Мастер-класс
Ольга Громова
А потом…
Методика чтения с остановками и «разбор
полетов» читающих библиотекарей
Итак, занятие для библиотекарей,
работающих с детьми, началось сразу с моих
вопросов, которые не имели никакого отношения к
тому, что мы потом будем читать. И вообще: что
именно мы будем читать, не знал в аудитории никто.
Я предложила коллегам разбиться на
группы и общими усилиями вспомнить 5–6 вопросов,
которые библиотекарь наиболее часто задает
читателю в беседе о прочитанном или на викторине
по книге. Когда вопросы были готовы, я предложила
сгруппировать их по каким-то общим признакам.
В целом у всех получились три группы:
· вопросы на знание текста (сюжетных
или документальных фактов),
· вопросы, требующие размышления,
· вопросы на рефлексию.
Обсуждать мы ничего не стали.
Дальше работа шла так: мы читали
отрывок, а потом я задавала вопросы. Ответы
библиотекарей не привожу, потому что передо мной
стоит другая задача.
Я написала на доске «Брюно Хейтц.
Простая бандероль»1. Это книга, которую мы
сегодня будем читать. (Эту дивную книжку
выпустило издательство «Самокат», которое, как
известно, плохих книг не выпускает.)
_______________________
1 Хейтц Б. Простая бандероль / Брюно
Хейтц, рис. автора, пер. с фр. М. Хачатурова. – М. :
Самокат, 2006. – 32 с. : ил.
– Знаем ли мы что-либо об авторе?
(Немецкая фамилия, книжка переведена с
французского, все свои книги автор иллюстрирует
сам.)
– О чем может быть эта история? С чем у
вас ассоциируется слово «Бандероль»?
Читаем первый фрагмент.
Жан хотел жить вдали от города и его
огней.
– Теперь продолжим предположения. Как
может быть связана жизнь вдали от города и
бандероль, чтобы получилась история?
– Почему автору важно, что история
начинается с этого?
Как вы думаете, какой будет эта
история?
Читаем дальше.
Он отправился в лес и построил себе
уютную хижину, а чтоб она выглядела совсем
по-домашнему, приделал к ней почтовый ящик.
Он наслаждался пением птиц, вкусом
свежей малины, запахом костра.
Вечерами, возвращаясь с охоты, он
обязательно заглядывал в почтовый ящик.
– Как вы думаете, что бывало в ящике?
– Каким вам представляется этот
человек?
– Он вам нравится? Что вы чувствовали,
когда слушали текст?
Разумеется, тот всегда был пуст. Пока
ему в голову не пришла мысль написать себе письмо
«Дорогой Жан... Нет... Жанно, старина!..» и отнести
его на почту.
Спустя пару дней в лесу раздался
звериный рык.
ГРРРАХ!
Это был почтальон, у которого лопнула шина,
да и сам он едва не лопался от натуги.
– Так это вы
Жан-который-живет-в-лесу? Вам письмо! Наложенным
платежом!
– Каким?
– Наложенным, старина. Видите, на нем
нету марки. Так что хотите прочесть, платите.
– Платить вовсе ни к чему. Я и так знаю,
что там, я ведь его себе САМ послал.
– САМИ послали? И ради этого я пыхтел,
продираясь сквозь лес, набитый колючками? Вас бы
самого послать куда подальше!
– Куда подальше? А ведь это мысль!
– А какая может быть шина у почтальона?
И кто рычал?
– Как вы оцениваете идею Жана с
письмом?
– Почему же он не стал его читать?
– Как вы думаете, что за мысль пришла
ему в голову? И что будет дальше?
– А что бы вы сказали, если бы
разъяренный почтальон послал вас куда подальше?
Покатаюсь бесплатно!
В тот же вечер он пошел на почту и
тихонько скользнул в почтовый ящик.
Девушка, которая разбирала посылки,
была очень удивлена.
Однако работа есть работа. Она его
взвесила, проштамповала и без лишних проволочек
отправила в путь.
Но этот растяпа Жан забыл написать на
себе ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС!
И началось! Его таскали, швыряли,
обклеивали ярлыками. Где он только не побывал!
На сортировочных станциях... В шумных
портах...
По пути он наслаждался красивыми
открытками, любовными посланиями, от которых
пахло духами, и продуктовыми посылками разной
степени свежести.
Наконец, весь проштампованный и
немного уставший, он вернулся в пункт
отправления.
– А какой адрес написал Жан на себе?
– Почему вернулся в пункт отправления?
– Понравилась вам идея такого
путешествия?
– А Жану?
– Что будет дальше?
А бандероль-то ничего, – подумала
девушка с почты. – Если никто за ней не придет,
заберу себе.
А чтобы та не испортилась, решила за
бандеролью ухаживать. Но почтальону стало
завидно. И он забросил беднягу на самую
верхотуру, даже не глядя на ярлыки, которые
предусмотрительно наклеила девушка.
Не выдержав такого обращения,
бандероль решила вернуться домой и приписала к
адресу почтовый индекс.
– ГРРРРРРАХХХХХ!
Жан зажил в лесу как прежде...
– Почему Жану понадобилось писать
почтовый индекс, а не просто встать и уйти?
– Что будет дальше?
– Зачем автор ввел почтальона?
– Когда вы слушали эту часть, кому
больше сочувствовали?
Но спустя неделю обнаружил в ящике
письмо. Это писала девушка с почты!
Жан ей ответил.
Она ответила Жану.
«Я того и гляди, лопну в этом лесу, и мой
велосипед тоже. Сами носите ваши письма!» –
дулся почтальон.
Тогда девушка купила себе новехонький
велосипед и стала сама отвозить Жану письма,
которые писала накануне.
А потом...
– И как вам это решение?
– Почему почтальон дулся – это же его
работа?
– Что будет дальше?
Впрочем, нет!
Они не поженились. Ведь если бы они
поженились... то не смогли бы писать друг другу
письма и посылать цветы... А это было бы очень
обидно.
– Вот и финал. Ваши впечатления?
– Что вы почувствовали, когда услышали
окончание истории?
– Какая из нижеприведенных цитат,
по-вашему мнению, больше всего подходит к этому
произведению? Выберите и объясните, почему вам
так кажется.
1. «Кто мыслит не от сих до сих, тот –
псих». (Валентин Берестов)
2. «Если брать только то, что само
плывет в руки, жизнь может оказаться дерьмовой».
(Татьяна Тетенькина)
3. «Человек хочет, чтоб его любили. А
любить иногда не за что. Ну, и что же? Может
быть, надо начинать его любить, тогда появится –
за что». (Михаил Анчаров)
4. «Счастье – в предчувствии счастья».
(Александр Вампилов)
«Разбор полетов» (в вопросах и
комментариях)
1. Что мы делали? Давайте вспомним все
по шагам. (Вспоминаем ход занятия уже как
специалисты и выписываем все на доску.)
2. Зачем, по-вашему, понадобилось
вначале задание о вопросах? (В ответ я услышала,
что оно использовалось как стадия вызова.)
3. Вызов – к чему? (Отвечали по-разному,
а потом мы вернулись к этому в п. 6 – вот и
основной ответ.)
В технологии РКМЧП любое занятие
строят в 3 этапа:
· Вызов (пробуждение имеющихся
знаний, интереса к получению новой информации)
· Осмысление содержания (не
только обдумывание полученной информации,
рождение нового знания, но и сопереживание, если
речь идет о художественном тексте.)
· Рефлексия
4. В чтении с остановками
принципиально, что после каждого отрывка должны
быть все три этапа.
5. Найдите три этапа в тех вопросах,
что я задавала.
6. Был ли вопрос, который выпадал из
общего ряда? (Был). Какой? (Это вопрос о шине у
почтальона). Зачем он понадобился? (Для того,
чтобы обратить внимание коллег на его качество.
Это вопрос только на знание, на внимание к мелким
фактам. При чтении с остановками в детской
аудитории это как раз тот тип вопросов, которые
задавать не надо, если только в тексте нет
особо трудных слов, требующих разбора,
разъяснения смысла. Во всех других случаях
вопросы этого типа только мешают: отвлекают от
содержания, сопереживания.)
7. Зачем нужно предсказание? Это
какой из трех этапов, по-вашему? (Может быть, вызов
– стимул внимательно вчитываться в следующую
часть текста, а, может быть, осмысление
содержания, так как предположения строятся с
опорой на текст.)
В серьезном тексте, который мы читаем с
большими детьми или со взрослыми может быть не
только предсказание сюжета, но и предсказание
развития характеров героев, их поступков. Всякое
предсказание нужно подтверждать текстом,
отвечая, для себя или вслух, на вопрос: «Почему я
думаю, что будет так?»
8. Любой вопрос стоит задавать
только тогда, когда вы точно знаете, зачем его
задаете. Я имею в виду не то, какой ответ вы хотите
получить, а то, на какие размышления хотите
навести аудиторию. При этом важно не позволять
себе уходить и уводить слушателей далеко в
сторону от текста (а иногда очень хочется сказать
к слову еще и то, и это!).
Я сознательно не стала давать
подробный разбор занятия. Если оно вас
заинтересовало, то вы можете попробовать сами
ответить на поставленные в последней части
вопросы. Тонкости же проведения таких занятий
хорошо разобраны в материалах И.Загашева «Новые
педагогические технологии в школьной
библиотеке. Лекция 1.» и «История о старом
мастере: занятие для вдумчивых читателей»,
опубликованных в «БШ» – 2004 – №17. |