Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2006


БЕЗ РАСПИСАНИЯ

Библиография

Людмила Сухова

Заметки на полях

По страницам газет Издательского дома
«Первое сентября» за июль 2006 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Ашиков В. Сокровища Илангора : сценарий школьного спектакля / В. Ашиков // Искусство. – 2006. – № 14. – C. 18–19. – (Индия).

«Сокровища Илангора» – индийская народная сказка о том, как один из сыновей царя Ниламе, царевич Илангор, приумножил свои богатства благодаря любви к знаниям и доказал всем, что знание – истинное сокровище.

Разыграть сказку можно в классе или на общешкольном Дне Индии. Весь номер газеты посвящен Индии.

Ашиков В. Состязание мудрецов : игра для 5–7 класса / В. Ашиков // Искусство. – 2006. – № 14. – C. 17. – (Индия).

Учитель читает фрагменты древних индийских притч, сказок, в которых героями или самой жизнью задаются вопросы на сообразительность.

Игру можно провести в классе или на общешкольном Дне Индии.

Герасимова Н. Викторина по произведениям А.С.Пушкина («Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама») / Н. Герасимова // Литература. – 2006. – № 14. – C. 11–14. – (Я иду на урок).

Викторина проводится по типу телевизионной игры «Умники и умницы».

Зайцева Е. П. Алкоголизм – проблема социальная и экономическая : внеклассное мероприятие / Е. П. Зайцева // Химия. – 2006. – № 13. – C. 41–44. – (Переписка с читателем).

Сценарий пресс-конференции. Даны методы и методические приемы, ход мероприятия.

Котлик Е. В. «Наследство предыдущих поколений» : Фильм-сказка об истории табака / Е. В. Котлик // Биология. – 2006. – № 14. – C. 8–10. – (Я иду на урок).

Сценарий сказки в пяти сценах.

Рыжов В. Мадам Потемкина, ее муж и сын : Петр III, Екатерина II, Павел I / В. Рыжов // История. – 2006. – № 14. – C. 36–40. – (Олимпиады, тесты, конкурсы).

Описание исторической викторины «Лица российской власти» (мотивационная беседа, схема и вопросы викторины).

Стукалина Е. В гостях у Природы : игровая программа для младших отрядов / Е. Стукалина // Здоровье детей. – 2006. – № 14. – C. 37–41. – (Творческая мозаика).

Тягина И. А. Может ли слепой прозреть? : интегрированный урок по произведению В.Короленко «Слепой музыкант» / И. А. Тягина, Л. М. Антосюк // Биология. – 2006. – № 14. – C. 5–6. – (Я иду на урок).

Интегрированный урок проводят учителя биологии и литературы.

Шулина О. М. «Птицы» : викторина для 5–6-х классов / О. М. Шулина // Биология. – 2006. – № 14. – C. 14–15. – (Я иду на урок).

Викторину проводят учащиеся 7-х классов под руководством учителя биологии. Такую викторину можно проводить в рамках недели биологии или посвятить ее Дню птиц.

Юшкина З. Т. «Войди в природу другом» : экологический сценарий для агитбригады / З. Т. Юшкина // Биология. – 2006. – № 14. – C. 2–4. – (Я иду на урок).

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Лашина О. Ваш ребенок-пятиклассник : занятие родительского клуба / О. Лашина // Школьный психолог. – 2006. – № 13. – C. 28–31. – (Конкурс).

Цель занятия: психологическое просвещение родителей; знакомство их с психологическими особенностями возраста; анализ основных трудностей, возникающих при переходе учащихся в среднее звено.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Никитина В. Морское путешествие : игра для учащихся 6-го класса / В. Никитина // Школьный психолог. – 2006. – № 13. – C. 42–46. – (Конкурс).

Цель игры: развитие навыков социальной перцепции (восприятия человека человеком) с помощью невербальной коммуникации.

Орлов В. Шаги к профессии : программа для учащихся 9-го класса / В. Орлов, Л. Галецкая // Школьный психолог. – 2006. – № 13. – (Конкурс).

В приложении даны «Оценки личного профессионального плана», список литературы.

Осовская С. Город мастеров : ролевая игра для младших школьников / С. Осовская // Школьный психолог. – 2006. – № 13. – C. 12–15. – (Конкурс).

Цель игры: способствовать расширению общей осведомленности детей младшего школьного возраста через знакомство с профессиями.

Потанина А. Поведение – двойка! / А. Потанина, А. Соболева // Начальная школа. – 2006. – № 13. – C. 37–41. – (В союзе с психологией).

Знакомая запись в дневнике: «Плохо вел себя на уроке. Мешал соседу по парте».

...Ребенок может нарушать общепринятые нормы поведения осознанно или неосознанно. Давайте научимся различать те и другие проявления и подумаем, как на них реагировать.

Советы психолога.

Рожнева Н. Я учусь владеть собой : программа для детей младшего подросткового возраста / Н. Рожнева // Школьный психолог. – 2006. – № 13. – C. 20–27. – (Конкурс).

Цель программы: нормализация взаимоотношений между детьми в общении; обучение детей умению видеть за своими поступками проявление особенностей характера, умению адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.

ПРОБЛЕМА

Пашина Н. Р. Наркотик и организм человека / Н. Р. Пашина // Биология. – 2006. – № 13. – C. 3–6. – (Педагогический марафон 2006).

Защита от наркотиков только одна – ЗНАНИЯ, реальные научные знания, основанные на данных современной биологии и медицины. Наши дети, которые принимают наркотики, практически ничего не знают о механизмах их действия.

Что нужно знать о наркотиках [По материалам: С.В.Соколова «Наркотики – Ваш выбор», Джеймс Ч.Добсон «Родителям и молодоженам : доктор Добсон отвечает на ваши вопросы»] // Биология. – 2006. – № 13. – C. 7–11. – (Педагогический марафон 2006).

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Вайнер Э. Н. Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе / Э. Н. Вайнер // Здоровье детей. – 2006. – № 13. – C. 3–48.

Содержание предмета «Культура здоровья».

Методика преподавания науки о культуре здоровья.

Программно-методическое обеспечение преподавания культуры здоровья в общеобразовательной школе (1–11-й класс).

Учебные программы для 8 и 9-го классов с интеграцией вопросов культуры здоровья. Литература, рекомендуемая школьникам при изучении «Культуры здоровья».

Жулитова М. Привет из прошлого, или Недетские уроки : тренинг для педагогов в День учителя / М. Жулитова, Н. Цветкова // Школьный психолог. – 2006. – № 13. – C. 40–41. – (Конкурс).

Цель тренинга: снятие утомления и напряжения, улучшение психологического климата в коллективе (с этой целью использованы упражнения на сплочение команды).

Левошко И. Давайте жить дружно! : коррекционно-развивающая программа для педагогов / И. Левошко // Школьный психолог. – 2006. – № 13. – C. 34–38. – (Конкурс).

Цель программы: помочь педагогам наладить эффективное общение с учащимися. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.

Резапкина Г. Уроки выбора профессии / Г. Резапкина // Школьный психолог. – 2006. – № 14. – C. 4–45. – (Книжка в газете).

Психологическое обеспечение предпрофильной подготовки.

Цикл занятий (для учащихся 8–9-х классов), направленных на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистического самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации планирования карьеры.

ИМЕНА

Малето Е. Он свет в историю вносил : Современники о В.О.Ключевском / Е. Малето // История. – 2006. – № 13. – C. 16–25. – (Пыль веков).

В приложении даны некрологи, воспоминания о В.О.Ключевском, вырезки из газет (документы публикуются в соответствии с современной орфографией).

Рандошкин В. В. Нобелевский лауреат Жорес Алферов / В. В. Рандошкин // Физика. – 2006. – № 14. – C. 36–47. – (Гордость Отечества).

НА ЭКСКУРСИЮ

Лаппо Г. М. Города в творчестве Константина Паустовского / Г. М. Лаппо // География. – 2006. – № 13. – C. 9–16. – (Образ территории. Любовь к географии).

Межпредметная интеграция: география – литература.

Вся жизнь Паустовского – большое путешествие от города к городу, которое началось в Москве (место рождения), продолжилось в Киеве (учеба в гимназии), Таганроге (написан первый роман), во многих других городах и закончилась в Тарусе, где писатель и похоронен.

Чаурина Р. А. Музей в ледяной пещере / Р. А. Чаурина // Биология. – 2006. – № 13. – C. 47–48. – (Это интересно).

Жители Хатанги приглашают всех желающих совершить очную или заочную экскурсию в их необычный музей – Музей Мамонта.

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

Медкова Е. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин / Е. Медкова // Искусство. – 2006. – № 13. – C. 7–8. – (Арт-галерея).

ЧАС ЧТЕНИЯ

Соловейчик С. Статьи разных лет : Часть первая / С. Соловейчик // Первое сентября. – 2006. – № 13. – C. 1–24.

Номер газеты собран из статей С.Л.Соловейчика, опубликованных в разные годы и разных изданиях: «Неделя» и «Комсомольской правде», «Новом времени» и «Учительской газете», в «Семье и школе» и «Литературной газете».

Часть первая посвящена вопросам педагогики и школы.

Соловейчик С. Статьи разных лет : Часть вторая / С. Соловейчик // Первое сентября. – 2006. – № 14. – C. 1–24.

Статьи, собранные в этот номер, написаны не для учителей – а для родителей и просто заинтересовавшихся читателей, случайных и не очень. Они опубликованы в разные годы и в разных изданиях. Эти статьи обращены к вполне конкретным «трудным» темам в отношениях между взрослыми и детьми. Но из разрозненного рассмотрения отдельных «смысловых узлов» высветляется узнаваемый каркас знаменитой книги «Педагогика для всех».