Здравствуйте!
Дискуссия была странная. Люди и
говорят как будто бы об одном и том же, и слова –
правильные. Но все друг с другом не согласны…
Речь на семинаре шла о роли библиотеки
в развитии у школьников информационной
грамотности. И о том, что впереди у нас, хотим мы
этого или нет, – жизнь в информационном обществе.
В аудитории почувствовалось напряжение: слышать
– слышат, но принимать не хотят.
Потом начали возражать: не надо делать
из детской или школьной библиотеки только
источник информации. Может, мы и отстаем от всего
мира в развитии информационной грамотности, зато
душу воспитываем. В библиотеке надо такие книжки
рекомендовать, чтобы дети нравственные вопросы
решали, а не только деловую информацию
выискивали. И вообще, работа библиотеки на
деловой спрос – просто необходимость, которую
диктует школьная программа… Давать знания – это
забота школы. Конечно, надо учить детей и поиску
информации, но вообще-то у библиотеки в работе с
детьми главные задачи – другие…
Дальше дружно говорили о
духовно-нравственном воспитании, о ценностях и
даже о русской(!) духовности, которой, дескать, не
хватает рациональной Европе, а тем более –
Америке. У них-то все – для дела прежде всего, вот
и ставят работу с информацией на первое место.
И тут мне расхотелось спорить.
Наверное, потому, что не очень я верю в какую-то
особую русскую духовность, да и про Европу с
Америкой знаю не понаслышке: о духовном развитии
детей там ой как беспокоятся.
Сразу возникает множество вопросов,
которыми и полна эта колонка. А вот ответов – не
обещаю.
Вопрос к ревнителям русской
духовности. А что, культура какого-то другого
народа может быть бездуховной?
Другая часть участников этого
семинара (как и многих других!) с пафосом говорила
о том, что мало обучать информационной
грамотности, нужно развивать информационную
культуру личности. Конечно, между просто
грамотностью и культурой нельзя поставить знак
равенства. Но пока наше общество находится в этой
сфере в основном на стадии ликвидации
безграмотности, может быть, стоит не впадать в
гигантоманию? И разобраться сначала с тем, что
такое на самом деле информационная грамотность?
В нее, кстати, входит умение критически
оценивать информацию.
Вот и еще вопрос. Обучение критической
оценке любой информации – это ли не есть часть
духовно-нравственного воспитания? И если
человека сейчас окружает поток разной
информации, то сам по себе факт ее восприятия
разве не воспитывает в нас те или другие черты, не
формирует нашу душу? И так ли уж велико на этом
фоне влияние даже самой хорошей литературы?
Может быть, лучше все-таки не только уповать на
чтение о добром и вечном, но еще и учить той самой
критической оценке? Если – да, то, чему надо для
этого учиться нам, взрослым? А если – нет, то, что
тогда делать с детьми, которые воспринимают и
осваивают мир помимо нас? Или это не входит в круг
забот библиотеки?
Ольга Громова |