Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2006


НАШИ АССОЦИАЦИИ

РБА

Ольга Козлова

Екатеринбург – город хлебный

В библиотечной столице 2006 года
мы узнали и увидели много интересного

Нас любят, нас уважают

Ольга Викторовна Козлова
председатель секции школьных библиотек РБА

Екатеринбург отчетливо показал, что успех проведения Конференции Российской библиотечной ассоциации может быть бесспорным только в крепком единении администраций города и области с библиотечной общественностью.

Все продумано до мелочей, удобно, комфортно, информативно и очень по-деловому.

Даже открытие Конференции было выстроено нетрадиционно: вначале показан фильм о Свердловской области, ее достижениях, о городе-труженике, центре высшего образования всего Урала. Екатеринбург – настоящая третья столица. Приезжему бросается в глаза нигде ранее (за последние 15 лет) не встречаемый социальный оптимизм его жителей вообще и работников библиотек, в частности. В этой связи показательно, что на открытии Конференции наряду с заявленным в программе выступлением Министра культуры Свердловской области нас приветствовал губернатор Эдуард Эргартович Россель и глава Екатеринбурга Аркадий Михайлович Чернецкий. Приятно слышать от видных политиков, крупных руководителей простые, душевные слова в адрес нашей не очень популярной профессии, пожелания продуктивной работы. Эдуард Эргартович, вспоминая свое детство, живописно рассказал о жене политического ссыльного, у которой был скуднейший гардероб, но возы были заполнены книгами. И она, по сути, первый библиотекарь их поселка, научила ребят любить чтение как процесс и книгу, как источник обретения знания и культуры.

Губернатор гордится тем, что в тяжелейшие перестроечные годы были сохранены все библиотеки. В области принята программа по модернизации библиотек «Библиотека ХХI». Библиотекари в области и городе получают зарплаты на уровене бюджетников, занятых в других отраслях. Существует программа по поддержке села. Здесь считают: есть врач, школа и библиотека – село будет жить.

Аркадий Михайлович Чернецкий назвал достижением библиотекарей создание муниципального объединения библиотек. Благодаря усилиям городского библиотечного информационного центра теперь можно воспользоваться услугами электронной муниципальной библиотеки Екатеринбурга – поиск в ней ведется по
43 муниципальным библиотекам. Налажена электронная доставка документов.

Наши общие проблемы

В отчетном докладе президента нашей Ассоциации Владимира Николаевича Зайцева отмечалось, что библиотеки под воздействием окружающей действительности меняются. В частности, все сильнее и явнее информационная составляющая в работе. Возникновение на базе библиотек различных центров чтения, информации, правовых и интеллект-центров является свидетельством того, как органично вписываются библиотеки в информационную среду.

Докладчик отметил и известные библиотечные проблемы: недооценка в обществе, низкая оплата труда, слабая материально-техническая база, кадровые проблемы…

Не лучшим образом сказывается на библиотеках и административная реформа. Изменение управления и финансирования особенно сказалось на муниципальных библиотеках: произошли «укрупнения», а кое-где и ликвидация библиотек, отъем помещений. Изъятие заработанных библиотеками внебюджетных денег и передача их в общий бюджет никак не стимулирует к инновациям в хозяйственной деятельности и увеличению набора платных услуг.

Управленческие функции государства в сфере библиотечного дела практически сведены на нет. Фактически получается, что их должна взять на себя Российская библиотечная ассоциация. В частности, ее прерогативой становится разработка, утверждение и реализация программ развития библиотечного дела, создание профессиональных стандартов и документов. Однако государство объективно не должно отказываться от регулирующей функции в нашей сфере, которая почти целиком финансируется за счет государственного бюджета. Речь должна идти не об отстранении государства от управления сферой культуры, а о расширении социального партнерства. В.Н.Зайцев отметил, что РБА, безусловно – сила: 512 ее коллективных членов работают в 37 подразделениях Ассоциации: 12 секций по видам библиотек и 25 – по направлениям деятельности. Главная задача РБА – консолидация библиотечного сообщества, активное влияние на улучшение практики работы библиотек. В этой связи, была упомянута инициатива по созданию «Манифеста РБА по информатизации публичных библиотек».

Министр культуры Свердловской области Наталья Константиновна Ветрова назвала интересным и чрезвычайно полезным «Модельный стандарт деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Свердловской области». В 2007 году на основе этого документа в области начнут создавать модельные библиотеки.

Тем разительнее на этом оптимистичном, созидательном фоне прозвучало выступление начальника отдела библиотек Управления культурного наследия художественного образования и науки Федерального агенства по культуре и кинематографии Татьяны Львовны Маниловой. С досадой и горечью она констатировала факт: в управлении культивируется общее законодательство, без учета специфики субъектов управления.

Министерство финансирует теперь только 9 федеральных библиотек. Очевидно стремление сократить нагрузку на федеральный бюджет. А в управлении принята концепция развития системы саморегулирования в сфере культуры. Особую актуальность этой проблеме придает разработка проекта Федерального закона «О саморегулируемых организациях». Однако речь должна идти не о саморегулировании, а о со-регулировании, которое обеспечит баланс интересов государства и профессиональных обществ (в частности РБА). Выход, по мнению Татьяны Львовны, в постоянном лоббировании интересов библиотечного дела на разных уровнях и развитие, упрочение библиотечного общественного движения.

Совместное заседание секций детских, школьных и юношеских библиотек

Круглый стол по чтению

Общеизвестно, что обучение выбору качественной литературы – повседневная жизнь библиотеки для детей. На заседании констатировался факт, что читатель сейчас находится в свободном плавании, без парусов и руля и это состояние в большинстве случаев ему нравится. Предлагался интересный аспект в работе – воспитание невосприимчивости к некачественной литературе.

В докладе Веры Петровны Чудиновой (РГДБ) прозвучал тезис: книгоиздательская деятельность не соответствует потребностям детства. На лицо деформация социо-культурной среды детей и взрослых. Результат: деформация читательских вкусов, и личности. Отход от «золотой полки» выявил проблему отсутствия нового положительного литературного героя, на которого хочется быть похожим. Из чтения уходит лучшая литература, на смену идет сомнительная писанина, которая потом еще и экранизируется, где понятия добра и зла размыты, а автор дистанцируется и от героев, и от ситуаций. Постмодернистские тенденции литературы стирают не только моральные критерии, но и возрастные. Литература для всех. Поэтому задача библиотеки – учиться работать с хорошей литературой. Активно работать.

Яркий опыт интеграции книги в информационные технологии, интересные детям и подросткам, представила Надежда Сергеевна Сулимова
в докладе «О книге, чтении, библиотеке “on-line”: опыт диалога с читателями на страницах библиотечного сайта».

Ознакомили с разделами сайта: «диванная» (комфортный формат разговора о книгах); «идеальная книжка» – разговор об очень интересных книгах; «О своей любимой книге». Такой разговор с читателями в новом формате, безусловно, дает возможность библиотекарю ненавязчиво влиять на чтение, обучать критическому осмыслению прочитанного, ориентировать на лучшее в литературе.

Лебедь, рак и щука

И повозка-то у нас одна, и вроде идем в одном направлении, а вот как-то в этот раз не получилось у нас тронуться с места. Тема общего заседания детских, школьных и юношеских библиотек звучала так: «Библиотеки для молодого поколения: стратегии социального партнерства». Не удалось разобраться с социальным партнерством. Каждый кулик в общем свое болото ругал/хвалил (на выбор), а о партнерстве – не совсем внятно.

Мое выступление «Незрелые плоды информатизации образования» поставили первым, хотя мне казалось, что информатизация школьных библиотек – вопрос частный. У кого что болит, тот о том и говорит. А в практике школьных библиотек сейчас нет болезненнее проблемы.

Ведь и компьютеры во многих школьных библиотеках стоят, а в 39,5 тысяч школ даже закуплен программный продукт «MARK-SQL» и почти все обучились работе на компьютере (спасибо, не забыли библиотекарей), а в общем картина неутешительная.

Слабо школьные библиотеки звучат в едином образовательном информационном пространстве. Факторов, влияющих на наши успехи/неуспехи, несколько. Наверное, во-первых и главных, отсутствие заинтересованных федеральных верхов в становлении школьных библиотек как информационных центров общего образования. Немаловажным в этой связи является неготовность и нежелание администраций школ к информатизации отдельно взятой библиотеки, да и школы в целом. Отсутствие рядом медиаспециалистов и программистов также тормозит освоение библиотекарями новых технологий. Да и самим библиотекарям этим заниматься непросто, особенно без материальной заинтересованности, и в отсутствие других поощрений. Дело движется непростительно медленно. Школьные библиотеки опять оказываются на периферии общего библиотечного развития. Решение проблемы, мы видим, в совместных усилиях всех заинтересованных сторон, в лоббировании разработки, принятия и реализации федеральной целевой программы информатизации школьных библиотек.

Тема образования звучала также в выступлении Марины Вячеславовны Ивашиной (СОБДЮ). «Мы не считаем, что библиотеки сопровождают образование; они входят в структуру образовательного пространства, являются его обязательными элементами». С этим нельзя не согласиться. Пожалуй, ближе всех к проблеме партнерства подошла Валентина Ивановна Жильцова в докладе «Социокультурный характер информационного пространства: положительные тенденции информатизации школьных библиотек Свердловской области».

Были и другие интересные доклады, не имеющие, однако, прямого отношения к теме заседания. С информацией о награждении лауреатов акции «Золотой фонд прессы» выступила заместитель директора РГДБ Евгения Владимировна Куликова. Впервые экспертами, отобравшими в «золотой эшелон» около 200 современных СМИ, выступили сами библиотекари. Информацию о победителях можно найти на сайте www.ckbib.ru Не менее интересную информацию об изданиях, по которым готовятся участники всероссийских олимпиад (по материалам социологического исследования), предложила заместитель главного редактора журнала «Вестник учебной и детской литературы» Татьяна Витальевна Пушкарева. На сайте журнала www.vestnik-udl.ru можно найти рекомендательную библиографию по итогам исследования.

В конце совместного заседания поступило предложение о возрождении централизованного комплектования библиотек классикой, справочной литературой и периодикой. Тоска по советским временам с избыточным изданием общественно-политической, классической и учебной литературы вполне понятна. Но очевидно, что успешное комплектование в наше время находится целиком и полностью в ведении региональных властей.

Еще хотелось написать отдельно о содержимом пакетика (сумочки, чемоданчика), который вручается каждому члену РБА для более кропотливого ознакомления в свободное от семьи время. Газетный лист, однако, к сожалению, невелик. Посему предлагаю лишь краткий отчет о заседании секции школьных библиотек.

Отчет о работе секции школьных библиотек

Программа работы секции началась с автобусной экскурсии по школьным библиотекам г. Екатеринбурга. Библиотечной общественности РФ был представлен инновационный опыт деятельности библиотеки школы № 14 Октябрьского района: практика создания собственных информационных ресурсов на основе передач спутникового TV «НТВ+» как альтернативного источника комплектования.

Кроме того, мы побывали в интереснейшей гимназии «Корифей», об опыте работы которой мы еще напишем. Само заседание секции проходило в помещении гимназии № 94 в инфоцентре «Чтение и новые технологии». Тема заседания: «Инновационные идеи и технологии в деятельности школьных библиотек».

В заседании приняли участие 48 человек из г. Москвы, Санкт-Петербурга, Тобольска, Нижнего Тагила, а также США: специалисты школьных библиотек, информационных центров, книжных издательств, редакций библиотечных изданий.

Заседание секции было подготовлено силами ассоциации школьных библиотек города Екатеринбурга. Именно поэтому я, председатель секции Ольга Викторовна Козлова, попросила вести это заседание руководителя информационного центра «Чтение и новые технологии», председателя ассоциации Ирину Аркадьевну Тихонову.

В начале заседания екатеринбургская ассоциация наградила памятными кубками за вклад в развитие библиотечного дела школьных библиотек Министра общего и среднего образования Свердловской области В.В.Нестерова, начальника управления образования Администрации
г. Екатеринбурга Е.Л.Умникову, главного редактора газеты «Библиотека в школе» О.К.Громову.

C приоритетами развития школьных библиотек города Екатеринбурга слушателей познакомила начальник Управления образования Евгения Леонидовна Умникова.

Среди важнейших приоритетов были названы:

· функционирование школьной библиотеки как информационного центра для учащихся, педагогов, родителей;

· профессиональное взаимодействие библиотечных работников;

· становление школьной библиотеки как компонента педагогической системы.

В настоящее время в Екатеринбурге на базе школьных библиотек создано 52 информационных центра. Согласно программе компьютеризации закуплено и установлено 195 автоматизированных рабочих места библиотекаря. Разработан алгоритм внедрения новых информационных технологий в практику библиотек.

Е.Л.Умникова отметила огромную консолидирующую роль Ассоциации школьных библиотек Екатеринбурга как профессионального и творческого объединения специалистов, способного отстаивать и умело воплощать новые идеи и проекты. Среди значимых инициатив ассоциации – проведение городских школьных библиотечных чтений, в которых приняло участие более 250 школьных библиотекарей. В докладе отмечалось тесное сотрудничество библиотекарей с педагогами. В этой связи актуальна инициатива гимназии № 94 по созданию сетевого проекта «Городской педагогический медиа-клуб» (руководитель Ирина Аркадьевна Тихонова).

В докладе «Инфоцентр общеобразовательного учреждения как модельная площадка корпоративного проекта ассоциации школьных библиотек “Сетевая библиотека”» Ирина Аркадьевна обрисовала суть проекта. Он создан для решения проблемы качества и меры доступности информации, а также повышения информационной культуры в целях соответствия потребностям современного общества. Среди задач проекта: обеспечить доступ всех субъектов образовательного процесса к источникам информации, сформировать единое информационно-образовательное пространство района и города, подготовить мультимедийные проекты социального характера и научить эффективной работе с информацией. Предусматривается три этапа в реализации проекта: установочный (2005–2007), формирующий (2008–2009), аналитический (2010). Для каждого этапа разработаны ожидаемые результаты.

В выступлении учителя русского языка и литературы, заведующей библиотекой лицея № 135 Ирины Михайловны Некрасовой была проанализирована речевая культура выпускника образовательного учреждения ХХI века, «загрязнение» ее жаргонизмами, словами-паразитами и ненормативной лексикой. Участие детей в читательских конкурсах, в частности, в городском конкурсе «Суперчитатель», помогает противостоять негативным явлениям. Дети именно их лицея становятся призерами районных и городских конкурсов. Интерес к чтению поддерживается как традиционными методами, так и неординарными. В лицее 3 года выпускается газета «Лига» с публикациями учащихся.

Тема аналитического чтения прозвучала в докладе доцента кафедры лингвистики и коммуникативной культуры Дины Ивановны Архаровой. Была обозначена роль библиотек в воздействии на качество чтения учащихся.

В школе № 64 при библиотеке создан клуб «Штурманы книжных морей». Основная цель проектов, создаваемых в клубе – популяризация чтения, создание содержательной, творческой информационной среды школы.

Галина Александровна Пестова, заведующая библиотекой школы № 64, развернула редакционно-издательскую деятельность: списки литературы, буклеты, грамоты, дипломы, календари. Цель – вовлечение детей в творчество.

Вне плана заседания заведующая библиотекой школы № 45 г. Новоуральска Валентина Васильевна Елтышева представила презентацию работы ее библиотеки, вызвавшую живой интерес слушателей.

В папки участников заседания секции были вложены издания, выпущенные усилиями ассоциации школьных библиотек Екатеринбурга: информационный сборник «Проблемы детского чтения: Первые городские школьные Библиотечные чтения», «Суперчитатель года: Сборник вопросов конкурса».

На диске была подарена cлайдовая презентация по профилактике наркомании, экстремизма и других аддитивных явлений.

Заседание школьной секции заканчивалось с 18 до 19 часов 18.05.06 г. в Генеральном консульстве США в форме видеоконференции в режиме on-line по теме: «Международная роль школьной библиотеки». По прямой видеосвязи участники конференции общались с членом Американской ассоциации школьных библиотек профессором Сарой Келли Джонс. Обсуждались вопросы педагогической адаптации информационно-цифровых технологий, развития академической и функциональной грамотности учащихся и другие.

В конце заседания поступило предложение ввести Ирину Аркадьевну Тихонову в Совет секции школьных библиотек РБА.

Рекомендации заседания секции:

1. Провести подготовительную работу по созданию федеральной целевой программы информатизации школьных библиотек.

2. Содействовать внедрению новых информационных технологий в работу школьных библиотек, создавая единое информационное образовательное пространство.

3. Развивать формы и методы воспитания информационной культуры всех участников образовательного процесса.

4. Строить работу в тесном контакте с педагогами, активнее внедрять инновационные методы содействия образовательному процессу.