С миру по
нитке
Людмила Сухова
Нам бы понедельники взять – и отменить?
Четвертый понедельник октября
|
Людмила Федоровна Сухова
зав.библиотекой гимназии № 5
г. Сергиев Посад, Московская обл. |
Третье воскресенье июня, третье
воскресенье сентября, шестое воскресенье
«мартобря»... Так календари напоминают нам о
профессиональных праздниках.
Несколько лет назад в
профессиональной прессе появилось сообщение –
Международный день школьных библиотек
празднуется ежегодно в четвертый понедельник
октября.
«В понедельник? Чудеса! – удивлялись
мы. – Понедельник, как известно, самый тяжелый
день в школе».
Праздник в понедельник! Такое могли
придумать только для библиотекарей. «Вроде не
бездельники и могли бы...» Конечно, могли бы (да и
можем)...
Как называются многие
профессиональные праздники? День учителя. День
медицинского работника. День работника
прокуратуры. День таможенника... А наш – не день
библиотекаря, но День школьных БИБЛИОТЕК ! А
значит – это праздник всех читателей. В
праздники принято поздравлять и дарить подарки,
а еще баловать тех, кого поздравляешь.
В прошлом году мы, библиотекари
гимназии № 5, решили поздравить своих читателей с
Международным днем школьных библиотек!
На всех этажах гимназии читатели могли
познакомиться с таким объявлением:
Дорогие читатели!
24 октября – Международный день
школьных библиотек.
Международная Ассоциация школьных
библиотек объявила тему этого года – «В поисках
приключений».
Мы желаем Вам только приятных
приключений.
24 октября в библиотеке:
· Презентация книги Дмитрия
Шеварова «Освещенные солнцем. Добрые лица ХХ
века».
· Просмотр и обсуждение записи
спектакля по бард-рок поэме «В миле от берега» (по
книге Р.Баха «Чайка по имени Джонатан
Ливингстон»). В спектакле принимали участие
ученики и выпускники нашей гимназии.
· Презентация нового номера газеты
«Библиотека в школе», посвященного
Международному дню школьных библиотек. На
презентации – вручение авторского экземпляра и
гонорара автору иллюстраций – ученице 9 класса
Ксении Зотовой.
· В течение всего дня читатели будут
сами оформлять книжную выставку «Просто так
захотелось почитать...» и проведут небольшое
анкетирование.
· В читальном зале будут читать
вслух: «Истории Мнемозины» (В.Чемберджи) и
«Простая бандероль» (Б.Хейтца).
· Литературное лото.
· Конкурс синквейнов (со схемой
составления можно познакомиться в библиотеке и
рекреациях на всех этажах). За самые оригинальные
синквейны – призы: Сказки Натальи Абрамцевой с
иллюстрациями Ксении Зотовой; ручки с логотипом
газеты «Библиотека в школе». За лучший синквейн,
составленный учителем, приз – методическая
брошюра по предмету.
· Конкурс идей по оформлению
выставок в библиотеке. За самую оригинальную
идею приз – книга «Мы разные, но мы дружим».
Ваша библиотека
А рядом с объявлением висела
телеграмма от наших друзей – Издательского дома
«Первое сентября»:
Поздравляем друзей – учителей и
учеников гимназии № 5 – с Международным днем
школьных библиотек. Желаем всем успехов, а
гимназии – процветания, что, как вы понимаете,
без библиотеки невозможно.
Накануне в библиотеке появились новые
выставки, а в читальном зале – листовки с
крылатыми (и не очень) высказываниями.
Одну из выставок открывал акростих,
подаренный нам Юлией Николаевной Фроловой. Она
сочинила его по следам публикации в «БШ»
(Праздничные рекомендации IASL с учетом местных
особенностей в вольном переводе Елены Ребровой.
– № 19–2002.).
Без книжек жить нельзя на свете,
нет!
В них солнце знаний и всей жизни цвет!
Источник мудрости и радости, постоянный,
как родник с текущей свежей водой.
Библиотеки не исчезают, библиотеки живы! Хотя
как горят книги, «тому в истории» – от древнейшей
до новейшей, – «мы тьму примеров слышим».
Любите книгу! Если она настоящая, это...
И это очень хорошо, что библиотеки были и
будут, потому что
Остановиться, оглянуться бывает нужно
иногда. И поразмышлять над страницей...
Ты узнаешь из книг обо всем, как будто это ты
объездил весь свет, поставил все опыты,
расспросил всех мудрецов.
Ежедневно бери в руки книгу. Если
Книга твой друг и советчик,
А так и должно быть, – «тогда
Весь мир ты примешь, как владенье,
тогда <...> ты будешь человек».
Школьник! Шире шаг!
Книги ведут за собой, и ты не сбивайся с
дороги. Но все же
Объять необъятное никому не дано, но –
Легко на сердце и от песни веселой, и от
хорошей, настоящей Книги, –
Если нам повезло ее встретить, и в этом
помогает всем
«Библиотека в школе».
Все уроки литературы в этот день
начинались с небольшого анкетирования. Учителя и
ребята заполняли цветные карточки. «Я, _____ (класс)
советую прочитать книгу _____». Такие анкеты
заполняли и все читатели, пришедшие в библиотеку.
К вечеру библиотека была украшена
гирляндами из цветных анкет. А после праздника у
нас появилась картотека из карточек-анкет
«Советую прочитать». О результатах
анкетирования библиотекари потом рассказывали
на заседании кафедры учителей литературы.
Все читатели, пришедшие в библиотеку,
заполняли (по желанию, конечно) карточки, которые
были размещены на выставке «Почитаем». Эпиграфом
к выставке послужили слова Бориса Чичибабина из
посвящения Александру Грину: «Шесть русских
прозаиков, которых я взял бы с собой в пустыню:
Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Пришвин и –
Александр Грин».
Карточка выглядела так:
Семь писателей, которых я взял бы с
собой в пустыню:
1. ______
2. ______
3. ______
4. ______
5. ______
6. ______
7. ______
(Ф.И.О., класс)
В читальном зале учителя-добровольцы
оформляли выставку и составляли
рекомендательные списки для ребят из
педагогического класса – по ответам на другую
анкету которую все учителя получили накануне. В
ней был один вопрос:
Назовите (порекомендуйте!),
пожалуйста, 5–7 книг, которые на ваш взгляд,
необходимо прочитать будущему учителю.
Весь день на абонементе работало
«Литературное лото»: на одном столе лежали
карточки с названиями литературных
произведений, на другом – имена авторов.
В этот день нельзя было взять или сдать
книгу, не сыграв в лото. И учителя и ученики
должны были взять карточку с названием
произведения (они были перевернуты) и найти
автора.
Книжную выставку «Просто так захотелось
почитать...» вместе с библиотекарями оформляли
все читатели.
К каждой книжке прикрепляли бумажный уголок «Эту
книгу на выставку поставил…».
В читальном зале было оформлено много
мини-выставок. Одна из них – к просмотру и
обсуждению спектакля по бард-рок поэме «В миле от
берега», написанной сергиевопосадскими
авторами. На выставке – рядом с текстом либретто
– книга Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан
Ливингстон» и газета «Библиотека в школе» с
материалом Игоря Киршина «Для тех, у кого есть
крылья: творческая педагогическая лаборатория»
(2005. – № 05. – С. 34–39).
В рекреациях и фойе на стендах висели
схемы составления синквейнов, а рядом слова –
Книга, Читатель, Библиотека. С этими словами и
надо было написать синквейны.
Синквейн (нечто вроде стихотворения в
прозе из пяти строк) пишется так:
существительное (заданная тема)
прилагательное, прилагательное
глагол, глагол, глагол
фраза
существительное (или наречие, восклицание).
Например, было такое:
Читатель
Любознательный, достойный
Находит, не теряет, возвращает
И для кого придумали библиотекарей?!
Молодец!
Для учащихся разных классов в
читальном зале читали книги. Некоторые – с
применением технологии «Развитие критического
мышления через чтение и письмо».
Мы использовали и
разработки-публикации из газеты «БШ». Читали
рассказы «Бродяжки» (по разработке Ольги
Николаевны Степаньковой из станицы Динская, «БШ»
№ 16 – 2003); и «Простая бандероль» (занятие Ольги
Константиновны Громовой на семинаре детских
библиотекарей России, проводившемся фондом
«Пушкинская библиотека», читайте его в рубрике
«Мастер-класс» на с. 5–7 – Ред.)
Читали и «Истории Мнемозины»
Валентины Чемберджи. Разве можно было пройти
мимо книги, которая начинается так: «Я шла в
библиотеку. Мой маленький друг С. дал мне
объемистый список книг, которые ему хотелось
прочесть». (Отрывок из этой книги опубликован в
рубрике «Открывшаяся страница» на с. 33–35 – Ред.)
А потом... мы проводили семинар для
своих коллег-библиотекарей школ города и района.
Мы рассказывали о том, как поздравляли читателей
с Международным днем Школьных библиотек и
проводили мастер-класс с использованием приема
«Чтение с остановками» по технологии РКМЧП. С
коллегами мы тоже читали ту самую «Простую
бандероль» Брюно Хейтца.
P.S. Скоро четвертый понедельник
октября. Что подарим нашим читателям? Может быть,
разбросаем по всей гимназии листовки со стихами
о любви; устроим буккроссинг, а в праздничный
понедельник проведем подиум-дискуссию «Что
такое bookcrossing, или Возможен ли “книговорот” в
гимназии»; «запустим» новый проект «Одна книга –
одна гимназия»; примем участие в социологическом
опросе «Читатель XXI века», проводимом редакцией
газеты «Библиотека в школе» и Российской
академией наук... И еще, и еще... «Вроде не
бездельники...»
И никакие понедельники, а уж особенно
– этот, отменять не надо!
|