Мастер-класс
Людмила Муравьева, Татьяна Рудишина
«Островский – Колумб Замоскворечья»
Встреча в театральной гостиной
Классическая пьесы
для литературной гостиной
Школьная программа по литературе
включает в себя изучение драматических
произведений. Будучи программными авторами
такие драматурги, как Островский и Чехов, как
правило, оказываются вне поля зрения
библиотекаря. Многолетние наблюдения
показывают, что школьники в большинстве своем
читают пьесы очень неохотно, так как им не
хватает определенной читательской и зрительской
культуры. Это обстоятельство натолкнуло нас на
мысль об изучении творчества драматургов через
разговор в театральной гостиной.
Подобная форма давала возможность в
непринужденной обстановке поговорить со
старшеклассниками о жизни и творчестве
драматургов, о сценической судьбе их
произведений, о героях и их прототипах. Читатели
могли выступить одновременно в качестве
литературоведов и театральных критиков, актеров,
режиссеров и зрителей, потому что во время
подготовки они не просто читали произведения
классиков-драматургов и литературу о них, но и
просматривали театральные постановки,
рецензировали их, самостоятельно ставили
фрагменты из спектаклей по предложенным пьесам.
В театральной гостиной уместны чтение
стихов, исполнение романсов, музыкальных
произведений, возможны элементы капустника.
Встреча может быть костюмированная (это мы
использовали в разговоре о Чехове), либо
исполнители ролей во фрагментах спектаклей
реквизитом или деталями костюма только
обозначают образы.
Среди школьников бытует мнение, что
русская классическая драматургия не интересна, и
школа ее навязывает из-за того, что она
свидетельствует о культурно-историческом
процессе, однако, сама по себе драматургия
интересной молодому человеку – нашему
современнику – быть не может. Нам хотелось
разуверить их
в этом, показать, что классика может быть
современной, что каждая эпоха в лучших
драматических произведениях находит черты, ей
созвучные, и классическое произведение
становится актуальнее и современнее пьес,
созданных в наше время. Писателей – создателей
драматических произведений – мы пытались
показать в контексте той эпохи, в которой они
творили, показать их быт, окружение, рассказать,
как формировалось их мировоззрение. Для этой
цели мы привлекали мемуарную литературу.
У театральных вечеров было рабочее
название – «Мой Островский», «Мой Чехов», тем
самым нам хотелось выразить свое отношение к
этим драматургам, мы не боялись быть
пристрастными, и своей главной задачей считали
добиться такого глубокого погружения в
творчество этих авторов, чтобы по окончании
разговора наши читатели могли вынести свое
личностное отношение к ним и тоже могли сказать
«Мой Чехов», «Мой Островский».
Поскольку эти литературные вечера
органически вливались в Московский
краеведческий марафон (МКМ) старшеклассников,
который ежегодно с 1991 по 2003 год проводила ЦГДБ им.
А.П.Гайдара, то на них лежал московский
отпечаток. Выбор драматургов для проведения
театральной гостиной обуславливался общим
направлением МКМ определенного года. Так,
Островский соответствовал теме игры 1995 года
«Москва. Замоскворечье», а Чехов – времени
начала века в МКМ–98 – «Русский модерн. Скрещенье
судеб».
При подготовке сценариев мы старались
не повторяться, привлекали разнообразные
материалы.
Так, в разговоре об Островском нам
помог рабочий вариант сценария фильма «Мой дом –
театр», который снимался на «Мосфильме» в 1975 году
и лег на полку. А сценарий театральной гостиной
по Чехову очень украсили фрагменты по рассказам
и другим произведениям Антона Павловича, а также
проходивший в Москве весной 1998 года Третий
Международный театральный фестиваль имени
А.П.Чехова.
Особую прелесть заседаниям
театральной гостиной придавало место их
проведения. Об Островском мы разговаривали в
фойе Дома культуры завода «Каучук», а чеховский
вечер проходил в уютном зале с камином
Чеховского культурного центра.
Всякий раз это были не просто вечера,
но и конкурсы: жюри тихонечко работало, отмечая
удачные и ошибочные ответы участников вечера.
Фрагменты пьес ставились каждой командой. В день
старта нашего марафона, в октябре, состоялась
жеребьевка, а театральная гостиная проходила в
марте. Подготовка в вечеру включала в себя
посещение дома-музея Островского, изучение
литературы о нем, чтение пьес и репетиции,
репетиции, репетиции. Но это было дома, в своих
школьных библиотеках. А наша задача, городской
детской библиотеки, собрать, заинтересовать,
«закрутить» этот марафон, свести в один зал
увлеченных старшеклассников и библиотекарей,
заразить своей любовью к истории своего города,
ее классической культуре, ее великой литературе.
Материалы Чеховского вечера были
опубликованы в журнале «Читаем, учимся, играем»
(№ 6 – 1999).
Сценарий гостиной
Команды размещаются в зале
произвольно. За столом двое ведущих – Людмила
Николаевна Муравьева – (далее – Л.Н.) и
Татьяна Валерьевна Рудишина (далее – Т.В.). В
стороне за отдельным маленьким столиком жюри.
Л.Н.: Дорогие друзья добрый вечер!
Мы рады встрече с вами.
«Еще кой-где лежит снег по склонам гор
да по оврагам, еще утром и вечером замерзает
каждая лужица и лопается под ногой, как стекло, а
уж солнце так печет, или, как говорят, сверху так
жарко, хоть надевай летнюю одежду...» – писал об
этой поре Александр Николаевич Островский.
Идет великий пост. Шумные празднества
откладываются до Пасхи, но праздник весны, уже
разлитый в воздухе, зовет к приятному общению
друзей, к задушевному разговору.
Т.В.: Островский не принадлежит
к числу забытых или неоцененных писателей. Без
малого сто пятьдесят лет его пьесы живут на
русской сцене, а жизнь и творчество изучаются
многочисленными исследователями...
Кстати, когда и где родился
А.Н.Островский?
Ответ. 31 марта 1823 года в доме дьякона
церкви Покрова, что в Голиках.
Л.Н.: Да, Александр Николаевич
Островский родился в Москве 31 марта 1823 года.
Произнеся эту привычную фразу, биограф
Островского должен перевести дух и задуматься.
Сейчас взовьется занавес над его судьбой... Что
рассказать о жизни великого драматурга, чем
удовлетворить любопытство к нему читателей?
Т.В.: Чуть более полутора столетий
прошло со дня его рождения и около ста лет со дня
смерти, а многое, что связано с жизнью
Островского, литературным трудом, личным
обиходом, близкими и друзьями, безвозвратно
утеряно в беге времени. Есть годы и даже
десятилетия, о которых почти нечего сказать:
факты отрывочны и недостоверны, сведения
случайны, документы безлики.
Островского-драматурга так часто
бранили в повременной печати 70-х – 80-х годов ХIX
века, что современники с опозданием догадались,
что он – классик. Большинству и в голову не
приходило записывать что-либо о своих встречах и
разговорах с ним, а спохватились, когда было
поздно: начали напрягать память, присочинять,
выдумывать...
Сам Островский мало помог своему
биографу...
(Перед большим портретом
А.Н.Островского, стоящим на рояле, зажигается
свеча.)
Л.Н.: Мы знаем писателей, всю жизнь
создававших свой душевный автопортрет. Таков Лев
Толстой. Вспомним хотя бы «Детство»,
«Севастопольские рассказы», «Казаки», образ
Пьера Безухова в «Войне и мире». Кроме того, какое
море воспоминаний, писем, дневников...
Островский-драматург, он как художник
обручен с самой объективной формой литературы.
Его герои – вовсе не он сам. Ни слова о личном...
Так каким же был Островский?
Т.В.: Мы знаем, что никогда и ни на
кого не производил он впечатления мятущейся,
хаотической, раздвоенной личности. Однако, будь
он только примерным сыном православия, человеком
порядка, закона, разве оставил бы нам свой театр,
полный человеческих страстей, грехов,
заблуждений и страданий! Ему было что
преодолевать! В полной мере жила в нем стихия
русской жизни, живой жизни – то была натура
сильная, размашистая, до страсти влюбленная во
все радости природного бытия.
Л.Н.: Предуведомления окончены...
Третий звонок... Подымем же занавес над судьбой
драматурга...
Т.В.: В жизни литераторов редко
случается, когда одна из первых опубликованных
вещей приносит успех, заявляет о писателе как о
мастере, а у драматурга – заинтересовывает
ведущие театры. А вот у Островского – сразу такой
успех.
Л.Н.: Комедия усердно читалась по
трактирам – и не только студентами. В трактире у
Чугунного моста, привлекавшего самую
разнообразную публику машиной с барабанами –
единственной в то время на всю Москву –
ежедневно пьеса читалась каким-то добровольцем
вслух. Чтение повторялось по нескольку раз в день
за приличное угощение.
Естественно, молва о комедии проникла
гораздо дальше университетских аудиторий и
литературных кружков...
Что это была за пьеса? Когда и где
напечатана? Какими были для автора последствия
ее опубликования?
Ответ. 9.1.1847 года в газете
«Московский городской листок» были опубликованы
сцены из комедии «Несостоятельный должник».
Полностью в марте 1850 года в журнале
«Москвитянин», «Банкрот» или «Свои люди –
сочтемся». Последствия – жалоба купцов царю,
запрет на постановку, увольнение с работы, надзор
полиции.
Л.Н.: Эта пьеса рассказывала о жизни
купеческой семьи, о взаимоотношениях в этой
семье, о неудавшейся афере хозяина дома и его
разорении.
Т.В.: Господа! Юные артисты
проиллюстрируют наше сообщение отрывком из этой
пьесы.
(Отрывок из спектакля.)
Как вы думаете, какие личные контакты
и наблюдения Островского могли дать ему материал
для написания этой пьесы? Какой клеветнической
кампании против автора положила начало ее
постановка?
Ответ. Работа в суде, рассказ друга
юности Дмитрия Горева об истории его семьи. После
выхода в свет пьесы Дмитрий Горев обвинил
Островского в плагиате и требовал материального
возмещения, дело затянулось на долгие годы.
Далеко не в каждой
литературоведческой работе рассказывается об
этом тяжелом, позорном обвинении, преследовавшем
Островского.
Л.Н.: В 1975 году на Мосфильме был снят
художественный фильм об Островском. Назывался он
«Мой дом – театр». Зритель фильма тогда не
увидел. Он лег на полку, как многие незаурядные
работы в те годы.
У нас в руках сценарий этого фильма,
его рабочий вариант, экземпляр
оператора-постановщика Романа Веселера.
Со страниц сценария на нас смотрит
отнюдь не благополучный хрестоматийный
Островский, а человек с его сложными
взаимоотношениями с близкими людьми – другом
актером Дмитрием Горевым, женой Агафьей
Ивановной (Ганей), женщиной, к которой очень тепло
и сердечно относился Островский, а ведь любил он
другую женщину, актрису, которая не могла стать
его женой. Актерская среда, в которой постоянно
находился Островский, питала его произведения...
Можете ли вы назвать нам пьесы
А.Н.Островского, в которых действуют
персонажи-актеры?
Ответ. «Лес», «Без вины виноватые»,
«Таланты и поклонники», «Бесприданница».
Т.В.: А кого из знаменитых актеров,
друзей и соратников Островского вы можете
вспомнить?
Ответ. Садовские, Музиль, Васильев,
сестры Бороздины, Федотова, Ермолова, Стрепетова,
Щепкин, Мочалов...
Л.Н.: А знаете ли вы, что прообразом
Катерины в «Грозе» послужила актриса Малого
театра Любовь Павловна Косицкая, она же и была
первой исполнительницей этой роли? Это она
рассказала Островскому о своем детстве и юности
(известный монолог Катерины), это она мечтала
летать как птица... Это они мучились любовью как
Борис и Катерина.
(Читается фрагмент из сценария.)
Т.В.: Островскому хорошо знакома не
только актерская среда. Он близок со многими
литераторами, критиками, журналистами. Его
близким другом был литературный критик Аполлон
Григорьев. И опять обратимся к сценарию.
(Читается фрагмент из сценария.)
Л.Н.: Что это был за романс? Знаком
ли он вам? Кто сможет его напеть?
Ответ. Знаменитая «Цыганская
венгерка». Т.В. берет гитару и напевает первые
строки:
Две гитары, зазвенев,
Жалобно заныли...
С детства памятный напев,
Старый друг мой – ты ли?
Л.Н.: В разных постановках пьесы
«Бесприданница» с удивительной Ларисой
Огудаловой, о роли которой мечтает почти каждая
драматическая актриса, героиня поет романсы, но
всегда они разные.
Может быть, кто-нибудь из вас возьмет
на себя смелость исполнить романс, который могла
бы петь Лариса?
(Исполняются романсы.)
В пьесах Островского есть героини,
наиболее полно выражающие суть своей природы –
женщины впечатлительные, чуткие, нежные сердцем
– Катерина из «Грозы», Лариса Огудалова из
«Бесприданницы», Саша Негина из «Таланты и
поклонники», Ксения Кочуева из «Не от мира сего»
и многие другие. Они написаны Островским с особой
любовью и сочувствием. Островский вел себя в этом
мире по-мужски, но восприятие жизни у него,
видимо, было женское. Слить в единое
существование мужской дух (а композиция
считается традиционно чуждой женской стихии, и
сам Островский шутил, что такая работа женщине не
под силу) и женскую душу – то была большая удача
Творения. Лучшего для драматурга трудно
пожелать.
Т.В.: Но не следует думать, что все
женские образы Островского – это трагические
героини и самодурши. Островский высоко ценил
юмор, женский ум, лукавство. Купеческая среда
неоднородна, да и отношения между героинями тоже
всегда очень разные. Вот, например, входит
маменька-купчиха в комнату, а ее дочь (ах! какой
конфуз!) – целуется.
(Ведущие разыгрывают сцену из
пьесы «Не все коту масленица». Сцена 1, явл. 5.)
Л.Н.: Из какой пьесы этот фрагмент?
Ответ. «Не все коту масленица, или
Сцены из московской жизни».
Пьеса, конечно, резонерская, однако в
ней есть легкость, юмор; самодурство – попрано,
торжествует человеческое достоинство и любящие
сердца воссоединяются.
Посмотрите еще один фрагмент из этой
пьесы.
(Участники разыгрывают сцену из
пьесы.)
Т.В.: Господа актеры, эта пьеса не
часто ставится в наши дни, однако вы неплохо
вошли в образы. Не скажете ли нам, кого из актеров
– наших современников – вы могли бы предложить
на роль Ахова, Ипполита, Кругловой, Агнии?
Ответ. Наш вариант: Круглова, Агния –
мать и дочь Шукшины, Ахов – Петренко, Ипполит –
Харатьян, Маланья – Русланова.
Л.Н.: А я все мысленно возвращаюсь к
фильму об Островском, в котором в роли писателя
снялся Александр Кайдановский, Горевым был Олег
Янковский, Косицкую играла Валентина Малявина,
Ганю – Галина Польских...
Т.В.: «Не все коту масленица» – одна
из пьес, иллюстрирующих жизнь купеческого
Замоскворечья. Многие конкретные Замоскворецкие
адреса рассыпались по страницам пьес
Островского, ну, например: «была в Москве икона, к
которой девушки ходили вымаливать себе богатого
жениха. О ней упоминает Ахов в своем разговоре с
Кругловой, спрашивая, молилась ли та о хорошем
женихе для дочери?»
О какой церкви и иконе шла речь?
Ответ. Параскева Пятница.
Л.Н.: По какой улице мечтал
прокатиться в собственных дрожках Миша
Бальзаминов?
Ответ. По Зацепе.
Т.В.: В какой пьесе мы встречаем
ремарку «За Москвой-рекой, против Кремля. Направо
тын Климентовского острога с бойницами и
воротами, налево деревянная церковь св. Климента,
прямо земляной вал, за валом, вдали, виден
Кремль?» Почему автору важен именно этот храм?
Ответ. «Козьма Захарьич
Минин-Сухорук». Изгнание поляко-литовцев из
Москвы. 1612 год.
Л.Н.: Именно Замоскворечью посвящены
два литературных произведения, написанных
Островским
в недраматической форме.
Как они называются?
Ответ. «Записки замоскворецкого
жителя» – 1847 год. «Сказание о том, как
Квартальный надзиратель пускался в пляс, или от
великого до смешного только один шаг».
Послушайте небольшой отрывок из
«Записок»:
«...Страна эта, по официальным
известиям, лежит прямо против Кремля, по ту
сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и
называется Замосковоречье. Впрочем, о
производстве этого слова ученые еще спорят.
Некоторые производят Замоскворечье от скворца;
они основывают свое производство на известной
привязанности обитателей предместьев к этой
птице. Привязанность эта выражается тем, что для
скворцов делают особого рода гнезда, называемые
скворечниками. Которое из этих словопроизводств
справедливее, утвердительно сказать не могу...»
Т.В.: У Островского есть несколько
пьес, объединенных под общим заглавием «Картины
из московской жизни»... Что это за пьесы? В какой
последовательности по времени действия эти
пьесы выстраиваются? Какие сквозные персонажи
проходят через все эти пьесы?
Ответ. «Праздничный сон – до обеда»,
«Свои собаки грызутся, чужая – не приставай», «За
чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба
Бальзаминова)» Сквозные персонажи: Павла
Петровна Бальзаминова – вдова; Михайло Дмитрич
Бальзаминов – ее сын; Акулина Гавриловна
Красавина – сваха; Матрена – кухарка у
Бальзаминовых.
Ваши ответы проиллюстрируют некоторые
сцены из трилогии о Мише Бальзаминове, который,
впрочем, не является главным героем. Пьесы не
столько рассказывают о его судьбе, сколько о
жизни города.
(Участники показывают сценки из
спектакля «Праздничный сон – до обеда».)
Л.Н.: Бытописатель Островский очень
близок к художникам-передвижникам, картины
которых собирал известный замоскворецкий
меценат Павел Михайлович Третьяков. Порой так и
кажется, что персонажи Островского – это ожившие
персонажи картин и наоборот.
Не могли бы вы назвать несколько
подобных полотен?
Ответ. Шильдер «Искушение», Федотов
«Завтрак аристократа», «Свежий кавалер»,
«Сватовство майора», Пукирев «Неравный брак»,
Перов «Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки
в купеческий дом».
По поводу картины Перова «Приезд
гувернантки в купеческий дом» художник Крамской
писал: «Сама гувернантка прелестна, в ней есть
конфуз, торопливость какая-то, что-то такое, что
сразу заставляет зрителя понять личность, и даже
момент; хозяин тоже недурен, хотя не нов: у
Островского взят».
Т.В.: Особенно Островскому был
близок художник Федотов. Помните его картину
«Сватовство майора»? Сам художник Федотов в
стихотворной форме объяснял свою картину.
Стихотворение называется «Рацея». По Далю, –
поучение, наставление.
(Читаем стихотворение
П.А.Федотова «Рацея»1.)
_______________
1 Стихотворение публиковалось в БШ. – 2004.
– № 7. – с. 59–60.
Не правда ли, это стихотворение похоже
на развернутые авторские ремарки к пьесе?
Л.Н.: В пьесах Островского немало
купцов. А где купец, там и товар, а где товар, там и
торг. А если торгуют каким антиквариатом, то тут и
аукцион уместен.
Мы предлагаем вам принять участие в
аукционе.
Т.В.: Разыгрывается это прекрасное
произведение искусства, символ театра –
фарфоровая маска. Она достанется тому, на ком
иссякнет перечень нам известных пьес
Островского.
(Проходит аукцион. Список пьес
А.Н. Островского прилагается.)
Л.Н.: Да, пьес у Островского,
действительно, очень много – около пятидесяти.
Они и похожи между собой, и совсем непохожи... В
некоторых пьесах встречаются одни и те же
персонажи, они как бы кочуют из пьесы в пьесу...
Действие одних разворачиваются в столице, а
другие – из жизни провинции... В них действуют
купцы, мещане, актеры, есть пьесы на исторические
сюжеты.
Среди многих упомянутых вами пьес есть
одна, стоящая наособицу. Про нее иногда говорят,
что это пьеса о Грибоедовской Москве, написанная
через сорок лет после Грибоедова. Пореформенная
Москва. Дворянство…
О какой пьесе идет речь?
Ответ. «На всякого мудреца довольно
простоты».
Т.В.: Наши актеры представляют
небольшой отрывок из этой пьесы.
Л.Н.: Да, пореформенная Россия. Мы в
очередной раз на распутье. В моду входит
общественная деятельность, в пьесе суетятся
мнимые деловые люди. Особенно интересен образ
Глумова.
С кем из героев «Горе от ума» роднят
Глумова определенные черты его характера?
Ответ. С Молчалиным.
Т.В.: Глумов – герой Островского,
Молчалин – Грибоедова. Однако им суждено было
встретиться на страницах одного из произведений
русской классики...
В каком произведении какого автора
встречаются эти персонажи?
Ответ. Салтыков-Щедрин. «Современная
идиллия».
Л.Н.: Кто был прототипом Крутицкого?
Ответ. Генерал-губернатор Москвы
Закревский, запретивший к постановке в Москве
«Свои люди-сочтемся».
Т.В.: Театр никогда не отвергал
Островского. В любую эпоху отечественной истории
театральные деятели противоположных убеждений
обращались и обращаются к текстам драматурга.
Театральная Москва 1995 года насчитывает 24
профессиональные постановки пьес Островского.
Почему Островского так много ставят?
Л.Н.: А почему пьесы Островского ни
в XIX, ни в XX столетии практически не ставят в
зарубежных театрах в отличие от очень популярных
Чехова, Толстого, Достоевского?
Т.В.: Сегодня мы посмотрели в вашем
исполнении отрывки из тех московских пьес
Островского, которые указал вам жребий. Но
представьте себе, что у вас есть возможность
воплотить на сцене особенно близкую вам пьесу
этого автора.
Что бы вы выбрали и почему?
Л.Н.: Интересный литературный
исследователь начала века Юлий Айхенвальд в
очерке об Островском писал:
«Мир Островского – не наш мир, и до
известной степени мы, люди другой культуры,
посещаем его как чужестранца? В своих главных
очертаниях он лежит перед нами как объект
постороннего наблюдения, как сценическое
зрелище».
Нам бы не хотелось, чтобы вы входили в
мир Островского чужестранцами и холодно
наблюдали за жизнью его героев. И если вам
удалось сегодня хоть чуть-чуть приблизиться к
ним, мы будем рады.
Спонсор публикации статьи – международное кадровое агентство по подбору домашнего персонала «English Nanny». Раннее развитие может включать и обучение английскому языку, именно таким образом вы можете заложить основу благополучия вашего ребенка в дальнейшем. Квалифицированная няня с родным английским языком для малыша или гувернантка из Англии для ребенка постарше помогут овладеть ему разговорным английским. Кадровое агентство «English Nanny» на протяжении 30 лет осуществляет подбор элитного персонала из Великобритании – обращайтесь!
|