Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2006


КОЛОНКА НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ

Здравствуйте!

Дискуссия была странная. Люди и говорят как будто бы об одном и том же, и слова – правильные. Но все друг с другом не согласны…

Речь на семинаре шла о роли библиотеки в развитии у школьников информационной грамотности. И о том, что впереди у нас, хотим мы этого или нет, – жизнь в информационном обществе. В аудитории почувствовалось напряжение: слышать – слышат, но принимать не хотят.

Потом начали возражать: не надо делать из детской или школьной библиотеки только источник информации. Может, мы и отстаем от всего мира в развитии информационной грамотности, зато душу воспитываем. В библиотеке надо такие книжки рекомендовать, чтобы дети нравственные вопросы решали, а не только деловую информацию выискивали. И вообще, работа библиотеки на деловой спрос – просто необходимость, которую диктует школьная программа… Давать знания – это забота школы. Конечно, надо учить детей и поиску информации, но вообще-то у библиотеки в работе с детьми главные задачи – другие…

Дальше дружно говорили о духовно-нравственном воспитании, о ценностях и даже о русской(!) духовности, которой, дескать, не хватает рациональной Европе, а тем более – Америке. У них-то все – для дела прежде всего, вот и ставят работу с информацией на первое место.

И тут мне расхотелось спорить. Наверное, потому, что не очень я верю в какую-то особую русскую духовность, да и про Европу с Америкой знаю не понаслышке: о духовном развитии детей там ой как беспокоятся.

Сразу возникает множество вопросов, которыми и полна эта колонка. А вот ответов – не обещаю.

Вопрос к ревнителям русской духовности. А что, культура какого-то другого народа может быть бездуховной?

Другая часть участников этого семинара (как и многих других!) с пафосом говорила о том, что мало обучать информационной грамотности, нужно развивать информационную культуру личности. Конечно, между просто грамотностью и культурой нельзя поставить знак равенства. Но пока наше общество находится в этой сфере в основном на стадии ликвидации безграмотности, может быть, стоит не впадать в гигантоманию? И разобраться сначала с тем, что такое на самом деле информационная грамотность? В нее, кстати, входит умение критически оценивать информацию.

Вот и еще вопрос. Обучение критической оценке любой информации – это ли не есть часть духовно-нравственного воспитания? И если человека сейчас окружает поток разной информации, то сам по себе факт ее восприятия разве не воспитывает в нас те или другие черты, не формирует нашу душу? И так ли уж велико на этом фоне влияние даже самой хорошей литературы? Может быть, лучше все-таки не только уповать на чтение о добром и вечном, но еще и учить той самой критической оценке? Если – да, то, чему надо для этого учиться нам, взрослым? А если – нет, то, что тогда делать с детьми, которые воспринимают и осваивают мир помимо нас? Или это не входит в круг забот библиотеки?

Ольга Громова