Новые технологии
Школа юных собирателей
Вячеслав Букатов
Социоигровые реплики-комментарии
Реплика-комментарий 1
Очень хорошо, что волей-неволей
пришлось делить класс на команды. Наличие всего
двух книг явилось тем несчастьем, которое по
народной пословице помогло появиться счастью.
Работа в командах сплачивает детей и
создает на уроке атмосферу дружественности. Об
этом знает каждый учитель. Но когда дело доходит
до планирования предстоящего урока, то часто
срабатывает стереотип парной педагогики. И тогда
даже сторонникам режиссуры урока начинает
казаться, что работа малыми группами будет не
совсем уместна. То времени не хватает, то
материал очень сложный. А посему отложим-ка лучше
групповую работу (очень нужную и полезную – кто
спорит?!) на потом.
В результате проходят день, месяц,
четверть. Учитель, по-прежнему считая себя
сторонником групповой работы, и оглянуться не
успевает, как учебный год на исходе. А до работы
малыми группами дело так и не дошло. Зато вот в
следующем году... – тешит себя надеждами учитель.
Окружающая жизнь часто преподносит
нам сюрпризы. Многие из них кажутся неприятными.
Хотя при близком рассмотрении они оказываются
теми самыми звоночками, которые будоражат нашу
интуицию, заставляют здесь и сейчас делать то,
что мы так долго откладывали на потом.
Реплика-комментарий 2
Учителей-добровольцев, осваивающих
режиссуру урока, мы всегда просим излагать на
бумаге найденный прием или случившийся казус.
Сначала они под таким изложением понимают
написание отчета, поэтому начинают упорно
отказываться. И только позже осознают, что
имеются в виду записи сродни дневниковым.
Учителю вести добровольные
дневниковые записи было бы очень полезно. По
многим причинам. Сейчас назовем только одну: по
прошествии некоторого времени возврат к нами же
написанному иногда открывает новые ракурсы
понимания, перенося нас в зону собственного
ближайшего развития.
При перечитывании тривиальных отчетов
такого не происходит. В них нет искренности.
Поэтому-то мы и ратуем за добровольные неспешные
и подробные дневниковые записи, личностные, как
песня души.
Поделимся с читателями недавним
открытием. Перечитывая свои записи, мы
неожиданно споткнулись о словосочетание
«разделить класс на группы». Формулировка
привычна и нами часто употребляема. И вдруг как
гром среди ясного неба: почему же делить учеников
на группы? Ведь их же можно с помощью групп и
объединять.
Делить класс легче. Объединять
труднее. А можно ли, задались мы вопросом, на
одном и том же уроке делать и то и другое?
Оказывается, можно! Мы это попробовали
и со школьниками на уроке, и со взрослыми на
семинаре. В начале занятия мы объединили команды
по шесть человек, а в середине – поделили каждую
шестерку пополам. Следующие два задания
выполнялись уже тройками. А потом тройки опять
объединялись для сверки полученных версий.
Уважаемые учителя! Если у вас будут
свои соображения, замечания, наблюдения и
практические рекомендации, касающиеся деления –
объединения, напишите, пожалуйста, нам. Стоит ли
отличать одно от другого, если и в том, и в другом
случае можно использовать одни и те же
считалочки, разрезные открытки и жеребьевки?
Может быть, это лишнее? Может, учителям хватит
мороки со схоластикой различения ученических
умений и ученических навыков? Ваши мнения
помогут уяснить педагогический потенциал этого
режиссерского приема.
Реплика-комментарий 3
Как учителям искать «распорядителя»?
Его ведь можно не только назначать.
Назначает обычно учитель. Он же, как
правило, по своему педагогическому усмотрению и
выбирает. Это может разъединять детей. А вот в
уличных играх водящего с помощью разных
считалочек и жеребьевок выбирают сами дети.
Такой способ объединяет их общностью игрового
уговора.
Учителям привычно опасаться того, что
вдруг по считалочке роль распорядителя
достанется самому ленивому, несобранному,
безответственному. В результате прием
откладывается до следующего раза. А жаль!
В педагогике давно подмечено, что
авансирование доверия окрыляет. Хорошо, когда
жребий быть распорядителем выпадает
покладистому ответственному ребенку. Это
воспринимается им как заслуженная
справедливость. Если же эта роль досталась
нерадивому ученику – что ж, тоже хорошо! У
ребенка появляется возможность примерить роль,
непривычную ни для окружающих, ни для него
самого. Не всегда эта примерка будет успешной. Но
она должна быть у каждого. И чем больше проблем у
ученика, тем чаще его следует окружать
ситуациями игровых примерок и не откладывать их
до лучших времен.
Реплика-комментарий 4
Читатели согласятся, что выход из
ситуации, когда на весь класс всего две книги, был
найден великолепный. Теперь давайте остановимся
и оглядимся.
Чтобы книги побывали у как можно
большего числа читателей, воспользуемся
некоторыми социоигровыми приемами. Например,
каждый ученик складывает два числа. День своего
рождения с порядковым номером месяца. Суммы у
всех получаются индивидуальные. И каждый ученик
своей рукой внесет полученный результат в общий
список.
Затем учитель объявляет, что числа
обозначают страницы. Нужно и в той, и в другой
книге (они, напомним, разных изданий) открыть
разворот с этой страницей. И на этих разворотах
найти «самое-самое» (по одному или по паре с
каждого разворота).
Две книжки при такой режиссуре на дом
не выдаются. Они будут все время в классе. Ученики
сами находят удобное время порыться в обеих.
Подчеркнем, что такое блуждание
концентрирует читательское внимание и будоражит
ученическое воображение. После подобного приема
очень многим ученикам захочется прочитать книгу
от корки до корки. И желание это будет не
мимолетным, а устойчивым.
По мере чтения своих разворотов
ученики делают отметки в общем списке. Появление
в нем каждой записи становится игровым стимулом
– напоминанием для учеников, страдающих
«девичьей памятью».
Реплика-комментарий 5
Хорошо, когда учителя заражаются от
учеников любопытством. Детская
непосредственность и некомпетентность часто
помогают взрослым взглянуть на известное в новом
ракурсе, «из нового окошка».
Но взрослого, обогатившегося детским
любопытством, неминуемо поджидает опасный
соблазн. Соблазн инициативности. Восхитившись
открывшимися горизонтами, взрослому часто
хочется не только подольше полюбоваться самому,
но и предъявить образец для копирования. Мы порой
становимся слишком инициативными и, застревая в
оконном проеме, не только заслоняем детям пейзаж,
но и настойчиво указываем, куда смотреть.
Возрастная дальнозоркость начинает
навязываться детям. Их же обычно интересуют
детали, которые для нас, взрослых, являются давно
пройденным этапом.
Спасибо, Валентина Павловна, что
подробность и искренность вашего описания
позволяют доброхотам режиссуры урока
задуматься: а всегда ли наши собственные попытки
разобраться идут на пользу детям? Не подавляем ли
мы их разные «любопытства» силой своего
интереса?
Можем ли мы, поймав себя на
увлеченности, скомандовать себе «стоп!» и,
замерев, уступить детям самое аппетитное –
возможность разбираться самим? Или уступить им
возможность вести экскурсию, которую не терпится
начать самой? Или – судейство в конкурсе, когда
желающих претендентов хоть пруд пруди?
Учителей иногда смущают положительные
ответы на подобные вопросы. Их внутренний
оппонент начинает сопротивляться: «Как дети
могут судить, готовить экскурсию, разбираться,
где и что можно посмотреть, если в Михайловском
никогда не были? И Гейченко не читали, разве что
отдельные развороты?». Так, может быть, попытка
разобраться в маршруте или судействе и окажется
тем стимулом, который обеспечит эмоциональность
и результативность обучения?
Смысл этой реплики-комментария в том,
чтобы учителя, заряжаясь любопытством от детей,
затем поступали бы противоестественно для
человека, почувствовавшего жажду. Вместо того
чтобы прильнуть к ковшику с водой, спокойно
передать его детям и терпеливо ждать, когда они
набалуются, насытятся пусканием пузырей,
расплескиванием и прочими, казалось бы,
несерьезными шалостями, благодаря которым им был
открыт и родник, и наша внезапная жажда.
Реплика-комментарий 6
Детям разного возраста нужна разная
режиссура. Это очень точно подмечено.
Пародировать для малышей чтение нотации перед
музеем – здорово! Спасибо, Валентина Павловна, и
за идею вагончиков, и особенно за газировку.
Добавим в копилку учителям несколько
советов.
Как в настоящем, так и в игровом музее
проблему маршрута можно решать разными
способами. Даже парадоксальными. Например, сняв
всякую обязательность маршрута.
Дети разбредаются по экспозиции. А
через 30 секунд (не минут, а секунд – иначе
игрового настроя не получится) каждый пишет на
доске название экспоната, который его
заинтересовал. Дети, видя весь список, могут
подивиться разнообразию интересов своих
товарищей, их внимательности и цепкости взгляда.
И уже потом старшеклассник-экскурсовод по этому
списку начнет свой рассказ, что-то забывая, а
что-то импровизируя на ходу, как заправский
экскурсовод.
В принципе этот прием блужданий уже
был удачно использован Валентиной Павловной при
работе с двумя экземплярами книги. Но прием
настолько универсален, что его можно
использовать на разных этапах одной и той же
работы. Его интригующая непредсказуемость столь
велика, что не позволит соскучиться ни ученикам,
ни учителю.
Реплика-комментарий 7
Прием с билетиками для старших
подростков описан менее подробно. Поэтому
давайте пофантазируем и сочиним социоигровые
детали сами. И для городских, и для сельских, и для
государственных, переполненных учениками, и для
частных, практически малокомплектных школ.
Как, например, учитель может
распределять билетики? Ученики своей рукой тянут
жребий? Или учитель раздает вопросы по своему
усмотрению?
Подумаем и над тем, где взять учителю
эти самые билетики. Сформулировать вопросы
самому или доверить составление ученикам? Можно
сочинять вопросы по списку интересных тем,
которые были найдены другим классом. Но лучше,
если темы ученики каждого класса будут
отыскивать заново. И тогда радость от блуждания
по книжке в поисках «самого интересненького»
будет достоянием всех.
Или можно сделать иначе. Если так уж
получилось, то пусть один класс готовит музей. А
ученики другого класса будут всего лишь
«обилеченными» посетителями. Свою долю радости
могут вкусить и они.
Например, ученики, вытащив билетик,
начинают готовить ответ не дома, а прямо перед
входом в музей и даже без книг. И войдя через пару
минут в зал, сравнят версии (свои и друзей) с
надписями на табличках у экспонатов. Да и
рассказы экскурсоводов (их может быть несколько)
будут восприниматься очень заинтересованно.
Ведь возможность сравнивать новую информацию со
своей заготовленной версией заостряет внимание,
углубляет память, эмоционально окрашивает
понимание.
Ну а в конце экскурсии можно
подбросить детям идею книги отзывов. В ней все
желающие смогут посоревноваться не только в
перечне понравившихся экспонатов, но и в
коллективной грамотности. Соревноваться в
индивидуальном правописании некоторым ученикам
будет не с руки. А вот объединившись в малые
группки (тройки, пятерки), помериться
коллективной грамматической зоркостью будет
интересно почти всем. И учителю тоже! |