Крупным шрифтом
Читатель XXI века
Социологическое исследование
Уважаемые методисты,
работники школьных и детских
библиотек!
Просим вас помочь в проведении
масштабного социологического исследования,
которое «Библиотека в школе» проводит по
поручению Научного центра исследования истории
книжной культуры Российской Академии наук при
содействии Российского гуманитарного научного
фонда (РГНФ).
Цель исследования – выявить мнения
читателей-школьников 9–11-х классов относительно
их отношения к чтению, пользованию библиотекой и
информационно-компьютерными технологиями.
Организаторы исследования
гарантируют анонимность анкетирования.
Единственная просьба к организаторам
опросов в библиотеках и школах – указать тип
школы (городская, сельская, лицей, гимназия,
коррекционная и др.).
Библиотекари и методисты, собравшие и
приславшие наибольшее количество анкет, получат
благодарственное письмо Научного центра
исследования книжной культуры Российской
академии наук и редакции газеты «Библиотека в
школе», бесплатную подписку на газету
«Библиотека в школе» и комплект книг современных
детских писателей.
Анкеты отправляйте, пожалуйста, по адресу: 121165,
Москва, ул. Киевская, 24. Редакция газеты
«Библиотека в школе» (с пометкой
«Социологический опрос») до 25 декабря 2006
года (по почтовому штемпелю).
Анкета для социологического исследования
«Читатель XXI века»
Уважаемые читатели-школьники 9–11-х
классов!
Убедительно просим Вас при ответе на
вопросы анкеты ни с кем не обсуждать свое
мнение. Это важно, потому что нас интересует
именно Ваша личная точка зрения. Ваше
согласие с тем или иным вариантом ответа
обозначайте, отмечая в анкете соответствующую
позицию, или вписывая ответ в отведенное поле
(рядом с вариантом ответа «другое»).
Если в самом вопросе не указано
количество возможных вариантов ответов,
выбирайте, пожалуйста, только один ответ из
предложенных.
Анкету подписывать не нужно. При
обработке данных авторский коллектив
гарантирует Вам анонимность Ваших ответов.
1. В свободное от учебы время Вы
предпочитаете (отметьте, пожалуйста, не более
пяти позиций):
1) читать книги;
2) читать газеты, журналы;
3) смотреть телевизор;
4) смотреть видео;
5) «общаться» с компьютером;
6) слушать радио;
7) заниматься спортом;
8) посещать театры;
9) посещать музеи, выставки, экскурсии;
10) посещать концерты;
11) посещать развлекательные заведения;
12) посещать образовательные курсы,
занятия с репетитором;
13) совершать путешествия, заниматься
туризмом;
14) общаться с друзьями;
15) общаться с родственниками, членами
семьи;
16) работать, зарабатывать деньги;
17) заниматься домашним хозяйством;
18) ходить по магазинам (шоппинг);
19) другое (напишите, что) _______________________
____________________________________________
____________________________________________
2. Какой литературе Вы отдаете
наибольшее предпочтение?
1) русской дореволюционной (до 1917 г.);
2) западной классической;
3) восточной классической;
4) советской литературе;
5) современной российской литературе;
6) западной литературе ХХ века;
7) восточной литературе ХХ века.
3. Художественную литературу какого
жанра Вы предпочитаете (отметьте, пожалуйста,
не более трех из предложенных вариантов ответов)?
1) ода, элегия, лирическое
стихотворение;
2) фантастика;
3) фэнтези;
4) детектив;
5) мистика, ужасы;
6) приключения;
7) исторический роман;
8) мемуары, биографии;
9) философский роман;
10) трагедия;
11) сказки, мифы, легенды, саги;
12) психологический роман;
13) литература по искусству, музыке,
театру, кино;
14) юмор, сатира, пародийные
произведения;
15) любовный роман;
16) другого жанра (напишите, какого)_____________
_____________________________________________
4. Назовите 3 своих любимых
литературных произведения.
1) _________________________________________
2) _________________________________________
3) _________________________________________
5. Что побуждает Вас читать именно
эти произведения (отметьте, пожалуйста, не
более трех позиций):
1) мне очень нравятся герои этих
произведений;
2) эти произведения вызывают во мне
эмоциональный отклик;
3) поведение героев может служить для
меня примером;
4) в поведении героев я узнаю многие
свои черты;
5) это очень известные произведения,
и я должен быть с ними знаком;
6) я здесь узнаю много нового о
человеческих отношениях и поведении людей в
различных ситуациях;
7) меня волнует тема произведений;
8) эти произведения заставляют
задуматься над важными нравственными
проблемами;
9) я думаю, что эти произведения
обладают ярко выраженной художественной
ценностью;
10) эти произведения порекомендовали
мне родители;
11) эти произведения популярны среди
моих друзей;
12) эти произведения включены в
школьную программу;
13) мне нравятся все произведения этих
авторов;
14) мне нравятся все произведения этого
жанра;
15) мне нравится литературный стиль
(композиция) этих произведений.
6. Как часто вы читаете
художественную литературу помимо школьной
программы?
1) постоянно, практически ежедневно;
2) время от времени, эпизодически;
3) практически не читаю;
4) совсем не читаю.
7. Сколько книг Вы прочитали за
последний месяц? ______________________________________________
8. Какие (напишите названия и
авторов книг)? ______________________________________________
9. Насколько Вы компетентны в
вопросах литературы и искусства?
1) я считаю себя достаточно
компетентным;
2) я считаю, что мне не хватает знаний;
3) я не могу оценить уровень своей
компетентности
в этих вопросах;
4) я считаю себя некомпетентным в
вопросах литературы и искусства.
10. Обсуждаете ли Вы прочитанные
книги со своими друзьями?
1) да, делаю это постоянно;
2) да, но только особенно понравившиеся
произведения;
3) делаю это крайне редко;
4) не обсуждаю.
11. Обсуждаете ли Вы прочитанные
книги со своими родителями?
1) да, делаю это постоянно;
2) да, но только особенно понравившиеся
произведения;
3) делаю это крайне редко;
4) не обсуждаю.
12. Обсуждаете ли Вы прочитанные
книги со своими учителями помимо учебных
занятий?
1) да, делаю это постоянно;
2) да, но только особенно понравившиеся
произведения;
3) делаю это крайне редко;
4) не обсуждаю.
13. Есть ли в Вашей школе библиотека?
1) да;
2) нет (если Вы ответили «нет»,
переходите к вопросу № 17).
14. Берете ли Вы в ней какую-либо
литературу, помимо учебников?
1) да;
2) нет.
15. Оцените, пожалуйста, Вашу
школьную библиотеку по следующим качествам по
шкале от 1 до 7, где 1 – отсутствие данного
качества, 7 – максимальная его выраженность:
1) укомплектованность (наличие
необходимых учебников, пособий, книг)____ ;
2) доступность (удобные для Вас часы
работы)___ ;
3) удобство пользования (возможность
быстро найти нужную книгу)____.
16. Оцените, пожалуйста, Вашего
школьного библиотекаря по следующим качествам
по шкале от 1 до 7, где 1 – отсутствие данного
качества, 7 – максимальная его выраженность:
1) профессионализм ____ ;
2) умение заинтересовать человека
той или иной книгой, темой, проблемой ___ ;
3) общая эрудированность ____ ;
4) умение общаться с молодежью _____ ;
5) умение доступно объяснить то, что Вам
нужно ____;
6) готовность посвятить Вам столько
времени, сколько нужно ____;
7) индивидуальный подход к каждому
посетителю ____;
8) желание помочь в выборе книг _____;
9) умение и желание посоветовать, что
взять по интересующей Вас теме ____.
17. Записаны ли Вы в какую-либо
библиотеку, помимо школьной?
1) нет (если Вы ответили «нет»,
переходите к вопросу № 22);
2) да (напишите название
библиотеки; если Вы записаны в несколько
библиотек, напишите название той, которую Вы чаще
всего посещаете)_________________.
18. Оцените, пожалуйста, эту
библиотеку по следующим качествам по шкале от 1
до 7, где 1 – отсутствие данного качества, 7 –
максимальная его выраженность:
1) укомплектованность (наличие
необходимых учебников, пособий, книг)___;
2) доступность (удобные для Вас часы
работы)____;
3) удобство пользования (возможность
быстро найти нужную книгу)____.
19. Как часто Вы посещаете эту
библиотеку?
1) раз в неделю;
2) раз в месяц;
3) раз в два-три месяца;
4) два-три раза в год.
20. Кто посоветовал Вам туда
записаться?
1) друзья;
2) родители;
3) родственники;
4) учитель по литературе;
5) другие люди (напишите, кто)______________;
6) я ни с кем это не обсуждал, это было
мое решение.
21. Что привлекает Вас в посещении
этой библиотеки?
1) она находится рядом с моим домом;
2) в ней удобная система поиска нужной
мне литературы;
3) она хорошо укомплектована;
4) привлекает сама атмосфера;
5) в этой библиотеке я могу встретить
моих друзей;
6) другое (укажите, что)
_______________________;
7) меня ничего в ней не привлекает.
22. Легко ли Вы ориентируетесь в
каталогах библиотеки и справочной информации?
1) да, я умею пользоваться всеми фондами
библиотеки;
2) я умею пользоваться только бумажными
каталогами;
3) я умею пользоваться только
электронным каталогом;
4) у меня часто возникают трудности в
нахождении нужной информации.
23. Проходили ли вы обучение,
связанное с работой в библиотечных каталогах?
1) да, проходил на базе самой
библиотеки;
2) да, проходил в рамках школьного
обучения;
3) я получал эти знания самостоятельно;
4) другое (укажите, что) __________________;
5) нет, не проходил.
24. Знаете ли Вы о существовании
библиографических изданий – рекомендательных
(тематических), текущих, ретроспективных?
1) да, я знаю об их существовании и
пользуюсь ими;
2) да, я знаю об их существовании, но не
пользуюсь;
3) нет, я не знаю об их существовании.
25. Знаете ли Вы о существовании
стандартов для оформления списка литературы в
докладах и реферативных работах?
1) да, я знаю о существовании
стандартов и всегда придерживаюсь их;
2) да, я знаю о существовании
стандартов, но не считаю важным всегда их
придерживаться;
3) я имею лишь поверхностное
представление о существовании этих стандартов;
4) нет, я не слышал о существовании
стандартов в оформлении списка литературы для
подобных работ.
26. Проходили ли вы специальное
обучение, связанное с умением конспектировать
учебную и художественную литературу, составлять
тезисы?
1) да, я проходил такое обучение;
2) я получал эти знания самостоятельно;
3) нет, я не проходил специального
обучения.
27. Читаете ли Вы книги в читальном
зале библиотеки?
1) да, в читальном зале я делаю уроки
по литературе или другим предметам, читаю книги,
которые нужны по учебе;
2) да, но помимо того, что требуется по
учебе, я читаю там и те книги, которые мне просто
интересны;
3) нет, в основном я беру нужные мне
книги на дом.
28. Покупаете ли Вы книги
самостоятельно?
1) нет (если Вы выбрали этот вариант
ответа, переходите к вопросу № 32);
2) да (напишите 3 последние книги,
которые Вы купили сами):
1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
29. Что побудило Вас купить именно
эти произведения (отметьте, пожалуйста, не
более трех позиций):
1) мне понравилось оформление книги;
2) я купил их в подарок другу
(знакомому, родителям, кому-нибудь из
родственников и т.д.);
3) это очень известные произведения,
и я должен быть с ними знаком;
4) меня взволновала тема произведений;
5) в этих книгах я хотел прочитать
что-то новое о человеческих отношениях и
поведении людей в различных ситуациях;
6) я считаю, что эти произведения
обладают ярко выраженной художественной
ценностью;
7) эти произведения порекомендовали
мне родители;
8) эти произведения популярны среди
моих друзей;
9) эти произведения требуются по
школьной программе;
10) эти произведения порекомендовал
мне мой учитель литературы;
11) мне нравятся произведения этого
автора;
12) мне нравятся произведения этого
жанра;
13) мне нравится литературный стиль
(композиция) этих произведений;
14) эти произведения посоветовали мне
мои друзья;
15) эти произведения рекламировались в
СМИ;
16) другое ____________________________.
30. Есть ли у Вас собственная
библиотека, книжная полка, где хранятся только
Ваши книги?
1) да;
2) нет.
31. Существует ли у Вас собственная
домашняя картотека (список книг, которые Вы
прочитали или планируете прочитать)?
1) да, я имею такую картотеку дома;
2) да, я имею такую картотеку по
книгам, имеющимся у меня дома;
3) да, я имею такую картотеку по
интересующим меня книгам, которых нет в моей
домашней библиотеке;
4) нет, но я всегда хотел завести такую
картотеку;
5) нет, я не испытываю потребности в
такой картотеке.
32. Интересуетесь ли Вы литературными
новинками?
1) да;
2) нет.
33. Откуда Вы получаете наиболее
полезные и интересные сведения?
1) из книг;
2) по радио;
3) по телевизору;
4) из газет, журналов;
5) от родителей;
6) от друзей;
7) от учителей;
8) из учебников;
9) из Интернета и других компьютерных
сетей;
10) другое (напишите, откуда)___________________
_____________________________________________
34. Выписывают ли Ваши родители (или
те, с кем Вы вместе живете) какие-либо газеты или
журналы?
1) да (напишите, какие)______________________;
2) нет.
35. Выписываете ли Вы сами
какие-либо газеты или журналы?
1) да (напишите, какие)____________;
2) нет.
36. Какие периодические издания
(газеты, журналы) Вы более-менее регулярно
читаете?
______________________________________________
______________________________________________
37. Изучаете ли Вы какой-либо
иностранный язык дополнительно, помимо школы?
1) да;
2) нет (если Вы выбрали этот ответ,
переходите к вопросу № 39).
38. Ваши дополнительные занятия
иностранным языком платные или бесплатные?
1) платные;
2) бесплатные.
39. Отметьте где и какими
компьютерными технологиями Вы пользуетесь?
|
Дома |
В школе |
В библиотеке |
Kомпьютером класса Pentium I–II |
|
|
|
Kомпьютером класса Pentium III–IV |
|
|
|
Периферическими устройствами
(принтером, сканером и т.д.) |
|
|
|
Kаким-то компьютером, не знаю каким |
|
|
|
Локальной сетью |
|
|
|
Интернетом через мобильный телефон |
|
|
|
Интернетом через модем |
|
|
|
Интернетом через выделенную линию |
|
|
|
Kаким-то Интернетом, не знаю каким |
|
|
|
Ничем из перечисленного |
|
|
|
40. Где Вы обычно пользуетесь
компьютером/Интернетом?
|
Kомпьютером |
Интернетом |
Дома |
|
|
В школе на уроках |
|
|
В школьной библиотеке |
|
|
В другой библиотеке |
|
|
В школе во внеурочное время
|
|
|
В компьютерном клубе
|
|
|
В ресурсном центре |
|
|
У родственников/друзей |
|
|
В другом месте (напишите, каком) |
|
|
Не пользуюсь |
|
|
41. Как часто Вы пользуетесь
компьютером/Интернетом?
|
Kомпьютер |
Интернет |
Несколько раз в день |
|
|
Kаждый день |
|
|
Несколько раз в неделю |
|
|
Раз в неделю |
|
|
Раз в две недели |
|
|
Раз в месяц |
|
|
Реже, чем раз в месяц |
|
|
42. Когда у Вас есть
возможность пользоваться компьютером, Вы обычно
проводите за ним:
1) менее получаса в день;
2) около одного часа в день;
3) два часа в день;
4) три часа в день;
5) более трех часов в день;
6) не имею возможности пользоваться
компьютером.
43. С какой целью Вы чаще всего
пользуетесь компьютером/Интернетом (отметьте
не более пяти позиций в каждом пункте)?
Компьютером:
1) чтобы готовиться к урокам
информатики;
2) чтобы готовиться к другим урокам;
3) чтобы изучать различные программы;
4) чтобы зарабатывать деньги;
5) чтобы повышать свой образовательный
и культурный уровень;
6) чтобы слушать музыку, смотреть кино;
7) чтобы играть в компьютерные игры;
8) чтобы уйти от реальных проблем;
9) чтобы убить время;
10) чтобы реализовывать свои творческие
потребности;
11) с другой целью (напишите, какой)
_____________;
12) не пользуюсь.
Интернетом:
1) чтобы повысить свой образовательный,
культурный уровень;
2) чтобы получить необходимую
информацию;
3) чтобы быть в курсе последний событий;
4) чтобы скачивать рефераты;
5) чтобы скачивать музыку;
6) чтобы готовиться к урокам;
7) чтобы играть в сетевые компьютерные
игры;
8) чтобы уйти от реальных проблем;
9) чтобы убить время;
10) чтобы выместить агрессию;
11) чтобы общаться;
12) чтобы зарабатывать деньги;
13) чтобы делать покупки, заказывать
услуги;
14) с другой целью (напишите, какой)
_____________;
15) не пользуюсь.
44. Принимаете ли Вы участие в
образовательных интернет-проектах?
1) да, принимал участие в олимпиаде
через интернет;
2) да, состою в тематическом кружке в
интернете;
3) да, учусь в заочной школе через
интернет;
4) да, в других образовательных
проектах (напишите, каких)
_______________________________________;
5) нет.
45. Какие компьютерные программы Вы
используете чаще всего (отметьте, пожалуйста,
не более трех позиций)?
1) программы для просмотра
иображений (ACDSee и т.д.);
2) графические редакторы для
создания и редактирования изображений (Photoshop, Corel,
3Dmax и т.д.);
3) программы для прослушивания музыки;
4) программы для создания музыки;
5) текстовые редакторы и офисные
приложения (Word, Excel, Lexicon и т.д.);
6) игры;
7) обучающие программы по школьным
предметам;
8) браузеры (Internet Explorer, Netscape Navigator, Opera
и т.д.);
9) почтовые программы (Outlook, The Bat);
10) программы, предназначенные для
общения в Интернете (IRC, ICQ, Microsoft Chat и т.п.);
11) программы-переводчики;
12) другие (напишите, какие)
__________________;
13) не пользуюсь компьютером.
46. Оцените свой уровень владения
компьютером.
1) совсем не умею пользоваться;
2) начинающий пользователь;
3) пользователь;
4) опытный пользователь;
5) больше, чем просто опытный
пользователь.
47. Для чего Вы используете
компьютерные технологии в своей учебной
деятельности?
1) для подготовки рефератов;
2) для создания презентаций;
3) для проведения лабораторных работ;
4) для выполнения коллективных
проектов;
5) для проведения экспериментов;
6) для других учебных целей (напишите,
каких) ______________________________________________;
7) не использую компьютерные
технологии в своей учебной деятельности.
48. Оцените роль Интернета в Вашей
жизни (отметьте не более трех вариантов):
1) помогает общаться с интересными
людьми;
2) помог мне найти работу;
3) помогает повышать мой культурный
уровень;
4) помогает мне учиться в школе;
5) помогает получать дистанционное
образование;
6) повышает мой престиж среди
сверстников;
7) помогает мне быть в курсе последних
событий;
8) открывает широкие возможности для
реализации своих способностей;
9) другое (напишите, что) _____________________;
10) не играет никакой роли.
49. Читаете ли Вы книги в их
электронной версии?
1) да;
2) нет.
50. Обращаетесь ли Вы к электронным
библиотекам?
1) да, делаю это постоянно;
2) да, делаю это крайне редко;
3) нет, я не знаю, как это сделать;
4) нет, мне хватает других ресурсов
(традиционных библиотек, информационных сайтов);
5) нет, так как считаю их
неэффективными.
51. Какие электронные услуги
оказывает Вам ваша библиотека?
1) информация о наличии в фондах
конкретного литературного источника;
2) информация о составе библиотечных
фондов через систему каталогов и другие формы
библиотечного информирования;
3) тематические справки;
4) другое (напишите, что) _______________
52. Как Вы считаете, помогает ли Вам
опыт работы в традиционных библиотеках при
работе с информационными ресурсами электронных
библиотек?
1) да, я считаю, что такой опыт помогает
мне;
2) нет, я считаю этот опыт не значимым
для работы с ресурсами электронных библиотек;
3) не знаю.
53. Какие из нижеперечисленных
жизненных ценностей являются для Вас наиболее
значимыми (отметьте не более трех позиций):
1) достижение материального
благополучия;
2) успешная профессиональная
деятельность;
3) успешная политическая карьера;
4) полноценное общение с людьми;
5) счастливая семейная жизнь;
6) полноценное приобщение к культуре;
7) развитие своих способностей;
8) познание себя и окружающего мира;
9) воспитание детей;
10) известность, популярность;
11) успешная творческая деятельность;
12) все перечисленное для меня
достаточно безразлично.
54. Какие у Вас планы после окончания
школы?
1) собираюсь устроиться на работу;
2) собираюсь продолжать образование,
поступить в институт;
3) собираюсь продолжать образование,
поступить в ПТУ или техникум;
4) не собираюсь ни работать, ни учиться
дальше;
5) мои планы еще не определены.
55. Какой уровень образования Вы
считаете для себя достаточным?
1) я считаю, что мне будет достаточно
и среднего образования;
2) среднее специальное (ПТУ, техникум);
3) высшее;
4) кандидат, доктор наук.
56. Ваш пол:
1) мужской;
2) женский.
57. В каком классе Вы учитесь?
1) в девятом;
2) в десятом;
3) в одиннадцатом.
58. К какой группе Вы относите Вашу
семью по уровню дохода?
1) ниже прожиточного минимума;
2) на уровне прожиточного минимума;
3) к среднеобеспеченной;
4) к высокообеспеченной.
59. С кем Вы проживаете (отметьте
всех, с кем Вы вместе живете)?
1) с матерью;
2) с отцом;
3) с родными сестрами, братьями;
4) с двоюродными, троюродными сестрами,
братьями;
5) с бабушкой, дедушкой;
6) с дядей;
7) с тетей;
8) с другими людьми (напишите, с кем)___________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
60. Какое образование у Ваших
родителей?
Мать:
1) среднее;
2) среднее специальное (ПТУ, техникум);
3) высшее;
4) кандидат, доктор наук;
Отец:
1) среднее;
2) среднее специальное (ПТУ, техникум);
3) высшее;
4) кандидат, доктор наук.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ОТВЕТЫ! |