Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2006


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Детское чтение

Людмила Степанова

Что мы думаем о выборе наших детей?

Пусть читают все подряд?!

Людмила Валентиновна Степанова
старший преподаватель
СПбГУКИ, гл. библиотекарь ЛОДБ

Какие книги, изданные для детей, лежат перед вами? Почему именно эти? Что с упоением прочитано, что с негодованием отложено в сторону, что еще предстоит осмыслить? Как вы справляетесь с искушением отказаться от чтения в угоду собственным представлениям о детской литературе? Какую книгу непременно захотелось прочитать, услышав о новой идее издательства для детей?

Происходит множество событий. Развивается литературный процесс в детской литературе, меняются издательские стратегии, появляются новые каналы и средства продвижения идей и мнений в рекламе, критике, рецензировании. Детское чтение в условиях книжного рынка. Детская книга как товар, издание для детей как выгодный коммерческий проект. В какой степени подобная реальность оказывает влияние на содержание и последствия детского чтения?

В многослойном, многоуровневом книжном пространстве возникают интереснейшие, удивительные истории на пути ребенка к книге. Надо принять лидерство современных детей в оценке и выборе книг. Они, опережая нас, берут в свой мир новые книги, исполняют их в своем воображении. Развивается ли современное пространство жизни детской книги в диалоге детей и взрослых о героях, идеях, поэтике, сюжетах, книжной графике и дизайне? Нам необходимы вокруг издательств, детских библиотек, печатных и электронных изданий сферы взаимодействия читающих людей разных поколений, удобные, органичные и для детей. Подобной цели служит учреждение знака «Нравится детям Ленинградской области».

Что удивляет и ошеломляет в выборе современных детей? Непредсказуемость. Банально? Как сказать... Вот книга, которая оказалась на моем столе благодаря детям, хотя знала я о ней давно, но все не дотягивалась, пока от двенадцатилетней Светы не услышала просьбу-призыв прочитать непременно. Теперь жалею, что не поторопилась это сделать раньше. Но зато я читала эту книгу – Э.-Э.Шмитта «Оскар и розовая дама» (СПб. : Азбука-классика, 2005) – не одна. Не могла забыть свою юную собеседницу и читала и для нее, и ее глазами. Уверена, нас объединяют и эти строки: «Было утро. Я был один на Земле... а ты тем временем пробовал сотворить рассвет».

Знаете книгу Т.Крюковой «Лунный рыцарь»? Поинтересуйтесь. Мало найдется нас, взрослых, поощряющих подобное чтение. А что можно возразить тринадцатилетнему Ивану: «Красивая книга о волшебстве... ее героям предстоит пройти через многие испытания и выйти из них победителями...»

Что, как, когда и почему современные подростки выбирают для своего чтения? Зачем они читают? Способны ли мы, взрослые, принять их систему книжных ценностей, выглядывая из-за транспаранта «Современные дети перестали читать!».

Две книги. В обеих главные герои – Ангелы. Да-да, те самые. Один из повести Д.Амонда «Скеллиг» (М. : Иностранка, 2004), другой – из серии Д.Емеца «Мефодий Буслаев» (М. : Эксмо, 2005). Выбор. Между Ангелами. Впрочем, наши дети обладают еще одной возможностью – свободного выбора читать или не читать.

Книга физически, как материальный предмет культуры, и метафизически, как сфера духовной притягательности, перестала быть единственным, главным и безусловным контекстом жизнетворчества современного ребенка. И все-таки что же происходит в реальности детского чтения? По каким критериям оценивают свою, избранную, книгу подростки?

Фото Веры  Зубаренковой

«Стихия» детского прочтения покоряет, они не отягощены нашей настороженностью к именам, жанрам. Современный пласт детской литературы, когда оказываешься рядом с ребенком, становится более узнаваемым благодаря замечательному приключению, которое предлагает юный читатель. «Оказываешься в роскошных вещах и тихих улицах», «от этой книги нельзя оторваться, проглатывается за один день», «как будто попадаешь на дно океана и не можешь всплыть, пока не перевернута последняя страница...», «я погрузился
в мир доброты и злости, хитрости и коварства... в надежде найти в книге хоть какое-нибудь счастье...».

Признаться, очень редко ожидания от книги в собственном, «недетском», прочтении были обмануты. Почему? Вектор движения ребенка в оценке прочитанного вызывает доверие. Прежде всего – поэтика текста. Язык, речь, интонации. «Он очень забавно и складно говорит, и красиво. Сейчас никто так не разговаривает... Жалко». «Герои книги говорят современным языком, таким, каким говорят на улице, ребята в классе», «истории написаны трепетно...», «яркость и красноречие слога – тут не заскучаешь», «к тому же он оттягивает решительные моменты посторонними рассуждениями, вызывая бурный интерес», «как не смешно и странно это звучит, но я даже думать стала, как думали в те времена», «хочется читать час за часом, день за днем и, в конце концов, выучить наизусть...», «если автор, например, описывает шторм, то это сделано так, как будто видишь это своими глазами и даже чувствуешь яростное дуновение ветра».

Погружение в поэтику сопряжено с эмоциональной обращенностью наших подростков к другому. Способность к обратной связи с другим Я восхищает. «Эта книга немножко про меня, немножко про моих друзей... Волшебство и ликование... Тепло и радость... Я стала намного лучше понимать других людей и саму себя», «эта книга помогла мне всмотреться в себя». Подростки помладше уверены: «Это еще и учебник – описано то, что не надо делать» или: «Когда я не буду знать, как поступить, я мысленно буду обращаться к Фреди...» Литературный контекст для подростка – игра с вопросами к самому себе. «Я интересуюсь, а что было бы, если бы...» Проговаривая множество вероятностей, воссоздавая мир воображаемый заново, подросток помещает его в собственные реалии, как начало нового мыследействия: «Почему, скажите мне...»

Юный первооткрыватель себя и мира растет духом, душой и телом. Растет и ищет подходящих к его движению скорости, действия, мысли, чувства. Что соразмерно современному подростку? Какие герои, события, идеи? «Мир этой книги мне даже снится во сне... как важна дружба, взаимовыручка, умение понять и принять другого...» «Настоящий герой!!! Он обладает всеми качествами солдата: храбростью, умом, смелостью, честностью, добротой». «Мир, где есть все – от любви до войн... герои – отважные, суровые, сильные и нежные сердцем...» «Секрет книги прост: эта книга о моих ровесниках, о крепкой дружбе, которая помогает преодолеть любые трудности». «Что меня вообще сразило – его постигает чувство любви. Да еще какое!»

Избранная книга как способ подтверждения возможностей нашего юного героя чтения в постижении происходящего вокруг, в замысле о самом себе. Замечательный мотив чтения. «Благодаря этой книге я смогла по-другому посмотреть на окружающий меня мир. Я стала ценить каждую мелочь, лучше относиться к близким людям... Я наконец-то поняла своих друзей, и, самое главное, я поняла себя».

Какие качества книги обеспечивают ее успех у современных подростков? Укажем на одно непременное составляющее ценности книги – ее образ. «Увидев обложку, я понял, что эта книга мне как раз подходит... меня буквально поедал интерес: я размышлял о том, какой сюжет у этой книги». «Весь класс и я просто замерли, глядя на книгу... Такой тишины у нас не бывает даже на математике!!!»

Теперь внимание – рецепт бестселлера от наших подростков: «Книга – просто потрясающая!!! Я читал и не мог оторваться!!! Сначала я отнесся к ней несколько настороженно. Боясь разочарования, с трепетом открыл ее и... был поглощен... Лихо закрученный сюжет, яркость и красноречие слога – тут не заскучаешь!!! Каждая страница – словно дверь в волшебный мир, в котором есть место горю и радости, любви и ненависти, честности и подлости. Дух захватывает, когда читаешь... Какой восторг вызывают героические поступки... хочется перечитывать снова и снова. Чем же эта книга так манит к себе? В чем же секрет?»

Итак, что же мы думаем о чтении наших детей? Пусть читают все подряд и вопрошают мир и себя: «Почему, скажите мне...»