Календарь круглых дат
Мария Порядина
«Явление исключительное и
драгоценное»
Евгений Шварц и его произведения
Евгений Львович Шварц (21 октября 1896 –
15 января 1958) – 110 лет со дня рождения.
«Обыкновенное чудо» (1956) – 50 лет со дня
премьеры
В юные годы Евгений Шварц не сидел на
месте. Он родился в Казани, в семье врача, и вместе
с семьей то и дело переезжал то в Дмитров, то в
Армавир, то в Майкоп (где окончил не то гимназию,
не то реальное училище); затем поступил на
юридический факультет Московского университета,
потом пренебрег юриспруденцией и отдался театру,
так что в семнадцатом году оказался в
Ростове-на-Дону, в составе молодой, эксцентричной
и многообещающей труппы «Театральной
мастерской».
Женя, как звали его товарищи, в эти годы
был остер, наблюдателен, худ до крайности и
держался в «Мастерской» на «характерных» ролях.
В великие актеры он, впрочем, не стремился, зато
обожал развлекать друзей и коллег комическими
«номерами». Вспоминают, как он «показывал
собачий суд» – лаял, тявкал и скулил на разные
голоса, изображая судью и свидетелей, прокурора и
адвоката, секретаря и подсудимого.
Через четыре года «Театральная
мастерская» переместилась в Петроград, и Шварц
вместе с ней. Он подружился с «Серапионовыми
братьями» и обэриутами, некоторое время был
секретарем Корнея Чуковского. Тут Шварца
подхватила журналистика, да и путешествия не
закончились: он оказался на Украине, в Донбассе,
где «давал стране угля», сочиняя фельетоны для
газеты «Кочегарка» (за подписью «Дед Сарай»),
и чуть было не организовал журнал «Забой».
Потом все-таки настало время
литературы. В 1925-м Шварц стал секретарем журнала
«Ленинград», а затем – детского отдела
Госиздата, сотрудничал с «Чижом» и «Ежом»,
выпустил несколько очаровательных книжек для
детей…
И тут наконец все соединилось. Сложив
вместе свои таланты, Шварц стал писать пьесы для
театра, и окончательно нашел себя.
«Ундервуд» – комедию о том, как
пионерка разоблачает спекулянтку, укравшую у
студентов пишущую машинку, – поставили в Театре
юного зрителя, и тотчас разразился скандал.
Специалисты по воспитанию детей, так называемые
педологи, возмутились тем, что на сцену
«потихоньку протащили сказку», безусловно
вредную для подрастающего поколения. Ведь
спекулянтка Варварка оказалась бабой-ягой, и в
подручных у нее нечистая сила, – разве можно
показывать это советским детям?
На защиту «Ундервуда» встали
театральные критики и комсомольская газета
«Смена», спектакль оставили в репертуаре, однако
околотеатральные «деятели» насторожились.
Поэтому в пьесе «Клад» Шварц прячет фантастику
поглубже в подтекст, а на первый план выводит
«новую, советскую действительность»: герои
находят в горах Кавказа медный рудник, имеющий
огромную ценность для народного хозяйства, а
заодно спасают девочку, помогают взрослым
осознать их ошибки, разоблачают суеверия…
Впрочем, в пьесе «Приключения
Гогенштауфена» сказка вновь берет свое: мелкий
служащий награждается комически-несообразной
«средневековой» фамилией, чиновница-бюрократка
Упырева оказывается злой колдуньей, а уборщица
Кофейкина – доброй волшебницей. Эта пьеса так и
не была поставлена на сцене, потому что Шварц
по-особенному относился к критике. Представляя
новонаписанную пьесу на суд «деятелей», он
выслушивал все замечания, вежливо кивал, со всеми
соглашался… а потом просто оставлял непринятую
вещь в столе.
Но в 1931 году, во время читки
«Гогенштауфена», Шварца познакомили с Николаем
Акимовым.
Акимов первым по-настоящему понял и
прочувствовал своеобразие шварцевской
драматургии: особый сплав лирического с
комическим и фантастического с бытовым – не
слабость писателя, а могучая художественная
сила.
Именно Акимов попросил Шварца
вернуться к андерсеновским сюжетам для
«взрослой» сцены («Снежная королева» шла в ТЮЗе).
Шварц увлекся объединением сказочных мотивов,
получилась пьеса «Принцесса и свинопас», Акимов
начал репетиции, но Главрепертком запретил
постановку, и только тридцать лет спустя пьесу
под новым названием «Голый король» увидели
зрители московского театра «Современник». Но
совместная работа «навсегда утвердила», пишет
Акимов, его «союз со Шварцем». И «Тень», премьеру
которой сыграли в 1940 году, стала «визитной
карточкой» ленинградского Театра комедии.
«Дракона» Шварц писал в войну, и это
был его солдатский труд. Негодный к строевой, он
все равно собрался на фронт (современница
вспоминает, как он требовал допустить его к
медкомиссии, уверяя, что он пригодится в
ополчении – «в армии не только стреляют из
винтовки»). Акимов, однако, пустив в ход и уговоры,
и угрозы, чуть ли не силой вытолкал друга из
осажденного города в эвакуацию.
Шварц оказался в Кирове, а Театр
комедии на пяти самолетах «Дуглас» переместился
на Урал, затем на Кавказ, потом в Таджикистан.
Едва устроившись на новом месте, Акимов разыскал
Шварца и вытребовал его в Душанбе, на вакантную
должность заведующего литературной частью
театра.
«Конечно, пост завлита не очень ему
подходил, особенно в полной изоляции от
драматургов, разбросанных по всей стране этим
летом 1943 года, но в штатном расписании театра не
было должности “души театра”, на которую он по
существу должен был бы быть зачисленным», –
писал знаменитый режиссер.
Фактически завлит исполнял
обязанности заместителя директора. Отъезжая в
Москву по делам, Акимов оставлял труппу на
попечение Евгения Львовича. Конечно, руководящий
работник из Шварца был так себе, но и артисты, и
прочие сотрудники театра уважали и любили его,
поэтому старались «крепить дисциплину».
Здесь, в Душанбе, Шварц и дописал
«Дракона». Все прекрасно понимали, что это «про
фашизм», Главрепертком принял пьесу без единой
поправки, театр приступил к репетициям. Однако в
1944 году, уже
в Москве, бдительные чиновники запретили
постановку, и лишь через восемнадцать лет Театр
комедии показал «Дракона» зрителям.
Акимов искренне считал, что «Шварц –
явление исключительное и драгоценное», поэтому
дорожил этим творческим союзом и усердно помогал
драматургу работать. А это, между прочим, было
необходимо, потому что Евгений Львович был,
деликатно говоря, немного ленив.
Первый акт Шварц писал залпом, сразу,
на одном порыве вдохновения. А затем начинались
поиски, размышления и терзания. «Он
категорически не признавал составления
предварительного плана пьесы, говоря, что это его
стесняет и лишает вкуса
к работе, что это – французский способ, а он –
русский драматург, – пишет Николай Акимов. –
…Свободного полета не обремененной планом
фантазии у него всегда хватало на первые акты,
которые действительно получались замечательно,
после чего неизменно начинались композиционные
мучения, в которых уже
и театру, и режиссеру приходилось посильно
принимать участие».
Благодаря «авторскому
невмешательству» появлялись новые герои,
действие развивалось неожиданно и пьеса
заканчивалась совсем не так, как можно было
предположить. Творение переигрывало творца,
персонажи вели драматурга, а ему оставалось
только удивляться: «Я надеялся, что они будут
помогать молодым, помня свои минувшие горести. А
они взяли да и обвенчались. Взяли да и
обвенчались!»
Да, лучшая пьеса Евгения Шварца – как
раз о непредсказуемости жизни в ее высших
проявлениях.
Работа над ней началась в конце войны,
премьера же спектакля в Театре-студии киноактера
состоялась через десять с лишним лет – в
1956 году. Пьеса постоянно переиначивалась и
переименовывалась; сохранились варианты
названия: «Медведь», «Веселый волшебник»,
«Послушный волшебник», «Безумный бородач»,
«Непослушный волшебник»… В конце концов
придумался изящный оксюморон – «Обыкновенное
чудо».
Так наглядно и свободно Шварц
охарактеризовал и свой художественный метод,
особенность которого – естественность и
абсолютная «обыкновенность», бытовая
достоверность всего сказочного и
фантастического, обеспечивающая вневременную
актуальность и нравственную убедительность.
Шварц-гуманист не позволяет злу быть
величественным, низводит его до уровня
обыденности; оно не перестает быть страшным,
однако не может казаться непобедимым. Шварц-поэт
утверждает приоритет высшей правды над фальшью
действительности. Шварц-художник прославляет
тех, кто творит и созидает, кто «осмеливается
любить, зная, что всему этому придет конец».
Потому, в сущности, конец и не приходит.
Шварц умер в начале 1958 года; миновало полвека,
а его пьесы по-прежнему ставятся в детских и
«взрослых» театрах. Старые киноленты по
сценариям Шварца – особенно «Золушка» – все так
же собирают к телевизору зрителей разных
поколений. Отдельная страница истории
отечественного кинематографа – фильмы Марка
Захарова с замечательным актерским ансамблем и
точными типажами. Хороши сочинения Шварца и в
книге: читали и перечитывали мы и модернистов, и
постмодернистов, а все равно «советский
сказочник» не затерялся меж ними, и множество
безукоризненно выверенных реплик вошло в нашу
речь поговорками. Театр Шварца продолжается;
исключительность и драгоценность этого явления
по-прежнему несомненны. |