Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2006


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический универсистет «Первое сентября»

Библиотечное дело

Ольга Громова

Развитие информационной грамотности учащихся
в школьной и детской библиотеке

Ольга Константиновна ГРОМОВА – главный редактор газеты «Библиотека в школе» с момента ее основания.

О.К.Громова имеет высшее библиотечное образование, а также 23 года стажа работы в библиотечном деле. В послужном списке: работа библиографом отдела обработки и каталогизации крупной публичной библиотеки, заведование научной библиотекой, 15 лет в школьных библиотеках.

Одна из авторов концепции и организатор очной Библиотечной школы «Первого сентября», где, наряду с приглашенными преподавателями, сама вела интерактивные занятия по проблемам библиотечного дела.

Редактор и соавтор сборника «Семь шагов к новой библиотеке». Эксперт по школьным библиотекам Национального фонда подготовки кадров.

Концепция курса

Развитие информационной грамотности (ИГ) у школьников – одна из самых актуальных проблем сегодняшней школы и библиотечного дела не только в России, но и в международном сообществе. ИГ – это не только умение искать информацию в библиотеке, но и в принципе одна из важнейших составляющих умения учиться. ИГ часто путают с компьютерной грамотностью или с основами библиотечно-библиографических знаний (ББЗ), что совсем не одно и то же. В предлагаемом курсе будет идти речь о содержании и методах обучения школьников ИГ, а не об обучении библиотекарей компьютерной грамотности или основам ББЗ. Соответственно, для освоения данного курса библиотекарю не требуется владение компьютером.

Курс имеет цели, которые можно с некоторой долей условности разделить на содержательные и методические.

Содержательные цели: развести понятия и содержание обучения информационной грамотности, ББЗ, компьютерной грамотности; представить основы ББЗ как составную часть современной информационной грамотности; выстроить основу содержательной части курса ИГ для школьников: уточнить основной понятийный ряд
и этапы работы с информацией.

Методические цели: выстроить возможную последовательность курса обучения школьников основам ИГ; предложить современные подходы к подаче материала, принципы построения заданий для школьников и соответствующие методы их оценки.

Контрольные и итоговая работы будут представлять собой практические задания. Рефераты по лекциям или дополнительной литературе в качестве контрольных зачтены не будут.

План лекций по курсу

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Общие понятия и содержание обучения информационной грамотности. Обзор основных российских работ по теме и заявленных в них подходов к развитию ИГ. Различные подходы к содержанию обучения (информационная культура, информационная грамотность, культура чтения и их составляющие). Терминология курса

18

Лекция 2. Общая методика группового и индивидуального обучения применительно к данному направлению. Принципы организации занятий при регулярном ведении курса ИГ (элективный курс, факультатив). Принципы работы с читателем при индивидуальных консультациях, методика организации индивидуальных консультаций

19

Лекция 3. Основные этапы работы с информацией. Общие подходы к поиску информации. Основные этапы работы с информацией. Построение курса развития ИГ для школьников.Kонтрольная работа № 1

20

Лекция 4. Формулировка запроса, поиск и локализация информации. Формулировка и уточнение запроса как первый этап работы с информацией. Выработка алгоритма поиска и его корректировка. Принципы локализации информации. Методика организации занятий и разработки заданий по выработке алгоритма поиска и локализации информации

21

Лекция 5. Kачественная оценка информации. Общие подходы к оценке качества информации. Выработка частных критериев оценки и отбора полученной информации в соответствии с целями и задачами работы. Kонтрольная работа № 2

22

Лекция 6. Обработка и интерпретация информации. Приемы и формы свертывания и развертывания информации. Их выбор в соответствии с целями и задачами работы. Принципы построения заданий на свертывание и развертывание информации

23

Лекция 7. Работа с отобранной информацией. Сортировка и компоновка материала. Выбор формы презентации полученных результатов. Общие правила презентации.

24

Лекция 8. Возможные принципы оценки навыков работы с информацией. Понятие освоения учеником основ ИГ. Цели и принципы оценки библиотекарем (учителем) работы читателя (ученика) с информацией. Принципы и приемы самооценки учащегося. Итоговая работа

Лекция 1. Общие понятия и содержание обучения информационной грамотности

Обзор основных российских работ по теме и заявленных в них подходов к развитию ИГ. Различные подходы к содержанию обучения (информационная культура, информационная грамотность, культура чтения и их составляющие). Терминология курса

Введение

Основная цель предлагаемого вашему вниманию курса – дать библиотекарю современные представления о возможных подходах к обучению детей работе с информацией и методах развития у них навыков информационной грамотности (ИГ). При этом автор никоим образом не имеет в виду обучение навыкам работы с компьютером. Осваивать ИГ можно и не имея в своем арсенале новых технических средств. Наш курс не потребует от вас обязательного владения компьютерными технологиями.

Как построен курс? Поскольку лекции рассчитаны на библиотекарей как школьных, так и публичных библиотек, то в нем будут даны общие для всех подходы, методики и отдельные приемы, так или иначе помогающие обучать юных читателей основам ИГ. Понятно, что цели и методы работы школьных и детских библиотек могут быть различны. И все же и те, и другие ведут (систематически или в виде отдельных консультаций) обучение как минимум основам поиска и обработки информации. Мы постарались построить курс так, чтобы по его окончании каждый специалист смог выбрать те подходы, методы и типы заданий, которые на его взгляд больше соответствуют конкретным условиям. Условно говоря, курс объединяет два главных вопроса: чему учить и как это делать? Таким образом и построены лекции: мы будем рассматривать каждый шаг с двух позиций – содержание обучения и методика.

Прежде всего необходимо определить, что же мы понимаем под современными подходами к развитию ИГ, прояснить позиции, с которых написан данный курс, развести некоторые понятия и уточнить терминологию.
С этого и начнем.

Попутно мы рассмотрим некоторые публикации, которые являются наиболее значимыми и доступными большинству желающих их найти. При этом не будут рассматриваться диссертационные исследования, поскольку не все читатели могут найти даже их авторефераты1.

__________________

1 Диссертаций на эту тему не так много. Их список представлен, например, на сайте КемГУКИ http://library.art.kemerovonet.ru/infculture.html.

Понятия и термины

Информационная грамотность или информационная культура?

Почему в теме данного курса заявлено развитие информационной грамотности, а не информационной культуры?

Конечно, как грамотного человека еще нельзя назвать культурным, так и между этими двумя понятиями нельзя поставить знак равенства. Тем не менее, мы сознательно сузили тему курса.

Причин несколько.

Во-первых, информационная грамотность – это составная часть информационной культуры личности (ИКЛ). Более того – основная составляющая.

Во-вторых, на примере методик развития ИГ легче говорить об общих подходах и методиках, которые при желании могут быть перенесены на более масштабный и глубокий курс развития ИКЛ.

В-третьих, цель этого курса – дать библиотекарю общее понимание смысла и современных подходов к вопросу, некое направление движения и инструмент обучения (методики и приемы). А уж каждый будет распоряжаться ими по своему усмотрению.

Так что же такое информационная культура личности и чем она отличается от информационной грамотности?

Споры о терминологии по этому вопросу, происходившие в профессиональной среде долгое время, наконец, утихают, хотя точного и однозначного понимания обоих понятий у многих практикующих специалистов до сих пор нет. Однако ИФЛА (IFLA – Международная федерация библиотечных ассоциаций и институтов) признает, что принятое в англоязычной среде и пришедшее к нам словосочетание «информационная грамотность» (information literacy) – более узкое понятие, чем «информационная культура», которое отстаивают наши ведущие специалисты. В этом признании большая заслуга группы ученых Кемеровского университета культуры и искусств во главе с профессором Н.И.Гендиной, которые давно всерьез занимаются проблемой формирования информационной культуры личности и на работы которых мы и будем в дальнейшем более всего опираться.

В отечественной профессиональной литературе термин «информационная культура» впервые появился в 70-х годах ушедшего века (К.М.Войханская, Б.А.Смирнова, Э.Л.Шапиро). Первыми исследователями этого вопроса были библиотековеды, книговеды, библиографоведы. Постепенно с развитием информационных технологий, распространением компьютеров и введением курса информатики в школе толкование этого понятия все более расширялось и… запутывалось. Кто-то подразумевал под этим компьютерную грамотность, кто-то – информатику в том понимании, в котором она преподается в школе и вузах, а кто-то сводил все к умению работать со словарями, справочниками и каталогами, то есть к библиотечно-библиографическим знаниям. В весьма популярной в 80-е годы книге Г.Г.Воробьева2 под информационной культурой понималось умение рационально и эффективно вести любую интеллектуальную деятельность. А учебные пособия Д.В.Зарецкого, Ю.А.Первина и А.Г.Кушниренко, выпущенные под названием «Информационная культура», на самом деле являются курсом компьютерной грамотности, что совсем не одно и то же.

___________________

2 Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. М., 1988.

Наиболее точным, на наш взгляд, определением информационной культуры личности, отражающим современные потребности информационного общества, является определение, данное Н.И.Гендиной. От него мы и будем отталкиваться.

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека: совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе [1, с. 29].

Обратим особое внимание на первую и последнюю части данного определения. Информационное мировоззрение
это то, из чего, собственно, и складывается информационное общество – cобственный взгляд на мир, складывающийся у человека только при возможности получать, оценивать и интерпретировать разнообразную информацию, а не усваивать установки и знания в готовом виде. Это понимание того, что образование в современном мире не может быть получено один раз и навсегда. Необходимость образования в течение всей жизни – условие успешного существования человека в информационном обществе. Основными признаками информационного общества являются: приоритет информации (а не материального производства) как важнейшего фактора развития общества и равные права и возможности всех его членов на получение и/или производство и распространение любой интересующей его информации (естественно, в рамках закона).

Чрезвычайно важно и то, что информационная культура дает человеку не только умение эффективно работать в информационном обществе, но и социальную защищенность. Именно поэтому многие методики, применяемые в разных странах, даже направленные лишь на развитие навыков работы с информацией, обязательно включают не только научный/исследовательский, но и «социальный» поиск информации: по телефону, через опросы и т.д. Об этих методиках мы еще поговорим подробнее в следующих лекциях.

Понятие ИКЛ складывается из многих составляющих, в числе которых и ИГ, и ББЗ, и умение работать с текстами, и компьютерная грамотность, без которой невозможно развитие ИКЛ в современном мире.

Определений понятия информационная грамотность тоже немало.

Наиболее точным и полным представляется определение ИГ, выработанное Международной ассоциацией школьных библиотек (IASL). На таком понимании ИГ и построен настоящий курс.

Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена.

В этом определении есть два очень важных момента, которые часто упускаются в других определениях ИГ.

Первое. Умение формулировать информационную потребность. На языке современных педагогических методик, о которых мы еще будем говорить, это называется определением границы знания/незнания. Это еще не формулировка запроса, а лишь понимание, что именно тут (в этом вопросе, на этом этапе) тебе необходима новая информация.

Второе. Умение интерпретировать информацию. Не просто скомпилировать (законспектировать, усвоить) материал, а сделать из него свои выводы, внятно сформулировать смысловые итоги поиска и представить их в виде нового информационного продукта.

Сопутствующие понятия

Попробуем разобраться в других терминах, сопутствующих или путающихся иногда в сознании с ИКЛ и ИГ.

Библиотечно-библиографическая грамотность (или основы ББЗ) – комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки. Включает знания о структуре библиотечного фонда, составе библиотечных каталогов, картотек и библиографических пособий, правилах пользования библиотеками, умения найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источники информации и оформить читательское требование на них. (Н.И.Гендина). [1, c.16]

Это определение Н.И.Гендиной представляется исчерпывающим. А довольно распространенные споры о том, входит ли в курс основ ББЗ для школьников умение создавать вторичные документы и кто должен учить писать рефераты – библиотекарь или учитель – оставим за скобками. На то есть методики и для использования в библиотеке, и для уроков, но они, на наш взгляд, имеют отношение не к основам ББЗ, а к более глубокому курсу обучения. И у нас, и за рубежом иногда встречается понятие «обучение умению учиться». Это совсем не то же, что ББЗ, но всем упомянутым вопросам можно и нужно учить именно ради этого – чтобы ученик мог в любых обстоятельствах, а не только в школе, учиться самостоятельно.

Компьютерная грамотность – это знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий. Важными компонентами КГ являются знания о применении ЭВМ в различных сферах производства, культуры, образования, а также о тех изменениях в деятельности человека, которые с ними связаны. (Н.И.Гендина) [1, с.16]

Культура чтения – составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.д.), максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно относиться к произведениям печати. (Н.И.Гендина) [1, с.16]

Многие специалисты рассматривают культуру чтения как часть информационной культуры (Н.Н.Сметанникова), хотя есть и мнение, что эти понятия параллельны и не зависят одно от другого. На наш взгляд, эти понятия очень тесно связаны. Умение работать с информацией не может быть без умения работать с текстом, с книгой. Информационно грамотный человек лишь тот, кто способен не только найти информацию, но и понять, переработать ее и представить другим в виде нового конечного продукта.

Однако умение работать с текстом само по себе не всегда гарантия того, что человек умеет хорошо запрашивать, искать и отбирать информацию. Также как и компьютерная грамотность, необходимая в современном мире, на самом деле не является сама по себе признаком информационно грамотного человека. Можно хорошо уметь пользоваться компьютером и при этом не уметь работать с информацией. И наоборот.

Однажды на занятии старшеклассники упорно отстаивали мысль, что человека, не умеющего работать на компьютере, нельзя считать информационно грамотным. Тогда я задала вопрос: а были ли информационно грамотные люди до изобретения компьютеров? Аудитория удивленно задумалась. После обсуждения вопроса о том, что, собственно, понимается под ИГ, мы совместными усилиями очень близко подошли к тому определению информационной грамотности, которое дано выше (IASL).

Обратите внимание: в определении, выработанном IASL, нет ни слова про компьютеры. Конечно, лучше уметь работать со всеми видами носителей информации, чем только с некоторыми. Но информационно грамотным человеком можно быть, имея в своем распоряжении и одни лишь традиционные источники информации. Другой вопрос, что так называемое цифровое неравенство, то есть неравномерное развитие средств доступа к электронной информации и/или неумение ими пользоваться, конечно, обедняет информационные возможности человека. Иначе говоря, компьютерная грамотность – весьма желательное и в современном мире очень нужное, но не жестко необходимое условие развития ИГ.

Таким образом, мы можем говорить о том, что обучение информационной грамотности не зависит от технической оснащенности библиотеки или школы. Этот постулат лежит в основе построения примеров и заданий для данного курса.

Чему учить в курсе развития ИГ?

Начнем с того, что теоретических исследований, на которых можно было бы основывать научную разработку программ развития информационной культуры и/или информационной грамотности, кроме разработок КемГУКИ [1], практически нет.

Другие известные авторы – Н.В.Збаровская [2], О.Н.Мяэотс [3] – идут в основном по пути конкретных методических разработок в помощь обучению детей.

Н.В.Збаровская разработала электронное методико-практическое пособие для библиотекарей по курсу «Информационная культура личности», которое включает материалы к лекциям по истории книги и истории библиотек, а также материалы по проведению практикумов и разработке совместных электронных проектов, хрестоматию электронных материалов по проблемам развития информационной культуры и материалы для самостоятельной подготовки лекций.

Если вы твердо определите для себя, чему вы будете учить детей, то многие работы Н.В.Збаровской, казалось бы не направленные прямо на эту проблематику, помогут в подготовке занятий, поскольку в них рассматриваются интерактивные нетрадиционные методики организации работы в библиотеках.

О.Н.Мяэотс в своем пособии «Уроки информационной грамотности в школе» [3] и других публикациях по развитию ИГ тоже не предлагает готовых программ и поурочного плана. Она дает рекомендации по главным темам, предлагает методы, приемы, возможные формы заданий, помогающие превратить процесс обучения ИГ в увлекательную исследовательскую работу.

Вопрос «чему учить?» в нашей литературе пока практически не имеет четкого ответа в виде научно обоснованных программ. Большинство публикаций в профессиональной прессе предлагают либо разработанные на местах программы обучения, ориентированные только на местные условия и возможности, либо примеры уроков по определенным темам, из которых не виден контекст курса. Библиотекари-практики и учителя, разрабатывающие свои курсы развития информационной культуры / грамотности на местах, зачастую включают в курс то, чему могут научить, не всегда задумываясь над тем, что же такое информационная грамотность. Некоторые сводят ИГ к набору навыков поиска информации. Иные путают ИГ с умением работать на компьютере или ставят знак равенства между ИГ и ББЗ. Некоторые специалисты включают в ББЗ знания о первичных и вторичных документах, умение создавать вторичные документы, умение работать с текстами и даже понятие о документальных потоках. Другие спорят с этим, считая, что пользователю библиотеки не обязательно знать, какие пути проходят документальные потоки, как составляется аннотация и что стоит в таблицах ББК за шифром на книге – достаточно знать, что это такое и зачем нужно. Обучение же умению писать и оформлять рефераты, самостоятельно работать с текстами часто считается прерогативой преподавателей-предметников.

Обучение компьютерной грамотности тоже, как правило, не должно входить в задачи работников библиотек, ибо в системе как среднего, так и высшего и последипломного образования есть специалисты, которые этим занимаются. Поэтому библиотекарю логично направлять свои усилия на обучение работе собственно с информацией, которое, как уже говорилось, не зависит от компьютерной оснащенности библиотеки.

Порой в курс обучения ИГ вводят блоки, имеющие весьма косвенное отношение к предмету: историю библиотек и книгопечатания, документоведение или технику «быстрого чтения».

Никто не говорит, что все перечисленное выше – лишние и ненужные знания и навыки. Просто при построении конкретного курса нужно видеть его предмет, цели и задачи, которые должны быть логичными, конкретными, понятными, осуществимыми и измеримыми. То есть, формулируя для себя цели курса, например, основ ИГ, библиотекарь должен четко себе представлять чему конкретно и зачем будут учиться его ученики, что он хочет получить на выходе и как это отследить. А если вы хотите рассказывать им увлекательнейшую историю библиотек и книгопечатания, то не называйте ее курсом информационной грамотности. Это очень полезные и нужные для развития общей культуры сведения, но – другой предмет изучения.

Строго говоря, обучение ИГ должно содержать прежде всего те компоненты, которые входят в определение этого понятия. Иными словами, в курс обучения ИГ не стоит вводить обучение работе с компьютером, курс истории книги и библиотек, техники быстрого, акмеологического, медленного или какого угодно другого чтения, ибо все это не входит в понятие информационной грамотности. Попытка же объять необъятное приведет к тому, что у детей останется в голове набор обрывочных сведений и не сложится то главное, ради чего их учат ИГ – алгоритм работы с информацией.

Конечно, вариантов построения курсов существует уже множество. Большинство из них разработано эмпирическим путем, иногда – от потребности, иногда – по возможности. Наполнение курса во многом зависит от степени регулярности занятий, количества времени и постоянности группы учеников (последнее бывает актуально для детских публичных библиотек).

Некоторые школы ввели у себя большой серьезный курс основ информационной культуры (за счет часов школьного или регионального компонента). В него может входить не только обучение собственно ИГ, но и обучение работе с разными видами текстов (например, по методике развития критического мышления средствами чтения и письма), библиографической работе, умению разбираться в библиотечных процессах, и многому другому. Однако, методика построения подобного объемного курса не является предметом наших лекций. Подробным пособием по разработке такой фундаментальной программы может служить как раз книга Н.И.Гендиной [1].

Весьма четко и последовательно прописана примерная программа развития ИГ в «Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек» [4, с.25–30]. В ней, кстати, очень ясно прослеживается цель социализации детей в процессе работы с информацией, о чем уже говорилось в начале лекции.

Представитель Международной ассоциации школьных библиотек (IASL), почетный посланник IASL, опытнейший работник школьной библиотеки в Канаде и преподаватель Библиотечной школы Джеральд Браун в своем докладе на конференции «Крым – 2005» так определил основные составляющие информационной грамотности.

«Информационная грамотность – это “технология” учебы. Она складывается из умения человека:

· осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;

· выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;

· найти информацию, соответствующую данной теме;

· оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;

· оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;

· сформировать собственное отношение к этой информации (здесь и далее в цитате выделено мною – О.Г.);

· представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;

· оценить эффективность проделанной работы по следующим критериям: изученный материал, приобретенные навыки и решение поставленной задачи;

· доказать, что полученные знания оказали влияние на его личные позиции и поведение;

· осознать, что использование навыков ИГ в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека. Это инструмент для превращения индивидов в активных членов общества».3

_________________________

3 Gerald R. Brown. School Library & Information Services : Using a Problem-Solving Model to Integrate Information Literacy and SLIS Programs. Полный перевод доклада будет опубликован в одном из ближайших номеров «БШ».

Как мы видим, важнейшими умениями, которым необходимо учить ребят в процессе развития информационной грамотности Браун называет формирование собственного мнения, самооценку и осознание того, что ИГ – это не просто очередной урок в ряду других, а умение, необходимое для жизни. Иными словами, развитие ИГ должно быть прежде всего направлено на умение обдумывать, интерпретировать и применять информацию, а не просто на получение какого-то набора сведений. Эти цели – вообще всякого обучения – очень часто упускаются у нас, в традиционной – трансляционной – системе обучения. Именно поэтому грамотные педагоги и библиотекари говорят о том, что развитие ИГ – это развитие умения учиться.

О.Н.Мяэотс уточняет еще один очень важный момент в решении вопроса «чему учить?»: «Следует помнить, что в обучении школьников основам информационного поиска главное – не достижение конкретного правильного результата, а собственно процесс – верное определение стратегии поиска и правильное поступательное движение к намеченной цели». [3, с.9]

Задания для самоконтроля

1. Постройте для себя план курса развития информационной грамотности у детей (хотя бы в самом общем виде), так, как он видится вам, исходя из всего, сказанного выше.

Если вы уже имеете какой-то учебный план, по которому работали, посмотрите на него новыми глазами, исходя из позиций, рассмотренных в лекции.

Этот план поможет вам при освоении дальнейших лекций, потому что всегда легче сравнивать полученные новые знания с тем, что вы уже знаете, делали или пытались делать. Вы будете сопоставлять свои первые представления об обучении ИГ с тем, что будете читать дальше в наших лекциях, корректировать их или, по крайней мере, видеть, что вы идете верной дорогой, и наш курс, может быть, только помогает вам увериться в правильности своего понимания. В любом случае, такой предварительный план – хорошая основа для самоконтроля в прохождении курса. И не забывайте заглядывать в него после каждой следующей лекции.

2. Посмотрите предлагаемый список литературы. Отметьте для себя, что вы уже читали или просматривали, и что из неизвестного вы можете найти в ваших условиях. Не пытайтесь быстро прочитать все, но постарайтесь сразу составить представление о каждой работе (лучше – в виде самостоятельно написанных аннотаций): вы сможете обращаться к ним по ходу изучения курса и сравнивать подходы и методики, выбирая наиболее подходящие для себя.

Библиография

1. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. – М. : Школьная библиотека, 2002. – 288 с. – (Прил. к журн. «Школьная библиотека». Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря).

2. Збаровская Н.В. Обучающие игры в библиотеке : технология игрового имитационного моделирования / Н. В. Збаровская. – СПб. : Профессия, 2001. – 91 [3] с. : ил. – (Библ. практикум).

3. Мяэотс О.Н. Уроки информационной грамотности в школе : методические рекомендации / О. Н. Мяэотс. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 2).

4. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек : текст и рекомендации по использованию / ИФЛА; пер. с англ. Э. Азгальдова; вступит. статья О. Громовой. – М. : Чистые пруды, 2005 – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 6).