Курс молодого бойца
Татьяна Седых
Что такое
Словарь массовых форм работы
|
Татьяна Капитоновна Седых
зав. библиотекой школы № 7
г. Якутск, Республика САХА (Якутия) |
Аукцион знаний – творческие
дела, способствующие привитию интереса к
познанию, расширению кругозора, росту творческой
активности учащихся, приобретению знаний. Это
открытое соревнование на лучшее знание темы.
Аукцион интеллектуальный –
интеллектуальное состязание, где можно
«продать» и «купить» материализованную в книге,
репродукции, пластинке, фотографии, слайде
духовную ценность. «Покупка» совершается путем
предъявления каких-либо знаний, затребованных
«продавцом». Цель: укрепление авторитета Знания,
стимулирование интереса к интеллектуальным и
художественным ценностям, источникам
информации.
Бой – соревнование между группами
с использованием, например, взаимообмена
знаниями.
Вечера – вечернее собрание,
дружеская встреча с целью развлечения; вечера
могут быть литературными, музыкальными,
песенными, танцевальными, поэтическими и т.д.;
организуются чаще всего для старшеклассников.
Цель: объединить участников, приобщить к
искусству.
Викторина – познавательная игра,
состоящая из вопросов и ответов на темы из
различных областей знаний с целью расширения
образовательного кругозора учащихся. Подбор
вопросов осуществляется с учетом возраста детей,
уровня их знаний.
Газета-молния –
особый вид стенной или радиогазеты, содержащей
экстренное сообщение о каких-либо важных
событиях, требующих безотлагательного
размышления, призывающих к скорейшему решению.
Диалог – средство реализации
предметно-информационной и
целостно-ориентированной составляющей качеств
образования (возможность поделиться знаниями,
быть услышанным и понять реакцию на высказанное).
Цель: способствовать коммуникативной
деятельности и формированию навыков обмена
мнениями.
Дискуссия – специально
организованный обмен мнениями по какому-либо
вопросу (проблеме) для получения информационного
продукта в виде решений. Структура: определение
темы, представление участников, объяснение
условий дискуссии, выступление основных
участников не более 20 минут, приглашение к
обсуждению других людей, подведение итогов и
краткий анализ высказываний. Необходимо
соблюдение регламента и повестки дня, рамок
приличий во время дебатов.
Дискотека – «диск» по-французски
«пластинка». Формы организации дискотек самые
разнообразные: тематические, танцевальные.
Организация требует хорошо оснащенной фонотеки,
необходимой аппаратуры, соответствующего
оборудования и оформления зала.
Диспут – специально
организованное представление, в ходе которого
происходит демонстративное столкновение мнений
по какому-либо вопросу, проблеме.
Игра –
соревнование, состязание по заранее
согласованным и определенным правилам.
Демократический вид деятельности, имитирующий
реальную жизнь с четкими правилами и
ограниченной продолжительностью. Форма
организации игр разнообразна: дидактическая,
ролевая, деловая, имитационно-моделирующая,
интеллектуальная, развлекательная и т.д.
Игра деловая – средство
формирования целостной системы организационных,
общественных знаний, умений и навыков на основе
моделирования. В основе – модель
общественно-полезной организационной
деятельности.
Игра интеллектуальная – игра, где
успех достигается за счет мыслительных
способностей человека, его интеллекта.
Игра позитивная – ценностно
ориентированная деятельность детей в ситуации
поведенческой задачи. В ходе игры каждый
раскрывает суть своей личностной жизненной
позиции в им же самим создаваемом сюжете.
Предлагается некоторая фабула, в которой
разыгрывается создавшаяся ситуация в ее
сюжетно-ролевом разворачивании. Выбор решения не
оценивается.
Игра ролевая – средство
моделирования отношений и ситуаций. Посредством
ее участники дела становятся героями ситуации
(по выбору), моделируют ее, вынося на суд
коллектива.
КВН – соревнование нескольких
одновозрастных команд. Структура КВН:
приветствие команд, разминка, конкурсы, конкурс
капитанов, конкурс на лучшее домашнее задание.
Классное собрание – форма
организации коллективной жизни. Структура:
представление обсуждаемой темы (проблемы),
изложение информации по проблеме, начало
дискуссии, предлагаются решения проблемы,
выбирается решение, обсуждаются предлагаемые
результаты решения, закрытие собрания.
Классный час – час духовного
общения классного руководителя с ученическим
коллективом. Темы определяются в соответствии с
общешкольным планом, планом воспитательной
работы, с учетом потребностей развития
определенного возраста учащихся, их интересов и
стремлений.
Конкурс – личное
или командное соревнование с целью выявления
лучших участников, исполнителей, лучшей работы и
т.д. Конкурс может быть самостоятельной формой
работы (музыкальный, фольклорный, танцевальный,
поэтический) или составной частью любого
мероприятия, праздника, игры.
Конференция – проходит в виде
собраний, уроков-конференций (научных,
читательских, итоговых). Любой вид конференции
требует тщательной подготовки: определение темы
и сроков проведения, оповещение участников,
разработка программы, списки литературы для
подготовки, формулирование
дискуссионно-проблемных вопросов и т.д.
Линейка – ритуальное
представление, предполагающее построение
участников в шеренгах на какой-либо площадке;
затем объявления, сообщения и т.д.
Митинг – собрание для обсуждения
каких-либо значимых вопросов, предполагающее
демонстрацию взглядов в виде устных
монологических выступлений отдельных ораторов.
Мозговая атака – форма
организации группы, когда в минимальные сроки
каждый участник вносит устно свое предложение в
общую копилку возможных форм и методов
проведения дела, на основе которых возникает его
окончательный вид.
Мозговой штурм – эффективный
метод коллективного обсуждения, творческий
поиск решения проблемы, который осуществляется
путем свободного выражения мнения участников и
позволяет использовать свои интеллектуальные
способности. Структура: определение проблемы,
высказывания идей, отбор идей, развитие решений.
Праздник – массовое мероприятие,
посвященное знаменательной дате или событию
общенародного, традиционного, общешкольного или
классного характера. Праздник, посвященной
торжественной дате, включает в себя:
торжественную часть (поздравление, приветствие,
подведение итогов); концерт развлекательного
характера, показ спектакля, сольные номера, игры,
пародии, аттракционы.
Пресс-конференция –
познавательное дело-обозрение, организуемое в
форме ролевой игры членов определенной
«делегации» с «представителями прессы»,
«корреспондентами» различных газет и журналов,
«журналистами» радиовещания, телевидения, кино-
и фотокорреспондентами. Цель: обмен знаниями,
выработка правильного отношения к историческим
и текущим событиям общественной жизни страны,
города, школы.
Разброс мнений – дискуссионная
форма, групповой разговор на одну предложенную
тему. Тематика разнообразна: от философских
проблем до вопросов организации жизни
коллектива. Принципиально важно принимать любое
мнение с интересом и уважением, не давать
оценочных ярлыков на высказывания детей.
Утренник – итоговое мероприятие
работы с читателями, учащимися по определенной
теме с целью привлечения новых читателей и
пропаганды книги, библиотеки, чтения.
Хэппинг – одновременное
взаимозависимое действие школьников, групп без
зрителей. Например, карнавал, инсценировка,
всеобщая ролевая игра.
Экскурсия – выход, поездка,
коллективное посещение мест, как правило,
культурно-просветительного или
учебно-демонстрационного характера. Тематика
разнообразна. Требуется предварительная
подготовка со стороны организатора и участников,
а также инструктаж по технике безопасности и
этикету.
Эстафета – совместная
деятельность группы участников, совершаемая в
последовательности, определяемой сюжетом,
сценарием, правилами. |