Детское чтение
Людмила Степанова
Что мы думаем о выборе наших детей?
Пусть читают все подряд?!
|
Людмила
Валентиновна Степанова
старший преподаватель
СПбГУКИ, гл. библиотекарь ЛОДБ |
Какие книги, изданные для детей,
лежат перед вами? Почему именно эти? Что с
упоением прочитано, что с негодованием отложено
в сторону, что еще предстоит осмыслить? Как вы
справляетесь с искушением отказаться от чтения в
угоду собственным представлениям о детской
литературе? Какую книгу непременно захотелось
прочитать, услышав о новой идее издательства для
детей?
Происходит множество событий.
Развивается литературный процесс в детской
литературе, меняются издательские стратегии,
появляются новые каналы и средства продвижения
идей и мнений в рекламе, критике, рецензировании.
Детское чтение в условиях книжного рынка.
Детская книга как товар, издание для детей как
выгодный коммерческий проект. В какой степени
подобная реальность оказывает влияние на
содержание и последствия детского чтения?
В многослойном, многоуровневом
книжном пространстве возникают интереснейшие,
удивительные истории на пути ребенка к книге. Надо
принять лидерство современных детей в оценке и
выборе книг. Они, опережая нас, берут в свой мир
новые книги, исполняют их в своем
воображении. Развивается ли современное
пространство жизни детской книги в диалоге
детей и взрослых о героях, идеях, поэтике,
сюжетах, книжной графике и дизайне? Нам
необходимы вокруг издательств, детских
библиотек, печатных и электронных изданий сферы
взаимодействия читающих людей разных поколений,
удобные, органичные и для детей. Подобной цели
служит учреждение знака «Нравится детям
Ленинградской области».
Что удивляет и ошеломляет в выборе
современных детей? Непредсказуемость. Банально?
Как сказать... Вот книга, которая оказалась на
моем столе благодаря детям, хотя знала я о ней
давно, но все не дотягивалась, пока от
двенадцатилетней Светы не услышала
просьбу-призыв прочитать непременно. Теперь
жалею, что не поторопилась это сделать раньше. Но
зато я читала эту книгу – Э.-Э.Шмитта «Оскар и
розовая дама» (СПб. : Азбука-классика, 2005) – не
одна. Не могла забыть свою юную собеседницу и
читала и для нее, и ее глазами. Уверена, нас
объединяют и эти строки: «Было утро. Я был один на
Земле... а ты тем временем пробовал сотворить
рассвет».
Знаете книгу Т.Крюковой «Лунный
рыцарь»? Поинтересуйтесь. Мало найдется нас,
взрослых, поощряющих подобное чтение. А что можно
возразить тринадцатилетнему Ивану: «Красивая
книга о волшебстве... ее героям предстоит пройти
через многие испытания и выйти из них
победителями...»
Что, как, когда и почему современные
подростки выбирают для своего чтения? Зачем они
читают? Способны ли мы, взрослые, принять их
систему книжных ценностей, выглядывая из-за
транспаранта «Современные дети перестали
читать!».
Две книги. В обеих главные герои –
Ангелы. Да-да, те самые. Один из повести Д.Амонда
«Скеллиг» (М. : Иностранка, 2004), другой – из серии
Д.Емеца «Мефодий Буслаев» (М. : Эксмо, 2005). Выбор.
Между Ангелами. Впрочем, наши дети обладают еще
одной возможностью – свободного выбора читать
или не читать.
Книга физически, как материальный
предмет культуры, и метафизически, как сфера
духовной притягательности, перестала быть
единственным, главным и безусловным контекстом
жизнетворчества современного ребенка. И все-таки
что же происходит в реальности детского чтения?
По каким критериям оценивают свою, избранную,
книгу подростки?
«Стихия» детского прочтения покоряет,
они не отягощены нашей настороженностью к
именам, жанрам. Современный пласт детской
литературы, когда оказываешься рядом с ребенком,
становится более узнаваемым благодаря
замечательному приключению, которое предлагает
юный читатель. «Оказываешься в роскошных вещах и
тихих улицах», «от этой книги нельзя оторваться,
проглатывается за один день», «как будто
попадаешь на дно океана и не можешь всплыть, пока
не перевернута последняя страница...», «я
погрузился
в мир доброты и злости, хитрости и коварства... в
надежде найти в книге хоть какое-нибудь
счастье...».
Признаться, очень редко ожидания от
книги в собственном, «недетском», прочтении были
обмануты. Почему? Вектор движения ребенка в
оценке прочитанного вызывает доверие. Прежде
всего – поэтика текста. Язык, речь, интонации. «Он
очень забавно и складно говорит, и красиво.
Сейчас никто так не разговаривает... Жалко».
«Герои книги говорят современным языком, таким,
каким говорят на улице, ребята в классе»,
«истории написаны трепетно...», «яркость и
красноречие слога – тут не заскучаешь», «к тому
же он оттягивает решительные моменты
посторонними рассуждениями, вызывая бурный
интерес», «как не смешно и странно это звучит, но
я даже думать стала, как думали в те времена»,
«хочется читать час за часом, день за днем и, в
конце концов, выучить наизусть...», «если автор,
например, описывает шторм, то это сделано так, как
будто видишь это своими глазами и даже
чувствуешь яростное дуновение ветра».
Погружение в поэтику сопряжено с
эмоциональной обращенностью наших подростков к
другому. Способность к обратной связи с
другим Я восхищает. «Эта книга немножко про меня,
немножко про моих друзей... Волшебство и
ликование... Тепло и радость... Я стала намного
лучше понимать других людей и саму себя», «эта
книга помогла мне всмотреться в себя». Подростки
помладше уверены: «Это еще и учебник – описано
то, что не надо делать» или: «Когда я не буду
знать, как поступить, я мысленно буду обращаться
к Фреди...» Литературный контекст для подростка –
игра с вопросами к самому себе. «Я интересуюсь, а
что было бы, если бы...» Проговаривая множество
вероятностей, воссоздавая мир воображаемый
заново, подросток помещает его в собственные
реалии, как начало нового мыследействия: «Почему,
скажите мне...»
Юный первооткрыватель себя и мира
растет духом, душой и телом. Растет и ищет
подходящих к его движению скорости, действия,
мысли, чувства. Что соразмерно современному
подростку? Какие герои, события, идеи? «Мир этой
книги мне даже снится во сне... как важна дружба,
взаимовыручка, умение понять и принять
другого...» «Настоящий герой!!! Он обладает всеми
качествами солдата: храбростью, умом, смелостью,
честностью, добротой». «Мир, где есть все – от
любви до войн... герои – отважные, суровые,
сильные и нежные сердцем...» «Секрет книги прост:
эта книга о моих ровесниках, о крепкой дружбе,
которая помогает преодолеть любые трудности».
«Что меня вообще сразило – его постигает чувство
любви. Да еще какое!»
Избранная книга как способ
подтверждения возможностей нашего юного героя
чтения в постижении происходящего вокруг, в
замысле о самом себе. Замечательный мотив чтения.
«Благодаря этой книге я смогла по-другому
посмотреть на окружающий меня мир. Я стала ценить
каждую мелочь, лучше относиться к близким людям...
Я наконец-то поняла своих друзей, и, самое
главное, я поняла себя».
Какие качества книги обеспечивают ее
успех у современных подростков? Укажем на одно
непременное составляющее ценности книги – ее
образ. «Увидев обложку, я понял, что эта книга мне
как раз подходит... меня буквально поедал интерес:
я размышлял о том, какой сюжет у этой книги».
«Весь класс и я просто замерли, глядя на книгу...
Такой тишины у нас не бывает даже на
математике!!!»
Теперь внимание – рецепт бестселлера
от наших подростков: «Книга – просто
потрясающая!!! Я читал и не мог оторваться!!!
Сначала я отнесся к ней несколько настороженно.
Боясь разочарования, с трепетом открыл ее и... был
поглощен... Лихо закрученный сюжет, яркость и
красноречие слога – тут не заскучаешь!!! Каждая
страница – словно дверь в волшебный мир, в
котором есть место горю и радости, любви и
ненависти, честности и подлости. Дух захватывает,
когда читаешь... Какой восторг вызывают
героические поступки... хочется перечитывать
снова и снова. Чем же эта книга так манит к себе? В
чем же секрет?»
Итак, что же мы думаем о чтении наших детей?
Пусть читают все подряд и вопрошают мир и себя:
«Почему, скажите мне...» |