Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2006


КОЛОНКА НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ

Здравствуйте!

– И в план ставьте только крупные формы, масштабнее надо мыслить!

Из обращения Чиновника к руководителям

библиотек на планерке в Комитете

Осень. Публичные библиотеки пишут планы на новый год. Многим поставлен срок сдачи – 1 декабря (а лучше бы пораньше), чтобы успеть получить финансирование под библиотечные проекты и программы.

Нам, детским библиотекам, не привыкать работать в несколько раздвоенном формате: реально живем по учебному году от 1 сентября до 31 мая (первая четверть – каникулы, вторая – новогодние каникулы, третья – Неделя детской книги и, наконец, четвертая четверть – летние каникулы, программы летнего чтения, работа с фондом). А планируем по году календарному (кому-то приходится еще и по кварталам разбивать и корректировать план) . Я не про это. Меня донимает совсем другой двойной стандарт.

Идея объявления 2007 года – годом чтения в России – носится в воздухе. Даже если национальным годом чтения станет не 2007, а, к примеру, 2008 год, многие библиотеки пишут свои программы продвижения чтения, организуют фестивали и праздники книги, придумывают библиокараваны и библиодилижансы, которые колесят по городу и агитируют, предлагают, уговаривают, привлекают, удивляют и призывают: «Читать сегодня модно! Ходить в библиотеки престижно!»

Но как только библиотекарь в свой план вносит такой естественный пункт, как обзор литературы, у принимающего план чиновника появляется кислое выражение лица: «Ну что вы тут со своими обзорами, дайте в план что-нибудь помасштабнее. Что за устаревшие формы!» Мне хочется на это возразить: «Господа! Обзор литературы – самая что ни на есть современная библиотечная форма работы (я даже не говорю об электронных обзорах–презентациях!) Грамотная речь увлеченного профессионала с элементами экспертной оценки – по-моему, это сегодня важно, своевременно, умно!»

Обзор литературы, работа с книжной выставкой, громкое чтение, рассказывание – формы работы, по наблюдениям практиков, самые востребованные в детской библиотеке в последние годы. Ведь традиция семейных чтений (не будем лукавить) почти утрачена, чтение вслух ребенку заканчивается сразу после праздника «Прощание с букварем». А сколько в наших библиотеках появилось детей, для которых русский не является родным. И тут как никогда прежде нужны наши громкие чтения и рассказывания!

Уважаемый Чиновник, принимающий план! Давайте уважительно отнесемся к обзорам и беседам, на которые, между прочим, и время, и ресурсы планировать надо!

Да здравствует Его величество Обзор в грядущий год чтения!

Татьяна Рудишина