Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2006


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Мастер-класс

Ольга Громова

А потом…

Методика чтения с остановками и «разбор полетов» читающих библиотекарей

Итак, занятие для библиотекарей, работающих с детьми, началось сразу с моих вопросов, которые не имели никакого отношения к тому, что мы потом будем читать. И вообще: что именно мы будем читать, не знал в аудитории никто.

Я предложила коллегам разбиться на группы и общими усилиями вспомнить 5–6 вопросов, которые библиотекарь наиболее часто задает читателю в беседе о прочитанном или на викторине по книге. Когда вопросы были готовы, я предложила сгруппировать их по каким-то общим признакам.

В целом у всех получились три группы:

· вопросы на знание текста (сюжетных или документальных фактов),

· вопросы, требующие размышления,

· вопросы на рефлексию.

Обсуждать мы ничего не стали.

Дальше работа шла так: мы читали отрывок, а потом я задавала вопросы. Ответы библиотекарей не привожу, потому что передо мной стоит другая задача.

Я написала на доске «Брюно Хейтц. Простая бандероль»1. Это книга, которую мы сегодня будем читать. (Эту дивную книжку выпустило издательство «Самокат», которое, как известно, плохих книг не выпускает.)

_______________________
1 Хейтц Б. Простая бандероль / Брюно Хейтц, рис. автора, пер. с фр. М. Хачатурова. – М. : Самокат, 2006. – 32 с. : ил.

– Знаем ли мы что-либо об авторе?

(Немецкая фамилия, книжка переведена с французского, все свои книги автор иллюстрирует сам.)

– О чем может быть эта история? С чем у вас ассоциируется слово «Бандероль»?

Читаем первый фрагмент.

Жан хотел жить вдали от города и его огней.

– Теперь продолжим предположения. Как может быть связана жизнь вдали от города и бандероль, чтобы получилась история?

– Почему автору важно, что история начинается с этого?

Как вы думаете, какой будет эта история?

Читаем дальше.

Он отправился в лес и построил себе уютную хижину, а чтоб она выглядела совсем по-домашнему, приделал к ней почтовый ящик.

Он наслаждался пением птиц, вкусом свежей малины, запахом костра.

Вечерами, возвращаясь с охоты, он обязательно заглядывал в почтовый ящик.

– Как вы думаете, что бывало в ящике?

– Каким вам представляется этот человек?

– Он вам нравится? Что вы чувствовали, когда слушали текст?

Разумеется, тот всегда был пуст. Пока ему в голову не пришла мысль написать себе письмо «Дорогой Жан... Нет... Жанно, старина!..» и отнести его на почту.

Спустя пару дней в лесу раздался звериный рык.

ГРРРАХ!

Это был почтальон, у которого лопнула шина, да и сам он едва не лопался от натуги.

– Так это вы Жан-который-живет-в-лесу? Вам письмо! Наложенным платежом!

– Каким?

– Наложенным, старина. Видите, на нем нету марки. Так что хотите прочесть, платите.

– Платить вовсе ни к чему. Я и так знаю, что там, я ведь его себе САМ послал.

– САМИ послали? И ради этого я пыхтел, продираясь сквозь лес, набитый колючками? Вас бы самого послать куда подальше!

– Куда подальше? А ведь это мысль!

– А какая может быть шина у почтальона? И кто рычал?

– Как вы оцениваете идею Жана с письмом?

– Почему же он не стал его читать?

– Как вы думаете, что за мысль пришла ему в голову? И что будет дальше?

– А что бы вы сказали, если бы разъяренный почтальон послал вас куда подальше?

Покатаюсь бесплатно!

В тот же вечер он пошел на почту и тихонько скользнул в почтовый ящик.

Девушка, которая разбирала посылки, была очень удивлена.

Однако работа есть работа. Она его взвесила, проштамповала и без лишних проволочек отправила в путь.

Но этот растяпа Жан забыл написать на себе ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС!

И началось! Его таскали, швыряли, обклеивали ярлыками. Где он только не побывал!

На сортировочных станциях... В шумных портах...

По пути он наслаждался красивыми открытками, любовными посланиями, от которых пахло духами, и продуктовыми посылками разной степени свежести.

Наконец, весь проштампованный и немного уставший, он вернулся в пункт отправления.

– А какой адрес написал Жан на себе?

– Почему вернулся в пункт отправления?

– Понравилась вам идея такого путешествия?

– А Жану?

– Что будет дальше?

А бандероль-то ничего, – подумала девушка с почты. – Если никто за ней не придет, заберу себе.

А чтобы та не испортилась, решила за бандеролью ухаживать. Но почтальону стало завидно. И он забросил беднягу на самую верхотуру, даже не глядя на ярлыки, которые предусмотрительно наклеила девушка.

Не выдержав такого обращения, бандероль решила вернуться домой и приписала к адресу почтовый индекс.

– ГРРРРРРАХХХХХ!

Жан зажил в лесу как прежде...

– Почему Жану понадобилось писать почтовый индекс, а не просто встать и уйти?

– Что будет дальше?

– Зачем автор ввел почтальона?

– Когда вы слушали эту часть, кому больше сочувствовали?

Но спустя неделю обнаружил в ящике письмо. Это писала девушка с почты!

Жан ей ответил.

Она ответила Жану.

«Я того и гляди, лопну в этом лесу, и мой велосипед тоже. Сами носите ваши письма!» – дулся почтальон.

Тогда девушка купила себе новехонький велосипед и стала сама отвозить Жану письма, которые писала накануне.

А потом...

– И как вам это решение?

– Почему почтальон дулся – это же его работа?

– Что будет дальше?

Впрочем, нет!

Они не поженились. Ведь если бы они поженились... то не смогли бы писать друг другу письма и посылать цветы... А это было бы очень обидно.

– Вот и финал. Ваши впечатления?

– Что вы почувствовали, когда услышали окончание истории?

– Какая из нижеприведенных цитат, по-вашему мнению, больше всего подходит к этому произведению? Выберите и объясните, почему вам так кажется.

1. «Кто мыслит не от сих до сих, тот – псих». (Валентин Берестов)

2. «Если брать только то, что само плывет в руки, жизнь может оказаться дерьмовой». (Татьяна Тетенькина)

3. «Человек хочет, чтоб его любили. А любить иногда не за что. Ну, и что же? Может быть, надо начинать его любить, тогда появится – за что». (Михаил Анчаров)

4. «Счастье – в предчувствии счастья». (Александр Вампилов)

«Разбор полетов» (в вопросах и комментариях)

1. Что мы делали? Давайте вспомним все по шагам. (Вспоминаем ход занятия уже как специалисты и выписываем все на доску.)

2. Зачем, по-вашему, понадобилось вначале задание о вопросах? (В ответ я услышала, что оно использовалось как стадия вызова.)

3. Вызов – к чему? (Отвечали по-разному, а потом мы вернулись к этому в п. 6 – вот и основной ответ.)

 В технологии РКМЧП любое занятие строят в 3 этапа:

· Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)

· Осмысление содержания (не только обдумывание полученной информации, рождение нового знания, но и сопереживание, если речь идет о художественном тексте.)

· Рефлексия

4. В чтении с остановками принципиально, что после каждого отрывка должны быть все три этапа.

5. Найдите три этапа в тех вопросах, что я задавала.

6. Был ли вопрос, который выпадал из общего ряда? (Был). Какой? (Это вопрос о шине у почтальона). Зачем он понадобился? (Для того, чтобы обратить внимание коллег на его качество. Это вопрос только на знание, на внимание к мелким фактам. При чтении с остановками в детской аудитории это как раз тот тип вопросов, которые задавать не надо, если только в тексте нет особо трудных слов, требующих разбора, разъяснения смысла. Во всех других случаях вопросы этого типа только мешают: отвлекают от содержания, сопереживания.)

7. Зачем нужно предсказание? Это какой из трех этапов, по-вашему? (Может быть, вызов – стимул внимательно вчитываться в следующую часть текста, а, может быть, осмысление содержания, так как предположения строятся с опорой на текст.)

В серьезном тексте, который мы читаем с большими детьми или со взрослыми может быть не только предсказание сюжета, но и предсказание развития характеров героев, их поступков. Всякое предсказание нужно подтверждать текстом, отвечая, для себя или вслух, на вопрос: «Почему я думаю, что будет так?»

8. Любой вопрос стоит задавать только тогда, когда вы точно знаете, зачем его задаете. Я имею в виду не то, какой ответ вы хотите получить, а то, на какие размышления хотите навести аудиторию. При этом важно не позволять себе уходить и уводить слушателей далеко в сторону от текста (а иногда очень хочется сказать к слову еще и то, и это!).

Я сознательно не стала давать подробный разбор занятия. Если оно вас заинтересовало, то вы можете попробовать сами ответить на поставленные в последней части вопросы. Тонкости же проведения таких занятий хорошо разобраны в материалах И.Загашева «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке. Лекция 1.» и «История о старом мастере: занятие для вдумчивых читателей», опубликованных в «БШ» – 2004 – №17.