Библиография
Людмила Сухова
Заметки на полях
По страницам газет Издательского дома
«Первое сентября» за июль 2006 года
ВМЕСТЕ С КЛАССОМ
Ашиков В. Сокровища Илангора :
сценарий школьного спектакля / В. Ашиков //
Искусство. – 2006. – № 14. – C. 18–19. – (Индия).
«Сокровища Илангора» – индийская
народная сказка о том, как один из сыновей царя
Ниламе, царевич Илангор, приумножил свои
богатства благодаря любви к знаниям и доказал
всем, что знание – истинное сокровище.
Разыграть сказку можно в классе или на
общешкольном Дне Индии. Весь номер газеты
посвящен Индии.
Ашиков В. Состязание мудрецов : игра
для 5–7 класса / В. Ашиков // Искусство. – 2006. – № 14.
– C. 17. – (Индия).
Учитель читает фрагменты древних
индийских притч, сказок, в которых героями или
самой жизнью задаются вопросы на
сообразительность.
Игру можно провести в классе или на
общешкольном Дне Индии.
Герасимова Н. Викторина по
произведениям А.С.Пушкина («Капитанская дочка»,
«Дубровский», «Пиковая дама») / Н. Герасимова //
Литература. – 2006. – № 14. – C. 11–14. – (Я иду на урок).
Викторина проводится по типу
телевизионной игры «Умники и умницы».
Зайцева Е. П. Алкоголизм – проблема
социальная и экономическая : внеклассное
мероприятие / Е. П. Зайцева // Химия. – 2006. – № 13. –
C. 41–44. – (Переписка с читателем).
Сценарий пресс-конференции. Даны
методы и методические приемы, ход мероприятия.
Котлик Е. В. «Наследство предыдущих
поколений» : Фильм-сказка об истории табака / Е. В.
Котлик // Биология. – 2006. – № 14. – C. 8–10. – (Я иду на
урок).
Сценарий сказки в пяти сценах.
Рыжов В. Мадам Потемкина, ее муж и сын
: Петр III, Екатерина II, Павел I / В. Рыжов // История.
– 2006. – № 14. – C. 36–40. – (Олимпиады, тесты,
конкурсы).
Описание исторической викторины
«Лица российской власти» (мотивационная беседа,
схема и вопросы викторины).
Стукалина Е. В гостях у Природы :
игровая программа для младших отрядов / Е.
Стукалина // Здоровье детей. – 2006. – № 14. – C. 37–41.
– (Творческая мозаика).
Тягина И. А. Может ли слепой
прозреть? : интегрированный урок по произведению
В.Короленко «Слепой музыкант» / И. А. Тягина, Л. М.
Антосюк // Биология. – 2006. – № 14. – C. 5–6. – (Я иду
на урок).
Интегрированный урок проводят
учителя биологии и литературы.
Шулина О. М. «Птицы» : викторина для
5–6-х классов / О. М. Шулина // Биология. – 2006. – № 14.
– C. 14–15. – (Я иду на урок).
Викторину проводят учащиеся 7-х
классов под руководством учителя биологии. Такую
викторину можно проводить в рамках недели
биологии или посвятить ее Дню птиц.
Юшкина З. Т. «Войди в природу другом»
: экологический сценарий для агитбригады / З. Т.
Юшкина // Биология. – 2006. – № 14. – C. 2–4. – (Я иду на
урок).
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Лашина О. Ваш ребенок-пятиклассник :
занятие родительского клуба / О. Лашина //
Школьный психолог. – 2006. – № 13. – C. 28–31. –
(Конкурс).
Цель занятия: психологическое
просвещение родителей; знакомство их с
психологическими особенностями возраста; анализ
основных трудностей, возникающих при переходе
учащихся в среднее звено.
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Никитина В. Морское путешествие :
игра для учащихся 6-го класса / В. Никитина //
Школьный психолог. – 2006. – № 13. – C. 42–46. –
(Конкурс).
Цель игры: развитие навыков
социальной перцепции (восприятия человека
человеком) с помощью невербальной коммуникации.
Орлов В. Шаги к профессии : программа
для учащихся 9-го класса / В. Орлов, Л. Галецкая //
Школьный психолог. – 2006. – № 13. – (Конкурс).
В приложении даны «Оценки личного
профессионального плана», список литературы.
Осовская С. Город мастеров : ролевая
игра для младших школьников / С. Осовская //
Школьный психолог. – 2006. – № 13. – C. 12–15. –
(Конкурс).
Цель игры: способствовать расширению
общей осведомленности детей младшего школьного
возраста через знакомство с профессиями.
Потанина А. Поведение – двойка! / А.
Потанина, А. Соболева // Начальная школа. – 2006. – №
13. – C. 37–41. – (В союзе с психологией).
Знакомая запись в дневнике: «Плохо
вел себя на уроке. Мешал соседу по парте».
...Ребенок может нарушать общепринятые
нормы поведения осознанно или неосознанно.
Давайте научимся различать те и другие
проявления и подумаем, как на них реагировать.
Советы психолога.
Рожнева Н. Я учусь владеть собой :
программа для детей младшего подросткового
возраста / Н. Рожнева // Школьный психолог. – 2006. –
№ 13. – C. 20–27. – (Конкурс).
Цель программы: нормализация
взаимоотношений между детьми в общении; обучение
детей умению видеть за своими поступками
проявление особенностей характера, умению
адаптироваться к изменяющимся социальным
условиям.
ПРОБЛЕМА
Пашина Н. Р. Наркотик и организм
человека / Н. Р. Пашина // Биология. – 2006. – № 13. – C.
3–6. – (Педагогический марафон 2006).
Защита от наркотиков только одна –
ЗНАНИЯ, реальные научные знания, основанные на
данных современной биологии и медицины. Наши
дети, которые принимают наркотики, практически
ничего не знают о механизмах их действия.
Что нужно знать о наркотиках [По
материалам: С.В.Соколова «Наркотики – Ваш выбор»,
Джеймс Ч.Добсон «Родителям и молодоженам : доктор
Добсон отвечает на ваши вопросы»] // Биология. –
2006. – № 13. – C. 7–11. – (Педагогический марафон 2006).
РАБОЧИЙ БЛОКНОТ
Вайнер Э. Н. Возможности воспитания
культуры здоровья в общеобразовательной школе /
Э. Н. Вайнер // Здоровье детей. – 2006. – № 13. – C. 3–48.
Содержание предмета «Культура
здоровья».
Методика преподавания науки о
культуре здоровья.
Программно-методическое обеспечение
преподавания культуры здоровья в
общеобразовательной школе (1–11-й класс).
Учебные программы для 8 и 9-го классов с
интеграцией вопросов культуры здоровья.
Литература, рекомендуемая школьникам при
изучении «Культуры здоровья».
Жулитова М. Привет из прошлого,
или Недетские уроки : тренинг для педагогов в
День учителя / М. Жулитова, Н. Цветкова // Школьный
психолог. – 2006. – № 13. – C. 40–41. – (Конкурс).
Цель тренинга: снятие утомления и
напряжения, улучшение психологического климата
в коллективе (с этой целью использованы
упражнения на сплочение команды).
Левошко И. Давайте жить дружно! :
коррекционно-развивающая программа для
педагогов / И. Левошко // Школьный психолог. – 2006.
– № 13. – C. 34–38. – (Конкурс).
Цель программы: помочь педагогам
наладить эффективное общение с учащимися.
Коррекция эмоционального отношения педагогов к
детям.
Резапкина Г. Уроки выбора профессии /
Г. Резапкина // Школьный психолог. – 2006. – № 14. – C.
4–45. – (Книжка в газете).
Психологическое обеспечение
предпрофильной подготовки.
Цикл занятий (для учащихся 8–9-х
классов), направленных на изучение личностных
особенностей школьников и формирование
реалистического самовосприятия, ознакомление с
миром профессий, с требованиями рынка труда и
образовательных услуг, с правилами выбора
профессии, самопрезентации планирования
карьеры.
ИМЕНА
Малето Е. Он свет в историю вносил :
Современники о В.О.Ключевском / Е. Малето //
История. – 2006. – № 13. – C. 16–25. – (Пыль веков).
В приложении даны некрологи,
воспоминания о В.О.Ключевском, вырезки из газет
(документы публикуются в соответствии с
современной орфографией).
Рандошкин В. В. Нобелевский лауреат
Жорес Алферов / В. В. Рандошкин // Физика. – 2006. – №
14. – C. 36–47. – (Гордость Отечества).
НА ЭКСКУРСИЮ
Лаппо Г. М. Города в творчестве
Константина Паустовского / Г. М. Лаппо //
География. – 2006. – № 13. – C. 9–16. – (Образ
территории. Любовь к географии).
Межпредметная интеграция: география
– литература.
Вся жизнь Паустовского – большое
путешествие от города к городу, которое началось
в Москве (место рождения), продолжилось в Киеве
(учеба в гимназии), Таганроге (написан первый
роман), во многих других городах и закончилась в
Тарусе, где писатель и похоронен.
Чаурина Р. А. Музей в ледяной пещере /
Р. А. Чаурина // Биология. – 2006. – № 13. – C. 47–48. –
(Это интересно).
Жители Хатанги приглашают всех
желающих совершить очную или заочную экскурсию в
их необычный музей – Музей Мамонта.
АРТ-ГАЛЕРЕЯ
Медкова Е. Кузьма Сергеевич
Петров-Водкин / Е. Медкова // Искусство. – 2006. – №
13. – C. 7–8. – (Арт-галерея).
ЧАС ЧТЕНИЯ
Соловейчик С. Статьи разных лет :
Часть первая / С. Соловейчик // Первое сентября. –
2006. – № 13. – C. 1–24.
Номер газеты собран из статей
С.Л.Соловейчика, опубликованных в разные годы и
разных изданиях: «Неделя» и «Комсомольской
правде», «Новом времени» и «Учительской газете»,
в «Семье и школе» и «Литературной газете».
Часть первая посвящена вопросам
педагогики и школы.
Соловейчик С. Статьи разных лет :
Часть вторая / С. Соловейчик // Первое сентября. –
2006. – № 14. – C. 1–24.
Статьи, собранные в этот номер, написаны не
для учителей – а для родителей и просто
заинтересовавшихся читателей, случайных и не
очень. Они опубликованы в разные годы и в разных
изданиях. Эти статьи обращены к вполне
конкретным «трудным» темам в отношениях между
взрослыми и детьми. Но из разрозненного
рассмотрения отдельных «смысловых узлов»
высветляется узнаваемый каркас знаменитой книги
«Педагогика для всех». |