родителям некогда, да не все
об этом задумываются. Все понимаю. Но слишком
белыми нитками шито, по-моему.
Вот на с. 22–23 наставление про то, как
надо вести себя в метро, на с. 42–43 – как плохо
быть нытиком, а на 52-ой нас опять учат, что нельзя
разувать гостей... Читаю и думаю, что все это знать
полезно, но почему эти сведения прямо вылезают со
странички и мне ими словно тычат в нос?
Потом сюжет разворачивается,
вовлекает, появляются какие-то интересные даже
для меня комментарии литературного плана и
просто размышления о жизни. Потом речь пошла о
вещах, которые больше понятны мальчикам: машины,
футбол, мафия... Но вот абсолютная правда о
неблагоустроенных дворах на периферии в данном
представлении вызвало у меня протест. Ни Москва,
ни Питер не может похвастаться, что избавились от
грязи и мусора. Там просто дворники чаще с
метелкой прохаживаются. А по стране дворники
перевелись из-за нищеты муниципалитетов. Но это
мои мысли по ходу чтения. Что будут чувствовать
дети – не предугадаешь.
Потом у меня просто пропало ощущение,
что это детская книжка. Пришли опасения, что
много чего им тут не понять так, как хотелось бы –
не поверхностно. Например, про лозунги и плакаты.
Выражения типа «хилые выборные органы» лично у
меня пошли на «ура». В мои-то 40 с хвостом. Но лет в
12–13 – не знаю.
А как объяснить, что такое «секретарь райкома»?
Зато очень здорово, что есть в книге кусочек о
начале Великой Отечественной войны.
Впечатляющий эпизод!
Информации – масса. Сюжет
захватывающий, но все-таки, почему опять вокруг
убийства?
Моя старшая дочь так и не стала
дочитывать. Хватило двух третей книги. А младшая
проглотила после недельного перерыва. Стала у
нее спрашивать, что она думает о Жене Осинкиной и
вообще.
Выяснилось, что бросила поначалу
читать, потому что показалось, что книга для
«малолеток» (так она называет всех, кто младше
ее). Но с десятой главы она оценила ее по-другому.
Очень выделила для себя главу про Скина. Когда я
ее спросила о том, что она поняла про Страну
Советов, моя Маша гордо вздернула подбородок и
заявила, что они в школе историю России XX века
проходят, и столько документальных фильмов про
это видела, и сама все давно поняла, так что не
надо! А в конце она очень на книжку рассердилась:
почему так резко кончилась! Теперь вот ищи
продолжение!
А про криминальный сюжет у Маши
суждение такое: все любят читать детективы и
ужастики, хотя там ведь ничего полезного нет,
значит надо этим воспользоваться этой
популярностью и заполнить свободные от
расследования места всякими умными мыслями. Ведь
не писать же просто про то, как взрослая женщина,
автор книги, едет по стране, смотрит по сторонам и
описывает: вот речка, а вот грязная улица, а вот
жуткая СТО...
В общем, впечатление сложное. Для меня
эта книжка написана в стиле лоскутного шитья.
Хорошо это или плохо? Кому как. Но продолжение
хочется тоже. Очень.
Хотя я бы лучше почитала что-то вроде
записных книжек или воспоминаний Мариэтты
Чудаковой. Может, они уже есть в опубликованном
виде, только я не знаю? Нам ведь тоже новые умные
книги нужны. Не Д.Донцову же читать. С
удовольствием бы поставила на свою полку такую
книгу М.Чудаковой рядом со сборником Л.Гинзбург.
И читала бы так же. В сотый раз. |