Новые технологии
Школа юных собирателей
Среди многих образовательных технологий
особое место занимает социоигровая педагогика.
Два материала, которые вы будете читать под общим
заголовком «Школа юных собирателей», даны с
комментариями Вячеслава Михайловича Букатова. К
основным принципам режиссуры урока и
социоигровой педагогики мы еще не раз вернемся
на страницах газеты.
Сергей Плахотников
Пять удивлений за двадцать минут
Рассказ учителя литературы
образовательного центра «Азъ» (Москва)
Шестой класс. С портрета,
прикрепленного магнитиком к классной доске,
Антон Павлович смотрел на нас сквозь линзы своих
очечков...
В классе уже играли в игру, которую
придумали сами ребята. Вдоволь насмеявшись над
чеховским Боится родителей, братьев, мужа,
мышей, лягушек, тараканов, больших мух.., начали
придумывать свои комические несоответствия: «Не
плюй в колодец, вылетит – не поймаешь» или «Без
труда – кобыле легче...».
К этому времени уже были нарисованы
интересные иллюстрации к рассказам Антона
Павловича.
Пора было знакомиться с Чеховым лично.
«Дикарями» – за находками
Вести класс в Дом-музей Чехова на
Садово-Кудринской я не спешил: слишком люблю
Антона Павловича, чтобы полагаться на случайную
встречу с экскурсоводом. (Было несколько
печальных опытов хождения
в другие музеи, когда дети уставали от витиеватых
рассуждений взрослого–рассказчика, от его
занудства или излишней артистичности).
В общем, экскурсоводов я побаивался. И
вот в материалах по социоигровой режиссуре
нахожу такой, казалось бы, странный ход: дать
детям задание – выписать пять интересных
(самых-самых) находок-фактов, которые они
подметят, а потом поделиться своим материалом с
другими.
Я решил этот прием использовать в
музее А.П.Чехова, который мы планировали посетить
в соответствии со школьной программой. Но
сначала (до посещения музея) класс по жребию (т.е.
случайным образом) объединился в две группы.
Детям я объяснил, что, во-первых, мы
идем к Чехову домой, и что в гости по двадцать
восемь человек не ходят. Во-вторых, визит
вежливости обычно длится не более
двадцати-двадцати пяти минут – вдруг хозяину
некогда разговаривать дольше? Поэтому –
предупредил я – наш первый визит будет кратким.
Попросил также взять с собой блокноты
и ручки для записей находок-фактов, которых может
оказаться и больше пяти (ну уж никак не меньше).
«Докторъ А.П.Чеховъ» нас ждал
Первое, что обрадовало меня, когда мы
прошли через ворота чеховского «Дома-комода»
(так называл его сам Антон Павлович), – моя личная
учительская рассеянность. Ребята собрались
около парадной двери дома и с удивлением тыкали
пальцами в табличку «Докторъ А.П.Чехов». Дело в
том, что я забыл сказать им о первой профессии
Чехова и теперь был очень рад, потому что многие
открыли это сами. Кое-кто обратил внимание и на
«ъ».
Работники музея приняли нас с любовью:
вручили билеты, обули в мягкую обувь и,
благословив, предупредили, что впереди нас идет
экскурсия. Это было слышно и так: мужской баритон
в упоении что-то вещал, и, как потом выяснилось
при встрече на втором этаже, вещал он
старшеклассникам.
Ожидая у закрытой двери, когда
экскурсия покинет первый зал, мы рассматривали
рисунки из писем Антона Павловича. Кто-то
вспомнил народный лубок, кто-то – как на ИЗО сами
раскрашивали акварелью по туши. Успели
попутешествовать по Садовому кольцу, план
которого висел прямо у двери. Нашли на плане и
«Дом-комод»...
По первому залу разбрелись случайно и
одновременно. Музейный работник предупредила
нас о направлении осмотра, следуя логике
развития экспозиции. Но задачи у нас были другие,
и мы невольно разрушили с первых же шагов эту
логику, задавая свою: мол, времени мало, а надо
многое в гостях успеть.
При чем тут Лев Толстой?
Одна из первых странностей, которая
мне запомнилась, состояла в вопросе Жени: «Почему
в музее Чехова висит портрет Льва Толстого?» Я
пожал плечами, но вопрос мне понравился. После
первых минут нашего пребывания в зале ребята
начали что-то активно записывать в свои блокноты.
Писать было неудобно, приходилось припадать на
колено или пристраиваться на подоконниках. Но
эти неудобства нисколько не замедляли работу, а
скорее наоборот – задавали ей определенный ритм.
Время поджимало, надо было двигаться
дальше, но кабинет Антона Павловича был занят
старшеклассниками. Работник музея любезно
позволила нам прошмыгнуть на второй этаж в
гостиную, где ее коллега предложила на выбор
английский или русский вариант текста
комментариев к обстановке комнаты.
Ира читала по-русски вслух
комментарии, остальные ребята, записывая на ходу,
рассыпались по гостиной, то и дело заглядывая в
комнату Марии Павловны... Но продолжалось это
совсем недолго. Зычный голос экскурсовода, шум
поднимающихся по лестнице шагов и общий гомон
старшеклассников заставил нас ретироваться в
соседний зал.
Здесь – на втором этаже – Жене, опять
увидевшей фотографии Льва Николаевича и его
письма, вдруг стало ясно, почему на первом висит
портрет Толстого. То-то она была довольна!
Все складывалось гладко. Было
очевидно, что Чехов нас ждал.
Вопреки установленному маршруту после
второго этажа мы не пошли в концертный зал,
пристроенный к дому, а снова спустились вниз и
окунулись в мир чеховского кабинета...
Время летело неумолимо, я торопил
ребят. Они не хотели уходить, дулись на меня, и я
обещал, что еще вернемся.
Уже после, когда мы направлялись в
метро, кто-то спросил: «А какие книги стояли в
шкафу у Чехова?» Возвращаться было поздно, но
вопрос запомнился, и не только мне.
По следам первопроходцев
Вторая группа, с которой мы
отправились в музей, шла по стопам первой. Здесь
нас почему-то запомнили и сразу узнали.
В первом зале снова была экскурсия. Нам
объяснили, что это большая городская экскурсия и
лучше подождать: они приехали на автобусе и
пройдут быстро.
Ребята работали так же сосредоточенно,
как и те, что были в прошлый раз. Я уже смелее
отсылал их с вопросами к работникам музея, а
позже узнал о том, что последние не должны ничего
рассказывать, им вменяются совершенно другие
обязанности. Но будучи людьми порядочными, не
могущими пройти мимо детского вопроса, они все же
кое-чем с ребятами поделились.
Так, когда на этот раз (вопрос из первой
группы про книги запомнился) мы стали
рассматривать корешки книг в шкафу в кабинете
Антона Павловича, бабушка-смотрительница
рассказала, что это не чеховские книги – свои он
отправил на Сахалин, – а собранные по
рукописному списку писателя Марией Павловной
уже после смерти Чехова.
Городская экскурсия, обмотанная
«спартаковскими» красно-белыми шарфами,
действительно оказалась шумной. Мы снова
прошмыгнули на второй этаж, и, благодаря заботе
Евгении Михайловны (работника музея), с
экскурсией не столкнулись, а в гостиной могли
остаться подольше, но учитывая, что в нашем
распоряжении оговоренные 20 минут.
Полочка Левитана
Все началось с полочки Левитана, о
которой мы галопом прочитали в любезно
предоставленных нам комментариях. В прошлый раз
ребята не обратили на нее внимания, а в этот –
оказалось, что в гостиной такой полочки с вещами
художника нет. Сколько мы ни ходили по комнате,
как ни заглядывали в спальню Марии Павловны –
полочки нигде не было.
Евгения Михайловна всплеснула руками,
услышав о нашем недоумении, и пустила нас туда,
куда попадают лишь те, кто читает внимательно... И
там мы узнали, что Левитан, или, как его ласково
называл Антон Павлович, Левиташа, сватался к
Марии Павловне, но получил отказ. Сказано нам это
было шепотом, по секрету. И запомнилось надолго...
Выставка находок для Сережи
Сережа в музей не попал. Он торопился,
но опоздал – мы уже отправились на экскурсию.
Мальчик подождал нас в условленном месте, потом
понял, что окончательно запутался во времени,
расстроился и ушел домой. Его день был испорчен.
Мама потом рассказывала, что пришел он чернее
тучи. Потом, на уроке литературы, мы попытались
дать Сереже почувствовать то, что чувствовали и
переживали сами…
Я помог ребятам объединиться в группы
по пять человек. На больших листах –старые
плакаты с белой оборотной стороной – «искатели»
фломастерами выписали свои двадцатиминутные
находки, разместив их «по этажам музея». Надо ли
говорить, что ребята, которые ездили первыми,
были «приятно ошеломлены», узнав о полочке
Левитана и о книгах в кабинете Антона Павловича.
Сереже тоже нашлись дела в одной из
групп – кому-то помогал записывать находки,
кому-то диктовал музейные записи, у кого-то
проверял ошибки. И вот плакатные листы готовы.
Ребята, вдоволь набродившись между сдвинутыми
партами из команды в команду – читая, узнавая,
недоумевая, исправляя ошибки и неточности, – все
свои работы вручили Сереже.
Домашнее же задание было такое:
составить картотеку своих музейных находок,
записав каждую на отдельной карточке (теперь уже
без ошибок), и расположить карточки в алфавитном
порядке по первой букве.
Как дети с этим справились, судите
сами.
Из «архива» Стаса Е.
Дверь в первый зал музея-квартиры Ч.
была черным ходом, куда завозили дрова и воду, а
все лампы дома работали с помощью масла.
Левитан любил Марию Павловну и даже
делал ей предложение, на которое она ответила
отказом.
Мария Павловна Чехова после смерти Ч.
собрала по списку точную коллекцию книг, так как
Ч. отослал свои книги на Сахалин. В коллекцию
входили неполные собрания Толстого, Шекспира,
Пушкина и три или четыре тома Жюля Верна.
На первом этаже находилась комната,
которую Ч. называл «моя тайная Канцелярия».
Пьесы Ч. поставлены в театре,
основанном в 1898 г. Станиславским и
Немировичем-Данченко. И назывался тогда этот
театр «Общедоступный художественный театр».
Старая крыша делала дом похожим на
старый комод, а Ч. называл этот дом «Дом-комод».
Зачем тогда сделали новую крышу и не сохранили
вид дома таким, каким его видел Ч.?
Ч. был участковым врачом, лечащим
холеру: «Я опять участковый врач и опять ловлю за
хвост холеру, лечу амбулаторных, посещаю
пункты...» (Из письма Н.А.Лейкину.)
Ч. имел достаточно высокий рост – 186 см.
Из «архива» Жени С.
Друзья Ч. по факультету чем-то на него
смахивают (фото 1883 г.).
Меня удивляет, почему с улицы дом Ч.
очень маленький, но в нем помещается так много и
больших, и маленьких комнат.
Мне кажется, что Ч. и Толстой были
настолько разными людьми... Но они дружили. В доме
очень много фото Толстого.
Очень маленькая больница, где в 1884 г.
работал Ч., – одноэтажная и скрыта за деревьями
(на фото). Ее незаметно, и, наверное, у Ч. было мало
клиентов.
У Ч. очень мелкий почерк, но когда он
расписывается, его роспись занимает очень много
места.
Ч. мог бы быть художником.
Находки разных «архивариусов»
Комната, где курили гости Ч., находится
точно над входом и выглядит как маленький ящичек
в комоде.
Только в комнате Марии Павловны есть
гвоздики, к которым привязывались занавески.
В одной из комнат есть письмо,
начинающееся со слова «дарагому» – очень похоже
на почерк Сергея.
Пенсне, которое висит на стене, и
пенсне на фотографии Ч. разные.
Ч. не одобрял шампанское.
Ч. любил ловить рыбу.
Сестра Ч. ходила в театр, потому что у
нее на столе на перчатках стоит маленький
бинокль.
Почему Ч. редактировал тексты? Он
работал и редактором?
Барометры, конечно, разные, но этот не
был похож ни на один их тех, которые я видел.
Да, странно, почему техникой (да еще
какой!) пользовались, а ездили на лошадях.
Ч. восхищался Пушкиным и увлекался
географией.
За время своей жизни в Москве Ч. сменил
15 мест жительства.
Ч. любил замазывать то, что у него не получалось
(как мы). |