Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №15/2006


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Игра

Людмила Муравьева, Татьяна Рудишина

Третьяковке – 150!

Конкурс знатоков

Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь.

Из письма П.М.Третьякова

А.П.Боткиной от 23 марта 1893 года

Павел Михайлович Третьяков и его коллекция

Нынешний год проходит под знаком Третьяковской галереи – коллекции мирового значения, – которую основал Павел Михайлович Третьяков, почетный гражданин Москвы.

Третьяковке – сто пятьдесят лет. К этому событию приурочены разнообразные выставки и конференции. А для библиотекарей – это повод в рамках элективных курсов или самостоятельно обратиться к удивительному явлению рубежа XIX–XX веков – российскому меценатству; поговорить о незаурядной личности – Павле Михайловиче Третьякове, о его коллекции русской живописи, о том, как она создавалась, о художниках, с которыми страсть собирательства свела этого человека.

П.М. Третьяков. 1890-е гг. Фотография ОР ГТГ

А началось все в 1860 году. Двадцативосьмилетний московский купец Павел Михайлович Третьяков, собираясь в заграничное путешествие, составил «Завещательное письмо», согласно которому в случае его неожиданной смерти большая часть принадлежащего ему капитала – сто пятьдесят тысяч рублей – должна быть употреблена на устройство в Москве «общественной картинной галереи». К счастью, «неожиданной смерти» не последовало, а идея создания галереи осталась. Причем, если первоначально Третьяков видел себя лишь инициатором общего дела, который, предоставив капитал на покупку картин и организацию «общества любителей художеств», должен отойти от дел, то затем он утверждается в мысли, что собирательство картин будет осуществлять самостоятельно, рассчитывая исключительно на собственные средства и силы. А конечным итогом его деятельности должна стать передача галереи городу Москве.

По свидетельству Стасова, намереваясь впоследствии придать коллекции исторический характер и показать преемственность в развитии отечественной культуры, Третьяков хотел собирать живопись русской школы со второй половины 1850-х годов. Поэтому, приобретая наряду с произведениями современников работы Боровиковского, Щедрина, Лебедева, он не оставлял мысли о присоединении к своей галерее коллекции петербургского собирателя Прянишникова – обладателя самого большого собрания русской живописи известных и забытых мастеров XVIII – начала XIX веков.

Меценатство Третьякова в области искусства можно расценивать как высокий гражданский подвиг; недаром И.Е.Репин писал, что П.М.Третьяков «...довел свое дело до грандиозных, беспримерных размеров и вынес один на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи». Моральная и материальная поддержка, которую он оказывал художникам, помогала им сохранять идейную и творческую самостоятельность.

В августе 1892 года П.М.Третьяков принял решение о передаче галереи (вместе с собранием картин зарубежных и русских художников, завещанным ему братом Сергеем Михайловичем) в дар городу Москве, а уже через год открылась для всеобщего бесплатного обозрения «Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых». При этом сам П.М.Третьяков утверждается ее пожизненным попечителем. Как говорилось в официальном документе Московской городской Думы, в знак глубочайшей признательности за то художественное наслаждение и эстетическое воспитание, которое доставляют населению Москвы и всей России собранные заботами Павла Михайловича сокровища. В декабре 1896 года Третьяков становится почетным гражданином Москвы.

Викторина открывает Третьяковку

В нашей библиотечно-педагогической практике мы неоднократно обращались к теме московского меценатства (Библиотека. – 1997. – № 6. – с. 13–19). Сегодня предлагаем один из возможных вариантов конкурса знатоков живописи «Павел Михайлович Третьяков и его коллекция» для учащихся старшего школьного возраста.

В начале игры участники разминаются. Это может быть кроссворд с фрагментами, узнавание картин по фрагменту; при наличии видеофильма или слайдов можно устроить конкурс, кто больше узнает картин, хранящихся в Третьяковской галерее. В нашем случае участникам предлагалось за 5 минут перечислить наибольшее число картин, приобретенных П.М.Третьяковым лично для своей галереи. Учитывались: правильность названия картины, определение автора и достоверность факта покупки картины П.М.Третьяковым. Задание выполняется письменно (за три правильных ответа команда получает 1 балл).

Далее следовала серия вопросов викторины, в перерыве командам предлагалось следующее творческое задание. Известно, что кружок, к которому примыкал Третьяков, увлекался театром, музыкой, литературой. И вот такое шуточное послание Павлу Михайловичу, прозванному за застенчивость и целомудрие Архимандритом, было направлено как приглашение на домашний вечер:

Высокопреподобие
Отец Архимандрит!
Хозяин говорит:
Чтоб было нам удобнее
Наш вечер провести,
Отец! нас навести!
И игры фортепианные
И канты все желанные
Играться будут Вам:
Иные чисто постные,
Другие трехголосные
С скоромным пополам...

На подобных вечеринках часто разыгрывались «живые картины». Темами нашего задания стали «живые картины» на сюжеты полотен коллекции Третьякова – «Неравный брак» В.В.Пукирева; «Меншиков в Березове» В.И.Сурикова; «Бурлаки на Волге», «Не ждали» И.Е.Репина; «Тройка», «Охотники на привале» В.Г.Перова.

Вопросы первого тура викторины

1. Извечный спор между двумя российскими столицами вторгся и в такую специфическую сферу, как коллекционирование произведений искусства. Критик Стасов писал о некоем господине, что он один из самых злых врагов Петербурга, так как «В первую же минуту покупает и увозит к себе в Москву... все, что только появится примечательного».

Кого имел в виду Стасов? Какая коллекция и какой меценат были главными петербургскими соперниками этого господина?

Ответ. П.М.Третьяков, Русский музей, император Александр III.

2. Эти картины мало известны широкому кругу любителей живописи, тем не менее они были бесконечно дороги их владельцу. В чем заключалась для него их особая ценность?

Ответ. Картины Н. Шильдера «Искушение» и В. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». С них в 1856 году началась коллекция Третьякова.

3. В 60-е годы Третьяков осуществляет один из крупных своих собирательских замыслов – создает историческую портретную галерею «...лучших сынов России, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью» (Репин), планомерно заказывая портреты этих замечательных людей крупнейшим русским живописцам.

Каким художникам заказывал Третьяков эти портреты? Кто на них изображен?

Ответ. Портреты Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина были заказаны художнику И.Н.Крамскому; портрет М.П.Мусоргского –И.Е.Репину; портреты А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского – В.Г.Перову.

4. В собрании Третьякова было немало картин на исторические сюжеты. Предлагаем вам узнать эти картины по репродукциям, назвать их, определить и рассказать вкратце, о каких исторических событиях они повествуют.

Ответ. Репин «Иван Грозный и сын его Иван»; Суриков «Боярыня Морозова»; «Меншиков в Березове», Верещагин «Скобелев под Шипкой»; Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея».

5. Со времени основания Российской академии художеств существовала многолетняя традиция, согласно которой лучшие выпускники свои дипломные работы писали, как правило, за границей, в Италии, на религиозные темы. Павел Михайлович Третьяков картины религиозного содержания приобретал не часто, однако библейские сюжеты все же представлены в его коллекции. Предлагаем вам узнать картины и этюды на репродукциях, назвать их создателей, объяснить сюжеты.

Ответ. А.А.Иванов «Явление Христа народу», Н.Н.Ге «Что есть истина?», «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад», И.Н.Крамской «Христос в пустыне».

6. Разнообразна по колориту, по настроению русская пейзажная живопись. Многие пейзажи из собрания Третьякова хорошо знакомы вам с детства по репродукциям. Пейзажи Васильева трудно спутать с пейзажами Шишкина, Остроухов не похож на Куинджи. Предлагаем вам за одну минуту расположить таблички с именами художников и названиями картин под репродукциями.

Ответ. И.С.Остроухов «Сиверко»; И.И.Шишкин «Полдень. В окрестностях Москвы», «В лесу графини Мордвиновой»; А.И.Куинджи «После дождя»; И.И.Левитан «Владимирка», «У омута»; А.К.Саврасов «Лосиный остров в Сокольниках»; Ф.А.Васильев «Оттепель».

В.М.Васнецов у картины «Богатыри». Москва. 1898. Фотография ОР ГТГ

7. С конца 60-х годов в коллекции Третьякова появляется скульптура. Кто из скульпторов привлек внимание Павла Михайловича?

Ответ. В 1869 году приобретена работа П.К.Клодта «Лошадь, идущая рысью», в 1771 году он заказал М.М.Антокольскому композицию «Царь Иоанн Васильевич Грозный» в мраморе.

8. Третьяков брал на себя смелость приобретать для галереи картины, запрещенные к показу цензурой. Укажите, какая из предложенных картин и по какой причине была подвергнута цензурному запрету?

[Участникам игры предлагаются репродукции: А.А.Иванов «Мальчики на берегу Неаполитанского залива», Н.А.Ярошенко «Всюду жизнь», В.Е.Маковский «Свидание», И.Е.Репин «Не ждали», В.Г.Перов «Сельский крестный ход на Пасхе», И.Е.Репин «Отказ от исповеди»]

Ответ. Церковной цензурой была запрещена к показу картина В.Г.Перова «Сельский крестный ход на Пасхе».

9. Перед вами знаменитый фасад здания Третьяковской галереи.

Кто его создатель? Принимал ли Павел Михайлович Третьяков непосредственное участие в его разработке и воплощении?

Ответ. В.М.Васнецов – создатель фасада, здание было перестроено в 1900–1902 гг. Павел Михайлович Третьяков к этому времени умер.

10. Павлу Михайловичу Третьякову были особенно близки его современники – художники-передвижники, такие как Крамской, Репин, Васнецов. А с Левитаном у него была духовная и даже какая-то мистическая связь, которая однажды проявилась, подводя своеобразный итог...

Как вы думаете, в чем проявилась эта духовная связь?

Ответ. Последним приобретением Третьякова для галереи был эскиз картины Левитана «Над вечным покоем».

11. Коллекционирование лучших произведений живописи отечественной школы стало делом всей жизни основателя галереи, а создание общедоступного музея национального искусства – конечной целью собирательской деятельности. Как известно, он завещал крупные суммы на школу глухонемых, на ремонт галереи, на устройство дома для вдов и сирот русских художников, на стипендии в советы Московского университета, консерватории, Московского и Александровского коммерческих училищ, на устройство богадельни, не забыл завещать денежное вознаграждение рабочим и служащим.

В основном воля покойного была исполнена наследниками, но был один весьма существенный пункт завещания, который соблюден не был... Что это за пункт?

Ответ. П.М.Третьяков завещал после его смерти не пополнять коллекцию.

Вопросы второго тура викторины

Вопросы второго тура викторины касались отдельных произведений живописи, составляющих коллекцию Третьяковской галереи.

1. Часто художники изображают себя не только на автопортретах, но и в виде персонажей своих картин. Известно, что Карл Брюллов написал себя в образе художника на знаменитом полотне «Последний день Помпеи», на картине Василия Пукирева «Неравный брак» мы видим автора на заднем плане со скрещенными на груди руками. В картине, которую вы сейчас рассматриваете, в одном из богатырей отображен художник?

Определите и назовите его.

Ответ. Художник Виктор Михайлович Васнецов на картине «Богатыри» нарисовал себя в образе Добрыни Никитича.

2. И.Н.Крамской – художник, умеющий ценить талант своих собратьев по искусству, писал одному из талантливых молодых пейзажистов: «Ваша картина в тонах на земле – безукоризненна, только вода чуть-чуть светла и небо тоже хорошо, исключая самого верхнего облака, большого пятна света, в нем я не вижу той страшной округлости, которая быть здесь должна. По Вашей же затее у горизонта налево особенно небо хорошо. Пригорок левый тоже, деревья мокрые, действительно и несомненно мокрые. Но что даже из ряду вон – это свет на первом плане. Просто страшно... Эта трава на первом плане и эта тень – такого рода, что я не знаю ни одного произведения русской школы, где бы так обворожительно это было сработано. И потом счастливый какой-то фантастический свет, совершенно особенный и в то же время такой натуральный, что я не могу оторвать глаз».

К какой из предложенных картин вы могли бы отнести эти слова Крамского? Кому адресовано письмо?

Ответ. Речь идет о картине Ф.А.Васильева «Мокрый луг». Среди предложенных репродукций: В.А.Серов «Заросший пруд», Н.П.Крымов «У мельницы», А.К.Саврасов «Проселок», Н.В.Нестеров «Осенний пейзаж».

3. Картина Иллариона Михайловича Прянишникова называется «Порожняки».

Что означает это слово? Как называются сани, изображенные на картине?

Ответ. Порожняки – грузовые сани без груза. В данном случае это сани-розвальни.

4. У этих картин разных художников есть одна общая черта. Найдите ее. Назовите картины и их авторов.

Ответ. И.И.Шишкин «Утро в сосновом лесу», И.И.Левитан «Хмурый день. Сокольники». Левитан и Шишкин – художники-пейзажисты, медведи на картине принадлежат кисти Константина Савицкого, фигуру на картине «Хмурый день. Сокольники» написал Николай Чехов.

5. О каком историческом событии рассказывает картина Ильи Репина «Царевна Софья». По каким деталям вы это определили?

Ответ. Царевна Софья изображена в Новодевичьем монастыре после стрелецкого бунта. Сквозь зарешеченное окно виден труп повешенного стрельца.

6. Перед вами известная картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни». В изображении событий автор совершил историческую ошибку. Назовите ее.

Ответ. Казнь стрельцов проходила в Москве не на Красной, а на Болотной площади.

7. Однажды неграмотный пастушок в поле повстречал монаха и пожаловался ему на то, что не дается ему грамота. Монах взял из ларца просфору, протянул ее мальчику и предложил съесть. Съев просфору, пастушок овладел грамотой, а монах, предсказав ему необыкновенную судьбу, исчез. Эта встреча изменила всю жизнь мальчика.

Что стало дальше с этим пастушком? Кто автор этой картины?

Ответ. Картина В.М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Отрок Варфоломей – будущий преподобный Сергий Радонежский.

8. Эта картина – портрет духовного лица. Автор портрета – И.Е.Репин. Из представленных названий выберите то, которое соответствует портрету: «Батюшка», «Епископ», «Иеромонах», «Митрополит», «Протодиакон», «Священник».

Ответ. Картина называется «Протодиакон».

9. Весной 1880 года в Петербурге открылась необыкновенная выставка. К зданию, где она помещалась, стекались толпы народа. У двери выстроилась длинная очередь. А в зале с опущенными на окна шторами, освещенная электрическими лампами, стояла одна единственная картина. Со дня демонстрации «Последнего дня Помпеи» не случалось такого, чтобы одна картина привлекала столько народа. Но у Брюллова – гигантское полотно, историческое событие, десятки фигур, а здесь – небольшой пейзаж: небо, река, луна...

Как называлась эта картина, кто ее написал?

Ответ. А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

10. В коллекции Третьякова значительное место занимают картины на бытовые сюжеты. Это работы художников Перова, Маковского, Федотова, Неврева, Прянишникова, Соломаткина. Один из художников написал детальное объяснение своей картины в стихах. Послушайте отрывок:

Честные господа,
Пожалуйте сюда!
Милости просим,
Денег не спросим:
Даром смотри,
Только хорошенько очки протри.
Начинается,
Починается
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся...*

_________________

* Полностью текст стихотворения был опубликован в БШ. – 2004. – № 7. – С. 59–60.

Назовите автора стихотворения.  О какой картине идет речь?

Ответ. Автор стихотворения и картины П.А.Федотов «Сватовство майора».

11. Художники относились к Павлу Михайловичу Третьякову с большим уважением и не раз писали его портреты. Перед вами два самых известных из них.

Назовите авторов.

Ответ. «Павел Михайлович Третьяков» Репин 1883 г., «Портрет П.М.Третьякова» Репин 1901 год – исполнен по заказу Совета галереи, «Портрет П.М.Третьякова» Крамской 1876.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Pigmentum. Посетив интернет-магазин картин Pigmentum, располагающийся по адресу http://pigmentum.ru, Вы сможете по низкой цене приобрести произведения современных художников России и других стран. Каталог интернет магазина Pigmentum содержит большое количество написанных на холсте картин маслом, которые послужат прекрасным украшением для интерьера любого помещения. А так же к Вашим услугам представлена возможность оставить заказ на написание новой картины по фотографии или репродукции работ других мастеров.

Список литературы

Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков / А. П. Боткина. – М. : Искусство, 1993.

Государственная Третьяковская галерея: История и коллекция. – М. : Искусство, 1986.

Копылова Н. Заявление коммерции советника П.М.Третьякова в Московскую городскую думу и его духовное завещание / Н. Копылова // Московский журнал. – 1992. – № 11–12. – С. 9–14.

Ненарокомова И.С. Почетный гражданин Москвы. Третьяков / И. С. Ненарокомова. М. : Молод. гвардия, 1978. – (Пионер – значит первый).

Могут быть также использованы публикации журналов «Юный художник» (рубрики – «Рассказ об одной картине», «Родина в картинах художников», «Мастера русского искусства»), «Искусство в школе» и газеты «Искусство» Издательского дома «Первое сентября».